Общая информация » Каталог студенческих работ » ЭКОНОМИКА » РГТЭУ, экономика труда |
17.04.2014, 19:09 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Требования к выполнению контрольной работы а) Ясное, четкое изложение теоретического материала, а не механическое перенесение его из литературных источников и сети «Интернет – ресурса»; б) Практические задания обязательно сопровождать исчерпывающими аргументациями целесообразности выполняемых расчетов в их логической последовательности. Выбор варианта контрольной работы студентом производится посредством суммирования двух последних цифр, номера его зачетной книжки. Из полученной суммы выбирается последняя цифра.. Например, шифр 345687. Сумма двух последних 8+7=15. Значит, выбираем вариант контрольной работы №5. В случае, если при суммировании двух последних цифр зачетной книжки, получается цифра 10, в этом случае выполнять вариант контрольного задания № 1. Вариант 1 Тема «Экономика трудовой деятельности и трудовой потенциал организации» Вопросы для изложения темы 1. Дать объяснения социально-экономическим категориям: «рабочая сила», «трудовые ресурсы», «трудовой потенциал», «человеческий капитал». 2. Раскрыть структуру работающих, занятых в сфере производства, социального обслуживания и услуг. 3. Содержание направлений, раскрывающих трудовой потенциал работника. 4. Место и роль человека в современной организации. Рекомендуемое содержание ответов Первый вопрос - следует изложить материал, включающий рассмотрение человека как субъекта экономической жизни. По мере развития экономики и роста уровня индустриализации применялись понятия: «рабочая сила», «трудовые ресурсы». Работник предприятия (организации) рассматривался, как носитель потенциала в процессе труда. Сущность развития производительных сил, вызвавших необходимость признания человека как главной движущей силы общественного производства и как источника повышения его инновационного уровня. Объяснить, почему субъект экономической жизни, преобразует и трансформирует знания и умения в результаты производственной деятельности. Раскрыть развитие концепции человеческого капитала в связи с ролью человека в современном производстве. Отметить необходимость применения интеллектуального капитала, воплощенного в людях в форме их образования, квалификации, профессиональных знаниях, опыте, обеспечивающих повышение уровня их ответственности, энтузиазма, созидательного характера труда. Факторы, объясняющие девальвацию человеческого капитала в процессе его использования. Пути активизации использования человеческого капитала в современном производстве. Второй вопрос. Дать объяснения по классификации рабочей силы трудового населения, занятого в процессе производства и сфере обслуживания и потенциальных возможностях неактивного населения. Рассмотреть направления занятости населения и причины, объясняющие не занятость населения производительным трудом. Объяснить стадии, проходящие превращение трудовых ресурсов в рабочую силу. Раскрыть отличие трудовых ресурсов от трудового потенциала. Изменяемость трудовых ресурсов посредством аккумулирования в процессе трудовой деятельности созидательных способностей работника по мере накопления и совершенствования знаний, навыков, процесса жизнедеятельности. Третий вопрос. Необходимо, рассмотреть составляющие элементы трудового потенциала работника. Это психофизиологический, квалификационный, социально-личностный потенциал. Дать содержание элементов, формирующих каждый из них. Обратить внимание на социально-личностную составляющую, которая является доминантой самосовершенствования и саморазвития. Целесообразно объяснить наличие взаимосвязи между трудовыми ресурсами, трудовым потенциалом и кадровым потенциалом, отразить их влияние на уровень развития экономики. Сущность объединения работников в единый планомерно организованный процесс труда. Объяснить причину синергетического эффекта, возникающего от взаимодействия исполнителей коллективного процесса труда. Объяснить причину возникновения необходимости миграции, текучести кадров. Они могут быть вызваны нарушением развития способностей в процессе потребления рабочей силы. Разъяснить процесс совершенствования и развития работника трудового коллектива и влияние индивидуума на преобразование трудового коллектива. Четвертый вопрос. Необходимо осмыслить, что пока в экономической, хозяйственной, организационной практике на место «работающего», «трудящегося» не будет