Общая информация » Каталог студенческих работ » ГУМАНИТАРНЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ » БелЮИ МВД, логика (практикум) |
31.03.2016, 11:10 | |
Тема 1. Понятие 1. Дайте полную логическую характеристику понятиям: а) «Преподаватель»; b) «Законность»; в) «Безрассудность».
2. Произведите последовательную многоступенчатую операцию обобщения и ограничения понятий: а) «Винтовка», b) «Начальник кафедры»;
3. Определите вид отношений между понятиями и выразите эти отношения с помощью круговых схем: а) «Адвокат», «Защитник»; b) «Виновный», «Невиновный»; с) «Следователь», «Шахматист», «Гражданин»;
4. Проверьте правильность деления понятий; в неправильном делении определите, какие правила нарушены: а) «Привычки бывают полезные или вредные». b) «Политический режим различных государств может быть демократическим и недемократическим». с) «Формальная логика делит понятия на общие и единичные, конкретные и абстрактные, соотносительные и безотносительные».
5. Установите правильность следующих определений (в неправильных определениях укажите, какие правила нарушены; дайте правильное определение: а) «Халатность — должностное преступление, состоящее в невыполнении или ненадлежащем выполнении должностных обязанностей». b) «Наказание — мера государственного принуждения, применяемая по приговору суда к лицу, совершившему государственное преступление».
Тема 2. Суждение 6. Приведите высказывание к правильной логической форме, дайте объединенную классификацию суждений, приведите их схемы и принятые в логике обозначения А, Е, I, О: а) «Большинство из нас хорошо учатся». b) «Некоторые учащиеся не изучают логику». с) «Судебные эксперты обязаны давать правдивые показания».
7. Рассмотрите сложные суждения, выразите их в символической записи. Укажите антецедент и консеквент в импликативных суждениях: а) «Если юридическое лицо является коммерческой организацией, то оно должно иметь лицензию на право заниматься соответствующей деятельностью». b) «Банкротом юридическое лицо становиться в силу признания его таковым, по решению суда, либо по объявлению им о своем банкротстве, на основании совместно принятого решения». с) «Хозяйственные товарищества, а также общества с ограниченной ответственностью не вправе выпускать акции».
8. Запишите логические формулы сложных суждений на языке логики высказываний и постройте для них истинностные таблицы. а) «Договор купли-продажи может быть заключен в устной или письменной форме, он может быть подтвержден документально или нет». b) «Работодатель имеет право заключать, изменять и расторгать трудовые договора с работниками в порядке и на условиях, которые установлены Трудовым Кодексом». с) «Сделка, совершенная гражданином, впоследствии признанным недееспособным, может быть признана судом недействительной по иску его опекуна, если доказано, что в момент совершения сделки гражданин не был способен понимать значение своих действий или руководить ими».
9. Определите модальность суждения, запишите суждения с помощью модальных операторов: а) «Возможно именно в этом направлении должны расследоваться все обстоятельства совершенного преступления». b) «Неверно, что преступление было совершено в состоянии невменяемости». в) «Никто не имеет права проникать в жилище против воли проживающих в нем лиц иначе, как в случаях, установленных ФЗ или на основании судебного решения».
Тема 3. Умозаключение а) Непосредственные умозаключения 10. Произведите превращение, обращение и противопоставление субъекту и предикату следующих суждений; осуществите все возможные заключения по логическому квадрату: а) «Книга — источник знаний». b) «Некоторые правонарушители — несовершеннолетние». с) «Никто не обязан свидетельствовать против себя самого, своего супруга или близких родственников, круг которых определяется ФЗ».
11. Проверьте правильность непосредственного умозаключения а) «Все жидкости упруги, значит, неверно, что некоторые жидкости не являются упругими». b) «Каждое отрицательное понятие имеет в своем содержании отрицательный признак, поэтому некоторые понятия, имеющие в своем содержании отрицательный признак, - отрицательные». с) «Некоторые следователи допускают ошибки, значит некоторые люди, не допускающие ошибок, не являются следователями».
b) Простой категорический силлогизм 12. Сделайте заключение из посылок и проверьте правильность полученного умозаключения. а) «Ни одна работа, в которой нет новых идей, не может быть премирована». «Работа Петрова не премирована». ________________________________ «Следовательно,…» b) «Лицо, совершившее кражу, привлекается к уголовной ответственности». «Петров привлекается у уголовной ответственности». _______________________________________________________ «Следовательно, …»
с) Дедуктивные выводы из сложных суждений 13. Найдите основание и следствие в условных посылках, сделайте вывод, постройте схему, если условная посылка явно не выражена, сформулируйте ее в явной логической форме: «В случае, когда законом допускается вступление в брак до достижения восемнадцатилетнего возраста, гражданин, не достигший восемнадцати лет, приобретает дееспособность в полном объеме со времени вступления в брак, приобретенная в результате заключения брака дееспособность сохраняется в полном объеме и в случае расторжения брака до достижения восемнадцати лет. Закон обеспечивает равное положение несовершеннолетних супругов с совершеннолетними в решении вопросов жизни семьи, воспитания детей».
