Общая информация » Каталог студенческих работ » ГУМАНИТАРНЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ » БелЮИ МВД, логика (практикум) |
31.03.2016, 11:26 | |
Тема 1. Понятие 1. Дайте полную логическую характеристику понятиям: а) «Народный суд»; b) «Рабочий»; в) «Бесконтрольность».
2. Произведите последовательную многоступенчатую операцию обобщения и ограничения понятий: а) «Московская область»; b) «Юрист»;
3. Определите вид отношений между понятиями и выразите эти отношения с помощью круговых схем: а) «Ученый», «Правозащитник», «Гражданин Российской Федерации»; b) «Истец», «Ответчик»; с) «Юрист», «Адвокат», «Прокурор», «Следователь»;
4. Проверьте правильность деления понятий; в неправильном делении определите, какие правила нарушены: а) «По государственному устройству государства делятся на унитарные и федеративные». b) «Приговоры бывают обвинительные, оправдательные и несправедливые». с) «Способы защиты гражданских прав: признание права, самозащита права, возмещение убытков, возмещение неустойки».
5. Установите правильность следующих определений (в неправильных определениях укажите, какие правила нарушены; дайте правильное определение: а) «Преступление — это общественно-опасное деяние». b) «Лев — царь зверей».
Тема 2. Суждение 6. Приведите высказывание к правильной логической форме, дайте объединенную классификацию суждений, приведите их схемы и принятые в логике обозначения А, Е, I, О: а) «Большей частью дни этой зимы были слякотные». b) «Значительная часть моральных предписаний не подкреплена законодательными актами». с) «Несколько лет М.Ю. Лермонтов жил на Кавказе».
7. Рассмотрите сложные суждения, выразите их в символической записи. Укажите антецедент и консеквент в импликативных суждениях: а) «Преступное деяние могло быть совершено в состоянии физиологического или патологического аффекта. b) «Если рассмотренная в судебном заседании совокупность доказательств убедила судей в виновности или невиновности подсудимого, то ими может быть принято решение об отправлении этого дела на доследование». с) «Несовершеннолетний, достигший 16-летнеговозраста, может быть объявлен полностью дееспособным, если он работает по трудовому договору, в т. ч. по контракту или с согласия родителей, усыновителей или попечителя занимается предпринимательской деятельностью.
8. Запишите логические формулы сложных суждений на языке логики высказываний и постройте для них истинностные таблицы. а) «Государственный инспектор по охране труда имеет право обязать работодателя составить новый акт о несчастном случае на производстве, если имеющийся акт оформлен с нарушениями, или не соответствует материалам расследования несчастного случая». b) «Пока родители живы, не уезжай далеко; а если уехал, обязательно живи в определенном месте». с) «При реорганизации или смене формы собственности организации любая из сторон имеет право направить другой стороне предложения о заключении нового коллективного договора или продлении действия прежнего на срок до трех лет».
9. Определите модальность суждения, запишите суждения с помощью модальных операторов: а) «Правоспособность неотчуждаема». b) «Никто не может быть ограничен в правоспособности и дееспособности иначе, как в случаях и в порядке, установленных законом». в) «Неверно, что сумма углов треугольника больше 180 градусов».
Тема 3. Умозаключение а) Непосредственные умозаключения 10. Произведите превращение, обращение и противопоставление субъекту и предикату следующих суждений; осуществите все возможные заключения по логическому квадрату: а) «Ни один приговор суда не должен быть необоснованным». b) «Некоторые правонарушения — преступления». с) «Все преступники — правонарушители».
11. Проверьте правильность непосредственного умозаключения а) «Не все книги интересны, следовательно, неверно, что некоторые книги интересны». b) «Ни одна радость не является горем, значит, всякое горе не является радостью». с) «Всякий человек является разумным существом, значит ни один человек не является неразумным существом».
b) Простой категорический силлогизм 12. Сделайте заключение из посылок и проверьте правильность полученного умозаключения. а) «Петр Великий — император». «Петр Великий — выдающийся государственный деятель». _______________________________________________________ «Следовательно,…»
б) «Ни один вор не честен». «Некоторых нечестных людей удается уличить». _____________________________________________ «Следовательно, …»
с) Дедуктивные выводы из сложных суждений 13. Найдите основание и следствие в условных посылках, сделайте вывод, постройте схему, если условная посылка явно не выражена, сформулируйте ее в явной логической форме: «ВУЗовская наука, стоящая у колыбели подготовки кадров, способна играть созидательную роль, если она твердо станет на рельсы творчества и развития. Если наука будет играть созидательную роль, то она во многом будет определять ход общественного обновления, развитие политической культуры общества, перспективы самой науки».
