Общая информация » Каталог студенческих работ » ГУМАНИТАРНЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ » ЧГИФК, логика (контрольная работа) |
29.09.2015, 14:22 | |
Упражнение 1. Укажите, какие из приведенных выражений являются именными функциями, а какие пропозициональными; определите их местность (одноместная, двухместная, или многоместная). 1 х – самая длинная река в мире. 2 Писатель х - современник писателя у. 3 Правильная дробь у больше дроби 213 Упражнение 2. Создайте 5 пар понятий находящихся в отношении пересечения. 1 Экономист. 2 Дипломат. 3 Менеджер. 4 Мастер спорта. 5 Преподаватель. 6 Чемпион. Упражнение 3. К каждому из исходных понятий подберите подчиненные и подчиняющие понятия. 1 Художник. 2 Осень. 3 Ученый. Упражнение 4. К каждому из понятий подберите понятия, которые находятся в отношении соподчинения с ними. 1 Городской транспорт. 2 Планета. 3 Литературное произведение. Упражнение 5. К каждому понятию подберите противоречащее и противоположное понятия. 1 Сильный. 2 Здоровый. 3 Активный. Упражнение 6. Изобразите отношения между понятиями с помощью круговых схем. 1 Медведь; панда; бурый медведь; животное; млекопитающее; крокодил. 2 Прибор, электрический прибор, чайник, утюг, утюг «Brawn», ложка. Упражнение 7. Определите, в каком смысле – разделительном или собирательном – употребляются выделенные понятия. 1 Занятия спортом формируют характер. 2 Судьи объективны и следят за соблюдением правил. 3 Книга – лучший подарок. Упражнение 8. Дайте логическую характеристику понятию. 1 Коллекция почтовых марок была уникальна. 2 Родственные отношения обязывают. 3 Безбилетный пассажир должен выйти на следующей остановке. Упражнение 9. Установите, что происходит с объемом и содержанием в следующих парах понятий. 1 Молодежная организация – экологическая организация. 2 Опера – опера П.И. Чайковского «Орлеанская дева». 3 Закрытая книга – неоткрывавшаяся книга. Упражнение 10. Обобщите понятия. 1 Доктор наук. 2 Справедливость. 3 Каратэ. Упражнение 11. Ограничьте понятия. 1 Время года. 2 Автомобиль. 3 Оценка. Упражнение 12. Установите правильность следующих определений. В неправильных определениях укажите, какое правило нарушено. Дайте правильное определение. 1 Солдат есть храбрый человек, который готов умереть за своё отечество. 2 Слон – большое африканское животное. 3 Железные дороги – средство общения людей между собой. Упражнение 13. Укажите вид определения, определяемое и определяющее понятия, в последнем укажите родовое понятие и видовое отличие. 1 Прибыль – разница между выручкой предприятия за реализованную продукцию и издержками на ее производство. 2 Кокаин – ядовитое вещество, добываемое из тропического растения. 3 Альтруизм – бескорыстная забота о благе других. Упражнение 14. Установите, являются ли следующие деления правильными? Если деление неправильное, то перечислите нарушенные правила. 1 Формы обучения в вузе делятся на дневную, вечернюю и заочную. 2 Животные делятся на хищников, травоядных, всеядных и млекопитающих. 3 Церкви делятся православные и католические, высокие и низкие. Упражнение 15. Произведите логическое деление каждого из приводимых ниже понятий по нескольким основаниям. 1 Речь. 2 Диплом. 3 Соревнования Упражнение 16. Найдите субъект, предикат и связку. Определите количество и качество суждений, укажите кванторное слово. 1 Всякий кандидат наук защищал диссертацию. 2 Большинство спортсменов не курят. 3 Большинство дисциплин в вузе непростые. Упражнение 17. Постройте отрицание следующих суждений. (При отрицании атрибутивных суждений меняется его качество и количество). 1 Ни один специалист не злоупотребляет своим служебным положением. 2 Все выпускники вузов имеют диплом о высшем образовании. 3 Некоторые единоборцы – девушки. Упражнение 18. Обозначьте вид суждений, изобразите отношения между терминами с помощью круговых схем, установите распределенность субъекта и предиката. 1 Троллейбус является видом городского транспорта. 2 Маршал Жуков – выдающийся полководец Второй мировой войны. 3 Кёрлинг является зимним видом спорта. Упражнение 19. Проверьте логическую состоятельность следующих суждений, построенных на основе логического квадрата; укажите, в каких примерах допущены ошибки и в чем они заключаются. 