Общая информация » Каталог студенческих работ » ГУМАНИТАРНЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ » БелЮИ МВД, логика (практикум) |
31.03.2016, 11:20 | |
Тема 1. Понятие 1. Дайте полную логическую характеристику понятиям: а) «Преподаватель»; b) «Законность»; в) «Безрассудность».
2. Произведите последовательную многоступенчатую операцию обобщения и ограничения понятий: а) «Убийство»; b) «Экзамен»;
3. Определите вид отношений между понятиями и выразите эти отношения с помощью круговых схем: а) «Адвокат», «Защитник»; b) «Виновный», «Невиновный»; с) «Следователь», «Шахматист», «Гражданин»;
4. Проверьте правильность деления понятий; в неправильном делении определите, какие правила нарушены: а) «Привычки бывают полезные или вредные». b) «Политический режим различных государств может быть демократическим и недемократическим». с) «Формальная логика делит понятия на общие и единичные, конкретные и абстрактные, соотносительные и безотносительные».
5. Установите правильность следующих определений (в неправильных определениях укажите, какие правила нарушены; дайте правильное определение: а) «Халатность — должностное преступление, состоящее в невыполнении или ненадлежащем выполнении должностных обязанностей». b) «Наказание — мера государственного принуждения, применяемая по приговору суда к лицу, совершившему государственное преступление».
Тема 2. Суждение 6. Приведите высказывание к правильной логической форме, дайте объединенную классификацию суждений, приведите их схемы и принятые в логике обозначения А, Е, I, О: а) «Способность иметь гражданские права и нести обязанности (гражданская правоспособность) признается в равной мере за всеми гражданами». b) «Под лежачий камень вода не течет». с) «Никто не застрахован от ошибок».
7. Рассмотрите сложные суждения, выразите их в символической записи. Укажите антецедент и консеквент в импликативных суждениях: а) «Если юридическое лицо является коммерческой организацией, то оно должно иметь лицензию на право заниматься соответствующей деятельностью». b) «Банкротом юридическое лицо становиться в силу признания его таковым, по решению суда, либо по объявлению им о своем банкротстве, на основании совместно принятого решения». с) «Хозяйственные товарищества, а также общества с ограниченной ответственностью не вправе выпускать акции».
8. Запишите логические формулы сложных суждений на языке логики высказываний и постройте для них истинностные таблицы. а) «В трудовую книжку вносятся сведения о работнике, выполняемой им работе, переводах на другую постоянную работу и об увольнении работника, а также основания прекращения трудового договора и сведения о награждениях за успехи в работе». b) «Временные жильцы обязаны освободить жилое помещение по истечении согласованного с ними срока проживания, а если срок не согласован - не позднее семи дней со дня предъявления соответствующего требования нанимателем или любым гражданином, постоянно с ним проживающим». с) «Если вещь найдена в помещении или на транспорте, она подлежит сдаче лицу, представляющему владельца этого помещения или средства транспорта».
9. Определите модальность суждения, запишите суждения с помощью модальных операторов: а) «Возможно именно в этом направлении должны расследоваться все обстоятельства совершенного преступления». b) «Неверно, что преступление было совершено в состоянии невменяемости». в) «Никто не имеет права проникать в жилище против воли проживающих в нем лиц иначе, как в случаях, установленных ФЗ или на основании судебного решения».
Тема 3. Умозаключение а) Непосредственные умозаключения 10. Произведите превращение, обращение и противопоставление субъекту и предикату следующих суждений; осуществите все возможные заключения по логическому квадрату: а) «Все преступления осуждаются общественностью». b) «Некоторые правонарушители — несовершеннолетние». с) «Никто не должен быть повторно осужден за одно и то же преступление».
11. Проверьте правильность непосредственного умозаключения а) «Некоторые газы инертны, значит, некоторые газы не являются инертными». b) «Ни один умный человек не сделает этого, а раз так, то сделавший это не является умным человеком». с) «Некоторые животные - хищники, значит, некоторые не хищники являются животными».
b) Простой категорический силлогизм 12. Сделайте заключение из посылок и проверьте правильность полученного умозаключения. а) «Всякая ложь - умышленное искажение истины». «Клевета – тоже умышленное искажение истины». _________________________________________________ «Следовательно,…» б) «Некоторые юристы — следователи». «Некоторые выпускники юридических факультетов работают в прокуратуре». _________________________________________________________ «Следовательно, …»
с) Дедуктивные выводы из сложных суждений
13. Найдите основание и следствие в условных посылках, сделайте вывод, постройте схему, если условная посылка явно не выражена, сформулируйте ее в явной логической форме: «В случае, когда законом допускается вступление в брак до достижения восемнадцатилетнего возраста, гражданин, не достигший восемнадцати лет, приобретает дееспособность в полном объеме со времени вступления в брак, приобретенная в результате заключения брака дееспособность сохраняется в полном объеме и в случае расторжения брака до достижения восемнадцати лет. Закон обеспечивает равное положение несовершеннолетних супругов с совершеннолетними в решении вопросов жизни семьи, воспитания детей».
