Общая информация » Каталог студенческих работ » ЭКОНОМИКА » РГТЭУ, экономика труда |
17.04.2014, 19:11 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Тема «Организация труда и трудовых процессов, направления повышения их эффективности» Вопросы для изложения темы: 1. Понятия и направления рациональной организации труда. 2.Сущность и содержание трудовых процессов 3 Характеристика организационных форм труда и направления их эффективности 4.Методы изучения продолжительности трудовых процессов Рекомендуемое содержание ответов Первый вопрос. При формировании ответа учесть, что организация труда на научной основе является составляющей эффективности использования трудовых ресурсов конкретного предприятия, рационального использования его технико-технологического базиса.. Организация труда – это одно из средств решения указанной проблемы. Дать формулировку организации труда. Перечислить направления организации труда и раскрыть их содержание. Увязать направления совершенствования организации труда с резервами роста его производительности. Второй вопрос. При рассмотрении трудовых процессов целесообразно исходить из того, что «процесс» представляет собой совокупность чередующихся операций. С теоретической точки зрения трудовые процессы различаются по функциональным признакам: характеру предмета труда и продукта труда, функциям работников. Целесообразно привести принципы организации трудовых процессов и раскрыть их содержание. Третий вопрос. Организационные формы выполнения трудовых процессов. Известно, что это способ формирования исполнителем предмета труда и варианты взаимодействия работников при коллективной организации трудового процесса. Эти формы могут быть индивидуальными. Например, маркировщик маркирует ящики с поступившим товаром. Повар, изготавливающий определенное блюдо. При коллективной форме организации труда несколько исполнителей воздействуют на один предмет труда. При этом, они разделяются на два вида процессов: с простым разделением труда и сложным взаимодействием исполнителей при выполнении общего производственного задания. Например, в первом случае, сборка изделия на конвейере ( переда изделия с одного рабочего места на другое); во втором - бригада собирает общий агрегат. В этом случае, происходит одновременное взаимодействие членов бригады ( она состоит из специалистов различных специальностей и уровня квалификации) При изложении этого материала, необходимо предложить направления повышения эффективности труда рабочих, занятых в каждом из названных двух видов трудовых процессов. Четвертый вопрос. Изучение трудовых процессов производится с помощью хронометража. В целях проектирования рационального метода труда выполнения определенной работы, производятся хронометражные замеры отдельно за несколькими рабочими, выполняющими эту же операцию (работу). Каждый из них имеет индивидуальные затраты времени на выполнение отдельных элементов операции (работы). Элементы операций, имеющие минимальную продолжительность (у различных рабочих), выбирают и формируют проектируемый вариант (самый прогрессивный) выполнения всей работы. Практическое задание Все мы предпочитаем получать высокую заработную плату, забывая о том, какой практической возможностью располагает для этого предприятие. Рассмотрим тарифную систему формирования месячных окладов персонала ООО «Магнит» в таблице 6. Рассчитаем месячные оклады персонала, проверим обоснованность их абсолютной величины. Таблица 6 Распределение персонала ООО «Магнит» по разрядам
Примечание. Знаком «+» определены разряды работ персонала Методические указания к выполнению практического задания 1) Рассчитать годовой фонд оплаты труда (ФОТ год) персонала ООО «Магнит»по формуле: ФОТ год = ∑(Оуб х Кi) х 12 (3) где Оуб – месячный оклад уборщицы (составляет 8 тыс. руб.); Кi – тарифный коэффициент определенного исполнителя магазина «Магнит»; 12 – количество рабочих месяцев в году. ∑- суммирование предусмотрено отдельно по каждому работнику (и в целом по магазину для 25чел. персонала) по формуле 3 В соответствии с представленной формулой, годовой фонд оплаты труда рассчитаем как сумму произведений месячного оклада уборщицы (самая низкая оплата труда в магазине «Магнит») на тарифный коэффициент, соответствующий определенному разряду работника. Величина его для каждого работника магазина представлена в таблице 6. 2) В таблице 7 приведены издержки обращения (по отдельным статьям затрат). Как известно, они включают статью «Фонд оплаты труда». Она для исследуемого магазина составляет 1843,6 тыс. руб. в год. Таблица 7 Издержки обращения магазина ООО« Магнит» за 2013 год В тысячах рублей
3) Сравните полученную расчетную сумму годового фонда оплаты труда с суммой, предусмотренной издержками обращения. Расчет средней оплаты труда в месяц (Фср) персонала магазина «Магнит» в соответствии со сметой издержек обращения составляет: Фср=1843,66/ 14/25= 6,14 тыс.руб. Полученная величина свидетельствует о достаточно низкой среднегодовой оплате труда персонала магазина. 4) Рассчитать проектируемый годовой фонд персонала магазина, используя систему тарифных коэффициентов, представленных в таблице 6, сравните ее с годовым фондом таблицы 7, сформулируйте вывод. Предварительные расчеты показали, что годовой фонд зарплаты увеличиться более чем в 3 раза. Издержки обращения, соответственно, возрастут 5) Сделайте вывод, как увеличится надбавка на товары, реализуемые магазином ?. Что Вы ответите по – поводу не всегда обоснованного увеличения заработной платы? В условиях конкурентной борьбы увеличение торговой надбавки не всегда положительно влияет на экономические показатели деятельности предприятия. 5) Обосновать расчетом и предложить, оптимальное соотношение в оплате труда персонала магазина и рекомендуемые абсолютные значения тарифных коэффициентов (используемые для проектирования величины окладов персонала магазин). В структуре статей затрат издержек обращения, фонд оплаты труда составляет 44,1% (это свидетельствует о существенной роли затрат на оплату труда в общих издержках предприятия). | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||