Общая информация » Каталог студенческих работ » ЕСТЕСТВЕННЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ » Безопасность жизнедеятельности |
08.02.2015, 19:02 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Контрольная работа состоит из четырех задач и четырех теоретических вопросов. Контрольная работа выполняется по варианту с учетом специальности. Набор вопросов и задач задается преподавателем. Номер варианта совпадает с последней цифрой учебного шифра студента. Задания для некоторых специальностей приведены в табл. 1. Таблица 1 Выбор теоретических задач и вопросов
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ К РАЗДЕЛАМ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ БЖД 1. Контрольные вопросы к разделу 1 программы БЖД 1. В чем разница между анализом надежности, анализом безопасности и анализом риска? 2. Поясните, почему метод «дерево событий» использует прямую логику? В чем сущность этого метода? 3. Укажите основные признаки, характеризующие предаварийное состояние системы. Чем такое состояние отличается от аварийного? 4. В чем заключаются этапы идентификации опасности и оценки риска при проведении анализа риска? 5. Приведите примеры инженерных решений реализации технических принципов обеспечения безопасности применительно к вашей специальности. 6. Поясните, какой смысл заключается в установлении количественного значения приемлемого риска? 7. Какие существуют методы обеспечения безопасности? 8. Перечислите принципы информационной совместимости человека и техники. Приведите примеры применительно к своей специальности. 9. Что такое антропометрическая характеристика человека и где она используется? 10. Поясните сущность закона Вебера–Фехнера. Каково его практическое значение? 11. Поясните механизм воздействия окружающей среды на организм человека. 12. Поясните, что такое метод «анализ деревьев отказов» и метод «анализ деревьев событий». В чем принципиальная разница? Привести пример. 13. Количественная и качественная оценка риска. В чем их разница? Привести примеры. 14. Понятия: опасность, потенциальная опасность, безопасность. Привести примеры. 15. В чем заключается метод обеспечения безопасности «пространственное и временное разделение гомосферы и ноксосферы»? 16. В чем заключается метод обеспечения безопасности «уменьшение опасности в ноксосфере»? 17. В чем заключается метод обеспечения безопасности «повышение приспосабливаемости человека к условиям ноксосферы»? 18. Перечислите виды эргономической совместимости человека и техники. Приведите примеры применительно к своей специальности. 19. В чем заключается психология безопасности и ее обеспечение? 20. В чем заключается системный анализ безопасности? Приведите пример использования.
2. Контрольные вопросы к разделу 2 программы БЖД 21. Классы профессионального риска. Выберите класс профессионального риска для предприятия по Вашей специальности. 22. Обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. 23. Страховые взносы предприятий в ФСС РФ. Скидки и надбавки к ним. 24. Страховые выплаты пострадавшим от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. 25. Что такое аттестация рабочих мест по условиям труда? Как она проводится? 26. Классификация условий труда по степени вредности и опасности. 27. Безопасные условия труда. Их оценка. 28. Понятия травмобезопасности рабочего места. Ее оценка при аттестации рабочего места по условиям труда. 29. Гигиенические нормативы условий труда. Понятие, оценка. Приведите примеры. 30. Профессиональные заболевания, производственно обусловленная заболеваемость. 31. Физические факторы рабочей среды. Их оценка. 32. Химические факторы рабочей среды. Особенности нормирования. 33. Понятие «вредное вещество». Классификация вредных веществ по пути проникновения в организм человека. 34. Классификация вредных веществ по степени опасности. Привести примеры. 35. Факторы трудового процесса. Сенсорные нагрузки. Понятие и оценка. 36. Особенности гигиенического нормирования параметра микроклимата – «тепловое излучение». 37. Физический фактор рабочей среды – общая вибрация. Классификация. 38. Физический фактор рабочей среды – аэрозоли преимущественно фиброгенного действия. Пылевая нагрузка. 39. Виброакустические факторы. Особенности нормирования. 40. «Нагревающий» и «охлаждающий» микроклимат производственных помещений. Привести примеры. 41. Параметр световой среды – яркость. 42. Параметр световой среды – коэффициент пульсации освещенности. 43. Естественное освещение производственных помещений. 44. Что понимается под аэроионным составом воздуха? В каких случаях учитывается его влияние на воздух рабочей зоны? 45. Параметры, характеризующие напряженность труда. 