Тема 2. Теория экономического равновесия
Узнать стоимость этой работы
04.12.2013, 16:13

1. Логика курса

А. Ответьте на следующие вопросы:

1. Что такое совокупный спрос? Какие факторы его определяют?

2. Что такое совокупное предложение? Какие факторы его определяют?

3. Каким образом достигается макроэкономическое равновесие в модели AD — AS?

4. Какие факторы определяют расходы населения на потребление?

5. Что такое мультипликатор? Как возникает мультипликационный эффект?

6. Какая связь существует между мультипликатором и предельной склонностью к потреблению и сбережению?

7. Как определяется функция потребления? Дайте ее графическую интерпретацию.

8. Какая зависимость существует между потреблением и сбережениями?

9.  Как определяется функция сбережения? Дайте ее графическую интерпретацию.

10. Какие факторы определяют размеры инвестиций?

11. Как определяется равновесие между инвестициями и сбережениями в модели «сбережения — инвестиции» (S — I)?

12. В чем особенность подхода к анализу макроэкономического равновесия в модели совокупных расходов и доходов (Кейнсианский крест)?

Б. Заполните свободные клетки таблицы


2. Дайте определения следующих понятий и категорий

Совокупный спрос —


 

Совокупное предложение —


 

Сбережения —


 

Предельная склонность к потреблению —


 

Средняя склонность к потреблению – 


 

Предельная склонность к сбережению — 


 

Средняя склонность к сбережению —


 

Мультипликатор — 


 

Дефляционный разрыв —


 

Инфляционный разрыв —



3. Тесты и задачи

ТЕСТ

ОБОСНОВАНИЕ

3.1. В кейнсианской модели доходов и расходов в точке, где график потребления пересекает биссектрису:

а) средняя склонность к потреблению = 0;

б) предельная склонность к потреблению = 1;

в) доход = сбережениям;

г) сбережения = 0;

д) потребление = 0.

 

 

3.2. Рецессионный разрыв образуется, если:

а) плановые инвестиции превышают сбережения при потенциальном ВВП;

б) график совокупных расходов лежит ниже биссектрисы при потенциальном ВВП;

в) график совокупных расходов пересекает биссектрису при любом ВВП;

г) график совокупных расходов лежит выше биссектрисы при потенциальном ВВП.

 

 

3.3. В модели совокупного спроса — совокупного предложения (ADAS) экономический рост выражается следующим образом:

а) сдвиг влево долгосрочной кривой совокупного предложения;

б) сдвиг вправо кривой совокупного спроса;

в) сдвиг влево кривой совокупного спроса;

г) сдвиг вправо долгосрочной кривой совокупного предложения;

д) правильный ответ отсутствует.

 

 

3.4. Классическая интерпретация общей модели макроэкономического равновесия предполагает:

  а) стабильность цен и заработной платы;

  б) совокупный спрос как главный импульс к экономическому росту;

  в) способность рынка к саморегулированию;

  г) необходимость вмешательства государства для достижения сбалансированного состояния экономики с обеспечением полной занятости.

 

 

3.5. В кейнсианской теории кривая совокупного предложения:

а) круто поднимающаяся вверх;

б) горизонтальная;

в) вертикальная;

г) опускающаяся вниз.

 

 

3.6. Представлены следующие данные:

Годы

Располагаемый доход

Потребление

1991

200

205

1992

225

225

1993

250

245

1994

275

265

1995

300

285

Исходя из приведенных данных предельная склонность к потреблению (MPC) равна:

а) 0,25;

б) 0,75;

в) 0,2;

г) 0,8;

д) 1,5.

 

 

3.7. Кривая спроса на инвестиции выражает отношения между:

а) реальной процентной ставкой (r) и уровнем инвестиций;

б) инвестициями и национальным доходом;

в) реальной процентной ставкой и уровнем сбережений;

г) потреблением и инвестициями.

 

 

3.8. Эффект мультипликатора означает, что:

а) потребление в несколько раз больше сбережений;

б) небольшое изменение в потребительском спросе вызовет значительно большее изменение в инвестициях;

в) небольшое увеличение в инвестициях может вызвать гораздо более значительное изменение совокупного дохода;

г) небольшое увеличение предельной склонности к потреблению (MPC) может вызвать в несколько раз большее изменение совокупного дохода.