1 Ложно, что ни один студент ЧГИФК – не спортсмен, значит, ложно также, что некоторые студенты ЧГИФК не являются спортсменами. 2 Истинно, что некоторые студенты сдали экзамен; значит, истинно также то, что некоторые студенты не сдали экзамен. 3 Ложно, что все студенты ЧГИФК – единоборцы; значит, истинно, что ни один студент ЧГИФК – не единоборец. Упражнение 20. Из приведенных ниже суждений выведите противоречащие, частичной совместимости и подчиняющие суждения; установите их истинность или ложность. 1 Некоторые суждения не являются простыми. 2 Не ошибается тот, кто ничего не делает. 3 Не все, хорошо понимающие логику, специально ее изучали раньше. Упражнение 21. При помощи логического квадрата выведите противоположные, противоречащие и подчиненные данным суждения. Установите их истинность или ложность. 1 Большинство студентов успешно сдают логику. 2 Многие студенты хорошо сдают ОФП. 3 Все студенты сдают экзамены. Упражнение 22. При истинности исходного суждения «Х знает Y, но Y не знает Х» определите истинностные значения следующих суждений: 1 Х не знает Y и Y не знает Х. 2 Если Х не знает Y, то Y знает Х. 3 Х знает Y тогда и только тогда, когда Y знает Х. Упражнение 23. Сделайте вывод путем превращения. 1 Некоторые деревья не растут в северных широтах. 2 Ни одна захватническая война не является справедливой. 3 Все студенты нашей группы приняли участие в научной конференции. Упражнение 24. Подберите 4 суждения (А, I, Е, О), сделайте из них выводы путем превращения. Упражнение 25. Сделайте вывод с помощью операции обращения. 1 Спорт никому не прощает лени. 2 Некоторые спортсмены достойны восхищения. 3 Все спортсмены люди ответственные. Упражнение 26. Подберите 3 суждения (А, Е, I), сделайте из них выводы путем обращения. Упражнение 27. Сделайте вывод в следующих суждениях путем противопоставления предикату. 1 Слава изнашивается - значит…. 2 Некоторые легкие чувства часто длятся очень долго – значит… 3 Холостяк – это мужчина, которому удалось не найти жену – значит… Упражнение 28. Подберите 3 суждения (А, Е, О), сделайте выводы путем противопоставления предикату. Упражнение 29. Произведите операцию противопоставления субъекту. 1 Некоторые люди обладают поразительной памятью. 2 Некоторые люди не разбираются в живописи. 3 Некоторые полезные ископаемые редки. Упражнение 30. Подберите 3 суждения (А, I, Е), сделайте из них выводы путем противопоставления субъекту. Упражнение 31. На основании данных трех понятий постройте правильный силлогизм, определите его фигуру и модус. 1 Единоборец; каратист; Иван. 2 Биатлон; зимний вид спорта; олимпийский вид спорта. 3 Аборигены; амулет; современные женщины. Упражнение 32. Проверьте логическую состоятельность следующих силлогизмов, определите его форму. 1 В книге ценится или ее содержание, или форма изложения. В научной книге ценится ее содержание. Значит, в научной книге не ценится форма изложения. 2 На зачете оцениваются или знания или умения. На этом зачете оценивают знания. Значит, на этом зачете не оцениваются умения. 3 ЧГИФК имеет большой потенциал. Иван – студент ЧГИФК. Следовательно, Иван имеет большой потенциал. Упражнение 33. Определите посылки и заключение в следующих, условно категорических умозаключениях, постройте схему вывода, определите модус и проверьте правильность умозаключений по их форме. 1 Если он не изучал логику, то он не может решить эту задачу. Он изучал логику. Значит… 2 Иван не станет чемпионом, если он не выиграет эту встречу. Он выиграл эту встречу. Значит… 3 Если в силлогизме три термина, то он правильный. В данном силлогизме три термина. Следовательно…. Упражнение 34. Использую условную посылку, постройте умозаключение: а) по утверждающему модусу, б) по отрицательному модусу. 1 Если яблоки на яблоне созрели, то они падают. 2 Если эти растения замерзнут, то они погибнут. 3 Если мы не можем изменить обстоятельства, то мы вполне можем изменить свое отношение к ним. Упражнение 35. Восстановите пропущенную часть силлогизма. 1 Эта победа не может быть признана, так как была достигнута с нарушением правил. 2 Иван – студент, поэтому он сдает логику. 3 Иван не изучает логику, и он не является студентом ЧГИФК. | |