14. Сделайте вывод из посылок условно-категорического умозаключения, установите его модус и определите, следует ли вывод с необходимостью: «Суд оставляет иск без рассмотрения, если иск предъявлен недееспособным лицом». «Суд не оставил иск без рассмотрения». ____________________________________________________________________ «Следовательно,...»
15. Сделайте вывод из посылки по одному из модусов разделительно-категорического умозаключения, постройте его схему: «Умышленные преступления совершаются с прямым или косвенным умыслом». «В данном преступлении не было прямого умысла». _____________________________________________________________ «Значит,…»
16. Определите вид дилеммы, сделайте вывод, постройте его схему: «Лицо, совершившее преступление, может быть освобождено от уголовной ответственности, если будет признано, что во время рассмотрения дела в суде вследствие изменения обстановки это лицо перестало быть общественно-опасным или это лицо после совершения преступления явилось с повинной, раскаялось и загладило причиненный вред». «И. или явился с повинной после совершения преступления, раскаялся и загладил причиненный вред, или перестал быть общественно-опасным вследствие изменения обстановки». ____________________________________________________________________«Следовательно,...»
d) Индуктивные умозаключения 17. Укажите умозаключения полной и неполной индукции, в последней определите степень вероятности обобщения («маловероятно», «равновероятно», «более вероятно, чем нет», «весьма вероятно»). Выделите умозаключения по аналогии. «При осмотре буфета, откуда ночью 1 ноября была совершена кража, было установлено, что пол буфета был залит вином. На бутылках из-под вина, разлитого на полу, и бутылке шампанского, выпитой преступником, отпечатков пальцев не оказалось, так как бутылки были облиты вином. Осматривая помещение магазина, в котором 3 ноября также произошла кража, следователь установил, что за прилавком, где ходил преступник, все было залито вином. На прилавке стояли одна пустая и одна выпитая наполовину бутылка вина. Обе бутылки были снаружи облиты вином. Способ действия преступника, в частности обмывание бутылок вином, указывал на то, что данная кража совершена тем же лицом, что и кража из буфета».
18. Определите, какой метод научной индукции применяется в следующем рассуждении. Запишите его в виде схемы. «В рабочем поселке участились случаи нарушения общественного порядка детьми школьного возраста. Местные органы заинтересовались причиной этих явлений. Было установлено, что в предшествующие годы, когда активно работали штабы народных дружин, преступлений было значительно меньше. В текущем году работа народных дружин в рабочем поселке велась слабо. Это, очевидно, и явилось причиной роста случаев нарушения общественного порядка».
Тема 4. Аргументация и доказательство а) Логические основы аргументации 19. К данному тезису подберите аргументы, продемонстрируйте их связь с тезисом, используя один из видов дедуктивного умозаключения. «Некоторые модусы условно-категорического силлогизма дают вероятные выводы».
20. К данному тезису подберите аргументы, аргументируйте тезис, используя индуктивную форму обоснования, включая методы научной индукции; определите достоверность обоснования тезиса. «Болотистая местность явилась причиной сырости во всех близлежащих постройках».
21. К данному тезису подберите аргументы, аргументируйте тезис, используя аналогию как форму обоснования. «Нынешним летом следует ожидать большой урожай яблок».
22.Постройте прямое и косвенное обоснование тезиса. Запишите схемы: а) «Убийство совершено по политическим мотивам». b) «Преступник попал в квартиру через балконную дверь».
b) Основные логические законы 23.Опираясь на закон тождества, выделенное понятие попробуйте заменить понятием, заключенным в скобках? «В скором времени ожидается указ Президента об амнистии (помиловании, прощении)».
24. Опираясь на закон непротиворечия, установите, могут ли быть одновременно истинными и одновременно ложными данные пары суждений: «Все участники преступления были пойманы». «Ни один участник преступления не был пойман».
25. Опираясь на закон исключенного третьего, установите, могут ли быть одновременно ложными данные пары суждений: «Не все правовые преступления связаны с вещами». «Все правовые отношения связаны с вещами».
26. Укажите рассуждения, в которых нарушены требования закона достаточного основания: «Установлено, что Р. мошенничеством не занимался. Значит, к уголовной ответственности он не привлекается». | |