Общая информация » Каталог студенческих работ » ДРУГИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ » Управление персоналом |
18.10.2016, 10:54 | |
В каждой теме студенту необходимо выполнить КОНТРОЛЬНОЕ ЗАДАНИЕ, перед его выполнением самостоятельно проработайте вопросы темы. На проверку присылайте только ответы на вопросы контрольных заданий. Раздел 1. Управление человеческими ресурсами как стратегическая функция менеджмента Тема 1. Управление человеческими ресурсами и стратегия развития 1. Какие факторы внешней среды оказывают влияние на управление человеческими ресурсами? 2. В чем состоит специфика управления человеческими ресурсами в условиях инновационной стратегии организации? 3. Какие преимущества дает организации наличие в ней стратегии управления человеческими ресурсами и четко сформулированной кадровой политики? 4. Перечислите особенности управления персоналом на малых предприятиях. Контрольное задание. «ОШИБКА, КОТОРАЯ ДОРОГО СТОИЛА» Прочитайте кейс и дайте ответы на вопросы В 1980-е годы сборная Сан-Франциско по футболу четыре раза выигрывала суперкубок США. Команда считалась лучшей среди профессионалов и была провозглашена командой десятилетия. Одна из причин этого успеха — система отбора игроков, которую отработал главный тренер этой команды Тони Раззано, считавшийся мастером в искусстве выбирать из массы кандидатов потенциальных чемпионов. Система была проста и не представляла собой ничего особенного. Она подтвердила свою эффективность после того, как главный тренер допустил ошибку в выборе центрального нападающего, поставив на его место Джима Миллера. Во время отборочной тренировки на пустом стадионе Раззано увидел, как Миллер совершил подряд десять рывков к воротам противника, раз за разом пушечным ударом отправляя мяч в сетку ворот. Затем он проделал еще десять выходов, сняв бутсы, — и мяч еще десять раз подряд побывал в воротах, несмотря на все усилия вратаря и защитников. Миллер выглядел настоящим суперменом. Раззано, основываясь на результатах Миллера, показанных в тот день, рекомендовал его в качестве центрального нападающего команды, и с ним был заключен контракт. «Мне казалось, что это был безошибочный выбор», — говорил Раззано позже. Но, столкнувшись на настоящем игровом поле с реальностью — рев трибун, ветер, грубая игра соперников и постоянный жесткий прессинг защитников, Джим Миллер явно не мог справиться с таким напряжением. После трех неудачных игровых сезонов контракт с ним был расторгнут. Этот случай стал переломным моментом для Тони Раззано. Единственный раз он отступил от своих принципов, и команда дорого заплатила за это. После ухода Миллера при выборе ключевых игроков Раззано настаивал на том, чтобы тренеры наблюдали за кандидатами в игре на протяжении как минимум 200 матчей. «Когда ты посмотрел игрока в стольких играх, то хорошо знаешь, что он может и чего не может», — говорил Раззано. Другие команды Национальной футбольной лиги США обычно отбирали новых игроков непосредственно на показательных тренировках, куда ежегодно приглашались кандидаты со всей страны. Эти спортсмены демонстрировали по заданию тренеров свою силу в элементарных упражнениях, таких как бег на средние дистанции, отжимания, прыжки в высоту и удары по воротам, но на пустом стадионе. Однако, когда Тони Раззано говорил «200 матчей», он имел в виду реальные показатели в различных ситуациях реальной жизни. Вопросы для обсуждения 1. В чем состояла система отбора персонала главного тренера сборной команды Сан-Франциско по футболу Тони Раззано? Чем она отличалась от практики отбора игроков в другие команды Национальной футбольной лиги США? 2. Какую ошибку допустил Тони Раззано, пригласив в команду Джима Миллера? Встречались ли в вашей практике подобного рода ошибки? 3. Какие еще ошибки и предубеждения при отборе персонала вам известны? 4. Какую роль в предупреждении подобного рода ошибок играет формализованная кадровая политика организации (HR Policies and Procedures)?
