Общая информация » Каталог студенческих работ » ЕСТЕСТВЕННЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ » Безопасность жизнедеятельности |
13.10.2015, 11:32 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Задания для контрольной работы содержат два вопроса из какого-либо раздела курса «Безопасность жизнедеятельности». Один из вопросов контрольного задания выполняется студентами в форме реферата. Второй представлен в виде краткого тестового задания, на решение ситуационной задачи или в форме программированного контроля знаний студентов. Содержание работы Реферат (первая часть задания) должен отражать следующую схему 1. План реферата с указанием страниц в тексте. 2. Введение, содержащее обоснование актуальности темы; вопросы, которые студент раскрывает; цели и задачи реферата. 3. Краткий исторический экскурс (если этого требует тема реферата). 4. Основная часть, раскрывающая содержание темы: обоснование физиолого-гигиенических явлений и процессов, факторов и условий, а также анализ путей и способов решения задач, поставленных в работе. 5. Заключение, представляющее собой резюме и краткие выводы по изложенному материалу. 6. Список используемой литературы, составленный по общепринятым правилам описания источников (автор с указанием инициалов, название источника, издательство, год издания и количество страниц). Вторая часть задания (тест) выполняется на отдельном листке и представляет собой полный ответ на задания и решение поставленной задачи (или изложение ответов на поставленные вопросы). Соответствующий номер теста, необходимый для выполнения того или иного задания, указывается в первой части задания.
Варианты заданий для контрольной работы Тема I. Физиолого-гигиенические основы труда и рациональные условия жизнедеятельности Вариант 1. Основные физиолого-гигиенические характеристики трудовой деятельности и оценка степени функционального напряжения организма при труде (Тест № 8). Вариант 2. Пути борьбы с утомлением и стимуляция работоспособности (Тест № 2). Вариант 3. Эргономические вопросы научной организации труда (Тест № 9). Вариант 4. Рациональная организация учебно-производственного процесса (Тест № 4). Вариант 5. Учебно-производственные факторы и организм подростка (Тест № 10).
Тема II. Факторы производственной среды и их влияние на организм Вариант 1. Влияние метеорологических условий на здоровье учащихся (работающих) (Тест № 1). В случае если задание выполняется с использованием фактического материала, имеющегося в службах охраны труда и техники безопасности соответствующего учреждения (предприятия), то основная часть, раскрывающая содержание темы, может быть представлена по следующему примерному плану: 1. Наименование предприятия (учебного заведения). 2. Название цеха. 3. Название детальной профессии. 4. Описание выполняемых операций работающими. 5. Метеорологические условия на рабочем месте: температура, относительная влажность, скорость движения воздуха, интенсивность теплового излучения. Охлаждающаяся сила воздуха, колебания метеорологических факторов во времени и пространстве. 6. Источники изменения метеорологических условий (температуры, влажности, теплового излучения), их число и расположение. 7. Положение рабочего места по отношению к источникам изменения метеорологических условий. 8. Характер теплового облучения: общее (местное), облучающиеся участки тела рабочего, частота и длительность облучения (разовая, общая за смену). 9. Режим труда рабочего и длительность перерывов в работе, метеорологические условия на месте отдыха. 10. Положение тела рабочего при работе, физическое напряжение. 11. Условия проветривания рабочей зоны (общая, местная, приточная, вытяжная вентиляция). 12. Расположение рабочего места по отношению к приточной установке; температура и скорость подаваемого воздуха. 13. Индивидуальные защитные приспособления, применяемые рабочими. 14. Физиологическое состояние рабочего во время работы и после кратковременного перерыва: а) его субъективные ощущения; б) частота дыхания; в) частота пульса; г) температура кожи; д) интенсивность потоотделения. 