Общая информация » Каталог студенческих работ » ГУМАНИТАРНЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ » ЧГИФК, логика (контрольная работа) |
29.09.2015, 14:22 | |
Упражнение 1. Укажите, какие из приведенных выражений являются именными функциями, а какие пропозициональными; определите их местность (одноместная, двухместная, или многоместная). 1 Разность х2 и у3. 2 х – самый первый чемпион мира по биатлону. 3 Правильная дробь у больше дроби 213 Упражнение 2. Создайте 5 пар понятий находящихся в отношении пересечения. 1 Мастер спорта. 2 Студент. 3 Спортсмен. 4 Преподаватель. 5 Футболист. 6 Декан. 7 Красивая девушка. Упражнение 3. К каждому из исходных понятий подберите подчиненные и подчиняющие понятия. 1 Доктор. 2 Метро. 3 Художник. Упражнение 4. К каждому из понятий подберите понятия, которые находятся в отношении соподчинения с ними. 1 Море. 2 Композитор. 3 Валюта. Упражнение 5. К каждому понятию подберите противоречащее и противоположное понятия. 1 Добрый. 2 Молодой. 3 Активный. Упражнение 6. Изобразите отношения между понятиями с помощью круговых схем. 1 Кошка, домашнее животное, животное семейства кошачьих, тигр, корова, дикое животное. 2 Растение, комнатное растение, цветок, морковь, тополь Упражнение 7. Определите, в каком смысле – разделительном или собирательном – употребляются выделенные понятия. 1 Каждое время года имеет свое название. 2 Судьи независимы и подчиняются только закону. 3 Каждое государство имеет свою конституцию. Упражнение 8. Дайте логическую характеристику понятию. 1 Созвездие Большой Медведицы. 2 Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова. 3 Студенты должны сдавать логику. Упражнение 9. Установите, что происходит с объемом и содержанием в следующих парах понятий. 1 «Щелкунчик» – балет П.И.Чайковского. 2 Молодой человек – спортсмен. 3 Институт – институт физической культуры. Упражнение 10. Обобщите понятия. 1 Доктор наук. 2 Кама. 3 Доктор Упражнение 11. Ограничьте понятия. 1 Монархия. 2 Съезд. 3 Депутат. Упражнение 12. Установите правильность следующих определений. В неправильных определениях укажите, какое правило нарушено. Дайте правильное определение. 1 Историк - человек, изучающий историю. 2 Мухомор есть ядовитый гриб. 3 Планета – небесное тело, вращающееся вокруг Солнца. Упражнение 13. Укажите вид определения, определяемое и определяющее понятия, в последнем укажите родовое понятие и видовое отличие. 1 Цилиндр – геометрическое тело, образованное вращением прямоугольника вокруг одной из сторон. 2 Вино – алкогольный напиток, получаемый путем сбраживания фруктового сока. 3 Логика – это философская наука о формах, в которых протекает человеческое мышление, и о законах, которым оно подчиняется. Упражнение 14. Установите, являются ли следующие деления правильными? Если деление неправильное, то перечислите нарушенные правила. 1 Биатлон бывает летний и зимний. 2 Студенты бывают способные, старательные, ленивые и неуспевающие. 3 Люди делятся на веселых и глупых. Упражнение 15. Произведите логическое деление каждого из приводимых ниже понятий по нескольким основаниям. 1 Речь. 2 Сделка. 3 Понятие. Упражнение 16. Найдите субъект, предикат и связку. Определите количество и качество суждений, укажите кванторное слово. 1 Русские открыли северо-восточную границу Азии. 2 Часто победа на соревнованиях является катализатором зазнайства. 3 Всякий хирург является по образованию врачом. Упражнение 17. Постройте отрицание следующих суждений. (При отрицании атрибутивных суждений меняется его качество и количество). 1 Все композиторы музыканты. 2 Ни один студент нашей группы не имеет высшего образования. 3 Все дни в мае были солнечными. Упражнение 18. Обозначьте вид суждений, изобразите отношения между терминами с помощью круговых схем, установите распределенность субъекта и предиката. 1 Не бывает тортиков бесплатных. 2 Некоторые виды спорта являются зимними. 3 Ни в одном диктанте нет стольких ошибок как в этом. Упражнение 19. Проверьте логическую состоятельность следующих суждений, построенных на основе логического квадрата; укажите, в каких примерах допущены ошибки и в чем они заключаются. 