Тема 2. Служба управления человеческими ресурсами 1. Кто заинтересован в формировании профессиональной кадровой службы организации? 2. Какие роли должна играть современная кадровая служба в организации? 3. Какой должна быть численность работников кадровых служб при численности работников организации 350, 1000, 5000, 6000 чел ? 4. По каким показателям и критериям вы будете оценивать, насколько успешной является деятельность кадровой службы организации? Контрольное задание. «ПРАКТИКА ПРИНЯТИЯ КАДРОВЫХ РЕШЕНИЙ» Прочитайте кейс и дайте ответы на вопросы Александр Петрович был назначен директором по кадрам деревообрабатывающего комбината «Комфорт». Предприятие в целом, по его мнению, работало вполне успешно. Однако его предшественник, бывший директор Дмитрий Николаевич, перед увольнением сказал ему, что в последнее время его не удовлетворяло, как было организовано управление персоналом. Принятие решений происходило непродуманно. Не в полной мере использовались имеющиеся в этой области резервы и возможности. В первый месяц Александр Петрович решил не принимать никаких принципиальных решений в данной области. Он начал с тщательного анализа действующей практики. Он изучил имеющуюся информацию, побеседовал с менеджерами и рядовыми работниками, а затем сделал необходимые записи. Вот некоторые выдержки из его дневника. 1. В кадровой службе комбината работают 4 человека. Руководитель службы Елена Сергеевна направляла и координировала работу службы. Она же занималась непосредственно набором персонала, так как данная функция считалась в организации очень важной. Она отрицательно относилась к различным рекомендациям по поводу набора и отбора персонала, вопросникам для проведения интервью. Считала, что набор — это процесс творческий и не подлежит формализации. В прошлом Елена Сергеевна работала в кадровой службе отраслевого министерства. Она очень гордилась этим, считая, что у нее большой жизненный опыт, хорошая интуиция, к тому же в министерстве она научилась принимать решения оперативно. Когда открывалась вакансия, она довольно быстро находила кандидатуру, используя свои старые связи. Она никогда не прибегала к услугам кадровых агентств, поиску кандидатов посредством объявлений в газете. Елена Сергеевна говорила: придет толпа народу, а толку никакого, выбрать не из кого. Обычно она принимала решения сразу, просматривая одного, минимум двух кандидатов. Если кандидат ей нравился, сразу делала предложение занять рабочее место. Считала, пусть покажет себя в деле. Если не подойдет, можно будет безболезненно уволить после испытательного срока. Это она часто и делала. В целом до 50% принятых ею работников увольнялись в первый год работы, по инициативе как администрации, так и их самих. Сокращение персонала. Не было экономического обоснования размера сокращения персонала. Основным критерием отбора претендентов был стаж работы на данном предприятии. Поэтому в основном подлежали увольнению те, кто пришли работать в организацию в последние два года, а среди них были и квалифицированные специалисты, и даже те, кто прошел обучение за счет средств организации. Работникам выплачивали выходное пособие и дополнительные компенсации в зависимости от стажа работы (данный порядок предусматривался в коллективном договоре организации и, очевидно, это был основной аргумент при установлении стажа работы до двух лет в качестве определяющего критерия для отбора претендентов на сокращение персонала). Самое непонятное заключалось в том, что спустя три месяца комбинат успешно вышел из кризисного положения, объем производства увеличился и вновь был объявлен набор на ранее сокращаемые вакансии. Несмотря на очевидные просчеты в работе в целом Елену Сергеевну уважали, претензий к ее работе со стороны коллектива не было. 2. Другое положение было с Иваном Тихоновичем. Он занимался организацией оплаты труда. Его упрекали в чрезмерном субъективизме при обосновании уровня заработной платы. Работникам одних подразделений он платил заработную плату значительно выше, чем на аналогичных предприятиях отрасли данного региона, другим — меньше. Еще более субъективный подход наблюдался при определении соотношений в оплате внутри организации. Иван Тихонович никогда не мог четко объяснить персоналу, почему он делал именно так. Особое недовольство сотрудников вызывало распределение премиальных выплат. Складывалось мнение, что у него есть личные симпатии. Обычно он делал предпочтения тем или иным сотрудникам. А если вдруг возникал конфликт, всегда находил аргументы для объяснения, акцентируя внимание только на положительных качествах этих работников, явно игнорируя отрицательные. Спорить с ним было невозможно. 3. Третий сотрудник отдела — Татьяна Павловна — занималась вопросами обучения персонала. В прошлом году она организовала специальные тренинги с отрывом от производства для специалистов и менеджеров, а также тренинги по искусству продаж для торговых представителей. На протяжении последних трех лет комбинат посылал своих сотрудников на обучение в одну и ту же тренинговую компанию. Александр Петрович поинтересовался у Татьяны Павловны, почему все сотрудники направлялись именно туда? Есть ли на рынке образовательных услуг другие тренинговые компании? Чем данная компания лучше них? Татьяна Павловна не могла четко ответить на все поставленные вопросы. Единственным аргументом было то, что тренинговая компания, с которой сотрудничает комбинат, была надежной и проверенной. Она хорошо знакома с ее руководителем (это ее сосед по даче). Он очень знающий человек, никогда раньше нас не подводил. К тому же сотрудники комбината ей говорили, что обучением вполне довольны. 4. Четвертый сотрудник — Эльвира Леопольдовна. Это женщина пенсионного возраста, которая занималась вопросами оформления, хранения и обновления кадровой документации. Она собственно никаких решений не принимала. В целом с работой успешно справлялась. С точки зрения организации кадрового учета в настоящее время Эльвира Леопольдовна была вполне приемлемой кандидатурой, однако с точки зрения перспектив развития предприятия, внедрения автоматизированных систем управления, в том числе информационного обеспечения кадрового менеджмента, в будущем надо будет серьезно думать о повышении ее квалификации или о ее замене другим сотрудником. Вопросы для обсуждения 1. Дайте общую характеристику практики принятия кадровых решений на данном предприятии. 2. В чем сходство и отличия подходов к принятию решения сотрудников кадровой службы комбината? 3. В каком направлении следует совершенствовать действующую на комбинате практику управления персоналом?
