Общая информация » Каталог студенческих работ » ДРУГИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ » Управление персоналом |
10.12.2018, 16:47 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Выбор варианта работы осуществляется по таблице:
Номер варианта соответствует номеру студента в общем списке группы (по журналу).
ПОИСКОВЫЕ И ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ Тема 1. Предмет и задачи курса. Основные понятия. 1. Управление персоналом включает: комплекс взаимосвязанных видов деятельности: определение потребности в персонале, анализ рынка труда и управление занятостью, отбор и адаптация персонала, мотивация и стимулирование деятельности персонала... Продолжите перечисление основных видов деятельности. Проведите их ранжирование по степени важности для менеджеров по управлению персоналом. Изложите свою точку зрения. 2. В экономической литературе часто встречаются понятия «управление кадрами» и «управление человеческими ресурсами». Считаете ли Вы эти понятия тождественными? Определите критерии, по которым можно провести сравнение, и изложите свое мнение. 3. Организацию, занимающуюся производственной, коммерческой или иной деятельностью, можно представить в виде совокупности экономических ресурсов. К ним относят людские, информационные, финансовые и материальные ресурсы. Как Вы считаете, от какого рода ресурсов в большей степени зависят результаты деятельности фирмы? Дайте их краткую характеристику и изложите свою точку зрения.
Тема 2. Основные тенденции в эволюции управления персоналом. 1. Эволюция методов управления персоналом является закономерным процессом продолжения развития методологии управления. Понятие «метод», применительно к управлению персоналом, по своему содержанию означает совокупность определенных приемов, типичных подходов воздействия и влияния на персонал в целях достижения конкретных результатов. Проведите краткий анализ современных теорий и методов управления персоналом известных Вам направлений и школ с учетом специфики России, изменения условий управления персоналом на предприятиях с различными формами собственности. Какому из этих направлений Вы отдаете предпочтение и почему? Изложите свое мнение по дальнейшему развитию данного направления в условиях современной России. 2. Между стадиями развития фирмы и функциями управления персоналом существует взаимосвязь. Ваша фирма переходит во вторую стадию своего развития - функциональный рост. Что, на Ваш взгляд, необходимо менять в управлении персоналом на этом этапе с целью повышения эффективности деятельности фирмы? Изложите Ваше мнение.
Тема 3. Планирование персонала предприятия. 1. В роли заместителя руководителя предприятия по персоналу Вам предстоит решить проблему комплектования Вашего предприятия персоналом. Ваше предприятие производит велосипеды различных марок, предназначенные как для детей, так и для взрослых. Ваше предприятие в следующем году намерено: а) увеличить выпуск продукции на 40%, или б) сократить производство на 40%. В обоих случаях Вы должны обеспечить предприятие необходимым количеством персонала, определить потребности в персонале. Опишите процедуры обеспечения предприятия персоналом, как в случае сокращения, так и в случае увеличения выпуска продукции. Перечислите меры по обеспечению предприятия персоналом, которые Вы предпримете в этих ситуациях. 2. Вы, как руководитель отдела, стремитесь набрать в свой отдел высококвалифицированных и добросовестных работников. Наконец в вашем отделе появился сотрудник, который по Вашей оценке, может со временем стать реальным претендентом на должность, которую Вы занимаете. Что Вы сделаете: • Постараетесь как можно скорее «поймать» его на какой-нибудь ошибке и поднять шум, чтобы испортить ему репутацию? • Будете держать его на второстепенных ролях, перегружать различными поручениями, чтобы не дать ему расти? • Сделаете его своим первым помощником, а затем пойдете к начальству и попросите, чтобы его повысили, найдя в другом отделе достойное место? • Поступите как-то иначе? Изложите свою точку зрения.
Тема 4. Анализ и описание работ. Требования к работнику. 1. Иванов И.И - агент Вашей фирмы по продаже косметики. Вы в должности менеджера по продаже продукции фирмы должны провести анализ работы, которую выполняет Иванов И.И. Информация, полученная Вами в результате анализа, позволит составить описание работы. Это должно помочь Вам составить описание нужного фирме человека, так как Вы собираетесь увеличить число торговых агентов. Вы должны письменно: а) провести анализ работы, выполняемой Ивановым И.И.; б) составить описание выполняемой им работы: в) перечислить основные качества личности, черты характера человека, которого Вы бы взяли в фирму на должность агента по продаже косметики. 2. Одним из результатов анализа работы является создание должностной инструкции на каждое место штатного расписания организации. Вы должны составить должностную инструкцию на своё рабочее место в соответствии с требованиями к ней как по содержанию, так и по форме, принятыми в Российской Федерации. Данное задание должно быть оформлено отдельно в приложении к контрольной работе!
