Общая информация » Каталог студенческих работ » ГУМАНИТАРНЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ » БелЮИ МВД, логика (практикум) |
31.03.2016, 11:23 | |
Тема 1. Понятие 1. Дайте полную логическую характеристику понятиям: а) «Кража»; b) «Законность»; в) «Следователь».
2. Произведите последовательную многоступенчатую операцию обобщения и ограничения понятий: а) «Автобус»; b) «Оружие»;
3. Определите вид отношений между понятиями и выразите эти отношения с помощью круговых схем: а) «Республика», «Форма правления»; b) «Правда», «Ложь»; с) «Преступление», «Должностное преступление», «Хозяйственное преступление».
4. Проверьте правильность деления понятий; в неправильном делении определите, какие правила нарушены: а) «Право собственности включает в себя владение, пользование и распоряжение вещью». b) «Видами искусства являются художественная литература, живопись, скульптура, архитектура, театр и симфоническая музыка». с) «Политические партии могут быть правящими и оппозиционными».
5. Установите правильность следующих определений (в неправильных определениях укажите, какие правила нарушены; дайте правильное определение: а) «Грабеж — похищение государственного, общественного или личного имущества граждан». b) «Кибернетика не искусство».
Тема 2. Суждение 6. Приведите высказывание к правильной логической форме, дайте объединенную классификацию суждений, приведите их схемы и принятые в логике обозначения А, Е, I, О: а) «Причинение вреда посягающему лицу в состоянии необходимой обороны не является преступлением». b) «Некоторые современники динозавров не вымерли до сих пор». с) «Ни одно государство не обходится без армии».
7. Рассмотрите сложные суждения, выразите их в символической записи. Укажите антецедент и консеквент в импликативных суждениях: а) «Все люди рождаются свободными и разными в своих правах» (Всеобщая декларация прав человека). b) «В судебном заседании прокурор должен либо поддерживать обвинение, либо отказаться от него». с) «Когда б на то не Божья воля, не отдали б Москвы» (Лермонтов).
8. Запишите логические формулы сложных суждений на языке логики высказываний и постройте для них истинностные таблицы. а) «В случаях, когда предусмотренный договором гарантийный срок составляет менее двух лет и недостатки товара обнаружены покупателем по истечении гарантийного срока, но в пределах двух лет со дня передачи товара покупателю, продавец несет ответственность, если покупатель докажет, что недостатки товара возникли по передачи покупателю или по причинам, возникшим до этого момента». b) «Если по истечении срока предупреждения об увольнении трудовой договор не был расторгнут и работник не настаивает на увольнении, то действие трудового договора продолжается». с) «В Российской Федерации признаются частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности».
9. Определите модальность суждения, запишите суждения с помощью модальных операторов: а) «Материя неразрывно связана с движением». b) «Любой объективный процесс есть разрешение назревшего противоречия». в) «В общественном транспорте запрещается провоз легковоспламеняющихся веществ».
Тема 3. Умозаключение а) Непосредственные умозаключения 10. Произведите превращение, обращение и противопоставление субъекту и предикату следующих суждений; осуществите все возможные заключения по логическому квадрату: а) «Все экономические законы объективны». b) «Каждый гражданин имеет право на самозащиту». с) «Всякий закон является нормативно-правовым актом».
11. Проверьте правильность непосредственного умозаключения а) «Неверно, что некоторые личные местоимения не склоняются, значит, некоторые личные местоимения склоняются». b) «Никаких прямых доказательств, подтверждающих точку зрения обвинения, представлено не было, значит, все, что было представлено, не является прямыми доказательствами, подтверждающими точку зрения обвинения». с) «Некоторые европейские страны - члены НАТО, следовательно, среди членов НАТО есть европейские страны».
b) Простой категорический силлогизм 12. Сделайте заключение из посылок и проверьте правильность полученного умозаключения. а) «Часто встречаются тела, расширяющиеся при нагревании». «Лед не расширяется при нагревании». ________________________________________________________ «Следовательно,…»
б) «Лица, совершившие хулиганский поступок, привлекается к уголовной ответственности». «Гражданин П. привлекается к уголовной ответственности». _______________________________________________________ «Следовательно, …»
с) Дедуктивные выводы из сложных суждений
13. Найдите основание и следствие в условных посылках, сделайте вывод, постройте схему, если условная посылка явно не выражена, сформулируйте ее в явной логической форме: «Если любая кора головного мозга повреждена, то взаимодействие личности с внешней средой нарушается. В этом случае человек утрачивает реальное восприятие действительности, а значит, превращается в раба ситуации».