14. Сделайте вывод из посылок условно-категорического умозаключения, установите его модус и определите, следует ли вывод с необходимостью: «Если суд признает гражданина недееспособным, над ним устанавливается опека». «Суд не признал гражданина недееспособным». ____________________________________________________________________«Следовательно...»
15. Сделайте вывод из посылки по одному из модусов разделительно-категорического умозаключения, постройте его схему: «Основаниями освобождения осужденного от отбывания наказания являются или отбытие срока наказания, назначенного по приговору суда или в силу акта амнистии, или ввиду помилования, или в следствии отмены приговора с заменой наказания условным осуждением, или снижением наказания до пределов отбытого осуждения». «И. освобожден от наказания не в силу амнистии, и не по отбытию срока наказания, и не по помилованию». _____________________________________________________________ «Значит,…»
16. Определите вид дилеммы, сделайте вывод, постройте его схему: «Профессиональный риск признается оправданным, если совершенное действие соответствует научно-техническим знаниям и опыту, а последствия, для которых необходимо достижение цели, не могли быть достигнуты не связанными с риском действиями и лицо, допустившее риск, предприняло все возможные меры для предотвращения вреда предохраняемым интересам. Профессиональный риск не признается оправданным, если он заведомо был сопряжен с угрозой экологической катастрофы, угрозой здоровью или жизни людей». «Но профессиональный риск или признается, или не признается оправданным». ____________________________________________________________________«Следовательно,...»
d) Индуктивные умозаключения 17. Укажите умозаключения полной и неполной индукции, в последней определите степень вероятности обобщения («маловероятно», «равновероятно», «более вероятно, чем нет», «весьма вероятно»). Выделите умозаключения по аналогии. «Н. не выполнил своего обещания. Значит, он вообще необязательный человек».
18. Определите, какой метод научной индукции применяется в следующем рассуждении. Запишите его в виде схемы. «Сотрудники ГАИ преследовали угнанную машину. Угонщики заехали в парк и бросили машину. Двое из них были задержаны. Ими оказались Саксин и Рябов. Однако в процессе проведения следственного эксперимента было установлено, что ни Саксин, ни Рябов не владеют навыками вождения автомобиля. По-видимому, у Саксина и Рябова был соучастник, владеющий такими навыками».
Тема 4. Аргументация и доказательство а) Логические основы аргументации 19. К данному тезису подберите аргументы, продемонстрируйте их связь с тезисом, используя один из видов дедуктивного умозаключения. «Если лицо совершило предусмотренное уголовным законом общественно опасное деяние в состоянии невменяемости, то, согласно ст. 99 УК РФ, ему может быть назначено амбулаторное принудительное наблюдение и лечение у психиатра, а также принудительное лечение в психиатрическом стационаре общего, специального или специального типа с интенсивным наблюдением».
20. К данному тезису подберите аргументы, аргументируйте тезис, используя индуктивную форму обоснования, включая методы научной индукции; определите достоверность обоснования тезиса. «Вероятно, Перепелицын и Окунев именно те лица, которые совершали мелкие кражи в гардеробе».
21. К данному тезису подберите аргументы, аргументируйте тезис, используя аналогию как форму обоснования. «Скорее всего студент первого курса Глупцов и в третий раз не сдаст экзамена по логике».
22.Постройте прямое и косвенное обоснование тезиса. Запишите схемы: а) «Петров — соучастник преступления». b) «В крае сложилась неблагоприятная экологическая ситуация».
b) Основные логические законы 23.Опираясь на закон тождества, выделенное понятие попробуйте заменить понятием, заключенным в скобках? «Носителем суверенитета (самостоятельности, независимости) и единственным источником власти в Российской Федерации, является ее многонациональный народ».
24. Опираясь на закон непротиворечия, установите, могут ли быть одновременно истинными и одновременно ложными данные пары суждений: «Вечером 15 июня Р. находился на территории поселка, на месте происшествия». «Вечером 15 июня Р. находился в соседнем населенном пункте, в пяти километрах от поселка».
25. Опираясь на закон исключенного третьего, установите, могут ли быть одновременно ложными данные пары суждений: «Каждый имеет право на образование (Конституция РФ, ст.43)». «Некоторые граждане не имеют право на образование».
26. Укажите рассуждения, в которых нарушены требования закона достаточного основания: «Если И. совершил разбойное нападение, он должен быть привлечен к уголовной ответственности. И. привлечен к уголовной ответственности, следовательно, он совершил разбойное нападение». | |