Тема 5. Система комплектования предприятия кадрами. 1. Вам, менеджеру по персоналу, необходимо составить рекламное объявление о вакансии, которое Вы намерены поместить в СМИ. Каким, по Вашему мнению, оно должно быть? Какие требования к претендентам Вы выделите в первую очередь? Составьте объявление на Ваше рабочее место. Объявление должно быть кратким, интересным и содержать не более 60 слов (поместить в приложение. 2. Оценить и выбрать нужного работника среди многих претендентов достаточно сложно. Вам предстоит проверить наличие и оценить целый ряд способностей и качеств личности претендента на должность начальника цеха готовой продукции, используя для этого различные методы оценки. Какие методы оценки претендента Вы бы применили для проверки его профессионального опыта и личностных качеств? Изложите Вашу точку зрения. 3. Подготовьте собственное резюме с учетом предполагаемого места работы в связи с получением высшего (второго высшего) образования или необходимости смены места работы. 4. Какие документы работодатель имеет право требовать при приёме на работу, работник обязан представить? Кто и как это регламентирует?
Тема 6. Социально – психологические аспекты управления персоналом. 1. Вы приняли в один из подчиненных Вам отделов нового сотрудника. Вам предстоит ввести его в новую должность. Как это можно сделать с максимальной пользой для организации? Что Вам необходимо будет сделать в процессе введения нового сотрудника в должность? Какие меры, по Вашему мнению, нужно предпринять для успешной адаптации этого сотрудника в коллективе? Аргументируйте свою позицию. 2. У Вас в подчинении находится пять человек, два из которых несут основную нагрузку. Они добросовестны, трудолюбивы. Иногда, чтобы не подводить Вас и отдел, они делают полезную, но «чужую» работу. Это не всегда удается сделать в срок, с достаточным качеством и т.п. В Вашем отделе назревает конфликт, связанный с перегрузкой роли. Что Вы можете предложить в качестве решения этой проблемы? Обоснуйте свое решение по предотвращению назревающего в отделе конфликта. 3. Ролевые конфликты нередки во многих коллективах. В разных организациях к ним относятся по-разному. В одних — однозначно отрицательно, в других, наоборот, могут считать его даже положительным явлением, оказывающим благоприятное воздействие на деятельности организации. Как Вы думаете, о каких типах организаций идет речь? Что, по Вашему мнению, необходимо сделать для устранения ролевых конфликтов? Надо ли их искоренять на Вашем предприятии? Обоснуйте свою точку зрения.
Тема 7. Системы стимулирования персонала. Использование денег в качестве стимула восходит к моменту возникновения самих денег. Их в качестве стимула использовал и Ф.Тейлор, которого можно назвать пионером в области проектирования, разработки и внедрения научных систем стимулирования. Такие системы стимулирования, как сдельная или поштучная оплата, комбинированная оплата, и другие получили широкое распространение к концу 40-х годов XX века. Начиная с 50-х годов в развитых странах особое признание получают системы группового стимулирования, и участия персонала в прибыли (системы «Импрошейр» Митчелла Файна, Скэнлона, Раккера). 1. Как Вы считаете, почему произошло смещение акцента в стимулировании персонала предприятий и фирм развитых стран мира, и в какую сторону? Чем это вызвано? Ваши ответы обоснуйте с учетом уроков зарубежного опыта и опыта российских предприятий. 2. Какие системы стимулирования Вы бы рекомендовали менеджерам использовать в процессе управления персоналом на предприятиях и фирмах? Какие системы стимулирования Вы считаете наиболее эффективными на государственных и частных предприятиях? 3. Для стимулирования персонала АТП используются следующие стимулы:
Оцените привлекательность каждого из перечисленных стимулов по отношению к различным категориям персонала. Аргументируйте свои ответы, разместив их в таблице. Можете изменить или добавить категории работающих.
Тема 8. Мотивация деятельности персонала предприятия. В настоящее время существует целый ряд теорий, раскрывающих как процесс мотивации, так и механизм осуществления мотивирования людей на достижение желаемых результатов. Самая общая концепция мотивации сводится к следующему: человек, осознав поставленные перед ним задачи и всевозможное вознаграждение за их решение, соотносит эту информацию со своими потребностями и интересами, настраивает себя на определенное поведение, вырабатывает и осуществляет действия, приводящие к определенному результату. В настоящее время существует несколько групп методов мотивации, которые отличаются по своей результативности. Исследование, проведенное Локком в 1980 году, позволяет оценить относительную действенность четырех групп методов мотивации: денежного, целевого, обогащения труда, партисипативности — вовлечения работников управления (методы даны в порядке убывания эффективности на повышение результативности). 1. Точка зрения: В 90-х годах стратегия вовлечения работников станет необходимым, хотя и недостаточным элементом любой программы повышения производительности. В США и других странах зрелость и ожидания работников быстро возрастают. Представляется, что вопреки выводам Локка вопрос о необходимости партисипативного подхода на производстве для менеджеров предрешен (Д. Скотт Синк). Каково Ваше мнение по данной проблеме? 2. Точка зрения: Вовлечение работников в управление не всегда самый подходящий метод для достижения цели. Существуют обстоятельства, когда уместно автократическое, одностороннее решение проблем (Кантер). Согласны ли Вы с этой точкой зрения и, если да, то перечислите обстоятельства, при которых вовлечение работников в управление в качестве мотивационной стратегии нежелательно. Обоснуйте свое мнение по данной проблеме. 3. Как Вы считаете, применение, каких методов мотивации персонала может быть эффективным на российских предприятиях в современных условиях. Аргументируйте свой ответ,
Тема 9. Анализ, оценка и обучение персонала. 1. Вам предстоит выбрать метод подготовки (обучения) своего заместителя. Каким образом будут лучше всего удовлетворены ваши потребности — путем обучения его на работе, вне работы или заочно? Какой метод подготовки своего заместителя Вы выберете? Каковы его преимущества и недостатки? Изложите свое мнение. 2. Иногда в литературе повышение квалификации работников отождествляют с развитием персонала. Согласны ли Вы с этой трактовкой? Если нет, изложите свою точку зрения.