 

 

3.9. Если реальный ВВП упал за определенный период, то мы можем заключить, что:

а) произошла дефляция;

б) произошла инфляция;

в) упал номинальный ВВП;

г) ни в чем из вышеперечисленного мы не можем быть уверенными.

 

 

3.10. В кейнсианской теории уменьшение совокупного спроса:

а) увеличивает уровень цен, но снижает выпуск и занятость;

б) уменьшает выпуск и занятость, но не уровень цен;

в) уменьшает и уровень цен, и выпуск, и занятость;

г) уменьшает уровень цен, но не выпуск и занятость.

 

 

3.11. Увеличение предложения денег в экономике графически (с помощью модели «Совокупный спрос—совокупное предложение») может быть представлено сдвигом:

  а) влево—вверх кривой AS;

  б) вправо—вниз кривой AS;

  в) влево—вниз кривой AD;

  г) вправо—вверх кривой AD.

 

 

3.12. Кривая потребления показывает, что:

а) предельная склонность к потреблению увеличивается в пропорции к ВВП;

б) домовладельцы тратят больше при снижении процентной ставки;

в) потребление зависит, в основном, от уровня промышленных инвестиций;

г) при более высоких уровнях дохода средняя склонность к потреблению снижается.

 

 

3.13. По Кейнсу, сбережения и инвестиции в основном осуществляются:

а) одними и теми же людьми, по одним и тем же мотивам;

б) разными группами людей по одинаковым мотивам;

в) разными группами людей по разным мотивам;

г) одинаковыми группами людей по разным мотивам.

 

 

3.14. В неоклассической теории кривая совокупного предложения:

а) плоско поднимается вверх;

б) опускается вниз;

в) вертикальная;

г) горизонтальная.

 

 

3.15. С ростом дохода имеют место следующие процессы:

а) растет доля дохода, расходуемая на потребление;

б) растет доля дохода, расходуемая на сбережения;

в) предельная склонность к сбережению (MPS) увеличивается;

г) предельная склонность к сбережению (MPS) падает.

 

 

3.16. По Кейнсу:

а) потребление растет, а сбережения уменьшаются при росте располагаемого дохода;

б) сбережения пропорционально зависят от доходности инвестиций;

в) сбережения пропорционально зависят от уровня личного располагаемого дохода;

г) сбережения обратно пропорциональны процентной ставке.

 

 

3.17. В неоклассической теории уменьшение совокупного спроса:

а) увеличивает уровень цен, но снижает выпуск и занятость;

б) уменьшает выпуск и занятость, но не уровень цен;

в) уменьшает и уровень цен, и выпуск, и занятость;

г) уменьшает уровень цен, но не уровни выпуска и занятости.

 

 

3.18. Если фактический объем выпуска меньше планируемых расходов, то можно утверждать что:

  а) уровень выпуска будет снижаться, а запасы нереализованной продукции возрастать;

  б) уровень выпуска и запасы нереализованной продукции будут возрастать;

  в) уровень выпуска будет возрастать, а запасы нереализованной продукции снижаться;

  г) уровень выпуска и запасы нереализованной продукции будут снижаться.

 

 

3.19. Что из нижеследующего верно:

а) средняя склонность к потреблению + средняя склонность к сбережению = 1;

б) средняя склонность к потреблению + предельная склонность к сбережению = 1;

в) средняя склонность к сбережению + предельная склонность к потреблению = 1;

г) средняя склонность к сбережению + предельная склонность к сбережению = 1;

д) средняя склонность к потреблению + предельная склонность к потреблению = 1.

 

 

3.20. Мультипликатор равен:

а)

1

;

предельная склонность к потреблению

б)

1

;

1+ предельная склонность к потреблению

в)

1

;

предельная склонность к сбережению

г)

1

.

 

1 – предельная склонность к сбережению

 

 

 

3.21. Допустим, что фактический объем выпуска составляет 100 единиц. Планируемое потребление домашних хозяйств при этом уровне доходов равно 70 единиц, а планируемые инвестиции составляют 45 единиц. В какой ситуации оказалась экономика? Как изменится уровень товарных запасов?