Тема 3. Культурологические особенности принятия кадровых решений 1. На основе каких критериев можно охарактеризовать национальные особенности управления в той или иной стране? 2. Охарактеризуйте особенности управления персоналом на российских предприятиях. 3. В чем специфика управления персоналом на американских предприятиях? 4. Каковы особенности управления персоналом на японских предприятиях? Контрольное задание. «ЭФФЕКТИВНОСТЬ ОБУЧЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНЫМ ОСОБЕННОСТЯМ УПРАВЛЕНИЯ (CROSS-CULTURAL TRAININGS)» Прочитайте кейс и дайте ответы на вопросы Объективная необходимость усиления внимания к проблеме национальных особенностей управления подтверждается, в частности, и таким обстоятельством, как увеличение числа заказов со стороны предприятий и организаций на проведение тренингов для персонала в этой области. Наиболее отчетливо данная тенденция проявилась в США. Об эффективности подобного рода тренингов свидетельствуют результаты специальных исследований. Так, по результатам одного из таких исследований, проведенного в середине 90-х годов в США, из каждых 100 поехавших на работу в Саудовскую Аравию американцев, не получивших специальной подготовки в области особенностей поведения и управления в данной стране, 68 вернулись домой до истечения, установленного в договоре срока. В то время, как из 800 американцев, которые перед отправкой в Саудовскую Аравию прошли специальный тренинг по вопросам особенностей трудовых отношений, культурных ценностей и общепринятых норм поведения в этой стране, домой досрочно вернулись лишь только трое. Вопросы для обсуждения 1. Приходилось ли вам слышать о таком явлении как «культурный шок», который испытывают иностранцы, попадая в другую страну. Охарактеризуйте это явление, его проявления и стадии развития. 2. Каково ваше отношение к «кросс-культурным» тренингам? Насколько они эффективны? 3. Предположим, что ваш зарубежный партнер обратился бы к вам с просьбой организовать трехдневный «кросс-культурный тренинг» для менеджеров из зарубежных стран, которые собираются в течение нескольких лет жить и работать в России. Какое содержание тренинга вы могли бы ему предложить? День первый День второй День третий
Раздел 2. Привлечение персонала, регулирование занятости Тема 1. Набор персонала 1. Какие стратегии набора персонала Вам известны? 2. Сформулируйте основные этапы набора персонала. 3. Какими критериями можно руководствоваться при выборе кадрового агентства для набора кандидатов? 4. Перечислите основные элементы должностных инструкций сотрудников. Контрольное задание. «КАК РАБОТАЮТ РЕКРУТИНГОВЫЕ АГЕНТСТВА» Прочитайте кейс и дайте ответы на вопросы Рекрутинговая компания «Поиск» специализируется на вопросах подбора менеджеров среднего звена и специалистов для организаций гостиничного бизнеса. В прошлом году она работала с 30 клиентами. В этом году предполагается довести их число до 150. В соответствии с выработанной стратегией компания «Поиск» определила для себя ряд важнейших направлений деятельности. В их числе: - диверсификация (с тем, чтобы успешно адаптироваться к изменениям на рынке); - поддержание отношений с клиентами на постоянной основе (т.е. оказание им услуг не только в период расширения производства и потребности в новых сотрудниках, но и в течение всего года); - агрессивная РR-деятельность — привлечение новых клиентов, реклама конкурентных преимуществ; - другие направления. Компания «Поиск» решила обратиться к консультантам за помощью в реализации своего стратегического плана. Вопросы для обсуждения 1. Какие направления диверсификации деятельности можно бы предложить рекрутинговой компании “Поиск»? 2. Какие меры могли бы способствовать поддержанию постоянных отношений с клиентами (даже в тот период, когда им не требуются новые сотрудники)? 3. В чем конкретно могли бы состоять конкурентные преимущества компании «Поиск»? 4. Какую ценовую политику, отвечающую стратегии деятельности компании «Поиск», вы могли бы предложить?