15. Возможность применения гидропроцедур во время работы (наличие душевой установки в самом цехе или в помещениях, непосредственно связанных с ним). 16. Возможность обогревания рабочих в холодную погоду (наличие соответствующего помещения, расстояние от него до рабочего места). 17. Организация снабжения рабочих питьевой водой в цехе. 18. Оценка метеорологических условий на основе санитарного законодательства по данным исследований метеорологических условий. Для более полной характеристики микроклиматических условий можно привести количественные данные анализа случая простудных заболеваний в текущем году. 19. Причины неудовлетворительного состояния метеорологических условий. 20. Предложения по оздоровлению условий труда. Провести опрос учащихся или рабочих (не менее 50 чел.) об их тепловом самочувствии (см. табл.1), занести результаты в таблицу, сделать вывод. Оценка теплового самочувствия учащихся (рабочих) Таблица 1
Вариант 2. Санитарно-гигиеническая оценка состояния производственного освещения (Тест № 3). Педагог должен уметь оценить состояние освещения в учебных классах и мастерских. Качественную и количественную характеристику освещения необходимо проводить на основе существующих нормативов. При выполнении основной части контрольной работы целесообразно придерживаться следующего плана. 1. Краткое описание производственного процесса и характер загрязнения воздушной среды помещения. 2. Размещение рабочих мест: симметричное, беспорядочное, переменное. 3. Размер помещения (длина, ширина, высота, площадь). 4. Потолок: форма, окраска, степень загрязнения, коэффициент отражения. 5. Стены: окраска, степень загрязнения, коэффициент отражения. 6. Влажность воздуха: наличие капели, пара, тумана. 7. Характеристика отдельных рабочих мест: 7.1. работа, выполняемая учащимися; 7.2. рабочая поверхность (площадь, помещение, подвижность, форма, высота, материал, окраска); 7.3. детали (минимальные размеры, цвет, коэффициент отражения, материал); 7.4. положение тела рабочего, расстояние рабочей поверхности от глаз. 8. Наличие стробоскопического эффекта. 9. Система освещения. Источники света. 10. Характеристика светильников: 10.1. тип светильников общего освещения, их название, число, мощность ламп; 10.2. размещение светильников общего освещения, расстояние между ними и стеной, высота подвеса над полом и над рабочей поверхностью. 11. Характеристика светильников местного освещения: способ крепления, арматура, мощность ламп. 12. Аварийное освещение (размещение светильников, их число, способ питания, мощность ламп). 13. Состояние осветительных устройств, уход за ними (периодичность чистки, смена ламп и др.).
Вариант 3. Санитарно-гигиенические нормы, правила и требования при работе в условиях запыленности (Тест № 1). В случае, если задание выполняется с использованием фактического материала, имеющегося в службах охраны труда и техники безопасности соответствующего учреждения (предприятия), то основная часть, раскрывающая содержание темы, может быть представлена по следующему примерному плану. 1. Название предприятия, цеха, отделения. 2. Название детальной профессии. 3. Характеристика производственного процесса на предприятии и трудовых операций рабочих. 4. Источники образования пыли, их количество, расположение в цехе и по отношению к рабочему месту. 5. Характер пылеобразования (струя, облако и т. д.). 6. Направление пылевой струи (на рабочего, от него). 7. Наличие увлажнения материалов пыли. 8. Степень механизации процесса. 9. Наличие местной вытяжной вентиляции (ее устройство и эффективность). 10. Положение рабочего по отношению к источнику пылеобразования, частота и длительность пребывания в зоне опыления. 11. Характеристика других мест пребывания с точки зрения запыленности воздуха. 12. Индивидуальная защита а) глаз, б) органов дыхания, в) кожи. 13. Температура и влажность воздуха в местах пребывания рабочего. 14. Характеристика пылевого фактора: состав пыли, ее дисперсность, количество пыли в воздухе. 15. Предложения по оздоровлению условий труда.
