Общая информация » Каталог студенческих работ » ГУМАНИТАРНЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ » ЧГИФК, логика (контрольная работа) |
29.09.2015, 14:23 | |
Упражнение 1. Укажите, какие из приведенных выражений являются именными функциями, а какие пропозициональными; определите их местность (одноместная, двухместная, или многоместная). 1 х и у – студенты. 2 Город х расположен между городов у и z. 3 х2 + y2 = z2 Упражнение 2. Создайте 5 пар понятий находящихся в отношении пересечения. 1 Офицер. 2 Повар. 3 Декан. 4 Баскетболист. 5 Отец. 6 Женщина. Упражнение 3. К каждому из исходных понятий подберите подчиненные и подчиняющие понятия. 1 Аудитория. 2 Лекция. 3 Преподаватель. Упражнение 4. К каждому из понятий подберите понятия, которые находятся в отношении соподчинения с ними. 1 Мебель. 2 Тип темперамента. 3 Музыкальное произведение. Упражнение 5. К каждому понятию подберите противоречащее и противоположное понятия. 1 Хороший. 2 Красный. 3 Здоровый. Упражнение 6. Изобразите отношения между понятиями с помощью круговых схем. 1 Дерево, тополь, вечнозеленое дерево, сосна, растение, фиалка. 2 Карандаш, простой карандаш, цветной карандаш, пишущее средство, товар. Упражнение 7. Определите, в каком смысле – разделительном или собирательном – употребляются выделенные понятия. 1 Студенты всегда голодны. 2 Олимпийские Игры проводятся раз в четыре года. 3 Наши спортсмены не проигрывают. Упражнение 8. Дайте логическую характеристику понятию. 1 Нападающий удар в волейболе приносит очки 2 Студенты должны сдавать логику. 3 Дилетанты считают, что спорт полезен для здоровья. Упражнение 9. Установите, что происходит с объемом и содержанием в следующих парах понятий. 1 Закрытая дверь – запертая дверь. 2 Украденная вещь – пропавшая вещь. 3 Спортсмен – тренер. Упражнение 10. Обобщите понятия. 1 Стадион. 2 Журнал «Теория и практика физической культуры». 3 Опера. Упражнение 11. Ограничьте понятия. 1 Студент. 2 Тренер. 3 Спортсмен. Упражнение 12. Установите правильность следующих определений. В неправильных определениях укажите, какое правило нарушено. Дайте правильное определение. 1 Студент – учащийся. 2 Мост – это сооружение через реку. 3 Сто – это сто единиц. Упражнение 13. Укажите вид определения, определяемое и определяющее понятия, в последнем укажите родовое понятие и видовое отличие. 1 Техника – наиболее эффективный способ выполнения двигательного действия. 2 Индукция – логический переход от частного к общему. 3 Аудитория – помещение для чтения докладов, лекций. Упражнение 14. Установите, являются ли следующие деления правильными? Если деление неправильное, то перечислите нарушенные правила. 1 Виды спорта делятся на олимпийские и летние. 2 Спортсмены делятся на две категории – на победителей и не наших. 3 Газеты делятся на ежедневные, еженедельные, выходящие нерегулярно. Упражнение 15. Произведите логическое деление каждого из приводимых ниже понятий по нескольким основаниям. 1 Речь. 2 Сделка. 3 Понятие. Упражнение 16. Найдите субъект, предикат и связку. Определите количество и качество суждений, укажите кванторное слово. 1 Русские открыли северо-восточную границу Азии. 2 Часто победа на соревнованиях является катализатором зазнайства. 3 Всякий хирург является по образованию врачом. Упражнение 17. Постройте отрицание следующих суждений. (При отрицании атрибутивных суждений меняется его качество и количество). 1 Все композиторы музыканты. 2 Ни один студент нашей группы не имеет высшего образования. 3 Все дни в мае были солнечными. Упражнение 18. Обозначьте вид суждений, изобразите отношения между терминами с помощью круговых схем, установите распределенность субъекта и предиката. 1 Не бывает тортиков бесплатных. 2 Некоторые виды спорта являются зимними. 3 Ни в одном диктанте нет стольких ошибок как в этом. Упражнение 19. Проверьте логическую состоятельность следующих суждений, построенных на основе логического квадрата; укажите, в каких примерах допущены ошибки и в чем они заключаются. 