Номер варианта соответствует последней цифре в зачетной книжке.
Вариант I.
1. Биосфера: определение и структура.
2. Ответьте на вопросы:
· Что такое пищевая цепь?
· Какие пищевые цепи вам известны?
· Как может участвовать в пищевых цепях детрит?
3. Выполните задание:
Приведите примеры, показывающие ограничивающее (лимитирующее) действие факторов среды в вашей местности.
4. Дайте ответы на вопросы тестовых заданий:
· Любая совокупность взаимодействующих живых организмов и условий среды называется:
|
А. Природной территорией
Б. Ландшафтом
|
В. Биологической системой
Г. Экосистемой
|
· К антропогенным гетеротрофным экосистемам не относятся:
|
А. Биологические очистные сооружения
Б. Автомобильные заводы
|
В. Заливной луг
Г. Рыборазводные заводы
|
· Учение об однородных наземных экосистемах – биогеоценозах создал:
|
А. Вернадский В.И.
Б. Вавилов Н.И.
|
В. Дарвин Ч.
Г. Сукачев В.Н.
|
· Какая из названных особо охраняемых территорий обеспечивает наиболее надежную охрану видов:
|
А. Заказники
Б. Заповедники
|
В. Лесосады
Г. Национальные парки
|
· К агроэкосистеме относится:
|
А. Городской парк
Б. Клеверное поле
|
В. Лиственный лес
Г. Детская площадка
|
Вариант II.
1. Факторы среды и общие закономерности их действия на организмы.
2. Ответьте на вопросы:
· Что такое биологическое разнообразие?
· Какие факторы влияют на биологическое разнообразие?
· Связано ли биологическое разнообразие разных трофических уровней? Если да, то как?
3. Выполните задание:
Заполните по образцу схему, приведя примеры симбиотических связей между живыми организмами.
4. Дайте ответы на вопросы тестовых заданий:
· Какая группа организмов относится к детритофагам:
|
А. Лисица, заяц, скворец, человек
Б. Рдест, осот, ель, пырей
|
В. Бактерии, грибы, вирусы
Г. Перловица, дождевой червь
|
· Какие из ниже приведенных мероприятий не способствуют борьбе с эрозией почвы:
|
А. Отвальная вспашка
Б. Использование кулис
|
В. Посев многолетних трав
Г. Вспашка поперек склона
|
· На экосистемном уровне охраны природы осуществляют следующие действия:
|
А. Создают национальные парки
Б. Разводят виды под контролем человека
|
В. Создают «Красные книги»
Г. Создают генные банки
|
· В систему рационального природопользования входит:
|
А. Освоение пойм в пашню
Б. Вырубка леса
|
В. Установление сроков охоты
Г. Усиленный выпас скота на пастбище
|
· Способность накапливать массу перегнивающих растительных остатков характерна для экосистем:
|
А. Луга
Б. Пустыни
|
В. Тундры
Г. Болота
|
Вариант III.
1. Основные среды жизни.
2. Ответьте на вопросы:
· В чем заключается биосферное значение лесов?
· Что такое побочное использование лесов?
· Какие группы лесов различаются по их хозяйственному использованию?
3. Выполните задание:
Пользуясь предложенной схемой обоснуйте утверждение: «Плодородная почва – сложная экологически уравновешенная экосистема».
4. Дайте ответы на вопросы тестовых заданий:
· Взаимодействия между организмами одного трофического уровня проявляются в форме:
|
А. Симбиоза
Б. Конкуренции
|
В. Паразитизма
Г. Хищничества
|
· Как называется процесс разделения популяциями пространства и ресурсов:
|
А. Экологической сукцессией
Б. Снижением конкуренции
|
В. Правилами экологических пирамид
Г. Дифференциацией экологических ниш
|
· Как называются постоянные наблюдения за экосистемами:
|
А. Контроль природных ресурсов
Б. Регулярная охрана природы
|
В. Экологическая экспертиза
Г. Экологический мониторинг
|
· Энергетическое обеспечение каких экосистем осуществляется зелеными растениями:
|
А. Гетеротрофных
Б. Фотоавтотрофных
|
В. Антропогенных хемоавтотрофных
Г. Естественных хемоавтотрофных
|
· К наукам экологического комплекса, изучающим глобальные экологические проблемы планеты, относят:
|
А. Лесную экологию
Б. Биосферную экологию
|
В. Химическую экологию
Г. Социальную экологию
|
Вариант IV.