Тема 2. Отбор персонала 1. Перечислите основные этапы отбора персонала в порядке их последовательности. 2. Какие формы предварительного отбора персонала обычно предшествуют проведению интервью и тестирования работников? 3. Какие формы проведения интервью вам известны? 4. Перечислите основные условия, повышающие достоверность тестирования работников. Контрольное задание. «А У ВАС ЕСТЬ СВОИ «БЗИКИ»?» Робин Бредфорд управляет крупным кадровым агентством «Бредфорд-1 Персонал». Она хорошо знает все свои предубеждения. «Узнавание кандидата — один из моих «бзиков», — говорит она. — Я признаю, что это меня раздражает, и делаю несколько глубоких вдохов и медленных выдохов. Кроме того, обнаружив свою необъективность и предвзятость, я замедляю темп разговора и внимательнее присматриваюсь к кандидату». Гарри Квадрацци по версии журнала Forbes сегодня входит в четвертую сотню самых богатых людей мира. А компания Quad Graphics, которую он возглавляет, имеет оборот в миллиарды долларов. Гарри говорит: «Одно из моих железных правил — никогда не делать бизнес с теми, кто мне несимпатичен. Если человек вам не нравится, это веский аргумент. Вероятно, вы не доверяете этому человеку и, возможно, окажетесь правы. Мне не важно, кто этот человек и какие гарантии он может дать, даже если это полная предоплата наличными. Если вы делаете бизнес с тем, кто вам не нравится, рано или поздно вы об этом пожалеете». «Бзик» Билла Гейтса — высокий коэффициент интеллектуального развития кандидатов. Ему нужны выдающиеся программисты. Сознательно или неосознанно Билл Гейтс не заботится о возникновении взаимной симпатии. Возможно, для него «проявление симпатии» — это перенос рабочих отношений в киберпространство. На Microsoft больше полагаются на хорошо проверенные средства, четкую политику и процедуры отбора. Вот один из примеров серьезной работы с резюме кандидатов. Компания Microsoft получает около 12 000 резюме ежемесячно. Каждое из них вводится в компьютерную базу данных с пометками о времени и дате поступления и с указанием, когда и какой ответ был дан соискателю должностным лицом компании. Сотрудники компании тратят уйму времени на чтение резюме, но в Microsoft считают, что в этом есть смысл. Наряду с этим Microsoft содержит собственную «спецгруппу по подбору персонала», сотрудники которой с 6 утра до 9 вечера обзванивают успешных руководителей и просто неординарных и инициативных людей, которые интересуют компанию и могли бы стать ее потенциальными служащими. В Microsoft справедливо полагают, что самые лучшие кандидаты всегда при деле и не озабочены поисками новой работы. Действительно, те люди, которые сами приходят в Microsoft, интересуют компанию намного меньше. Руководство компании убеждено: «Наши главные активы — интеллектуальная мощь сотрудников». Насколько важны для Microsoft выдающиеся сотрудники? Билл Гейтс однажды сказал: «Уберите из штата нашей компании двадцать лучших сотрудников, и Microsoft превратится в никому не известную второстепенную фирму». Правда это или нет, но существует классическая история о том, что Генри Форд после собеседования с потенциальными руководителями всегда приглашал кандидатов-финалистов на обед. Если претендент на руководящую должность солил поданное блюдо прежде, чем попробовать его, Форд заключал, что кандидат — человек привычки и недостаточно любознателен, чтобы попробовать новое блюдо в незнакомом ресторане. А люди привычки не входили в число тех, кого Генри Форд хотел видеть в руководстве своей компании. «Часто ли вам везет?» — любимый вопрос Реда Скотта, который он задает каждому кандидату на собеседовании. Это один из аналогов любимого вопроса Генри Форда: «Вы любознательны?» Так почему же Ред Скотт спрашивал потенциальных сотрудников, часто ли им везет? Если кандидат был достаточно находчивым и отвечал: «Да, я везучий — в лотереях и розыгрышах я всегда выигрываю», еще одной проблемой с ним становилось меньше. Но если кандидат не улавливал тона вопроса и вообще был занудой, отвечая: «Ну, вообще-то не очень...», то Ред говорил себе: «На фоне всех прочих проблем в моей компании, мне определенно не нужен этот бедняга-неудачник». Другой преуспевающий руководитель, Гэд Сивел, полагает, что самый важный тест при приеме на работу — «тест на неусидчивость». Ему нравятся активные, энергичные люди. Это покажется странным, но если кандидат способен спокойно просидеть все собеседование с ним на одном месте, он никогда не получит работу в его компании. Еще один пример, рассказанный Пьером Морнеле, известным консультантом по вопросам подбора персонала: «По окончании официального собеседования я люблю прогуляться вместе с кандидатом на улицу, чтобы посмотреть на его автомобиль. Машина многое может рассказать о своем владельце. Однажды я беседовал с кандидатом на должность менеджера отдела продаж одной крупной компании, занимающейся розничной торговлей. Он показался мне немного странным и несобранным, да еще и опоздал на собеседование. После беседы я вышел проводить его и увидел автомобиль, который, видимо, второпях, был припаркован неаккуратно: он занимал два парковочных места вместо одного и стоял далеко от бордюра, занимая часть трассы и мешая проезду. Салон машины был забит мусором и одеждой, разбросанные инструменты и газеты валялись на сиденьях. Как собаки часто бывают похожи на своих хозяев, так и этот автомобиль походил на своего владельца». Вопросы для обсуждения 1. Каково ваше отношение к описанным выше «бзикам» преуспевающих руководителей и бизнесменов? 2. Опишите, какие «бзики» при отборе и оценке персонала существуют в вашей компании. 3. Какими проверенными методами руководствуетесь вы сами при подборе и отборе сотрудников своей организации (подразделения)? Аргументируйте вашу позицию. Приведите конкретные примеры.
