Общая информация » Каталог студенческих работ » ГУМАНИТАРНЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ » БелЮИ МВД, логика (практикум) |
31.03.2016, 11:18 | |
Тема 1. Понятие 1. Дайте полную логическую характеристику понятиям: а) «Суверенитет»; b) «Гражданство»; в) «Алогичный».
2. Произведите последовательную многоступенчатую операцию обобщения и ограничения понятий: а) «Город»; b) «Студент»;
3. Определите вид отношений между понятиями и выразите эти отношения с помощью круговых схем: а) «Живописец», «Художник»; b) «Сильный», «Слабый»; с) «Честь», «Бесчестие»;
4. Проверьте правильность деления понятий; в неправильном делении определите, какие правила нарушены: а) «Видами искусства являются художественная литература, живопись, скульптура, архитектура, театр и симфоническая музыка». b) «Видами административных взысканий являются предупреждение, штраф, исправительные работы, административный арест». с) «Договоры делятся на устные, письменные и безвозмездные».
5. Установите правильность следующих определений (в неправильных определениях укажите, какие правила нарушены; дайте правильное определение: а) «Правоспособность — способность иметь право». b) «Инкриминирование — предъявление обвинения в совершении какого-либо преступления».
Тема 2. Суждение 6. Приведите высказывание к правильной логической форме, дайте объединенную классификацию суждений, приведите их схемы и принятые в логике обозначения А, Е, I, О: а) «Лицо, совершившее административное правонарушение, подлежит ответственности на основании законодательства, действующего во время и по месту совершения правонарушения». b) «Некоторая категория граждан признается нуждающимися в улучшении жилищных условий». с) «Наниматель обязан своевременно вносить плату за коммунальные услуги».
7. Рассмотрите сложные суждения, выразите их в символической записи. Укажите антецедент и консеквент в импликативных суждениях: а) «Если отпали основания, по которым гражданин был признан недееспособным, признание его дееспособности осуществляется в судебном порядке по заявлению членов его семьи, опекуна, органа опеки и попечительства, психиатрического лечебного заведения, прокурора и других организаций». b) «Быть или не быть — вот в чем вопрос». с) «Если основания, в силу которых гражданин был признан недееспособным или ограниченно дееспособным вследствие злоупотребления спиртными напитками или наркотическими средствами, отпали, опекун или попечитель обязан ходатайствовать перед судом о признании подопечного дееспособным и о снятии с него опеки или попечительства».
8. Запишите логические формулы сложных суждений на языке логики высказываний и постройте для них истинностные таблицы. а) «Работодатель до истечения года со дня применения дисциплинарного взыскания имеет право снять его с работника по собственной инициативе, просьбе самого работника, ходатайству его непосредственного руководителя или представительного органа работников». b) «Трудовой договор вступает в силу со дня его подписания работником и работодателем, если иное не установлено федеральными законами, либо со дня фактического допущения работника к работе с ведома или по поручению работодателя». с) «Если факт смерти гражданина с достоверностью установлен, то суд при отказе органов записи актов гражданского состояния в регистрации смерти не объявляет гражданина умершим, а устанавливает факт смерти в определенное время».
9. Определите модальность суждения, запишите суждения с помощью модальных операторов: а) «Закон признает недопустимым отказ гражданина от правоспособности и дееспособности». b) «Алиби И. абсолютно доказано». в) «В общественном транспорте запрещается провоз легковоспламеняющихся материалов».
Тема 3. Умозаключение а) Непосредственные умозаключения 10. Произведите превращение, обращение и противопоставление субъекту и предикату следующих суждений; осуществите все возможные заключения по логическому квадрату: а) «Каждый воин должен понимать свой маневр». b) «Опекун и попечитель, их супруги и близкие родственники не вправе совершать сделки с подопечными, за исключением передачи имущества подопечному в качестве дара или в безвозмездное пользование». с) «Никто не может быть ограничен в правоспособности и дееспособности иначе, как в случаях и в порядке, установленном законом».
11. Проверьте правильность непосредственного умозаключения а) «Не все учащиеся прилежны, значит, неверно, что ни один из них не прилежен». b) «Некоторые летчики — космонавты, значит, некоторые летчики не являются не космонавтами». с) «Трудолюбивые люди берутся за самую сложную работу, значит все те, кто выполняет самую сложную работу – трудолюбивые люди».
b) Простой категорический силлогизм 12. Сделайте заключение из посылок и проверьте правильность полученного умозаключения. а) «Лица, совершившие должностной подлог, привлекаются к уголовной ответственности». «Л. привлекается к уголовной ответственности». __________________________________________________________________ «Следовательно,…»
б) «Некоторые преступления являются умышленными». «Некоторые преступления совершены с особой жестокостью». _________________________________________________________ «Следовательно, …»
с) Дедуктивные выводы из сложных суждений
13. Найдите основание и следствие в условных посылках, сделайте вывод, постройте схему, если условная посылка явно не выражена, сформулируйте ее в явной логической форме: «Если срок испытания истек, а работник продолжает работать, он считается выдержавшим испытание, и последующее расторжение трудового договора (контракта) допускается только на общих основаниях».