46. Параметры, характеризующие тяжесть труда. 47. Сертификация работы по охране труда. 48. Выберите нормативные параметры микроклимата в рабочей зоне производственного помещения сварочного участка. 49. Как определяется нормированная минимальная освещенность при расчете искусственного освещения? 50. Каким образом классифицируются помещения по опасности поражения электрическим током? (Приведите примеры по Вашей специальности). 51. Перечислите все факторы, определяющие выбор защиты от поражения электрическим током. 52. Составьте перечень показателей условий труда на рабочем месте для рабочих профессий предприятия по профилю Вашей специальности. 53. Компенсации за работу с условиями труда, отличающимся от нормы, и методика их оценки. Приведите данные по Вашему предприятию. 54. Как выбрать вентиляцию для производственных помещений предприятия по профилю Вашей специальности. 55. Оцените пожароопасность производств предприятия по профилю Вашей специальности. 56. Перечислите нормируемые параметры всех факторов условий труда. 57. На производственном участке шум с уровнем звукового давления 90 дБ в диапазоне частот от 800 до 1500 Гц. Сделайте выводы в соответствии с [24] и, если требуется, выберите способ защиты. 58. Поясните влияние сопротивления тела человека на исход поражения при воздействии электрическим током. 59. Почему на промышленных предприятиях в сетях до 1000 В применяется заземленный режим нейтрали, а в шахтах сети такого же напряжения работают с изолированной нейтралью? 60. Каким образом может быть уменьшено сопротивление растекания тока заземляющего устройства? 61. Почему в сетях с изолированной нейтралью электроустановки должны быть подключены к одному заземляющему устройству, либо в сети должна быть предусмотрена установка устройства защиты от однофазных замыканий на землю? 62. Укажите известные Вам недостатки защитного заземления. Каковы пути устранения отмеченных Вами недостатков? 63. Какие недостатки зануления Вам известны? Ваши предложения по устранению этих недостатков. 64. Чем обусловлена необходимость разработки такого средства обеспечения электробезопасности как «защитное шунтирование»? 65. Поясните значимость такой защитной меры, как «контроль изоляции». 66. Обоснуйте недопустимость применения заземления (зануления) за разделительным трансформатором. 67. Почему к «малым» относятся напряжения, не превышающие 50 В? 68. Влияние температуры и влажности на физиологические функции человека и его работоспособность. 69. Показать и объяснить связь между нормированием параметров микроклимата и категориями тяжести работ. 70. Определите и обоснуйте выбор видов вентиляции и местных отсосов для производств следующего типа: а) цехи формования и тепловой обработки изделий; б) помольные отделения и силоса цемента; в) арматурно-заготовительное отделение ЗЖБИ. 71. Определите и охарактеризуйте виды вибрации и их воздействие на работающих для следующих условий производства: а) работа с виброинструментом и глубинными вибраторами; б) работа при формовании изделий в кассетном производстве; в) работа на бетоноукладчике при формовании изделий в условиях производства ЗЖБИ. 72. Определите виды освещения и их устройство, нормы освещенности рабочих мест для следующих видов работ: а) земляные работы; б) места разгрузки и складирования материала; в) производство монтажа конструкций. 73. Определите и назовите средства и методы защиты от шума для следующих рабочих мест: а) пост формования стеновых панелей; б) техническое обслуживание автомобилей; в) оператор-формовщик кассетных установок. 74. Определите порядок освидетельствования и испытания: а) автоклава для производства силикатного кирпича на рабочее давление 15 атм. (новый, после монтажа); б) компрессора с рабочим давлением Р = 7,5 атм. и объемом ресивера 2 м3; в) баллона с газом, вызывающим коррозию. 75. Определите порядок освидетельствования и испытания для башенного крана грузоподъемностью 5 т, работающего на стройке, когда: а) необходимо смонтировать новый (с завода) кран и приступить к работе; б) кран работает на стройке более года; в) кран следует пустить в работу после ремонта стрелы. 76. Определите состав комиссии для расследования происшедшего на стройке группового несчастного случая с поражением электрическим током, порядок и сроки расследования. 77. Опишите назначение и конструктивные особенности, места установки устройств-ловушек для защиты от шаровых молний. 78. Методы и средства тушения пожаров. 79. Методы противопожарной профилактики. 80. Перечислите факторы, влияющие на исход поражения электрическим током?
