Общая информация » Каталог студенческих работ » ГУМАНИТАРНЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ » ЧГИФК, логика (контрольная работа) |
29.09.2015, 14:20 | |
Упражнение 1. Укажите, какие из приведенных выражений являются именными функциями, а какие пропозициональными; определите их местность (одноместная, двухместная, или многоместная). 1 Тренер х – наставник спортсмена у. 2 Студент х – одногруппник студента у. 3 z, делится на 5 без остатка. Упражнение 2. Создайте 5 пар понятий находящихся в отношении пересечения. 1 Чемпион. 2 Житель Чайковского. 3 Менеджер по туризму. 4 Мастер спорта. 5 Студент. 6 Спортсмен. Упражнение 3. К каждому из исходных понятий подберите подчиненные и подчиняющие понятия. 1 Институт. 2 Учебник. 3 Студент. Упражнение 4. К каждому из понятий подберите понятия, которые находятся в отношении соподчинения с ними. 1 Физическое качество. 2 Вид спорта. 3 Черта характера. Упражнение 5. К каждому понятию подберите противоречащее и противоположное понятия. 1 Быстрый. 2 Высокий. 3 Сильный. Упражнение 6. Изобразите отношения между понятиями с помощью круговых схем. 1 Университет; институт; Чайковский ГИФК; вуз; учебное заведение. 2 Студент, изучающий логику; человек, изучающий логику; ученый; человек, решающий логическую задачу. Упражнение 7. Определите, в каком смысле – разделительном или собирательном – употребляются выделенные понятия. 1 Студенты, обучающиеся в ЧГИФК, изучают логику. 2 Россия готовится принять Олимпийские Игры. 3 Спортсмены – национальное богатство страны. Упражнение 8. Дайте логическую характеристику понятию. 1 Нападающий удар в волейболе приносит очки 2 Студенты должны сдавать логику. 3 Дилетанты считают, что спорт полезен для здоровья. Упражнение 9. Установите, что происходит с объемом и содержанием в следующих парах понятий. 1 Закрытая дверь – запертая дверь. 2 Украденная вещь – пропавшая вещь. 3 Спортсмен – тренер. Упражнение 10. Обобщите понятия. 1 Стадион. 2 Журнал «Теория и практика физической культуры». 3 Опера. Упражнение 11. Ограничьте понятия. 1 Студент. 2 Тренер. 3 Спортсмен. Упражнение 12. Установите правильность следующих определений. В неправильных определениях укажите, какое правило нарушено. Дайте правильное определение. 1 Студент – учащийся. 2 Мост – это сооружение через реку. 3 Сто – это сто единиц. Упражнение 13. Укажите вид определения, определяемое и определяющее понятия, в последнем укажите родовое понятие и видовое отличие. 1 Техника – наиболее эффективный способ выполнения двигательного действия. 2 Индукция – логический переход от частного к общему. 3 Аудитория – помещение для чтения докладов, лекций. Упражнение 14. Установите, являются ли следующие деления правильными? Если деление неправильное, то перечислите нарушенные правила. 1 Виды спорта делятся на олимпийские и летние. 2 Спортсмены делятся на две категории – на победителей и не наших. 3 Газеты делятся на ежедневные, еженедельные, выходящие нерегулярно. Упражнение 15. Произведите логическое деление каждого из приводимых ниже понятий по нескольким основаниям. 1 Спортсмен. 2 Тренер. 3 Вид спорта. Упражнение 16. Найдите субъект, предикат и связку. Определите количество и качество суждений, укажите кванторное слово. 1 Некоторые студенты являются спортсменами. 2 Русские завоевали треть медалей на Олимпийских играх в Лондоне. 3 Ни один студент не горит желанием делать контрольную по логике. Упражнение 17. Постройте отрицание следующих суждений. (При отрицании атрибутивных суждений меняется его качество и количество). 1 Ни один студент нашей группы не имеет задолженности по логике. 2 Все занятые нашей командой места были призовыми. 3 Ни один судья не поставил высокой оценки. Упражнение 18. Обозначьте вид суждений, изобразите отношения между терминами с помощью круговых схем, установите распределенность субъекта и предиката. 1 Майкл Фелпс – выдающийся пловец. 2 Некоторые студенты не понимают логику. 3 Россия является страной, завоевавшей медали на последней Олимпиаде. Упражнение 19. Проверьте логическую состоятельность следующих суждений, построенных на основе логического квадрата; укажите, в каких примерах допущены ошибки и в чем они заключаются. 