14. Сделайте вывод из посылок условно-категорического умозаключения, установите его модус и определите, следует ли вывод с необходимостью: «Не могут служить доказательством фактические данные, сообщаемые свидетелем, если он не может сообщить источник своей осведомленности». «Фактические данные, сообщенные свидетелем, могут служить доказательством». ____________________________________________________________________ «Следовательно,...»
15. Сделайте вывод из посылки по одному из модусов разделительно-категорического умозаключения, постройте его схему: «Преступление может быть или умышленными, или неосторожным». «Преступление, совершенное Н., нельзя назвать неосторожным». _______________________________________________________________ «Значит,…»
16. Определите вид дилеммы, сделайте вывод, постройте его схему: «Брак не может быть заключен, если нет взаимного согласия лиц, вступающих в брак, и если они не достигли брачного возраста». «Между К. и Л. нет взаимного согласия, или они не достигли брачного возраста». ____________________________________________________________________«Следовательно,...»
d) Индуктивные умозаключения 17. Укажите умозаключения полной и неполной индукции, в последней определите степень вероятности обобщения («маловероятно», «равновероятно», «более вероятно, чем нет», «весьма вероятно»). Выделите умозаключения по аналогии. «В день, когда было обнаружено повреждение средств в сигнализации на железной дороге, Р. находился вблизи предупредительного диска. Р. был в неприязненных отношениях с бригадиром. На основании этих фактов Р. было предъявлено обвинение в умышленном повреждении сигнализации».
18. Определите, какой метод научной индукции применяется в следующем рассуждении. Запишите его в виде схемы. «Сравнивая свидетельство о болезни и другие медицинские документы, имеющиеся в пенсионном деле, следователь обратил внимание, что хотя эти документы значились выданными различными учреждениями и в разное время, они выполнены одним и тем же почерком. Совпадали общие признаки почерка и особенно выделялись совпадения в написании букв «М», «3», «К» и цифр 7, 8, 9. В пенсионном деле имелись также два заявления, написанные П. Когда следователь сравнил почерк в этих заявлениях с почерком в указанных медицинских документах, то обнаружил полное совпадение как в общих признаках почерка, так и в частных при выполнении отмеченных выше букв и цифр, следователь пришел к выводу, что документы в пенсионном деле подделал сам П.».
Тема 4. Аргументация и доказательство а) Логические основы аргументации 19. К данному тезису подберите аргументы, продемонстрируйте их связь с тезисом, используя один из видов дедуктивного умозаключения. «Бутылкин — соучастник преступления».
20. К данному тезису подберите аргументы, аргументируйте тезис, используя индуктивную форму обоснования, включая методы научной индукции; определите достоверность обоснования тезиса. «Скорее всего полные сборы обеспечивало участие в концертах известного зарубежного исполнителя».
21. К данному тезису подберите аргументы, аргументируйте тезис, используя аналогию как форму обоснования. «В слове «мышление» ударение делается на втором слоге».
22.Постройте прямое и косвенное обоснование тезиса. Запишите схемы: а) «Версия совершенного в гостинице преступления, которую предложил инспектор Лосев, в процессе расследования не подтвердилась». b) «Человеку свойственно ошибаться».
b) Основные логические законы 23.Опираясь на закон тождества, выделенное понятие попробуйте заменить понятием, заключенным в скобках? «Виновность Мухина установлена содержащимися в деле доказательствами (основаниями, доводами, аргументами)».
24. Опираясь на закон непротиворечия, установите, могут ли быть одновременно истинными и одновременно ложными данные пары суждений: «Некоторые органы государственной власти имеют право издавать законы». «Некоторые органы государственной власти имеют право издавать приказы и инструкции».
25. Опираясь на закон исключенного третьего, установите, могут ли быть одновременно ложными данные пары суждений: «Каждое уголовное дело имеет свои особенности». «Некоторые уголовные дела никаких особенностей не имеют».
26. Укажите рассуждения, в которых нарушены требования закона достаточного основания: «Н. не давал и не получал взяток, поэтому он не может быть привлечен к уголовной ответственности». | |