1. Биотические факторы среды, их классификация.
2. Ответьте на вопросы:
· В чем сущность ресурсосберегающих технологий в промышленности?
· Что означает «комплексное использование ресурсов»?
· Какова роль вторичного сырья в современном производстве и как прогнозируется его роль в будущем?
3. Выполните задание:
Впишите в прямоугольники названия профилактических мероприятий, которые уменьшают риск заражения паразитами животных в крупных животноводческих комплексах.
4. Дайте ответы на вопросы тестовых заданий:
· На экосистемном уровне охраны природы осуществляют следующие действия:
|
А. Создают национальные парки
Б. Разводят виды под контролем человека
|
В. Создают «Красные книги»
Г. Создают генные банки
|
· Главными факторами, влияющим на численность позвоночных животных, занесенных в «Красную книгу», являются:
|
А. Наличие естественных врагов
Б. Деятельность браконьеров
|
В. Трудности с питанием
Г. Разрушение местообитания
|
· Какой тип загрязнения окружающей среды должен контролироваться специальными санитарно-эпидемиологическими службами:
|
А. Тепловое
Б. Химическое
|
В. Биологическое
Г. Шумовое
|
· Самый важный компонент, определяющий плодородие почвы:
|
А. Вода
Б. Гумус
|
В. Кислород
Г. Азот
|
· Совокупность пространства, занимаемого популяцией, используемых ею ресурсов и ритма их потребления в экосистеме называются:
|
А. Ландшафтом
Б. Биотопом
|
В. Сукцессией
Г. Экологической нишей
|
Вариант V.
1. Структура и динамика популяций.
2. Ответьте на вопросы:
· Какую часть солнечной энергии могут усвоить растения экосистемы в процессе фотосинтеза?
· Какие растения относят к консументам?
· Какие варианты тепловой энергетики наиболее перспективны и экологически безопасны?
3. Выполните задание:
Завершите схему, дополнив ее примерами.
4. Дайте ответы на вопросы тестовых заданий:
· На экосистемном уровне охраны природы осуществляют следующие действия:
|
А. Гетеротрофная – естественная экосистема
Б. Фотоавтотрофная – искусственная экосистема
|
В. Автотрофная – естественная экосистема
Г. Гетеротрофная – искусственная экосистема
|
· К микроэлементам почвенного питания относятся:
|
А. Калий
Б. Медь
|
В. Фосфор
Г. Кислород
|
· Какие компоненты антропогенных экосистем в наибольшей степени обеспечивают регуляцию газового состава атмосферы:
|
А. Симбионты
Б. Продуценты
|
В. Консументы
Г. Редуценты
|
· Как называется мероприятие, провидимое на лугах, при котором уничтожается естественный травостой:
|
А. Рекультивацией
Б. Поверхностным улучшением
|
В. Коренным улучшением
Г. Реконструкцией
|
· На основе специфических выделений одних растений, влияющих на другие, формируются отношения:
|
А. Симбиотические
Б. Трофические
|
В. Аллелопатические
Г. Конкурентные
|
Вариант VI.
1. Биогеоценоз (биоценоз) и его структуры.
2. Ответьте на вопросы:
· Почему в городе нельзя сжигать листву, опавшую с деревьев?
· Какие методы применяют при очистке загрязненных вод?
· Каковы причины неравновесности городских экосистем?
3. Выполните задание:
Заполните таблицу, в которой отражена зависимость направления животноводства от растениеводства и природных условий.