Вариант 4. Санитарно-гигиеническая характеристика состояния вентиляционной системы в мастерских учреждений начального профессионального образования (НПО) или на базовом предприятии (Тест № 4). Для изучения состояния вентиляционной установки должно быть произведено ее описание, дана оценка функционирования отдельных элементов вентиляционного устройства, охарактеризованы санитарные условия труда. При выполнении контрольной работы целесообразно придерживаться следующей схемы. 1. Краткое описание производственного процесса и рабочего помещения (объем помещения, количество учащихся). 2. Характеристика основной вредности, изменяющей состояние воздушной среды. Характер выделений (постоянный или периодический, локализированный или рассеянный). 3. Система вентиляции (общеобменная или местная; приточная, вытяжная, рециркуляционная). 4. Техническая характеристика вентиляционного устройства, мощность его мотора. 5. Расположение и санитарная характеристика мест забора приточного воздуха и выброса отработанного. 6. Устройства для обработки (очистки, подогрева, охлаждения и др.) подаваемого воздуха и их техническая характеристика. 7. Расположение приточных и вытяжных отверстий в помещении. 8. Температура и скорость движения подаваемого воздуха (у приточного отверстия воздухопровода). 9. Описание и характеристика местных приточных устройств. 10. Воздухообмен в помещении (по притоку и вытяжке), кратность обмена. 12. Характеристика воздушной среды при действии вентиляция и без нее: 12.1. температура и влажность воздуха на рабочих местах; 12.2. скорость движения воздуха на рабочих местах, в проходах, у дверей, наличие ощутимых токов на рабочих местах; 12.3. запыленность воздуха на рабочих местах; 12.4. концентрация вредных газов и паров на рабочих местах. 13. Привести данные опроса учащихся о самочувствии их на рабочих местах (душно, прохладно, жарко и т. д.).
Вариант 5. Санитарно-гигиеническая характеристика условий труда (Тест № 5). В случае если в задании используется фактический материал, имеющийся в службах охраны труда и техники безопасности соответствующего учреждения (предприятия), то для выполнения основной части контрольной работы необходимо использовать следующий план. 1. Название детальной профессии. 2. Название производственного помещения. 3. Подробное, последовательное описание рабочего процесса, характеристика применяемых материалов и оборудования. Хронометраж отдельных, имеющих наибольшее санитарное значение элементов работы (операций). Распорядок рабочего дня (режим труда и отдыха, наличие регламентированных перерывов в процессе работы). 4. Связь работы с возможностью воздействия каких-либо производственных вредностей: 4.1. запыленность воздуха рабочего места (постоянное или периодическое выделение пыли, ее качественная и количественная характеристики); 4.2. выделение вредных газов или паров, постоянство их воздействия, качественная и количественная характеристики; 4.3. возможные мероприятия по борьбе с пыле- и газовыделениями на исследуемом рабочем месте; 4.4. метеорологические условия на рабочем месте и месте отдыха рабочего (температура, относительная влажность, тепловое облучение); направление лучистого потока по отношению к рабочему месту (облучаемые участки тела и т. п.); постоянство воздействия излучения; колебания метеорологических условий в течение рабочего дня; мероприятия по борьбе с неблагоприятными воздействиями; 4.5. наличие на рабочем месте выраженной сырости или мокроты (мокрый пол, мокрая ткань и прочее); 4.6. возможность воздействия на рабочего электрического и магнитных полей, ультрафиолетового и ионизирующего излучений; характеристика источника и условий действия; мероприятия по борьбе с неблагоприятными воздействиями; 4.7. шум, его источник, степень громкости, продолжительность воздействия, применяемые меры борьбы с ними; 4.8. сотрясение пола, машины или инструментов; воздействие сотрясения на все тело рабочего (общая вибрация) или на его часть (местная вибрация); постоянство воздействия; характер; частота и амплитуда колебаний; меры борьбы с сотрясениями. 5. Положение тела рабочего при работе; продолжительность вынужденного однообразного положения. 6. Производится ли подъем и перенос тяжестей (вес тяжестей и расстояние переноса). Постоянство этих работ, общая продолжительность за рабочий день. 7. Выполнение частых, быстрых, однообразных движений; количество их в единицу времени. 8. Нагрузка на зрительный и слуховой анализаторы. 9. Опасность травматизма и возможные мероприятия по технике безопасности на данном рабочем месте. 10. Опасность воздействия электротока, характер тока, его напряжение, частота переменного тока. Меры защиты рабочих. 11. Основные практические выводы из санитарной характеристики условий труда, касающиеся а) проведения общих оздоровительных мероприятий на рабочем месте; б) рекомендаций по использованию индивидуальных защитных приспособлений и применения мер личной гигиены и профилактики здоровья; в) медицинского обслуживания рабочих (его структуры, диспансеризации); г) допуска на работу женщин и подростков. При анализе условий труда необходимо указать характер воздействия тех или иных опасных и вредных производственных факторов на организм работающих и принципы нормирования уровней (концентраций) их воздействия в нормативно-технической документации.