Тема 3. Сокращение персонала 1. Какие типичные ошибки допускают многие организации при сокращении персонала? 2. Назовите возможные альтернативы сокращению персонала. 3. Перечислите основные этапы работы по сокращению персонала: 4. Перечислите дополнительные формы поддержки высвобождаемых работников, осуществляемые за счет средств предприятия (сверх норм, установленных законом). Контрольное задание. «СОКРАЩЕНИЕ ПЕРСОНАЛА» 1. Дайте краткое описание реальной или виртуальной проблемной ситуации, характеризующей проблемы, противоречия и конфликты, возникшие в организации в результате массового или индивидуального сокращения персонала. 2. Дайте информацию о решениях, предпринятых организацией для устранения создавшихся противоречий и конфликтов. 3. Сформулируйте вопросы для обсуждения данной ситуации (как минимум три).
Раздел 3. Использование персонала Тема 1. Оценка персонала 1. Какие ошибки, по вашему мнению, чаще всего возникают на практике при проведении оценки персонала? 2. Кто может проводить оценку персонала? 3. Какими принципами необходимо руководствоваться при постановке задач перед подчиненными? 4. Перечислите рекомендации по доведению результатов негативной оценки работы до ее исполнителей. Контрольное задание. «ОЦЕНКА ПЕРСОНАЛА В КОМПАНИИ ФОРД (FORD MOTOR COMPANY)» Прочитайте кейс и дайте ответы на вопросы Обеспечение качества всегда было проблемой номер один для компании Ford. В 1985 г., анализируя действующую на «Ford» систему обеспечения качества, его исполнительный директор William Scherkenbach, ответственный за реализацию этой системы, пришел к неожиданному выводу. Он сказал: «По моему мнению, система оценки работы персонала есть самое большое препятствие для улучшения работы любой организации». Вот как он объяснял это утверждение. 1. Оценка каждого работника и достижения им конкретных индивидуальных задач может не способствовать успешной работе организации в целом. Она подрывает командный дух. 2. Некоторые организации устанавливают для оценки персонала стандарты исполнения. А такая оценка может способствовать поощрению посредственной работы. 3. Большинство систем оценки имеют множество категорий и градаций. Например, по итогам работы сотрудник может попадать в категории: «средний уровень исполнения», «ниже среднего», «выше среднего», «выдающиеся достижения» и др. Работники обычно стремятся получить наиболее высокую оценку, продвинуться на следующий уровень, особенно когда это подкреплено дополнительными материальными стимулами. Однако на самом деле их работа может быть и так вполне удовлетворительной, необходимость ее улучшения не обусловлена объективными причинами и потребностями рынка сбыта. 4. Работник может получить высокую оценку, однако результаты работы могут зависеть не столько от его личного вклада, сколько от качества сырья и материалов, работы оборудования. Работника могут похвалить, хотя он этого не заслужил, или обвинить в том, что от него не зависело. 5. Большинство методов оценки концентрируется на достижении высоких результатов, которые можно увидеть и оценить в данном периоде. А чрезмерное внимание к достижению текущих результатов может приводить к игнорированию, а иногда даже вступать в противоречие с достижением долгосрочных целей и задач развития организации. Вопросы для обсуждения 1. Сформулируйте свое отношение к данной проблеме. 2. Аргументируйте вашу позицию. Приведите примеры из практики. 3. Можно ли предотвратить перечисленные выше негативные моменты, связанные с оценкой персонала? Каким образом?