Зона
|
Тип животноводства
|
Причины развития данного типа в данной зоне
|
Лесная, при обилии естественных и сеяных лугов
|
Крупный рогатый скот
|
|
Степная, при высокой освоенности в пашню
|
Свиноводство
|
|
Степная, при рельефе, неудобном для земледелия
|
Овцеводство и коневодство
|
|
Лесная и лесостепная, при низкой освоенности в пашню
|
Коневодство
|
|
4. Дайте ответы на вопросы тестовых заданий:
· Какие методы борьбы с насекомыми-вредителями основаны на естественных взаимоотношениях организмов:
|
А. Агротехнические
Б. Химические
|
В. Селекционные
Г. Биологические
|
· В состав природных экосистем входят:
|
А. Неживая природа
Б. Неживая и живая природа
|
В. Неживая природа, живая природа и культура
Г. Живая природа
|
· К какому компоненту пресноводной экосистемы относится группа организмов, называемых микрофитами:
|
А. Консументам
Б. Продуцентам
|
В. Редуцентам
Г. Бентосу
|
· Те условия среды, в которых вид может существовать и процветать при отсутствии конкуренции, называются:
|
А. Реализованной экологической нишей
Б. Сохранением экологического равновесия
|
В. Пищевыми сетями
Г.Фундаментальной экологической нишей
|
· Биологическую продукцию, которую создают консументы и редуценты в процессе переработки растительной и животной биомассы называют:
|
А. Вторичной
Б. Чистой
|
В. Валовой
Г. Первичной
|
Вариант VII.
1. Состав и строение экосистем. Их классификация.
2. Ответьте на вопросы:
· Какие методы используются для очистки газовых выбросов?
· Какую роль в агроэкосистеме играют леса?
· Какие экологические преимущества имеет безотвальная обработка почвы?
3. Выполните задание: Закончите составление схемы, вписав недостающие компоненты системы. Укажите направления круговорота веществ и обозначьте этапы превращения энергии.
Компоненты системы:
1. Солнечная энергия.
2. Химическая энергия.
3. Химические вещества среды.
4. Автотрофы.
5. ....
4. Дайте ответы на вопросы тестовых заданий:
· Тип связей между живыми организмами, основанный на переносе одних видов организмов другими называется:
|
А. Зоохория
Б. Конкуренция
|
В. Форрезия
Г. Аллелопатия
|
· Компоненты экосистемы, синтезирующие органические вещества из неорганических, называются:
|
А. Редуцентами
Б. Продуцентами
|
В. Консументами
Г. Гетеротрофами
|
· К экосистеме, характеризующейся самой высокой биологической продуктивностью, относятся:
|
А. Морская
Б. Болотная
|
В. Леса умеренных широт
Г. Заросли тростника в дельтах рек, текущих на юг
|
· Учение об однородных наземных экосистемах – биогеоценозах создал:
|
А. Вернадский В.И.
Б. Вавилов Н.И.
|
В. Дарвин Ч.
Г. Сукачев В.Н.
|
· Как называются постоянные наблюдения за экосистемами:
|
А. Контроль природных ресурсов
Б. Регулярная охрана природы
|
В. Экологическая экспертиза
Г. Экологический мониторинг
|
Вариант VIII.
1. Адаптивные биологические ритмы, их классификация.
2. Ответьте на вопросы:
· Какие факторы влияют на структуру агроэкосистемы?
· В чем отличия пирамид биомассы наземной экосистемы и озера?
· Что такое пищевая цепь?
3. Выполните задание:
Заполните схему, отразив в ней все виды загрязнения атмосферы и воды химическими веществами.