Тема III. Правовые, нормативно-технические и организационные основы обеспечения безопасности жизнедеятельности на производстве Вариант 1. Законодательство по охране труда. Надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства и требований охраны труда (Тест № 7). Вариант 2. Система управления и организация охраны труда в России (Тест № 8). Вариант 3. Производственный травматизм и меры его предупреждения. Расследование и учет несчастных случаев (Тест № 9). Вариант 4. Производственный травматизм в учреждении НПО (на базовом предприятии) (Тест № 12). Четвертый вариант данной темы предусматривает анализ данных изучения травматизма службами отдела охраны труда на предприятии (учреждении). Поэтому основная часть контрольного задания (после введения и обзора литературы) может быть построена по следующему плану. Общее количество учащихся на изучаемый период (напр., за последние 3 или 5 лет). Таблица 2.
2. Общее количество травм по годам (на 100 учащихся) Таблица 3.
Расчет ведется следующим образом: вначале подсчитывается абсолютное число травм. Например, 12 травм в 2004 г. пришлось на общее количество учащихся (800 чел.), составляется и решается пропорция: 800 чел. – 12 травм 100 чел. – Х травм. Подробный расчет проводится по каждому году обучения и по другим показателям. В следующих таблицах материал представляется только в относительных показателях, т. е. на 100 учащихся. 3. Распределение по видам травм (ушибы, ожоги, колотые раны, ампутации и т. д.). Таблица 4
4. Динамика травматизма по годам обучения (от года до 3-х лет). Таблица 5
5. Динамика травматизма по специализации (например, токари)* Таблица 6
* аналогичную таблицу составить по другим специальностям 6. Общее количество пропусков за учебный год, в том числе в связи с производственным травматизмом Таблица 7
6. Динамика успеваемости учащихся. Таблица 8
*Средний балл - это средняя оценка в дипломе по всем предметам для окончивших и среднегодовая, среднесеместровая для продолжающих учебу. 8. Отсев учащихся. Таблица 9
Число отчисленных, в том числе получивших травмы. 9. Причины травм. Систематизировать причины травм по следующим группам: неисправность оборудования, нарушение нормального хода технологического процесса, нерациональные способы работы, неисправность ручного инструмента, отсутствие и несовершенство предохранительных устройств, загроможденность рабочего места и проходов, неудовлетворительное состояние рабочих помещений и территории предприятия, общие условия труда, отсутствие или неисправность спецодежды и индивидуальных защитных приспособлений, несоблюдение правил техники безопасности. Таблица 10
10. Порядок расследования случаев травматизма. Необходимо ответить на следующие вопросы. Составляются ли акты по форме Н – 1? Кто принимает участие в расследовании случаев травматизма? Ведется ли их регистрация в специальном журнале в здравпункте? Где рассматривается вопрос о травме (на педсовете и т. д.)? Какие меры принимаются по предотвращению случаев травматизма: (внеочередной инструктаж по ТБ, замена устаревшего оборудования и др.)? 11. Рекомендации студента по снижению производственного травматизма в учреждении (на предприятии). 12. Выводы и заключение. Общий объем текста реферата зависит от полноты раскрытия каждого раздела. Разработку темы «Производственный травматизм» необходимо проводить на конкретном материале, касающемся работы учреждений НПО. Первичный материал, касающийся каждого учащегося, получившего травму, можно заносить на отдельные карточки или в специальную тетрадь, а затем обрабатывать и оформлять по тем разделам, которые предложены в рекомендациях.