14. Сделайте вывод из посылок условно-категорического умозаключения, установите его модус и определите, следует ли вывод с необходимостью: «Брак расторгается, если судом будет установлено, что дальнейшая совместная жизнь супругов и сохранение семьи стали невозможными» «Суд установил, что дальнейшая совместная жизнь супругов и сохранение ими семьи невозможно». ____________________________________________________________________ «Следовательно,...»
15. Сделайте вывод из посылки по одному из модусов разделительно-категорического умозаключения, постройте его схему: «Приговор суда может быть обвинительным или оправдательным». «По данному делу не может быть вынесен оправдательный приговор». _________________________________________________________________ «Значит,…»
16. Определите вид дилеммы, сделайте вывод, постройте его схему: «Гражданин может быть объявлен судом умершим, если в месте его постоянного места жительства нет сведений о месте его пребывания в течение трех лет, или он пропал без вести при обстоятельствах, угрожающих его гибели от несчастного случая в течение шести месяцев». «О гражданине Н. или в течение трех лет нет сведений о место его постоянного места жительства, или он пропал без вести при указанных обстоятельствах и о нем нет сведений в течение шести месяцев». ____________________________________________________________________«Следовательно,...»
d) Индуктивные умозаключения 17. Укажите умозаключения полной и неполной индукции, в последней определите степень вероятности обобщения («маловероятно», «равновероятно», «более вероятно, чем нет», «весьма вероятно»). Выделите умозаключения по аналогии. «При освобождении бойцами ОМОН заложников, захваченных преступниками, в завязавшейся схватке один бандит был убит, двое ранены, остальные сдались. Ни один из заложников не пострадал. Таким образом, все заложники были освобождены, бандиты обезврежены».
18. Определите, какой метод научной индукции применяется в следующем рассуждении. Запишите его в виде схемы. «К.А. Тимирязев утверждал, что для образования хлорофилла нужны свет и кислород. «Чтобы доказать это, — писал он, — прорастим в темноте какие-нибудь семена. Известно, что ростки получаются не зеленые, а желтые. Разделим полученные таким образом ростки на две кучки: одни оставим в обыкновенном воздухе, другие заключим в прибор с воздухом, лишенным кислорода, и вынесем все на свет. Первые через какие-нибудь четверть часа позеленеют и вскоре получат обычную зеленую окраску; вторые, сколько бы мы их не держали на свету, останутся желтыми. Но допустим к ним кислород, и они немедленно позеленеют».
Тема 4. Аргументация и доказательство а) Логические основы аргументации 19. К данному тезису подберите аргументы, продемонстрируйте их связь с тезисом, используя один из видов дедуктивного умозаключения. «Заключение «Он курит», следующее из посылок условно-категорического силлогизма: «Курить — здоровью вредить» и «Он вредит здоровью», не является достоверным».
20. К данному тезису подберите аргументы, аргументируйте тезис, используя индуктивную форму обоснования, включая методы научной индукции; определите достоверность обоснования тезиса. «Условно-категорический силлогизм имеет два правильных модуса».
21. К данному тезису подберите аргументы, аргументируйте тезис, используя аналогию как форму обоснования. «Разделительно-категорический силлогизм имеет модусы, не дающие достоверных заключений».
22.Постройте прямое и косвенное обоснование тезиса. Запишите схемы: а) «Человеку свойственно ошибаться». b) «Н. — добросовестный работник».
b) Основные логические законы 23.Опираясь на закон тождества, выделенное понятие попробуйте заменить понятием, заключенным в скобках? «Сущность брака состоит, по моим понятиям, в искренней привязанности, все остальное дело второстепенное» (Чернышевский) (супружества, семейного союза).
24. Опираясь на закон непротиворечия, установите, могут ли быть одновременно истинными и одновременно ложными данные пары суждений: «Большая часть документов утеряна». «Большая часть документов сохранилась».
25. Опираясь на закон исключенного третьего, установите, могут ли быть одновременно ложными данные пары суждений: «Следствие по делу К. закончено». «Следствие по делу К. еще не закончено».
26. Укажите рассуждения, в которых нарушены требования закона достаточного основания: «Ограбление совершил Сидоров, т. к. он знал о том, что хозяева квартиры находятся в командировке». | |