1 Ложно то, что некоторые сражения не принесли Суворову победы; значит, истинно то, что некоторые сражения принесли Суворову победу. 2 Ложно, что ни одно положение Аристотеля не является ошибочным, значит, ложно также, что некоторые положения Аристотеля не являются ошибочными. 3 Истинно, что некоторые мысли можно выразить жестами; значит, истинно также то, что некоторые мысли нельзя выразить жестами. Упражнение 20. Из приведенных ниже суждений выведите противоречащие, частичной совместимости и подчиняющие суждения; установите их истинность или ложность. 1 Часть грибов являются съедобными. 2 Некоторые институты не являются физкультурными. 3 Не все студенты – дневники. Упражнение 21. При помощи логического квадрата выведите противоположные, противоречащие и подчиненные данным суждения. Установите их истинность или ложность. 1 Любое занятие спортом приносит человеку пользу. 2 Все студенты сдают экзамены. 3 Все реки судоходны. Упражнение 22. При истинности исходного суждения «Х знает Y, но Y не знает Х» определите истинностные значения следующих суждений: 1 Х и Y не знают друг друга. 2 Y знает Х, или Х не знает Y. 3 Либо Y не знает Х, либо Х знает Y. Упражнение 23. Сделайте вывод путем превращения. 1 Ни одно растение – не хищник. 2 Некоторые рефлексы животных не являются безусловными. 3 Все бактерии вредны. Упражнение 24. Подберите 4 суждения (А, I, Е, О), сделайте из них выводы путем превращения. Упражнение 25. Сделайте вывод с помощью операции обращения. 1 Никто из студентов не является Олимпийским чемпионом. 2 Все спортсмены люди ответственные. 3 Большинство глупых людей считают себя умными. Упражнение 26. Подберите 3 суждения (А, Е, I), сделайте из них выводы путем обращения. Упражнение 27. Сделайте вывод в следующих суждениях путем противопоставления предикату. 1 Все больные плохо себя чувствуют. 2 Ни одна книга не является скучной. 3 Некоторые студенты не являются успевающими. Упражнение 28. Подберите 3 суждения (А, Е, О), сделайте выводы путем противопоставления предикату. Упражнение 29. Произведите операцию противопоставления субъекту. 1 Некоторые люди обладают поразительной памятью. 2 Некоторые люди не разбираются в живописи. 3 Некоторые полезные ископаемые редки. Упражнение 30. Подберите 3 суждения (А, I, Е), сделайте из них выводы путем противопоставления субъекту. Упражнение 31. На основании данных трех понятий постройте правильный силлогизм, определите его фигуру и модус. 1 Единоборец; каратист; Иван. 2 Биатлон; зимний вид спорта; олимпийский вид спорта. 3 Аборигены; амулет; современные женщины. Упражнение 32. Проверьте логическую состоятельность следующих силлогизмов, определите его форму. 1 В книге ценится или ее содержание, или форма изложения. В научной книге ценится ее содержание. Значит, в научной книге не ценится форма изложения. 2 На зачете оцениваются или знания или умения. На этом зачете оценивают знания. Значит, на этом зачете не оцениваются умения. 3 ЧГИФК имеет большой потенциал. Иван – студент ЧГИФК. Следовательно, Иван имеет большой потенциал. Упражнение 33. Определите посылки и заключение в следующих, условно категорических умозаключениях, постройте схему вывода, определите модус и проверьте правильность умозаключений по их форме. 1 Если он не изучал логику, то он не может решить эту задачу. Он изучал логику. Значит… 2 Иван не станет чемпионом, если он не выиграет эту встречу. Он выиграл эту встречу. Значит… 3 Если в силлогизме три термина, то он правильный. В данном силлогизме три термина. Следовательно…. Упражнение 34. Использую условную посылку, постройте умозаключение: а) по утверждающему модусу, б) по отрицательному модусу. 1 Если яблоки на яблоне созрели, то они падают. 2 Если эти растения замерзнут, то они погибнут. 3 Если мы не можем изменить обстоятельства, то мы вполне можем изменить свое отношение к ним. Упражнение 35. Восстановите пропущенную часть силлогизма. 1 Эта победа не может быть признана, так как была достигнута с нарушением правил. 2 Иван – студент, поэтому он сдает логику. 3 Иван не изучает логику, и он не является студентом ЧГИФК. | |