Общая информация » Каталог студенческих работ » ГУМАНИТАРНЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ » ЧГИФК, логика (контрольная работа) |
29.09.2015, 14:22 | |
Упражнение 1. Укажите, какие из приведенных выражений являются именными функциями, а какие пропозициональными; определите их местность (одноместная, двухместная, или многоместная). 1 Тренер х – наставник спортсмена у. 2 Студент х – одногруппник студента у. 3 z, делится на 5 без остатка. Упражнение 2. Создайте 5 пар понятий находящихся в отношении пересечения. 1 Чемпион. 2 Житель Чайковского. 3 Менеджер по туризму. 4 Мастер спорта. 5 Студент. 6 Спортсмен. Упражнение 3. К каждому из исходных понятий подберите подчиненные и подчиняющие понятия. 1 Институт. 2 Учебник. 3 Студент. Упражнение 4. К каждому из понятий подберите понятия, которые находятся в отношении соподчинения с ними. 1 Физическое качество. 2 Вид спорта. 3 Черта характера. Упражнение 5. К каждому понятию подберите противоречащее и противоположное понятия. 1 Быстрый. 2 Высокий. 3 Сильный. Упражнение 6. Изобразите отношения между понятиями с помощью круговых схем. 1 Университет; институт; Чайковский ГИФК; вуз; учебное заведение. 2 Студент, изучающий логику; человек, изучающий логику; ученый; человек, решающий логическую задачу. Упражнение 7. Определите, в каком смысле – разделительном или собирательном – употребляются выделенные понятия. 1 Студенты, обучающиеся в ЧГИФК, изучают логику. 2 Россия готовится принять Олимпийские Игры. 3 Спортсмены – национальное богатство страны. Упражнение 8. Дайте логическую характеристику понятию. 1 Студенты должны сдавать логику. 2 Дилетанты считают, что спорт полезен для здоровья. 3 Нулевое понятие. Упражнение 9. Установите, что происходит с объемом и содержанием в следующих парах понятий. 1 Биатлон – летний биатлон. 2 Занятое место – призовое место. 3 Учитель – ученик. Упражнение 10. Обобщите понятия. 1 Бассейн. 2 Журнал «Физическая культура: образование, воспитание тренировка». 3 Сотовый телефон. Упражнение 11. Ограничьте понятия. 1 Лыжник. 2 Педагог. 3 Шоколад. Упражнение 12. Установите правильность следующих определений. В неправильных определениях укажите, какое правило нарушено. Дайте правильное определение. 1 Нефть – черное золото. 2 Раб – человек, не имеющий свободы. 3 Термометр – измерительный прибор. Упражнение 13. Укажите вид определения, определяемое и определяющее понятия, в последнем укажите родовое понятие и видовое отличие. 1 Прибыль – разница между выручкой предприятия за реализованную продукцию и издержками на ее производство. 2 Альтруизм – бескорыстная забота о благе других. 3 Кандидат наук – ученая степень, присуждаемая лицам, успешно сдавшим кандидатские экзамены, опубликовавшим в печати основное содержание диссертации (автореферат) и защитившим ее. Упражнение 14. Установите, являются ли следующие деления правильными? Если деление неправильное, то перечислите нарушенные правила. 1 Виды спорта делятся на олимпийские и летние. 2 Источники бывают холодные, солёные, серные. 3 Науки делятся на гуманитарные и естественные. Упражнение 15. Произведите логическое деление каждого из приводимых ниже понятий по нескольким основаниям. 1 Яхты. 2 Лыжники. 3 Экзамены. Упражнение 16. Найдите субъект, предикат и связку. Определите количество и качество суждений, укажите кванторное слово. 1 Некоторые студенты не любят логику. 2 Русские изобрели радио. 3 Ни один студент не против списать домашнее задание. Упражнение 17. Постройте отрицание следующих суждений. (При отрицании атрибутивных суждений меняется его качество и количество). 1 Некоторые студенты используют время на занятиях совершенно нерационально. 2 Все студенты нашей группы учатся хорошо. 3 Оптимисты не боятся трудностей. Упражнение 18. Обозначьте вид суждений, изобразите отношения между терминами с помощью круговых схем, установите распределенность субъекта и предиката. 1 Некоторые летчики – космонавты. 2 Все бактерии вредны. 3 Некоторые слоны живут в Африке. Упражнение 19. Проверьте логическую состоятельность следующих суждений, построенных на основе логического квадрата; укажите, в каких примерах допущены ошибки и в чем они заключаются. 