Тема IV. Безопасность жизнедеятельности в условиях чрезвычайных ситуаций Вариант 1. Принципы и способы защиты персонала объектов и населения в условиях угрозы и возникновения чрезвычайных ситуаций (Тест № 11). Вариант 2. Характеристика чрезвычайных ситуаций техногенного и природного происхождения (Тест № 12). Вариант 3. Система Организации и управления противопожарной безопасностью в Российской Федерации (Тест № 6). Вариант 4. Особенности проявления психики личности и психологии коллектива в чрезвычайных ситуациях (Тест № 7). При изложении четвертого варианта данной темы необходимо раскрыть психологические особенности проведения мероприятий Российской системой предупреждения и ликвидации (РСЧС) и Гражданской обороной (ГО), влияние ЧС на деятельность спасателей, личного состава, штабов по делам ГО, их руководителей и поведение населения. Определить способы и средства преодоления отрицательных психических состояний: психической напряженности, страха, паники и др. При психологической характеристике рассматриваемого контингента в процессе проведения мероприятий по ликвидации последствий ЧС необходимо раскрыть их основные этапы (подготовительный, выполнения и заключительный). Одним из вопросов, требующих тщательного рассмотрения, является психическая адаптация и реадаптация спасателей, руководителей штабов ГО и ЧС, а также населения к экстремальным воздействиям.
Тестовые задания Тест № 1. Укажите правильные варианты ответа Три главных признака клинической смерти 1. Отсутствие сознания 2. Сильные боли в области сердца 3. Широкие, не реагирующие на свет зрачки 4. Отсутствие пульса на сонной артерии 5. Помутнение роговицы и появление феномена кошачьего зрачка 6. Стеклышко, поднесенное ко рту, не запотевает 7. Ворсинки ваты или пушинки, поднесенные ко рту, остаются неподвижными
Тест № 2. Признаки биологической смерти 1. Отсутствие реакции зрачков на свет 2. Отсутствие пульса на сонной артерии 3. Помутнение роговицы и появление феномена кошачьего зрачка 4. Появление трупных пятен 5. Обильное кровотечение
Тест № 3. Комплекс сердечно-легочной реанимации включает в себя 1. Измерение артериального давления 2. Наложение на раны стерильных повязок 3. Наложение шин на поврежденные конечности 4. Прекардиальный удар 5. Непрямой массаж сердца 6. Искусственная вентиляция легких
Тест № 4. Прекардиальный удар наносят 1. В область сердца, по левой половине грудной клетки 2. В область верхней трети грудины у места прикрепления ключиц 3. По мечевидному отростку грудины 4. В область нижней трети грудины на 2 – 4 сантиметра выше мечевидного отростка 5. По спине между лопатками 6. По левой лопатке
Тест № 5. Непрямой массаж сердца следует проводить 1. 40 – 80 раз в минуту 2. 40 – 80 раз в минуту в зависимости от пола 3. 40 – 80 раз в минуту в соответствии с ритмом своего дыхания и физическими возможностями 4. 40 – 80 раз в минуту в соответствии с особенностями упругости грудной клетки пострадавшего
Тест № 6. Оптимальное соотношение вдохов и ритма надавливаний на грудину при реанимации одним спасателем: 1. На 1 вдох – 5 надавливаний 2. На 2 вдоха – 15 надавливаний 3. На 1 вдох – 10 надавливаний 4. На 2 вдоха – 5 надавливаний
Тест № 7. Выберите номер правильного варианта ответов К единицам измерения искусственного освещения относится 1. Кандела (кд) 2. Люмен (лм) 3. Люкс (лк) 4. КЕО, % 5. Ватт (Вт)
Тест № 8. Выберите номер правильного варианта ответов I. К смертельно опасным величинам переменного тока промышленной частоты (50 Гц) относятся 1. 20,0 – 25,0 мА 2. 50,0 – 80,0 мА 3. 90,0 – 100,0 мА
II. К порогу ощущений при переменном токе (50Гц) относятся следующие величины 1. 0,6 – 1,5 мА 2. 5,0 – 7,0 мА 3. 8,0 – 10,0 мА 4. 20,0 – 30,0 мА
Тест № 9. Выберите номер правильного варианта ответов К параметрам, определяющим микроклимат производственных помещений, относятся 1. Температура воздуха рабочей зоны 2. Относительная влажность воздуха 3. Скорость движения воздуха рабочей зоны 4. Интенсивность инфракрасного излучения 5. Освещенность 6. Запыленность воздуха рабочей зоны
Тест № 10. Установите соответствие
Тест № 11. Установите соответствие
Тест № 12. Установите соответствие
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||