Общая информация » Каталог студенческих работ » ГУМАНИТАРНЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ » БелЮИ МВД, логика (практикум) |
31.03.2016, 11:14 | |
Тема 1. Понятие 1. Дайте полную логическую характеристику понятиям: а) «Государство»; b) «Невиновность»; в) «Причина».
2. Произведите последовательную многоступенчатую операцию обобщения и ограничения понятий: а) «Космонавт Юрий Гагарин»; b) «Спортсмен»;
3. Определите вид отношений между понятиями и выразите эти отношения с помощью круговых схем: а) «Высшее учебное заведение», «Университет»; b) «Президент», «Президент Российской Федерации», «Глава государства»; с) «Волевой», «Безвольный».
4. Проверьте правильность деления понятий; в неправильном делении определите, какие правила нарушены: а) «К ценным бумагам относятся акции и чеки». b) «Преступления делятся на умышленные, неосторожные и хозяйственные». с) «По характеру психической активности память делят на двигательную, эмоциональную, образную и словесно-логическую».
5. Установите правильность следующих определений (в неправильных определениях укажите, какие правила нарушены; дайте правильное определение: а) «Нормативный акт — это правовой акт государства, в котором содержатся нормы права, регулирующие общественные отношения определенного вида». b) «Мошенник — человек, занимающийся мошенничеством».
Тема 2. Суждение 6. Приведите высказывание к правильной логической форме, дайте объединенную классификацию суждений, приведите их схемы и принятые в логике обозначения А, Е, I, О: а) «Каждому известно, что любые, даже самые отличные условия для занятий, не гарантируют успеха на экзамене». b) «Некоторые летчики не являются космонавтами». с) «Часть выпускников Московской государственной юридической академии работает в адвокатуре».
7. Рассмотрите сложные суждения, выразите их в символической записи. Укажите антецедент и консеквент в импликативных суждениях: а) «Оскорбление может быть нанесено либо случайно, либо намеренно». b) «Неприятное впечатление на слушателей производит не только физическая скованность, но и беспорядочная жестикуляция оратора». с) «Дитя не плачет, мать не разумеет».
8. Запишите логические формулы сложных суждений на языке логики высказываний и постройте для них истинностные таблицы. а) «Работник имеет право на защиту своих трудовых прав, свобод и законных интересов всеми не запрещенными способами». b) «При повреждении здоровья или в случае смерти работника вследствие несчастного случая на производстве либо профессионального заболевания работнику (его семье) возмещаются его утраченный заработок (доход), а также связанные с повреждением здоровья дополнительные расходы на реабилитацию либо соответствующие расходы в связи со смертью работника». с) «Суд не принимает отказа истца от иска, признание иска ответчиком и не утверждает мирового соглашения сторон, если эти действия противоречат закону и нарушают чьи-либо права и охраняемые законом интересы».
9. Определите модальность суждения, запишите суждения с помощью модальных операторов: а) «Наличие причинной связи между действиями, совершенными данным лицом, и наступившими общественно опасными последствиями — непременное условие привлечения его к уголовной ответственности». b) «Каждый человек имеет право на гражданство». в) «В случае пожара звоните по телефону 01».
Тема 3. Умозаключение а) Непосредственные умозаключения 10. Произведите превращение, обращение и противопоставление субъекту и предикату следующих суждений; осуществите все возможные заключения по логическому квадрату: а) «Все силлогизмы являются умозаключениями». b) «Некоторые приговоры суда не являются обвинительными». с) «Ни один договор не может быть расторгнут в одностороннем порядке».
11. Проверьте правильность непосредственного умозаключения а) «Неверно, что некоторые жидкости не упруги, значит, некоторые жидкости упруги». b) «Некоторые дети хорошо рисуют, значит, некоторые из людей нехорошо рисующих, не являются детьми». с) «Всякий, кто не гуляет под дождем без зонта является здравомыслящим человеком, потому что ни один из здравомыслящих людей не станет гулять под дождем без зонта».
b) Простой категорический силлогизм 12. Сделайте заключение из посылок и проверьте правильность полученного умозаключения. а) «Судебные эксперты обязаны давать правдивые показания». «Свидетели обязаны давать правдивые показания». _________________________________ «Следовательно,…»
б) «Каждый участник долевой собственности имеет право на отчуждение своей доли другому лицу». «Н. — участник общей долевой собственности». _______________________________________________________ «Следовательно, …»
с) Дедуктивные выводы из сложных суждений
13. Найдите основание и следствие в условных посылках, сделайте вывод, постройте схему, если условная посылка явно не выражена, сформулируйте ее в явной логической форме: «Обмен жилыми помещениями будет признан недействительным, если он произведен с нарушением требований, предусмотренных Жилищным кодексом. В случае признания обмена недействительным, стороны подлежат переселению в ранее занимаемые площади».