3.22. Функция потребления имеет вид: С = 0,75*Y. Определите:

а) размер инвестиций, необходимый для достижения равновесного выпуска в 1000 ден. ед.;

б) размер инвестиций, необходимый для достижения равновесного выпуска в 1200 ден. ед.

3.23. Функция потребления имеет вид: С = 0,75*Y. Уровень выпуска, равный 1000 ден. ед., соответствует выпуску при полной занятости. Фактический выпуск равен 1200 ден. ед. Определите размер сверхплановых товарно-материальных запасов.

3.24. Фактический объем реального ВВП составляет 1 500 млрд. ден. ед. При этом подсчитано, что для обеспечения полной занятости необходимо, чтобы объем производства достиг 1 800 млрд. ден. ед. Определите, на сколько требуется увеличить расходы в экономике, чтобы ликвидировать разрыв безработицы, если склонность к потреблению составляет 0,8.

3.25 . В таблице представлены данные, характеризующие изменение совокупного потребления выпуска и потребительских расходов для гипотетической закрытой экономики (без государственного вмешательства):

ВВП

130

150

170

190

210

230

250

270

290

Потребит. расходы (С)

112

126

140

154

168

182

196

210

224

а) Определите объем равновесного ВВП, если величина инвестиций равна 36 ден. ед.

б) Как изменится объем равновесного ВВП, если величина инвестиций возрастет до 66 ден. ед.?

в) Какова величина инвестиционного мультипликатора в данной экономике?

3.26. В таблице приведены данные, характеризующие потребительские расходы, сбережения и размер ВВП:

Объем ВВП

Потребление

Сбережения

АРС

APS

MPC

MPS

550

520

30

560

526

34

570

532

38

580

538

42

590

544

46

600

550

50

610

556

54

620

562

58

630

568

62

1. Заполните пропуски в таблице.

2. Определите:

а) величину мультипликатора расходов в данной экономике;

б) величину и характер разрыва ВВП, если плановые инвестиции составляют 58 млрд. ден. ед., а уровень ВВП полной занятости равен 590 млрд. ден. ед.;

в) объясните, почему сумма APC и APS всегда равна 1, а также почему сумма MPC и MPS всегда равна 1.

3.27. Предельная склонность к потреблению равна 0,6. Инвестиции возрастают на 50 ед. Определите:

а) на сколько изменится равновесный уровень выпуска в данной экономике?

б) каков будет вклад в это изменение инвестиционного и потребительского спроса?

3.28. Функция потребления имеет вид: С=350+0,6*Y. Планируемые инвестиции равны 150 ден. ед. Определите:

а) равновесный объем выпуска;

б) изменение объема производства при увеличении автономного потребления до 400 ден. ед. и сокращении инвестиций до 70 ден. ед.

3.29. Предположим, что функция сбережений имеет вид: S=(–100)+0,2*Y. Инвестиции составляют 250 ден. ед. Каким будет в этом случае равновесный уровень национального дохода?

3.30.  Предположим, что домашнее хозяйство потребляет 9000 дол. при доходе в 10000 дол. Предельная склонность к потреблению (МРС) равна 0,6.

 Определите:

а) потребление домашнего хозяйства при доходе в 10500 дол.;

— при доходе в 11500 дол.;

— при доходе в 12000 дол.;

б) величину сбережений при каждом данном уровне дохода;

в) рассчитайте предельную склонность к сбережениям (MPS) домашнего хозяйства.

3.31. Об экономике страны имеется следующая информация. Объем ВВП при полной занятости равен 100 млрд. дол. Ожидаемые потребительские расходы, соответствующие этому ВВП, должны достигнуть 80 млрд. дол. Предельная склонность к потреблению равна 0,8. Сумма планируемых инвестиций, независимо от величины ВВП, составляет 10 млрд. дол.

Определите:

а) объем равновесного ВВП при условии, что государство не вмешивается в экономику;

б) объем дополнительных инвестиций, необходимый для того, чтобы равновесный ВВП увеличивается до 100 млрд. дол.