1 Ложно то, что некоторые сражения не принесли Суворову победы; значит, истинно то, что некоторые сражения принесли Суворову победу. 2 Ложно, что ни одно положение Аристотеля не является ошибочным, значит, ложно также, что некоторые положения Аристотеля не являются ошибочными. 3 Истинно, что некоторые мысли можно выразить жестами; значит, истинно также то, что некоторые мысли нельзя выразить жестами. Упражнение 20. Из приведенных ниже суждений выведите противоречащие, частичной совместимости и подчиняющие суждения; установите их истинность или ложность. 1 Все ягоды съедобны. 2 Все люди жизнерадостные. 3 Ни один специалист не застрахован от ошибки. Упражнение 21. При помощи логического квадрата выведите противоположные, противоречащие и подчиненные данным суждения. Установите их истинность или ложность. 1 Большинство студентов успешно сдают логику. 2 Многие студенты хорошо сдают ОФП. 3 Все студенты сдают экзамены. Упражнение 22. При истинности исходного суждения «Х знает Y, но Y не знает Х» определите истинностные значения следующих суждений: 1 Х не знает Y и Y не знает Х. 2 Если Х не знает Y, то Y знает Х. 3 Х знает Y тогда и только тогда, когда Y знает Х. Упражнение 23. Сделайте вывод путем превращения. 1 Некоторые деревья не растут в северных широтах. 2 Ни одна захватническая война не является справедливой. 3 Все студенты нашей группы приняли участие в научной конференции. Упражнение 24. Подберите 4 суждения (А, I, Е, О), сделайте из них выводы путем превращения. Упражнение 25. Сделайте вывод с помощью операции обращения. 1 Спорт никому не прощает лени. 2 Некоторые спортсмены достойны восхищения. 3 Все спортсмены люди ответственные. Упражнение 26. Подберите 3 суждения (А, Е, I), сделайте из них выводы путем обращения. Упражнение 27. Сделайте вывод в следующих суждениях путем противопоставления предикату. 1 Слава изнашивается - значит…. 2 Некоторые легкие чувства часто длятся очень долго – значит… 3 Холостяк – это мужчина, которому удалось не найти жену – значит… Упражнение 28. Подберите 3 суждения (А, Е, О), сделайте выводы путем противопоставления предикату. Упражнение 29. Произведите операцию противопоставления субъекту. 1 Ничто разумное не ставит меня в тупик. 2 Некоторые полезные ископаемые редки. 3 Все дороги ведут в Рим. Упражнение 30. Подберите 3 суждения (А, I, Е), сделайте из них выводы путем противопоставления субъекту. Упражнение 31. На основании данных трех понятий постройте правильный силлогизм, определите его фигуру и модус. 1 Порядочный человек; друг; лицемер. 2 Страус; птица; позвоночное. 3 Мышьяк; лекарство; яд. Упражнение 32. Проверьте логическую состоятельность следующих силлогизмов, определите его форму. 1 Все единоборцы занимаются ОФП, и все лыжники занимаются ОФП, значит, некоторые лыжники – единоборцы. 2 Ни один преподаватель не любит «халявы». Каждый студент любит «халяву». Ни один студент не является преподавателем. 3 Некоторые студенты не написали контрольную работу по логике, а ни один, не написавший такой работы, не может рассчитывать на зачет. Значит, некоторые студенты не могут рассчитывать на зачет. Упражнение 33. Определите посылки и заключение в следующих, условно категорических умозаключениях, постройте схему вывода, определите модус и проверьте правильность умозаключений по их форме. 1 Если кто похитил вещь, то он постарается ее спрятать, а обвиняемый вещь не спрятал. Значит… 2 Если бы цветы поливали, то они не засохли бы. Но они засохли. Ясно…. 3 Если Аристотеля можно считать непогрешимым авторитетом, то логику стоит изучать. Но Аристотеля нельзя считать непогрешимым авторитетом. Следовательно… Упражнение 34. Использую условную посылку, постройте умозаключение: а) по утверждающему модусу, б) по отрицательному модусу. 1 Кто критикует, пусть предлагает альтернативу. 2 Если человек богат, то он счастлив. 3 Если студент имеет задолженности по дисциплинам, то его отчисляют. Упражнение 35. Восстановите пропущенную часть силлогизма. 1 Иван – студент, поэтому он сдает логику. 2 У хороших преподавателей не бывает плохих студентов. Значит, ты не являешься хорошим преподавателем. 3 Этот студент не допущен к зачету, так как он не написал контрольную работу. | |