14. Сделайте вывод из посылок условно-категорического умозаключения, установите его модус и определите, следует ли вывод с необходимостью: «Если суд признает гражданина недееспособным, над ним устанавливается опека». «Суд не признал гражданина недееспособным». ____________________________________________________________________ «Следовательно,...»
15. Сделайте вывод из посылки по одному из модусов разделительно-категорического умозаключения, постройте его схему: «Основаниями освобождения осужденного от отбывания наказания являются или отбытие срока наказания, назначенного по приговору суда или в силу акта амнистии, или ввиду помилования, или в следствии отмены приговора с заменой наказания условным осуждением, или снижением наказания до пределов отбытого осуждения». «И. освобожден от наказания не в силу амнистии, и не по отбытию срока наказания, и не по помилованию». ____________________________________________________________________ «Значит,…»
16. Определите вид дилеммы, сделайте вывод, постройте его схему: «Профессиональный риск признается оправданным, если совершенное действие соответствует научно-техническим знаниям и опыту, а последствия, для которых необходимо достижение цели, не могли быть достигнуты не связанными с риском действиями и лицо, допустившее риск, предприняло все возможные меры для предотвращения вреда предохраняемым интересам. Профессиональный риск не признается оправданным, если он заведомо был сопряжен с угрозой экологической катастрофы, угрозой здоровью или жизни людей». «Но профессиональный риск или признается, или не признается оправданным». ____________________________________________________________________«Следовательно,...»
d) Индуктивные умозаключения 17. Укажите умозаключения полной и неполной индукции, в последней определите степень вероятности обобщения («маловероятно», «равновероятно», «более вероятно, чем нет», «весьма вероятно»). Выделите умозаключения по аналогии. «Вблизи деревни Михайловка был обнаружен труп гр-на Б. Медицинское исследование трупа показало, что смерть наступила от тяжелого огнестрельного ранения, нанесенного дробовым оружием. Дробины изъяты из тела. В 10 м от трупа найден пыж, сделанный кустарным способом из листа, вырванного из какой-то книги. В убийстве подозревался гр-н С., который после допроса был задержан. При проверке было установлено, что С. имеет дробовое ружье. В свободное время охотится. Был сделан вывод, что гр-на Б. убил С.».
18. Определите, какой метод научной индукции применяется в следующем рассуждении. Запишите его в виде схемы. «В портовом городе ограбили спортивную базу. Следственными органами часть спортивного инвентаря была обнаружена у граждан Р., Н. и Ж. Во время следствия была установлена причастность к ограблению всех троих. Однако следователя волновало одно обстоятельство: в помещении склада преступники могли проникнуть только через узкий проем между решеткой и стеной в подвальном окне склада, но ни Р., ни Н., ни Ж. по своему росту и размерам тела никак этого сделать не могли. Следователь пришел к выводу, что в ограблении принимало участие еще одно лицо. Как было затем установлено, им оказался К.».
Тема 4. Аргументация и доказательство а) Логические основы аргументации 19. К данному тезису подберите аргументы, продемонстрируйте их связь с тезисом, используя один из видов дедуктивного умозаключения. «Суждение «Обвиняемый имеет право на защиту» является общим»».
20. К данному тезису подберите аргументы, аргументируйте тезис, используя индуктивную форму обоснования, включая методы научной индукции; определите достоверность обоснования тезиса. «В процессе расследования по делу ограбления музея выяснилось, что у задержанных на месте преступления Ручкина и Чижова должен быть сообщник».
21. К данному тезису подберите аргументы, аргументируйте тезис, используя аналогию как форму обоснования. «Отношения между молодыми членами этой семьи должны быть добрыми».
22.Постройте прямое и косвенное обоснование тезиса. Запишите схемы: а) «Подсудимый Петров виновен». b) «Когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдет».
b) Основные логические законы 23.Опираясь на закон тождества, выделенное понятие попробуйте заменить понятием, заключенным в скобках? «При обсуждении вопроса проявились различные точки зрения (мнения, взгляды, суждения)».
24. Опираясь на закон непротиворечия, установите, могут ли быть одновременно истинными и одновременно ложными данные пары суждений: «Организатором ограбления кассы был Николай Н.». «Организатором ограбления кассы был Анатолий П.».
25. Опираясь на закон исключенного третьего, установите, могут ли быть одновременно ложными данные пары суждений: «Преступник не может не оставить следов». «Преступник может не оставить следов».
26. Укажите рассуждения, в которых нарушены требования закона достаточного основания: «М. обязан явиться в суд и дать правдивые показания, т. к. он вызван в качестве свидетеля». | |