1 Ложно то, что все спортсмены – олимпийские чемпионы; значит ложно то, что некоторые спортсмены – олимпийские чемпионы. 2 Истинно то, что некоторые спортсмены – олимпийские чемпионы; значит, истинно то, что некоторые спортсмены не являются олимпийскими чемпионами. 3 Ложно, что все студенты ЧГИФК – единоборцы; значит, истинно, что ни один студент ЧГИФК – не единоборец. Упражнение 20. Из приведенных ниже суждений выведите противоречащие, частичной совместимости и подчиняющие суждения; установите их истинность или ложность. 1 Некоторые институты не являются физкультурными. 2 Все студенты жизнерадостны. 3 Любое нарушение правил остается безнаказанным. Упражнение 21. При помощи логического квадрата выведите противоположные, противоречащие и подчиненные данным суждения. Установите их истинность или ложность. 1 Ни один спортсмен не желает проиграть. 2 Каждый студент способен списать. 3 Все спортсмены, нарушающие правила, подлежат дисквалификации. Упражнение 22. При истинности исходного суждения «Х знает Y, но Y не знает Х» определите истинностные значения следующих суждений: 1 Либо Y не знает Х, либо Х знает Y. 2 Х не знает Y и Y не знает Х. 3 Х знает Y тогда и только тогда, когда Y знает Х. Упражнение 23. Сделайте вывод путем превращения. 1 Не все победы являются легкими. 2 Некоторые спортсмены являются мастерами спорта. 3 Все студенты нашей группы приняли участие в спартакиаде института. Упражнение 24. Подберите 4 суждения (А, I, Е, О), сделайте из них выводы путем превращения. Упражнение 25. Сделайте вывод с помощью операции обращения. 1 Некоторые спортсмены – биатлонисты. 2 Никто из студентов не является Олимпийским чемпионом. 3 Все спортсмены люди ответственные. Упражнение 26. Подберите 3 суждения (А, Е, I), сделайте из них выводы путем обращения. Упражнение 27. Сделайте вывод в следующих суждениях путем противопоставления предикату. 1 Все каратисты – единоборцы, следовательно… 2 Многие Олимпийские чемпионы не пропагандируют ЗОЖ – значит … 3 Студент – это человек, который постоянно голоден – значит… Упражнение 28. Подберите 3 суждения (А, Е, О), сделайте выводы путем противопоставления предикату. Упражнение 29. Произведите операцию противопоставления субъекту. 1 Некоторые спортсмены являются мастерами спорта. 2 Все спортсмены мечтают принять участие в Олимпийских Играх. 3 Ни один спортсмен не сдаётся. Упражнение 30. Подберите 3 суждения (А, I, Е), сделайте из них выводы путем противопоставления субъекту. Упражнение 31. На основании данных трех понятий постройте правильный силлогизм, определите его фигуру и модус. 1 Зарядка; физкультура; занятие, полезное для здоровья. 2 Логика; дисциплина; трудна для студентов. 3 Золотая медаль; Иван; упорно тренироваться. Упражнение 32. Проверьте логическую состоятельность следующих силлогизмов, определите его форму. 1 Всякий преподаватель является либо строгим, либо добрым. Этого преподавателя нельзя считать добрым. Следовательно, этот преподаватель – строг. 2 ЧГИФК имеет большой потенциал. Иван – студент ЧГИФК. Следовательно, Иван имеет большой потенциал. 3 Все преподаватели ЧГИФК имеют высшее образование. Иван – не преподаватель ЧГИФК. Значит, Иван не имеет высшего образования. Упражнение 33. Определите посылки и заключение в следующих, условно категорических умозаключениях, постройте схему вывода, определите модус и проверьте правильность умозаключений по их форме. 1 Если кто завоевал медаль, то он постарается ее показать, а Иван медаль не показывает. Значит… 2 Если он не изучал логику, то он не может решить эту задачу. Он изучал логику. Значит… 3 Если бы студент учил логику, то его бы не отчислили. Но его отчислили. Ясно…. Упражнение 34. Использую условную посылку, постройте умозаключение: а) по утверждающему модусу, б) по отрицательному модусу. 1 Если хочешь быть хорошим спортсменом, много тренируйся. 2 Кто никогда не падал, тот не научится вставать. 3 Кто никогда не страдал, тот не любил. Упражнение 35. Восстановите пропущенную часть силлогизма. 1 Иван обязан соблюдать правила соревнований, так как все спортсмены должны соблюдать правила соревнований. 2 Ты опоздал на пару, поэтому выйди. 3 Тебе никогда не стать хорошим спортсменом, ты так мало тренируешься. | |