1 Ложно то, что некоторые сражения не принесли Суворову победы; значит, истинно то, что некоторые сражения принесли Суворову победу. 2 Ложно, что ни одно положение Аристотеля не является ошибочным, значит, ложно также, что некоторые положения Аристотеля не являются ошибочными. 3 Истинно, что некоторые мысли можно выразить жестами; значит, истинно также то, что некоторые мысли нельзя выразить жестами. Упражнение 20. Из приведенных ниже суждений выведите противоречащие, частичной совместимости и подчиняющие суждения; установите их истинность или ложность. 1 Часть грибов являются съедобными. 2 Некоторые институты не являются физкультурными. 3 Не все студенты – дневники. Упражнение 21. При помощи логического квадрата выведите противоположные, противоречащие и подчиненные данным суждения. Установите их истинность или ложность. 1 Любое занятие спортом приносит человеку пользу. 2 Все студенты сдают экзамены. 3 Все реки судоходны. Упражнение 22. При истинности исходного суждения «Х знает Y, но Y не знает Х» определите истинностные значения следующих суждений: 1 Х и Y не знают друг друга. 2 Y знает Х, или Х не знает Y. 3 Либо Y не знает Х, либо Х знает Y. Упражнение 23. Сделайте вывод путем превращения. 1 Ни один рассказ этого автора не является реалистическим. 2 Все преподаватели имеют высшее образование. 3 Некоторые единоборцы не являются «ударниками». Упражнение 24. Подберите 4 суждения (А, I, Е, О), сделайте из них выводы путем превращения. Упражнение 25. Сделайте вывод с помощью операции обращения. 1 Все математики – ученые. 2 Наука на веру ничего не принимает. 3 Никто из людей не был на Марсе. Упражнение 26. Подберите 3 суждения (А, Е, I), сделайте из них выводы путем обращения. Упражнение 27. Сделайте вывод в следующих суждениях путем противопоставления предикату. 1 Многие киноактеры являются актерами театра – значит … 2 Все композиторы музыканты – значит… 3 Некоторые книги являются научными – значит… Упражнение 28. Подберите 3 суждения (А, Е, О), сделайте выводы путем противопоставления предикату. Упражнение 29. Произведите операцию противопоставления субъекту. 1 Ничто разумное не ставит меня в тупик. 2 Некоторые полезные ископаемые редки. 3 Все дороги ведут в Рим. Упражнение 30. Подберите 3 суждения (А, I, Е), сделайте из них выводы путем противопоставления субъекту. Упражнение 31. На основании данных трех понятий постройте правильный силлогизм, определите его фигуру и модус. 1 Порядочный человек; друг; лицемер. 2 Страус; птица; позвоночное. 3 Мышьяк; лекарство; яд. Упражнение 32. Проверьте логическую состоятельность следующих силлогизмов, определите его форму. 1 Все единоборцы занимаются ОФП, и все лыжники занимаются ОФП, значит, некоторые лыжники – единоборцы. 2 Ни один преподаватель не любит «халявы». Каждый студент любит «халяву». Ни один студент не является преподавателем. 3 Некоторые студенты не написали контрольную работу по логике, а ни один, не написавший такой работы, не может рассчитывать на зачет. Значит, некоторые студенты не могут рассчитывать на зачет. Упражнение 33. Определите посылки и заключение в следующих, условно категорических умозаключениях, постройте схему вывода, определите модус и проверьте правильность умозаключений по их форме. 1 Если кто похитил вещь, то он постарается ее спрятать, а обвиняемый вещь не спрятал. Значит… 2 Если бы цветы поливали, то они не засохли бы. Но они засохли. Ясно…. 3 Если Аристотеля можно считать непогрешимым авторитетом, то логику стоит изучать. Но Аристотеля нельзя считать непогрешимым авторитетом. Следовательно… Упражнение 34. Использую условную посылку, постройте умозаключение: а) по утверждающему модусу, б) по отрицательному модусу. 1 Кто критикует, пусть предлагает альтернативу. 2 Если человек богат, то он счастлив. 3 Если студент имеет задолженности по дисциплинам, то его отчисляют. Упражнение 35. Восстановите пропущенную часть силлогизма. 1 Иван – студент, поэтому он сдает логику. 2 У хороших преподавателей не бывает плохих студентов. Значит, ты не являешься хорошим преподавателем. 3 Этот студент не допущен к зачету, так как он не написал контрольную работу. | |