Тема 2. Компенсационная политика 1. Назовите теории мотивации, составляющие основу формирования компенсационной политики организации. 2. Какие компенсационные стратегии организаций вам известны? 3. Перечислите основные составляющие профессиональных обзоров зарплаты. 4. Какими факторами следует руководствоваться при установлении соотношений в заработной плате между работниками внутри предприятия? Контрольное задание. «РАВЕНСТВО В ОПЛАТЕ НОВЫХ И СТАРЫХ РАБОТНИКОВ» Прочитайте кейс и дайте ответы на вопросы Евгений перешел два года назад на работу в инвестиционную компанию. При переходе его зарплата была в два раза выше, чем на прежнем месте работы. Руководитель финансового отдела, где он работал в качестве финансового аналитика, был им вполне доволен. По результатам ежегодной оценки по итогам за первый год работы Евгений получил оценку «хорошо», а за последний год работы его оценка была даже «отлично». Работа была интересной. Евгений связывал с компанией серьезные ожидания относительно своего карьерного роста. Он понимал, что его уважают и ценят, с ним советуются. Это давало ему большое моральное удовлетворение. Зарплата его в целом тоже устраивала. Он не поднимал вопроса об ее повышении, хотя понимал, что по истечении двух лет успешной работы он мог бы рассчитывать на прибавку к заработку. К тому же, как работник финансовой службы он знал, что дела компании идут успешно и она располагает возможностями для поощрения успешно работающих сотрудников. В следующем полугодии он решил поговорить об этом с руководителем отдела. Однако вместо предполагаемого разговора спустя четыре месяца Евгений положил на стол руководителя финансовой службы заявление об уходе из компании. Его решению предшествовало следующее обстоятельство. В отдел пришел новый сотрудник — Эдуард (причем на такую же должность, что занимал и Евгений). В целом он показался Евгению человеком сообразительным, у него была хорошая теоретическая подготовка и аналитические способности. Однако в первое время ему поручили менее ответственную и серьезную работу, чем Евгению. Евгению часто приходилось подключаться к проектам Эдуарда на этапах их завершения. Но оставались и свои собственные проекты. Работы у Евгения стало больше. Он стал часто поздно задерживаться на работе. Возмущению Евгения не было предела, когда он случайно узнал, что Эдуарда приняли на работу с зарплатой, примерно на 30% выше, чем его собственная зарплата. Евгений решил обсудить это с руководителем отдела. Он задал ему вопрос: «Как зарплата нового работника, не имеющего опыта работы в данной компании, оказалась выше, чем у Евгения и других опытных работников этой компании, находящихся на той же должности. На что тот ему ответил, что хотя он согласен с тем, что это не совсем справедливо, но для этого были внешние весомые обстоятельства объективного характера, которые вынуждают иногда организацию принимать такого рода несправедливые решения. Евгению было трудно расставаться с компаний. Он понимал, что будет жалеть, но решил все же написать заявление об уходе из компании по собственному желанию. Вопросы: 1. Какие внешние весомые обстоятельства объективного характера могли способствовать формированию описанных выше несоответствий в уровне заработной платы сотрудников отдела? 2. Какие причины и просчеты в области компенсационной политики внутри организации способствовали сложившимся диспропорциям в оплате труда работников? 3. Имели ли место подобного рода случаи в Вашей практике? Каковы возможные направления предупреждения подобного рода несоответствий? Что можно сделать для разрешения уже создавшегося противоречия?
Контрольное задание. «НАДО ЛИ ОРГАНИЗАЦИЯМ ДЕРЖАТЬ ЗАРАБОТНУЮ ПЛАТУ В СЕКРЕТЕ?» Вопросы: 1. Сформулируйте свое отношение по поводу того, надо ли организациям держать заработную плату своих работников в секрете. 2. Приведите аргументы в поддержку данного тезиса. 3. Дайте возможные контраргументы. 4. Изложите Вашу окончательную позицию по этому вопросу.