поставлен Человек во всем многообразии его жизненных потребностей, нечего думать о перестройке , преобразованиях, инновационном развитии, повышении эффективности производства. В связи с этим, необходимость объяснить причину применения понятия и сущности «человеческий», «личностный фактор». Выявить и обосновать их место и роль в современном развитии производства, повышение уровня его эффективности и инновационных преобразований. Объяснить причины отторжения человеческого фактора в условиях административной системы управления. Содержание политики в управлении человеческими ресурсами: организационная интеграция; приверженность работников организации; регулируемость и гибкость процессов производства; качество трудовой жизни. Объяснить причины основных изменений в структуре человеческого фактора, обусловленного современными масштабами, темпами перемен, которые предъявляет высокие требования к быстрому приспособлению знаний и навыков перестраивающегося производства. Новая техника требует для своего обслуживания, поливалентных профессиональных навыков. Важно заметить, что современное состояние развития техники и технологии, в основном, ориентировано на активное начало, отдачу адекватного потенциала, соответствующего требованиям современного организационного уровня производства. Практическое задание Расчет потребной численности персонала, обслуживающего оптово-розничный склад Оптовая фирма «Гелиос» осуществляет оптово-розничную торговлю пивной продукцией, реализуя ее в магазинах города. Деловой ситуацией предусмотрено выполнение следующих расчетов: а) выявить трудоемкость работ, выполняемых в смену оперативным персоналом оптового и розничного складов; б) установить плановую численность персонала в смену; в) рассчитать коэффициент загрузки персонала склада. Исходные данные представлены в таблице 1 по варианту 1. Таблица 1 Исходные данные для расчета загрузки оперативных работников склада (час)
Примечание: символы «г» означают выполнение операции грузчикам; символ «к» - кладовщиками. Последовательность расчетов изложена в следующих пояснениях. Трудоемкость работ, выполняемых кладовщиками или грузчиками Тк,г исчисляется по формуле: Тк.г = ∑ti * п, (1) где ti - трудозатраты на выполнение определенной работы ; ni- повторяемость работ. С целью выявления коэффициента загрузки персонала рассчитываем трудозатраты кладовщиков и грузчиков в смену. Рассчитаем трудозатраты кладовщиков. Для этого, умножим трудоемкость комплектования одного заказа на количество заказов в машине и на количество машин в день 7,4 часа - эффективный фонд времени в смену (0,6 часа перерыв). Рассчитаем трудозатраты грузчика. Необходимо трудоемкость загрузки одной машины умножить на количество машин в смену Методические указания к выполнению практического задания Ознакомившись с содержанием задания, выявляем, что в фирме на оптовом складе по штату числятся 7 чел. - грузчиков и 5 чел. – кладовщиков. Нам необходимо проверить, с помощью предлагаемых расчетов обоснована ли указанная численность оперативного персонала. Расчеты следует вести в последовательности: а) ознакомиться с содержанием задания. В нем мы видим, что все виды работ сопровождаются пометками «к»и «г». Это способ распределения работ между кладовщиками и грузчиками; б) обратите внимание, что рассматриваемые работники заняты в выполнении четырех видов складских работ: работы по формированию заказа; работы по обслуживанию склада; работы по приемке груза на оптовый склад; перемещение груза по местам хранения склада. Обычная технология складских работ; в) выберете работы, выполняемые отдельно для кладовщика и грузчика, сложите отдельно для каждого исполнителя. Получим трудоемкость работ, выполняемых отдельно грузчиками и кладовщиками. г) располагая эффективным фондом времени равным 450 мин или 7,5 час, выявим, фактическую загрузку грузчиков и кладовщиков. Для э той цели используется коэффициент загрузки каждого из названных работников склада. Этот коэффициент исчисляется делением фактической трудоемкости работ, на продолжительность смены. Получаем проектируемую численность персонала. Соотнесем ее с имеющейся численностью, получим коэффициент загрузки персонала. В соответствии с изложенной ситуацией и имеющейся практикой использования персонала на оптовых складах, этот коэффициент составит меньше 1. При правильном планировании работ он должен приближаться к 1,0. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||