Контрольные вопросы к разделу 3 программы БЖД 81. По каким признакам можно классифицировать чрезвычайные ситуации? Вычертите схему классификации чрезвычайных ситуаций невоенного характера. 82. Перечислите возможные стихийные бедствия на территории Российской Федерации, на территории Вашей области. Каковы могут быть последствия землетрясения, наводнения на Вашем предприятии? 83. Укажите основные причины и последствия взрывов и пожаров на промышленных объектах. 84. Укажите, каковы действия производственного персонала промышленного объекта и членов семей по сигналу оповещения «Внимание всем!». Кем и как подается этот сигнал оповещения? 85. Укажите, каковы действия населения по сигналу «Радиационная опасность». Кем и как подается этот сигнал? 86. Поясните, почему при радиоактивном заражении местности от ядерного взрыва мощность дозы излучения (уровня радиации) уменьшаются при удалении от места взрыва и при увеличении времени после взрыва? В каких единицах измеряются уровни радиации, дозы излучения? 87. Укажите, для каких целей служат коллективные средства защиты – убежища, противорадиационные укрытия, простейшие укрытия. Чем они отличаются друг от друга? Где возводятся? 88. Укажите, каково назначение средств индивидуальной защиты людей? Классификация СИЗ. 89. Российская система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. 90. Оценка устойчивости объектов к чрезвычайным ситуациям. 91. Гражданская оборона, ее задачи и принципы. 92. Режимы деятельности Российской системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. 93. Радиационная защита и профилактика. 94. Аварии на химически опасных объектах. 95. Экономические последствия чрезвычайных ситуаций. 96. Силы и средства ликвидации чрезвычайных ситуаций. 97. Разработка декларации безопасности промышленного объекта. 98. Предупреждение чрезвычайных ситуаций и смягчение их последствий. 99. Аварийно-спасательные и другие неотложные работы в зоне бедствия. 100. Экспертиза и лицензирование опасных производственных объектов.
4. Контрольные вопросы к разделу 4 программы БЖД 101.Виды отходов производства по Вашей специальности и порядок работы с ними. 102.Защита гидросферы. 103.Исчерпаемые и неисчерпаемые природные ресурсы (на примере своей специальности). 104.Защита атмосферы. 105.Рациональное использование природных ресурсов. 106.Виды платежей за загрязнение окружающей среды. 107.Экологическая экспертиза. 108.Нормирование качества окружающей среды. 109.Виды ответственности за экологические нарушения. 110.Последствия для человека антропогенного воздействия на окружающую среду. 111.Основные виды загрязнения окружающей среды. 112.Нормирование качества питьевой воды. 113.Твердые бытовые отходы и их утилизация. 114.Экологический мониторинг. 115.Экологический аудит. 116.Оценка воздействия объекта на окружающую среду. 117.Экологическое сопровождение деятельности. 118.Природоресурсные платежи. 119.Экологическое страхование. 120.Санитарная классификация предприятий и санитарно-защитные зоны.
КОНТРОЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ ЗАДАЧА 1 Оценка риска На рис. 1 представлена схема системы контроля защиты емкости от разрыва при избыточном давлении, которая работает следующим образом. Для пуска нажимают (и отпускают) кнопку 9 (контакты реле времени 8 и давления 5 замкнуты). При этом срабатывают реле 6, 7 и своими контактами блокируют кнопку 9 и включают насос 2. Насос отключается при достижении заданного давления в емкости (размыкаются контакты реле давления 5 и обесточивается реле 7) или при срабатывании реле времени 8, которое автоматически устанавливается при каждом пуске. После отключения насоса уровень жидкости уменьшается, затем снова происходит пуск насоса и т.д. Возможные аварийные ситуации: 1)неуправляемый, бесконтрольный процесс, т.е. закачивание жидкости до разрыва емкости; 2) утечка горючей жидкости из емкости с конечным (головным) событием – пожаром; 3) не запускается насос с конечным событием – остановка технологической линии.
ЗАДАЧА 2 Выбросы вредных веществ в атмосферу автомобильным транспортом В соответствии с Федеральными законами «Об охране окружающей среды», «Об охране атмосферного воздуха», «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» должны осуществляться меры по уменьшению выбросов вредных веществ в атмосферный воздух при эксплуатации транспортных средств. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К РЕШЕНИЮ ЗАДАЧИ 1. Оцените имеющуюся санитарно-защитную зону. 2. Определите количество выбросов в атмосферу за год. 3. Подсчитайте годовые платежи за загрязнение окружающей среды (воздуха). 4. Характеристика автотранспортного предприятия (АТП) с учетом номера варианта приведена в табл. 4.
ЗАДАЧА 3 Выбросы вредных веществ в атмосферу предприятиями строительной промышленности В соответствии с Федеральными законами «Об охране окружающей среды, «Об охране атмосферного воздуха», «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» должны осуществляться меры по уменьшению выбросов вредных веществ в атмосферный воздух предприятиями строительной промышленности.
ЗАДАЧА 4 Выбросы вредных веществ в атмосферу при сварочных работах В соответствии с Федеральными законами «Об охране окружающей среды», «Об охране атмосферного воздуха», «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» должны осуществляться меры по уменьшению выбросов вредных веществ в атмосферный воздух при сварочных работах. Проведите расчет загрязнения атмосферы воздухом, выбрасываемым из систем местных отсосов, установленных на сварочные посты ручной дуговой сварки. Данные для расчета приведены в табл. 10. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К РЕШЕНИЮ ЗАДАЧИ 4 1. Определите количество выделявшихся вредных веществ Z, мг/ч при ручной сварке стали электродами марки, соответствующей вашему варианту [75, с.189; 77, с.22, 27; 78, с.75]. 2. Виды выделявшихся вредных веществ и их удельные валовые выделения ZВ, г на 1 кг расходуемого сварочного материала при ручной сварке приведены в [78, табл.3.5]. 3. Подсчитайте концентрацию пыли СВ, мг/м3 в выбрасываемом воздухе местными отсосами [75, с.208; 77, с.27]. 4. Сделайте вывод: допускаются ли выбросы воздуха в атмосферу без очистки [77, с.26; 78, c.141;]. Предельно допустимая концентрация пыли в воздухе рабочей зоны ПДКМР составляет 4 мг/м3.
ЗАДАЧА 5 Расследование несчастных случаев, происшедших при эксплуатации автотранспорта Для предупреждения в будущем подобных несчастных случаев проведите расследование несчастных случаев, описание которых приведены в табл. 11. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К РЕШЕНИЮ ЗАДАЧИ При расследовании укажите: 1) тип несчастного случая по характеру выполняемого действия и месту; 2) тяжесть несчастного случая; 3) состав комиссии для расследования данного несчастного случая; 4) сроки расследования; 5) причины происшедшего несчастного случая; 6) мероприятия по предупреждению подобных несчастных случаев в будущем; 7) формы и размеры оплаты несчастного случая.