Тема 3. Поощрение работников. Льготы для сотрудников 1. Какие ошибки чаще всего возникают в практике премирования персонала? 2. Каковы основные достоинства поощрения сотрудников отдела продаж на основе комиссионных выплат? 3. Какие льготы сотрудникам компании используются на вашем предприятии? 4. Сформулируйте достоинства распространенной в западной практике формы предоставления льгот на гибкой основе. Контрольное задание. «ЛЬГОТЫ В КОМПАНИИ - ДЛЯ ВСЕХ ОДИНАКОВЫЕ УСЛОВИЯ» Прочитайте кейс и дайте ответы на вопросы В компании «Y» два года назад была разработана и реализована Программа предоставления дополнительных льгот (сверх льгот, установленных законом) для сотрудников компании. Она долго обсуждалась, были выделены значительные средства на ее реализацию. Руководство компании ожидало, что внедрение данной системы даст значительные результаты: повысится эффективность работы, снизится текучесть кадров. Компания решила занять агрессивную политику на рынке труда отрасли, привлекать лучших специалистов, пользующихся повышенным спросом. Перечень основных компенсационных льгот включал: - медицинскую страховку (от 700 до 1000 долл. на одного работника); - бесплатные обеды (примерно 5 — 8 долл. в день); - частичную или полную оплату обучения сотрудников компании (в пределах 1000 долл. в расчете на одного сотрудника). Введение системы предоставления дополнительных льгот сотрудникам компании во многом оправдало надежды руководства. Действительно повысилась лояльность работников к руководству компании. Цифры показали, что на 30% по сравнению с прошлым годом снизилась заболеваемость сотрудников. Во время совместных обедов работники компании собирались вместе. Непроизвольно делились друг с другом информацией по работе, обсуждали разные проблемы, в том числе относящиеся к производству. Усилился дух коллективизма, повысилась сплоченность. Вместе с тем выяснилось, что не все сотрудники смогли в одинаковой степени воспользоваться предоставляемыми льготами. Были те, кто в прошедшем году ни разу не пользовались оплаченными услугами поликлиники. Некоторые опытные сотрудники компании не испытывали острой потребности в дополнительном обучении. Они либо вообще не воспользовались выделенной на эти цели суммой, либо только частично. Не всех прельщали обеды за счет средств компании. Руководство компании решило не отказываться от принятой системы. В целом она дала ощутимые результаты. Было принято решение: продумать направления совершенствования действующей практики с тем, чтобы максимально использовать имеющиеся здесь резервы и возможности. Задача была поставлена так: одновременно приблизить данную систему к интересам компании и каждого работника в отдельности. Вопросы для обсуждения 1. Каково основное назначение действующей в компании системы льгот и компенсаций? 2. Разработайте основные этапы решения поставленной руководством проблемы по совершенствованию действующей практики. 3. Спроектируйте конечный результат: как, по вашему мнению, должна выглядеть оптимальная система предоставления льгот и компенсаций сотрудникам компании.
Раздел 4. Обучение и развитие персонала Тема 1. Обучение персонала 1. Какие ошибки чаще всего возникают в практике организации обучения персонала? 2. Перечислите известные вам разновидности программ обучения персонала. 3. Каковы основные принципы эффективного обучения персонала? 4. Назовите критерии, по которым вы могли бы оценить эффективность программ обучения персонала. Контрольное задание. «КАК ОБЕСПЕЧИТЬ КОНКУРЕНТНЫЕ ПРЕИМУЩЕСТВА КОМПАНИИ «САТУРН»?» Прочитайте кейс и дайте ответы на вопросы В 1980-е годы возникла идея создать при General Motors новую автомобильную компанию «Сатурн» с целью оживить продажи малолитражных автомобилей и добиться высокой степени удовлетворенности покупателей и клиентов. Основной лозунг «Сатурна» стал — предвосхищать и превосходить ожидания покупателей. Эта идея нашла отражения в пяти базовых ценностях новой организации: - заинтересованность в поддержке энтузиазма покупателей; - стремление к успеху и превосходству; - командный дух; - уважение и доверие; - постоянное совершенствование и развитие. Лозунги были сами по себе достаточно хороши. Но самая трудная задача состояла в воплощении их на практике. Особенно важно было то, чтобы этими идеями прониклись работники сферы продаж. Вместо «продавцов» они становились «торговыми консультантами». При этом от них требовалось понять новую философию продаж, изменить свое отношение к покупателю и даже пересмотреть свой деловой словарный запас. Они должны были следовать следующим принципам и рекомендациям. 1. Слушай внимательно своего покупателя. 2. Создавай в отношениях с ним доверительную атмосферу. 3. Старайся превзойти ожидания клиента. 4. Придерживайся культуры взаимоотношений «Вы выиграли — мы выиграли». 5. Не оставляй клиента до тех пор, пока не убедишься, что его ожидания удовлетворены. 6. Заботься о том, чтобы восприятие клиентом качества продукта и услуг компании постоянно улучшалось. Вопросы для обсуждения 1. Для разработки программы обучения «торговых консультантов» в компании «Сатурн» сформулируйте и обоснуйте основные потребности в обучении данных сотрудников. 2. Спроектируйте содержание программы их обучения. 3. Какие формы и методы обучения, по вашему мнению, наиболее предпочтительны в данном случае? 4. Проведите предварительную оценку эффективности предлагаемых вами решений.
