Общая информация » Каталог студенческих работ » ГУМАНИТАРНЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ » ЧГИФК, логика (контрольная работа) |
29.09.2015, 14:23 | |
Упражнение 1. Укажите, какие из приведенных выражений являются именными функциями, а какие пропозициональными; определите их местность (одноместная, двухместная, или многоместная). 1 х – самая длинная река в мире. 2 Писатель х - современник писателя у. 3 Правильная дробь у больше дроби 213 Упражнение 2. Создайте 5 пар понятий находящихся в отношении пересечения. 1 Экономист. 2 Дипломат. 3 Менеджер. 4 Мастер спорта. 5 Преподаватель. 6 Чемпион. Упражнение 3. К каждому из исходных понятий подберите подчиненные и подчиняющие понятия. 1 Художник. 2 Осень. 3 Ученый. Упражнение 4. К каждому из понятий подберите понятия, которые находятся в отношении соподчинения с ними. 1 Городской транспорт. 2 Планета. 3 Литературное произведение. Упражнение 5. К каждому понятию подберите противоречащее и противоположное понятия. 1 Сильный. 2 Здоровый. 3 Активный. Упражнение 6. Изобразите отношения между понятиями с помощью круговых схем. 1 Медведь; панда; бурый медведь; животное; млекопитающее; крокодил. 2 Прибор, электрический прибор, чайник, утюг, утюг «Brawn», ложка. Упражнение 7. Определите, в каком смысле – разделительном или собирательном – употребляются выделенные понятия. 1 Занятия спортом формируют характер. 2 Судьи объективны и следят за соблюдением правил. 3 Книга – лучший подарок. Упражнение 8. Дайте логическую характеристику понятию. 1 Проигрыш огорчает. 2 Студенты должны сдавать логику. 3 Нулевое понятие. Упражнение 9. Установите, что происходит с объемом и содержанием в следующих парах понятий. 1 Выносливость – скоростная выносливость. 2 Сила – скорость. 3 Город Чайковский – город. Упражнение 10. Обобщите понятия. 1 Принтер. 2 Журнал «Начальная школа». 3 Самолет. Упражнение 11. Ограничьте понятия. 1 Выносливость. 2 Педагогический прием. 3 Грибы. Упражнение 12. Установите правильность следующих определений. В неправильных определениях укажите, какое правило нарушено. Дайте правильное определение. 1 Пропеллер – устройство на спине у Карлсона. 2 Астроном – ученый, изучающий звезды. 3 Гидроэлектроэнергия вид возобновляемой энергии Упражнение 13. Укажите вид определения, определяемое и определяющее понятия, в последнем укажите родовое понятие и видовое отличие. 1 Дедукция – логический переход от общего к частному. 2 Инстинкт – биологическая, врожденная форма поведения. 3 Аудитория – помещение для чтения докладов, лекций. Упражнение 14. Установите, являются ли следующие деления правильными? Если деление неправильное, то перечислите нарушенные правила. 1 Правильные четырёхугольники делятся на ромбы, квадраты и прямоугольники. 2 Книги делятся на научные, учебные, детективные и скучные. 3 Спортсмены делятся на две категории – на победителей и старательных. Упражнение 15. Произведите логическое деление каждого из приводимых ниже понятий по нескольким основаниям. 1 Вид спорта. 2 Понятие. 3 Преподаватель. Упражнение 16. Найдите субъект, предикат и связку. Определите количество и качество суждений, укажите кванторное слово. 1 Лень никогда не приводит к добру. 2 Ни один студент не любит признавать свои ошибки. 3 Некоторые европейские страны – члены НАТО. Упражнение 17. Постройте отрицание следующих суждений. (При отрицании атрибутивных суждений меняется его качество и количество). 1 Некоторые участники конференции не согласились с выдвинутым тезисом. 2 Все учебные заведения имеют лицензию на образовательную деятельность. 3 Некоторые члены российской сборной ведут активную работу по пропаганде здорового образа жизни. Упражнение 18. Обозначьте вид суждений, изобразите отношения между терминами с помощью круговых схем, установите распределенность субъекта и предиката. 1 Все студенты являются учащимися со студенческими билетами. 2 Не бывает тортиков бесплатных. 3 Некоторые спортсмены – не лыжники. Упражнение 19. Проверьте логическую состоятельность следующих суждений, построенных на основе логического квадрата; укажите, в каких примерах допущены ошибки и в чем они заключаются. 