Общая информация » Каталог студенческих работ » ЭКОНОМИКА » ПГСХА, институциональная экономика |
10.09.2016, 15:55 | |
1. Проблемы формирования репутации. 2. Неоклассическая теория государства Норта. 3. Кейс «Формальные и неформальные институты: электронные кондуктор и честный «заяц»- эффективность неформальных институтов». Новая система оплаты проезда провоцирует пассажиров не платить за проезд в городских автобусах. Не будем в очередной раз расписывать все многочисленные недостатки новой системы, а расскажем о ее неэффективности в борьбе с безбилетниками. С точки зрения турникета, «зайцем» считается пассажир, зашедший в салон автобуса без отметки билета. Естественно называть «зайцем» и пассажира, не имеющего права на льготы, но пользующегося чужой льготной карточкой. «Зайцы» в Зеленограде делятся на три вида. 1 Классические «зайцы». Это пассажиры, которые не платят за проезд и вообще игнорируют турникет как таковой. Для безбилетного прохода в автобус существует множество способов. Основные из них: проход через задние двери; проход вдвоем; подлезание под турникет или перепрыгивание. Самый простой и быстрый способ - зайти через заднюю дверь. Практически на каждой остановке находится хоть один пассажир, который хочет выйти, и поэтому задние двери почти всегда открываются. Конечно, водители посматривают за дверями и даже пытаются отсекать входящих. Однако эти попытки зачастую приводят к тому, что двери захлопываются не перед входящими, а перед выходящими пассажирами. Тем более, что многие пассажиры проявляют солидарность и сначала дают другим войти, а потом уже сами выходят. Причины этой солидарности рассмотрим чуть ниже, когда будем рассказывать про честных «зайцев». В целом проход через заднюю дверь не представляет собой ничего сложного и легко осуществим на всех остановках, кроме конечных. 2 Псевдольготники. Это те, кто честно проходит через турникет, но предъявляет ему чужой бесплатный проездной. Многие льготники, особенно пенсионеры, редко ездящие общественным транспортом, отдают свои карточки родственникам и знакомым, которые ими и пользуются. Препятствий для этого нет никаких: турникет не способен отличать льготника от его родственника. Водитель же за этим не следит, да и ему просто не до этого: средняя скорость передвижения автобусов по городу с учетом остановок и так крайне мала, не хватало еще тратить время на проверку каждого пассажира. 3 Честные «зайцы». Это люди, имеющие при себе проездной билет, но желающие быстрее добраться до места назначения. Они по возможности стараются зайти в заднюю дверь, чтобы уменьшить время стоянки автобуса на остановке и тем самым уменьшить свое время в пути, а также время в пути других пассажиров автобуса. На посадку одного пассажира в автобус через турникет требуется в среднем 5 секунд, и если через заднюю дверь пройдет 12 человек, то автобус доедет быстрее на одну минуту. Конечно, один пассажир погоды не сделает, но если их будет много, то результат будет налицо. Как уже упоминалось ранее, многие пассажиры помогают войти другим, умышленно задерживаясь при выходе. Это явление постепенно приобретает все более массовый характер: людям надо быстрее доехать, а не стоять по несколько минут на каждой остановке. А доехав быстрее сами, они дают возможность доехать быстрее и другим. Действует принцип: сегодня я тебя пустил, завтра ты меня пустишь. Но эти люди - отнюдь не безбилетники: у них есть проездные, удостоверения, но им надо ехать, а не стоять. Ко всему вышеизложенному стоит добавить то, что автобусы почти никогда не проверяются контролерами, т.е. пассажиры, обманывая турникет, абсолютно ничем не рискуют. Работает принцип метро: прошел без билета — дальше бояться нечего. А уж последней категории - честным «зайцам» - уж тем более нечего бояться контролеров: билет-то у них есть. Таким образом, слова властей о троекратном увеличении сборов и о сотой доли процента людей, проходящих в обход турникета, кажутся мифом. Может быть, на первых порах выручка и поднялась: ведь стоимость проезда увеличилась, и за турникетами следили кондукторы. Однако потом пассажиры наловчились не только проходить через турникеты, но и обходить их. Тем более, что речь идет не столько о том, как бесплатно доехать, сколько о том, как доехать с минимальной потерей времени. Ведь получается, что честно оплачивая свой проезд, мы сами себя задерживаем. А раз так, то можно говорить о том, что турникеты попросту провоцируют людей на безбилетный проезд. Вопросы: Какие неформальные институты действуют в этой ситуации (правило плюс механизм, обеспечивающий его выполнение)? Почему люди следуют неформальным правилам? Как неформальные правила соотносятся с формальными правилами? Почему формальные правила не работают? | |