14. Сделайте вывод из посылок условно-категорического умозаключения, установите его модус и определите, следует ли вывод с необходимостью: «Договор будет заключен, если между договаривающимися сторонами достигнуто соглашение». «Однако договор заключен не будет». ____________________________________________________________________ «Следовательно,...»
15. Сделайте вывод из посылки по одному из модусов разделительно-категорического умозаключения, постройте его схему: «Выдвинутая гипотеза доказывается или отвергается». «Данная гипотеза доказана». ___________________________________________________ «Значит,…»
16. Определите вид дилеммы, сделайте вывод, постройте его схему: «Если увеличивается семья нанимателя, то это ведет к изменению условий договора найма жилого помещения; если же семья нанимателя уменьшается, это также ведет к изменению условий договора найма жилого помещения». «Семья нанимателя может увеличиваться или уменьшаться». ____________________________________________________________________«Следовательно,...»
d) Индуктивные умозаключения 17. Укажите умозаключения полной и неполной индукции, в последней определите степень вероятности обобщения («маловероятно», «равновероятно», «более вероятно, чем нет», «весьма вероятно»). Выделите умозаключения по аналогии. «Осматривая извлеченный из реки труп неизвестного мужчины, следователь отметил ряд характерных примет, в том числе татуировку, золотые коронки во рту. Опираясь на эти приметы, следователь предположил, что убитый мог быть ранее судимым или каким-то образом связанным с преступным миром (уж очень красноречивыми были упомянутые татуировки). Большое количество ранений на трупе давало основание предположить, что убийство могли совершить ранее судимые. Кроме того последнее обстоятельство наталкивало на мысль, что преступление совершено из мести. Ограбление можно было предположить с меньшим основанием, так как на руке убитого были часы».
18. Определите, какой метод научной индукции применяется в следующем рассуждении. Запишите его в виде схемы. «В городе ограбили спортивную базу. В разоблачении преступников следственным органам помогали дружинники, обнаружившие часть спортивного инвентаря у граждан Е, Н. и Ш. Во время следствия была установлена виновность всех троих. Однако следователя волновало одно обстоятельство: в помещение склада преступники могли проникнуть только через узкий проем между решеткой и стеной в подвальном окне склада, но ни Р., ни Н., ни Ш. по своему росту и размерам тела этого никак сделать не могли. Следователь пришел к выводу, что в ограблении принимало участие еще одно лицо. Как было затем установлено, им оказался К.».
Тема 4. Аргументация и доказательство а) Логические основы аргументации 19. К данному тезису подберите аргументы, продемонстрируйте их связь с тезисом, используя один из видов дедуктивного умозаключения. «Убийство известного журналиста было совершено в вагоне поезда «Москва-Владивосток»».
20. К данному тезису подберите аргументы, аргументируйте тезис, используя индуктивную форму обоснования, включая методы научной индукции; определите достоверность обоснования тезиса. «Рост преступлений в стране связан, как правило, с увеличением количества потребления спиртного».
21. К данному тезису подберите аргументы, аргументируйте тезис, используя аналогию как форму обоснования. «Ошибка узкого определения ведет к неравенству А (определяемого понятия) и Вс (определяющего понятия)».
22.Постройте прямое и косвенное обоснование тезиса. Запишите схемы: а) «Любви все возрасты покорны» (Пушкин). b) «Если человек имеет неустойчивую нервную систему, то он способен совершить преступление».
b) Основные логические законы 23.Опираясь на закон тождества, выделенное понятие попробуйте заменить понятием, заключенным в скобках? «В случае недостижения соглашения по вопросу о процедуре расследования стороны по взаимной договоренности выбирают арбитра, который решает вопрос о процедуре (третейского судью, посредника)».
24. Опираясь на закон непротиворечия, установите, могут ли быть одновременно истинными и одновременно ложными данные пары суждений: «В некоторых государствах существует монархическая форма правления». «В некоторых государствах нет монархической формы правления».
25. Опираясь на закон исключенного третьего, установите, могут ли быть одновременно ложными данные пары суждений: «Всякая наука имеет свой предмет исследования». «Ни одна наука своего предмета исследования не имеет».
26. Укажите рассуждения, в которых нарушены требования закона достаточного основания: «Семенов — студент, ведь он сдает экзамены». | |