1 Ложно, что все студенты ЧГИФК – единоборцы; значит, истинно, что ни один студент ЧГИФК – не единоборец. 2 Истинно, что ни один учебник логики, ни читается легко, значит ложно, что все учебники логики читаются легко. 3 Истинно, что все студенты должны учить логику; значит истинно, что некоторые студенты должны учить логику. Упражнение 20. Из приведенных ниже суждений выведите противоречащие, частичной совместимости и подчиняющие суждения; установите их истинность или ложность. 1 Все научные книги являются неинтересными. 2 Некоторые дети дошкольного возраста нуждаются в дневном сне. 3 Ни один красный мухомор не является съедобным. Упражнение 21. При помощи логического квадрата выведите противоположные, противоречащие и подчиненные данным суждения. Установите их истинность или ложность. 1 Все грибы съедобны. 2 Все спортсмены, нарушающие правила, подлежат дисквалификации.. 3 Любое занятие спортом приносит человеку пользу. Упражнение 22. При истинности исходного суждения «Х знает Y, но Y не знает Х» определите истинностные значения следующих суждений: 1 Х и Y не знают друг друга. 2 Y знает Х, или Х не знает Y. 3 Либо Y не знает Х, либо Х знает Y. Упражнение 23. Сделайте вывод путем превращения. 1 Ни один рассказ этого автора не является реалистическим. 2 Все преподаватели имеют высшее образование. 3 Некоторые единоборцы не являются «ударниками». Упражнение 24. Подберите 4 суждения (А, I, Е, О), сделайте из них выводы путем превращения. Упражнение 25. Сделайте вывод с помощью операции обращения. 1 Все математики – ученые. 2 Наука на веру ничего не принимает. 3 Никто из людей не был на Марсе. Упражнение 26. Подберите 3 суждения (А, Е, I), сделайте из них выводы путем обращения. Упражнение 27. Сделайте вывод в следующих суждениях путем противопоставления предикату. 1 Многие киноактеры являются актерами театра – значит … 2 Все композиторы музыканты – значит… 3 Некоторые книги являются научными – значит… Упражнение 28. Подберите 3 суждения (А, Е, О), сделайте выводы путем противопоставления предикату. Упражнение 29. Произведите операцию противопоставления субъекту. 1 Некоторые спортсмены являются мастерами спорта. 2 Все спортсмены мечтают принять участие в Олимпийских Играх. 3 Ни один спортсмен не сдаётся. Упражнение 30. Подберите 3 суждения (А, I, Е), сделайте из них выводы путем противопоставления субъекту. Упражнение 31. На основании данных трех понятий постройте правильный силлогизм, определите его фигуру и модус. 1 Зарядка; физкультура; занятие, полезное для здоровья. 2 Логика; дисциплина; трудна для студентов. 3 Золотая медаль; Иван; упорно тренироваться. Упражнение 32. Проверьте логическую состоятельность следующих силлогизмов, определите его форму. 1 Всякий преподаватель является либо строгим, либо добрым. Этого преподавателя нельзя считать добрым. Следовательно, этот преподаватель – строг. 2 ЧГИФК имеет большой потенциал. Иван – студент ЧГИФК. Следовательно, Иван имеет большой потенциал. 3 Все преподаватели ЧГИФК имеют высшее образование. Иван – не преподаватель ЧГИФК. Значит, Иван не имеет высшего образования. Упражнение 33. Определите посылки и заключение в следующих, условно категорических умозаключениях, постройте схему вывода, определите модус и проверьте правильность умозаключений по их форме. 1 Если кто завоевал медаль, то он постарается ее показать, а Иван медаль не показывает. Значит… 2 Если он не изучал логику, то он не может решить эту задачу. Он изучал логику. Значит… 3 Если бы студент учил логику, то его бы не отчислили. Но его отчислили. Ясно…. Упражнение 34. Использую условную посылку, постройте умозаключение: а) по утверждающему модусу, б) по отрицательному модусу. 1 Если хочешь быть хорошим спортсменом, много тренируйся. 2 Кто никогда не падал, тот не научится вставать. 3 Кто никогда не страдал, тот не любил. Упражнение 35. Восстановите пропущенную часть силлогизма. 1 Иван обязан соблюдать правила соревнований, так как все спортсмены должны соблюдать правила соревнований. 2 Ты опоздал на пару, поэтому выйди. 3 Тебе никогда не стать хорошим спортсменом, ты так мало тренируешься. | |