4. Дайте ответы на вопросы тестовых заданий:
· Отходы, которые после соответствующей обработки могут быть снова использованы в производстве, называются:
|
А. Отбросами
Б. Вторичными ресурсами
|
В. Полуфабрикатами
Г. Детритом
|
· К исчерпаемым ресурсам относятся:
|
А. Плодородие почв
Б. Энергия ветра
|
В. Вода
Г. Солнечная энергия
|
· Процесс разрушения почвы, включая оврагообразование, называется:
|
А. Эрозией
Б. Выветриванием
|
В. Деградацией
Г. Сукцессией
|
· Территория с присущими ей абиотическими факторами, занятая определенным биоценозом, называется:
|
А. Ландшафтом
Б. Экосистемой
|
В. Экотопом
Г. Биотопом
|
· Факторы, сдерживающие развитие организмов из-за недостатка или их избытка по сравнению с потребностями, называются:
|
А. Абиотическими
Б. Лимитирующими
|
В. Оптимальными
Г. Антропогенными
|
Вариант IX.
1. Жизненные формы растений и животных.
2. Ответьте на вопросы:
· В чем сущность методов биологической очистки?
· Какова роль экономических механизмов в уменьшении загрязнения окружающей среды?
· Почему агроэкосистема относится к автотрофным экосистемам?
3. Выполните задание:
Заполните таблицу о вкладе русских ученых в экологическую проблематику.
№ п/п
|
Ученый
|
Годы жизни
|
Вклад в экологию
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
4. Дайте ответы на вопросы тестовых заданий:
· Величина выносливости к изменениям тех или иных факторов, называется:
|
А. Сукцессией
Б. Толерантностью
|
В. Экологической нишей
Г. Зоной оптимума
|
· Оценка воздействия на окружающую природную среду и здоровье людей, называется:
|
А. Мониторингом
Б. Математическим моделированием
|
В. Экологической экспертизой
Г. Экологическим прогнозированием
|
· Искусственные экологические системы характеризуются:
|
А. Высоким биологическим разнообразием
Б. Низким биологическим разнообразием
|
В. Значительной численностью отдельных видов
Г. Низкой численностью отдельных видов
|
· Тела и силы природы, которые используются человеком для поддержания своего существования, называются:
|
А. Факторы среды
Б. Природные ресурсы
|
В. Продуценты
Г. Предельно допустимые концентрации
|
· Система, выраженная в геометрической форме, называется:
|
А. Пищевая сеть
Б. Пищевая цепь
|
В. Экологическая пирамида
Г. Трофическая связь
|
Вариант X.
1. Экологическая регламентация хозяйственной деятельности.
2. Ответьте на вопросы:
· Назовите основные объекты и принципы охраны окружающей природной среды.
· В чем сущность закона минимума и к каким последствиям ведет пренебрежение его требованиями?
· Какие типы питания существуют в природе?
3. Выполните задание:
Заполните таблицу «Охрана природы»
Факторы, влияющие на ослабление или уничтожение популяции
|
Примеры
|
1. Сбор некоторых красиво цветущих растений.
2. Заготовка лекарственных растений, популяции которых ослаблены.
3. Охота на редкие виды животных.
4. Отлов редких видов рыб и насекомых.
5. Чрезмерная добыча.
6. Разрушение местообитаний.
7. Вселение новых видов конкурентов.
8. Загрязнение
|
|
4. Дайте ответы на вопросы тестовых заданий:
· Что такое «золото земледельца»:
|
А. Навоз
Б. Своевременный полив
|
В. Гумус
Г. Сидераты
|
· Какие из ниже приведенных мероприятий не способствуют борьбе с эрозией почвы:
|
А. Отвальная вспашка
Б. Использование кулис
|
В. Посев многолетних трав
Г. Вспашка поперек склона
|
· В перечне биологических явлений и процессов укажите сукцессию:
|
А. Массовое размножение насекомых-вредителей
Б. Смена лиственного леса на хвойный
|
В. Расселение пырея ползучего в посевах ржи
Г. Размножение леммингов в тундре в определенные годы
|
· Цикл какого элемента, участвующего в круговороте веществ в биосфере, является открытым:
|
А. Фосфора
Б. Кислорода
|
В. Азота
Г. Углерода
|
· Термин «экосистема» предложил ученый:
|
А. Геккель Э.
Б. Дарвин Ч.
|
В. Тенсли А.
Г. Вернадский В.И.
|
|