Общая информация » Каталог студенческих работ » ГУМАНИТАРНЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ » БелЮИ МВД, логика (практикум) |
31.03.2016, 11:07 | |
Тема 1. Понятие 1. Дайте полную логическую характеристику понятиям: а) «Народный суд»; b) «Рабочий»; в) «Бесконтрольность».
2. Произведите последовательную многоступенчатую операцию обобщения и ограничения понятий: а) «Директор», b) «Телефон»;
3. Определите вид отношений между понятиями и выразите эти отношения с помощью круговых схем: а) «Ученый», «Правозащитник», «Гражданин Российской Федерации»; b) «Истец», «Ответчик»; с) «Юрист», «Адвокат», «Прокурор», «Следователь»;
4. Проверьте правильность деления понятий; в неправильном делении определите, какие правила нарушены: а) «По государственному устройству государства делятся на унитарные и федеративные». b) «Приговоры бывают обвинительные, оправдательные и несправедливые». с) «Способы защиты гражданских прав: признание права, самозащита права, возмещение убытков, возмещение неустойки».
5. Установите правильность следующих определений (в неправильных определениях укажите, какие правила нарушены; дайте правильное определение: а) «Преступление — это общественно-опасное деяние». b) «Лев — царь зверей».
Тема 2. Суждение 6. Приведите высказывание к правильной логической форме, дайте объединенную классификацию суждений, приведите их схемы и принятые в логике обозначения А, Е, I, О: а) «Америка находится от нас далеко». b) «Всякий человек является разумным существом». с) «Отдельные слушатели заочной формы обучения еще не сдали этот экзамен».
7. Рассмотрите сложные суждения, выразите их в символической записи. Укажите антецедент и консеквент в импликативных суждениях: а) «Преступное деяние могло быть совершено в состоянии физиологического или патологического аффекта». b) «Если рассмотренная в судебном заседании совокупность доказательств убедила судей в виновности или невиновности подсудимого, то ими может быть принято решение об отправлении этого дела на доследование». с) «Если уголовный закон смягчает наказание за деяния, которое отбывается лицом, то это наказание надлежит сокращению в пределах, предусмотренных уголовным законом».
8. Запишите логические формулы сложных суждений на языке логики высказываний и постройте для них истинностные таблицы. а) «Бесхозной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен, либо вещь, от права собственности на которую собственник отказался». b) «Если работник на согласен на продолжение работы в новых условиях, то работодатель обязан в письменной форме предложить ему иную имеющуюся в организации работу, соответствующую его квалификации и состоянию здоровья, а при отсутствии такой работы - вакантную нижестоящую должность или нижеоплачиваемую работу, которую работник может выполнить с учетом его квалификации и состояния здоровья». с) «Работник имеет право на заключение, изменение и расторжение трудового договора в порядке и на условиях, которые установлены Трудовым Кодексом».
9. Определите модальность суждения, запишите суждения с помощью модальных операторов: а) «Правоспособность неотчуждаема». b) «Никто не может быть ограничен в правоспособности и дееспособности иначе, как в случаях и в порядке, установленных законом». в) «Неверно, что сумма углов треугольника больше 180 градусов».
Тема 3. Умозаключение а) Непосредственные умозаключения 10. Произведите превращение, обращение и противопоставление субъекту и предикату следующих суждений; осуществите все возможные заключения по логическому квадрату: а) «Все сложные предложения состоят из простых». b) «Ни один приговор суда не должен быть необоснованным». с) «Не все, получившие высшее юридическое образование, работают следователями».
11. Проверьте правильность непосредственного умозаключения а) «Неверно, что ни одно убийство не раскрываемо, следовательно, неверно, что все убийства раскрываемы». b) «Всякий не имеющий право на защиту не является гражданином, так как каждый гражданин имеет право на самозащиту». с) «Большая часть ирландцев говорит на английском языке, значит некоторые люди, говорящие на английском языке — ирландцы».
b) Простой категорический силлогизм
12. Сделайте заключение из посылок и проверьте правильность полученного умозаключения. а) «Все люди равны перед законом». «Все люди — разумные существа». _________________________________ «Следовательно, …»
b) «Любой материальный объект может существовать только благодаря взаимодействию его элементов». «Атом - материальный объект». _______________________________________________________ «Следовательно, …»
с) Дедуктивные выводы из сложных суждений
13. Найдите основание и следствие в условных посылках, сделайте вывод, постройте схему, если условная посылка явно не выражена, сформулируйте ее в явной логической форме: «ВУЗовская наука, стоящая у колыбели подготовки кадров, способна играть созидательную роль, если она твердо станет на рельсы творчества и развития. Если наука будет играть созидательную роль, то она во многом будет определять ход общественного обновления, развитие политической культуры общества, перспективы самой науки».