3.32. Правительство просит специалистов дать прогноз динамики ВВП на следующий год. Ведущие экономисты считают, что потребительские расходы составят 70% ВВП, сумма инвестиций и государственных расходов достигнет 2 трлн. руб., объем чистого экспорта будет равен 0.

А) Какой прогноз дадут экономисты относительно возможного объема ВВП?

Б) Если прогнозные оценки относительно уровня потребительских расходов оказались заниженными и в действительности они составили 0,75 ВВП, то какова будет разница между фактическим и прогнозируемым объемами ВВП?

В) Прогнозные оценки относительно уровня потребительских расходов и суммы инвестиционных и государственных расходов оказались ошибочными. В действительности их значения равнялись (соответственно): 0,75 ВВП и 2,5 трлн. руб. Рассчитайте разницу между фактическим и прогнозируемым объемами ВВП.

4. ВОПРОСЫ К РАЗМЫШЛЕНИЮ

¨  Имеется ли нарушение равновесия между совокупным спросом и совокупным предложением в экономике России? В чем его причины? Каковы пути достижения макроэкономического равновесия?

¨  Проблемы превращения сбережений в инвестиции в современной России.

¨ Сравните классический и кейнсианский подходы к анализу инвестиций.

¨ Какое влияние окажут следующие факторы на совокупный спрос и совокупное предложение:

1) страх потребителей перед депрессией;

2) 5%-ное повышение акцизного налога на бензин;

3) уменьшение процентных ставок при разном уровне цен;

4) сокращение федеральных расходов на образование;

5) снижение мировых цен на нефть;

6) ожидание резкого подъема общего уровня цен;

7) 10%-ное уменьшение ставок подоходного налога;

8) увеличение производительности труда;

9) 20%-ное повышение номинальной заработной платы;

10)    падение национального дохода у торговых партнеров страны.

Опишите соответствующую ситуацию словесно и графически, показав, каким будет предполагаемое влияние на уровень равновесного реального ВВП и равновесный уровень цен при условии, что все остальные факторы будут постоянны.

¨ «Процентные ставки во время подъема обычно выше, чем во время спада. То же самое можно сказать об инвестициях. Это означает, что высокий уровень процента способствует инвестициям, а низкий — препятствует им». Согласны ли Вы с данным утверждением? Если нет, то опровергните этот вывод.



Узнать стоимость этой работы



АЛФАВИТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ ПО ВУЗАМ
Найти свою работу на сайте
АНАЛИЗ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Курсовые и контрольные работы
БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ, АНАЛИЗ И АУДИТ
Курсовые, контрольные, отчеты по практике
ВЫСШАЯ МАТЕМАТИКА
Контрольные работы
МЕНЕДЖМЕНТ И МАРКЕТИНГ
Курсовые, контрольные, рефераты
МЕТОДЫ ОПТИМАЛЬНЫХ РЕШЕНИЙ, ТЕОРИЯ ИГР
Курсовые, контрольные, рефераты
ПЛАНИРОВАНИЕ И ПРОГНОЗИРОВАНИЕ
Курсовые, контрольные, рефераты
СТАТИСТИКА
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
ТЕОРИЯ ВЕРОЯТНОСТЕЙ И МАТ. СТАТИСТИКА
Контрольные работы
ФИНАНСЫ, ДЕНЕЖНОЕ ОБРАЩЕНИЕ И КРЕДИТ
Курсовые, контрольные, рефераты
ЭКОНОМЕТРИКА
Контрольные и курсовые работы
ЭКОНОМИКА
Курсовые, контрольные, рефераты
ЭКОНОМИКА ПРЕДПРИЯТИЯ, ОТРАСЛИ
Курсовые, контрольные, рефераты
ГУМАНИТАРНЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
ДРУГИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
ЕСТЕСТВЕННЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
ПРАВОВЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
ТЕХНИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
РАБОТЫ, ВЫПОЛНЕННЫЕ НАШИМИ АВТОРАМИ
Контрольные, курсовые работы
ОНЛАЙН ТЕСТЫ
ВМ, ТВ и МС, статистика, мат. методы, эконометрика