ЗАДАЧА 6 Расследование несчастных случаев, происшедших на строительных объектах Для предупреждения в будущем подобных несчастных случаев проведите расследование несчастных случаев, описание которых приведены в табл. 12. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К РЕШЕНИЮ ЗАДАЧИ При расследовании укажите: 1) тип несчастного случая по характеру выполняемого действия и месту; 2) тяжесть несчастного случая; 3) состав комиссии для расследования данного несчастного случая; 4) сроки расследования; 5) причины происшедшего несчастного случая; 6) мероприятия по предупреждению подобных несчастных случаев в будущем; 7) формы и размеры оплаты несчастного случая.
ЗАДАЧА 7 Расследование несчастных случаев, происшедших при механической обработке Для предупреждения в будущем подобных несчастных случаев проведите расследование несчастных случаев, описание которых приведены в табл. 13. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К РЕШЕНИЮ ЗАДАЧИ При расследовании укажите: 1) тип несчастного случая по характеру выполняемого действия и месту; 2) тяжесть несчастного случая; 3) состав комиссии для расследования данного несчастного случая; 4) сроки расследования; 5) причины происшедшего несчастного случая; 6) мероприятия по предупреждению подобных несчастных случаев в будущем; 7) формы и размеры оплаты несчастного случая.
ЗАДАЧА 8 Расследование несчастных случаев, происшедших при эксплуатации электроустановок Для предупреждения в будущем подобных несчастных случаев проведите расследование несчастных случаев, описание которых приведены в табл. 14. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К РЕШЕНИЮ ЗАДАЧИ При расследовании укажите: 1) тип несчастного случая по характеру выполняемого действия и месту; 2) тяжесть несчастного случая; 3) состав комиссии для расследования данного несчастного случая; 4) сроки расследования; 5) причины происшедшего несчастного случая; 6) мероприятия по предупреждению подобных несчастных случаев в будущем; 7) формы и размеры оплаты несчастного случая.
ЗАДАЧА 9 Оценка опасности облучения населения при аварии ядерной энергетической установки В соответствии с Федеральным законом «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» рассчитать по данным радиационной разведки прогнозируемые дозы ионизирующего внешнего облучения населения при аварии ядерной энергетической установки (ЯЭУ), сделать вывод о необходимости срочного вмешательства. Исходные данные приведены в табл. 15.
ЗАДАЧА 10 Расчет страховых взносов В соответствии с Федеральным законом «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний», предприятия должны выплачивать в Фонд социального страхования РФ страховые взносы. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К РЕШЕНИЮ ЗАДАЧИ 1. Рассчитать страховой взнос для предприятия по Вашему варианту (см. табл. 16) по формуле пособия [38]. 2. Рассчитать скидки и надбавки к страховому взносу по формулам, приведенным в пособии [38].
ЗАДАЧА 11 Расчет страховых выплат В соответствии с Федеральным законом «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» пострадавшим выплачиваются из фонда социального страхования РФ страховые выплаты. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К РЕШЕНИЮ ЗАДАЧИ 1. Рассчитать страховые выплаты: единовременные, ежемесячные и другие), полагающиеся для пострадавшего с тяжелым исходом по Вашему варианту (табл. 17). Использовать пособие [38]. Подсчитать выплаты за весь период. 2. Рассчитать страховые выплаты (единовременные и ежемесячные) семье пострадавшего со смертельным исходом по Вашему варианту (табл. 18). Использовать пособие [38] к задаче 11. Подсчитать выплаты за весь период.
ЗАДАЧА 12 Аттестация рабочих мест по условиям труда Аттестация рабочих мест по условиям труда проводится в соответствии с Положением о порядке проведения аттестации рабочих мест по условиям труда [10], которое устанавливает цели, порядок проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, а также порядок оформления и использования результатов аттестации в организациях, независимо от их организационно-правовых форм собственности. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К РЕШЕНИЮ ЗАДАЧИ 1. Оценить условия труда на рабочих местах по вариантам (табл.19 и табл. 20). 2. Заполнить табл. 20. Использовать пособие [73] 3. Сделать выводы о состоянии условий труда на рабочем месте. 4. Предложить мероприятия по улучшению условий труда.
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||