14. Сделайте вывод из посылок условно-категорического умозаключения, установите его модус и определите, следует ли вывод с необходимостью: «Суд оставляет иск без рассмотрения, если иск предъявлен недееспособным лицом». «Суд не оставил иск без рассмотрения». ____________________________________________________________________ «Следовательно,...»
15. Сделайте вывод из посылки по одному из модусов разделительно-категорического умозаключения, постройте его схему: «Умышленные преступления совершаются с прямым или косвенным умыслом». «В данном преступлении не было прямого умысла». _____________________________________________________________ «Значит,…»
16. Определите вид дилеммы, сделайте вывод, постройте его схему: «Лицо, совершившее преступление, может быть освобождено от уголовной ответственности, если будет признано, что во время рассмотрения дела в суде вследствие изменения обстановки это лицо перестало быть общественно-опасным или это лицо после совершения преступления явилось с повинной, раскаялось и загладило причиненный вред». «И. или явился с повинной после совершения преступления, раскаялся и загладил причиненный вред, или перестал быть общественно-опасным вследствие изменения обстановки». ____________________________________________________________________«Следовательно...»
d) Индуктивные умозаключения 17. Укажите умозаключения полной и неполной индукции, в последней определите степень вероятности обобщения («маловероятно», «равновероятно», «более вероятно, чем нет», «весьма вероятно»). Выделите умозаключения по аналогии. «В день, когда было обнаружено повреждение средств сигнализации на железной дороге, Р. находился вблизи предупредительного диска. Р. был в неприязненных отношениях с бригадиром К. На основании этих фактов Р. было предъявлено обвинение в умышленном повреждении средств сигнализации».
18. Определите, какой метод научной индукции применяется в следующем рассуждении. Запишите его в виде схемы. «Сравнивая свидетельство о болезни П. и другие медицинские документы, имеющиеся в пенсионном деле, следователь обратил внимание, что, хотя эти документы значились выданными различными учреждениями и в разное время, они выполнены явно одним и тем же почерком. Совпадали общие признаки почерка и особенно выделялись совпадения в написании букв «м», «б», «к», «т» и цифр «7», «8», «9». В пенсионном деле имелись также два заявления, написанные П. Когда следователь сравнил почерк в этих заявлениях с почерком в указанных медицинских документах, то обнаружил полное совпадение как в общих признаках почерка, так и частных при выполнении отмеченных выше букв и цифр. Следователь пришел к выводу, что документы в пенсионном деле подделал сам П.».
Тема 4. Аргументация и доказательство а) Логические основы аргументации 19. К данному тезису подберите аргументы, продемонстрируйте их связь с тезисом, используя один из видов дедуктивного умозаключения. «Это государство не является ни федерацией, ни конфедерацией».
20. К данному тезису подберите аргументы, аргументируйте тезис, используя индуктивную форму обоснования, включая методы научной индукции; определите достоверность обоснования тезиса. «Ряд модусов умозаключений из сложных суждений не дают достоверных выводов».
21. К данному тезису подберите аргументы, аргументируйте тезис, используя аналогию как форму обоснования. «Новая пьеса молодого автора должна иметь успех».
22.Постройте прямое и косвенное обоснование тезиса. Запишите схемы: а) «Подсудимый Иванов невиновен». b) «Вор проник в квартиру через балконную дверь».
b) Основные логические законы 23.Опираясь на закон тождества, выделенное понятие попробуйте заменить понятием, заключенным в скобках? «Преступник был задержан (арестован, взят)».
24. Опираясь на закон непротиворечия, установите, могут ли быть одновременно истинными и одновременно ложными данные пары суждений: «Не всякие данные могут быть судебными доказательствами». «Некоторые данные могут быть судебными доказательствами».
25. Опираясь на закон исключенного третьего, установите, могут ли быть одновременно ложными данные пары суждений: «Совершение преступления лицом, находящимся в состоянии опьянения, является обстоятельством, отягчающим ответственность». «Совершение преступления лицом, находящимся в состоянии опьянения, не является обстоятельством, отягчающим ответственность».
26. Укажите рассуждения, в которых нарушены требования закона достаточного основания: «Он не мог совершить преступление, т. к. положительно характеризуется по месту работы». | |