Общая информация » Каталог студенческих работ » ГУМАНИТАРНЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ » ЧГИФК, логика (контрольная работа) |
29.09.2015, 14:21 | |
Упражнение 1. Укажите, какие из приведенных выражений являются именными функциями, а какие пропозициональными; определите их местность (одноместная, двухместная, или многоместная). 1 Преподаватель х – ведет дисциплину у. 2 Спортсмен х – занимается вместе со спортсменом у. 3 z, делится на 3 без остатка. Упражнение 2. Создайте 5 пар понятий находящихся в отношении пересечения. 1 Девушка. 2 Житель Чайковского. 3 Продавец-консультант. 4 Художник. 5 Отец. 6 Спортсмен. Упражнение 3. К каждому из исходных понятий подберите подчиненные и подчиняющие понятия. 1 Школа. 2 Биатлон. 3 Кровать. Упражнение 4. К каждому из понятий подберите понятия, которые находятся в отношении соподчинения с ними. 1 Шоколад. 2 Автомобиль. 3 Тип телосложения. Упражнение 5. К каждому понятию подберите противоречащее и противоположное понятия. 1 Медленный. 2 Низкий. 3 Слабый. Упражнение 6. Изобразите отношения между понятиями с помощью круговых схем. 1 Студент, российский студент, студент ЧГИФК, студент физкультурного вуза, военнообязанный. 2 Дом, деревянный дом, кирпичный дом, одноэтажный дом, десятиэтажный дом, недостроенный дом. Упражнение 7. Определите, в каком смысле – разделительном или собирательном – употребляются выделенные понятия. 1 Каждый вуз имеет свой устав. 2 Вузы Пермского края признаны неэффективными. 3 Коллекция картин Эрмитажа собиралась веками. Упражнение 8. Дайте логическую характеристику понятию. 1 Студенты должны сдавать логику. 2 Дилетанты считают, что спорт полезен для здоровья. 3 Нулевое понятие. Упражнение 9. Установите, что происходит с объемом и содержанием в следующих парах понятий. 1 Биатлон – летний биатлон. 2 Занятое место – призовое место. 3 Учитель – ученик. Упражнение 10. Обобщите понятия. 1 Бассейн. 2 Журнал «Физическая культура: образование, воспитание тренировка». 3 Сотовый телефон. Упражнение 11. Ограничьте понятия. 1 Лыжник. 2 Педагог. 3 Шоколад. Упражнение 12. Установите правильность следующих определений. В неправильных определениях укажите, какое правило нарушено. Дайте правильное определение. 1 Нефть – черное золото. 2 Раб – человек, не имеющий свободы. 3 Термометр – измерительный прибор. Упражнение 13. Укажите вид определения, определяемое и определяющее понятия, в последнем укажите родовое понятие и видовое отличие. 1 Прибыль – разница между выручкой предприятия за реализованную продукцию и издержками на ее производство. 2 Альтруизм – бескорыстная забота о благе других. 3 Кандидат наук – ученая степень, присуждаемая лицам, успешно сдавшим кандидатские экзамены, опубликовавшим в печати основное содержание диссертации (автореферат) и защитившим ее. Упражнение 14. Установите, являются ли следующие деления правильными? Если деление неправильное, то перечислите нарушенные правила. 1 Виды спорта делятся на олимпийские и летние. 2 Источники бывают холодные, солёные, серные. 3 Науки делятся на гуманитарные и естественные. Упражнение 15. Произведите логическое деление каждого из приводимых ниже понятий по нескольким основаниям. 1 Вид спорта. 2 Понятие. 3 Преподаватель. Упражнение 16. Найдите субъект, предикат и связку. Определите количество и качество суждений, укажите кванторное слово. 1 Лень никогда не приводит к добру. 2 Ни один студент не любит признавать свои ошибки. 3 Некоторые европейские страны – члены НАТО. Упражнение 17. Постройте отрицание следующих суждений. (При отрицании атрибутивных суждений меняется его качество и количество). 1 Некоторые участники конференции не согласились с выдвинутым тезисом. 2 Все учебные заведения имеют лицензию на образовательную деятельность. 3 Некоторые члены российской сборной ведут активную работу по пропаганде здорового образа жизни. Упражнение 18. Обозначьте вид суждений, изобразите отношения между терминами с помощью круговых схем, установите распределенность субъекта и предиката. 1 Все студенты являются учащимися со студенческими билетами. 2 Не бывает тортиков бесплатных. 