Тема 2. Планирование карьеры 1. Какие факторы необходимо принимать во внимание при составлении индивидуального плана карьерного роста? 2. Какие этапы карьерного роста проходит большинство людей в течение своей рабочей жизни? 3. Какие проблемы, связанные с развитием карьеры работников, вам известны? 4. Какова роль организации в планировании карьеры своих сотрудников? Контрольное задание. «НЕОЖИДАННО КАРЬЕРНЫЙ РОСТ ПОЧТИ ПРЕКРАТИЛСЯ» Прочитайте кейс и дайте ответы на вопросы Петр Евгеньевич собирался отметить в следующем году свое сорокалетие. За последние восемь лет он осуществил быстрый карьерный рост в крупной, быстро развивающейся компании по производству и реализации продуктов питания. Он начинал координатором отдела сбыта, затем перешел на должность инженера по поддержке сбыта. Потом продвинулся на должность руководителя группы. Впоследствии он стал менеджером по работе с ключевыми клиентами. Затем его повысили до уровня менеджера по сбыту в регионе. Два года он работал директором по сбыту по всей России, а последние пять лет — заместителем директора по сбыту в масштабе СНГ Заработки его вполне устраивали. Большие комиссионные выплаты при условии успешной реализации ставили сотрудников отдела сбыта в число наиболее высокооплачиваемых в компании. Вместе с тем в последний год интерес к работе начал снижаться. Не было ощущения успеха, особого признания со стороны руководства компании. Он неоднократно давал понять руководству, что готов расти и двигаться дальше. Но ответных шагов со стороны руководства не последовало. Недавно он обсуждал эту проблему со своим коллегой из другой компании — менеджером по группе ведущих торговых марок компании. В развитии их карьеры было много общего: сначала бурный рост, а затем заметное затухание и практическое прекращение карьерного роста при приближении к границе сорокалетнего роста. Петр Евгеньевич серьезно задумался над данной проблемой. Три вопроса особенно волновали его. Вопросы для обсуждения 1. Как объяснить замедление карьерного роста? 2. Какие обстоятельства объективного характера могли этому предшествовать? 3. Какие мероприятия могли бы способствовать разрешению создавшегося противоречия?
Раздел 5. Оценка эффективности реализации кадровых решений Тема 1. Комплексная оценка эффективности кадровых решений 1. Назовите объективные показатели оценки деятельности кадровой службы. 2. Каковы субъективные показатели оценки деятельности кадровой службы? 3. Как можно оценить эффективность процесса привлечения персонала? 4. Перечислите основные направления затрат, связанных с сокращением персонала. Контрольное задание. «КАК ОЦЕНИТЬ ЭФФЕКТИВНОСТЬ ЗАТРАТ НА ОБУЧЕНИЕ ПЕРСОНАЛА?» Прочитайте кейс и дайте ответы на вопросы Полина Смирнова работает в компании по производству безалкогольных напитков. Она начинала свою карьеру в компании четыре года назад в качестве торгового представителя в отделе продаж. В прошлом году ей было поручено осуществлять инструктаж новых сотрудников отдела. Полина охотно делилась своим опытом с новичками, рассказывала о клиентах, терпеливо объясняла, как надо эффективно работать. Две недели назад в отделе управления персоналом открылась новая вакансия — менеджер по обучению персонала. Ее предложили Смирновой. Руководство компании придавало большое значение обучению и повышению квалификации сотрудников. Это отвечало интересам и самих сотрудников. Таким образом, Полине предстояло заниматься интересной и важной для сотрудников компании работой. Новый начальник Полины, Дмитрий Петрович, попросил ее разработать программу обучения сотрудников компании на следующий год. Он посоветовал ей начать с анализа положительных результатов обучения и определения эффективности затрат на обучение в этом году. В текущем году в компании прошли обучение с отрывом от производства 50 сотрудников (15 человек обучались эффективным методам работы на новом оборудовании, 10 — английскому языку, 5 торговых представителей — искусству презентаций и управлению конфликтами; 20 менеджеров из различных подразделений прослушали курс по эффективному принятию управленческих решений). Полина не знала точно, как оценить положительные результаты от затраченных на обучение средств и поэтому решила обратиться за помощью к консультантам. Она попросила представить ей информацию по следующим вопросам. Вопросы для обсуждения 1. По каким критериям можно оценить положительный эффект от обучения? Можно ли оценить его количественно? Каким образом? 2. Из чего складываются затраты на обучение? 3. Как можно оценить эффективность затрат на обучение персонала?
Тема 2. Аудит управления человеческими ресурсами 1. Что такое «аудит человеческих ресурсов»? Каковы его цели и объект? 2. Назовите и охарактеризуйте основные типы аудита персонала. 3. В чем заключается аудит кадрового потенциала организации? 4. Каково содержание аудита функций управления персоналом? 5. Назовите и дайте характеристику этапов и методов проведения аудита персонала. | |