3 Некоторые спортсмены – не лыжники. Упражнение 19. Проверьте логическую состоятельность следующих суждений, построенных на основе логического квадрата; укажите, в каких примерах допущены ошибки и в чем они заключаются. 1 Ложно, что все студенты ЧГИФК – единоборцы; значит, истинно, что ни один студент ЧГИФК – не единоборец. 2 Истинно, что ни один учебник логики, ни читается легко, значит ложно, что все учебники логики читаются легко. 3 Истинно, что все студенты должны учить логику; значит истинно, что некоторые студенты должны учить логику. Упражнение 20. Из приведенных ниже суждений выведите противоречащие, частичной совместимости и подчиняющие суждения; установите их истинность или ложность. 1 Все научные книги являются неинтересными. 2 Некоторые дети дошкольного возраста нуждаются в дневном сне. 3 Ни один красный мухомор не является съедобным. Упражнение 21. При помощи логического квадрата выведите противоположные, противоречащие и подчиненные данным суждения. Установите их истинность или ложность. 1 Все грибы съедобны. 2 Все спортсмены, нарушающие правила, подлежат дисквалификации.. 3 Любое занятие спортом приносит человеку пользу. Упражнение 22. При истинности исходного суждения «Х знает Y, но Y не знает Х» определите истинностные значения следующих суждений: 1 Х и Y не знают друг друга. 2 Y знает Х, или Х не знает Y. 3 Либо Y не знает Х, либо Х знает Y. Упражнение 23. Сделайте вывод путем превращения. 1 Ни одно растение – не хищник. 2 Некоторые рефлексы животных не являются безусловными. 3 Все бактерии вредны. Упражнение 24. Подберите 4 суждения (А, I, Е, О), сделайте из них выводы путем превращения. Упражнение 25. Сделайте вывод с помощью операции обращения. 1 Никто из студентов не является Олимпийским чемпионом. 2 Все спортсмены люди ответственные. 3 Большинство глупых людей считают себя умными. Упражнение 26. Подберите 3 суждения (А, Е, I), сделайте из них выводы путем обращения. Упражнение 27. Сделайте вывод в следующих суждениях путем противопоставления предикату. 1 Все больные плохо себя чувствуют. 2 Ни одна книга не является скучной. 3 Некоторые студенты не являются успевающими. Упражнение 28. Подберите 3 суждения (А, Е, О), сделайте выводы путем противопоставления предикату. Упражнение 29. Произведите операцию противопоставления субъекту. 1 Ничто не заставит спортсмена «опустить руки». 2 Ни один спортсмен не сдаётся. 3 Всякий спорт – благо. Упражнение 30. Подберите 3 суждения (А, I, Е), сделайте из них выводы путем противопоставления субъекту. Упражнение 31. На основании данных трех понятий постройте правильный силлогизм, определите его фигуру и модус. 1 Такса; собака; домашнее животное. 2 Аборигены; амулет; современные женщины. 3 Порядочный человек; друг; лицемер. Упражнение 32. Проверьте логическую состоятельность следующих силлогизмов, определите его форму. 1 Все королевы красоты имеют длинные волосы. Иван – имеет длинные волосы. Значит, Иван – королева красоты. 2 Некоторые нездоровые люди прожорливы. Ни один нездоровый человек не силен. Значит, некоторые прожорливые люди не сильны. 3 Все студенты нашей группы успешно сдали экзамены. Иван успешно сдал экзамен. Значит, Иван – студент нашей группы. Упражнение 33. Определите посылки и заключение в следующих, условно категорических умозаключениях, постройте схему вывода, определите модус и проверьте правильность умозаключений по их форме. 1 Если бутылку с водой вынести на мороз, то она лопнет. Эта бутылка лопнула. Значит… 2 Если человек много ходил, то он устал. Этот человек устал. Значит… 3 Если бензин дорожает, то цены на продукты растут. Цены на продукты не выросли. Ясно, что… Упражнение 34. Использую условную посылку, постройте умозаключение: а) по утверждающему модусу, б) по отрицательному модусу. 1 Если я не решу экзаменационную задачу, то у меня не будет стипендии. 2 Кто много читает, тот много знает. 3 Если человек богат, то он счастлив. Упражнение 35. Восстановите пропущенную часть силлогизма. 1 Иван не может участвовать в выборах, так как ему нет восемнадцати лет. 2 Воспитание – великое дело: им решается участь человека. 3 «Юпитер, ты сердишься, значит, ты не прав». | |