Тема 10. Перемещение персонала, увольнение. Увольнение работников занимает важное место в управлении персоналом. Процедура увольнения всегда была крайне трудной для всех, кто принимал в ней участие. В американских школах бизнеса и менеджмента стали готовить новых специалистов менеджеров - терминаторов (от англ. «terminate» - кончать), которые должны заниматься как раз этой работой. При опросе американских руководителей различных уровней 60% заявили, что самый сильный стресс они переживают в тот момент, когда должны заявить человеку о том, что его увольняют. Руководителю необходимо постоянно учиться искусству увольнять. Точка зрения: Увольняющий начальник должен сам подготовиться к "мучительному разговору, осознать собственные чувства, чтобы говорить максимально искренне. Если Вы скажите что-то хорошее увольняемому, вы вроде бы можете уменьшить собственные угрызения совести". (Л Брента) Точка зрения: Менеджер должен говорить фразы типа: «Видите ли, так решило руководство, но если бы дело зависело от меня...»; «Надо было бы подумать обо всех, кого это касается. Но эти новые методы управления...». Точка зрения: Проще нанять фирму, которая занимается этим делом за 15% годового оклада уволенного сотрудника. На эти средства создать нечто вроде реабилитационной программы для уволенных работников. (Э.Т.Броек, К. Бергонти). 1. Какую процедуру Вы бы выбрали, если бы Вам пришлось увольнять своего сотрудника или предложите свой вариант увольнения. 2. Как Вы считаете, существуют ли правила "справедливого" увольнения? Существуют ли юридические нормы увольнения и, каковы они, если да? 3. На Вашем предприятии имеется семь отделов, в каждом из которых есть начальник и его заместитель. По стажу работы в должности заместителя делятся: · более 5 лет — трое, · более 3 лет — двое, · более года — один, · до года - один. Два заместителя из первой, группы хорошо справляются со своими обязанностями. Считаете ли Вы необходимым проведение горизонтальной ротации персонала среди подчиненных Вам начальников и их заместителей? Изложите свою точку зрения.
Тема 11. Стратегии управления персоналом и основы принятия управленческих решений. Выбор любого управленческого решения всегда ограничен. Это объясняется необходимостью следовать определённым нормам поведения, которые ориентируют руководителя. В зависимости от ситуации руководитель выбирает вариант управленческого воздействия. «Я обязан поступить так, а не иначе...»; « Я должен поступить так, хотя и не обязан...». Требования некоторых норм вступают в противоречие друг с другом, поэтому руководитель взвешивает различные их сочетания и комбинации. В своем сознании он каждый раз разрешает противоречия. Точка зрения: руководитель принимает решение, не советуясь с сотрудниками и не объясняя его мотивы. Точка зрения: выслушивает все точки зрения подчиненных, соглашается с общим мнением и вырабатывает в ее русле решение. Точка зрения: принимает решение сам, а затем объясняет его мотивы подчиненным. Точка зрения: советуется с одним, возможно, и наиболее опытным сотрудником. Точка зрения: выслушивает мнение подчиненных, чтобы затем его опровергнуть. 1.Какой из вышеперечисленных точек зрения Вы отдаете предпочтение и почему? Обоснуйте свой ответ. 2.К каким морально-психологическим последствиям в коллективе могут привести каждый из приведенных вариантов принятия решения руководителем? 3.Имеется ли у Вас свой подход к принятию решения, отличающийся от перечисленных? Если да - изложите его и обоснуйте.
Тема 12. Управление персоналом: стили и методы эффективной деятельности менеджеров. При анализе конфликтов нужно рассматривать вопрос: нет ли здесь конфликта, находящегося внутри человека? Своеобразный внутриличностный конфликт возникает тогда, когда сотруднику приходится «играть» сразу несколько ролей, которые ему не всегда удается гармонизировать. 1. Сотрудника повысили в должности. Со многими из своих коллег он знаком со школы и имел со всеми нормальные отношения. Теперь он стал начальником отдела. Может ли он оставаться со всеми на «ты», как это было ранее? Сам он «тыкать» уже не может. Ролевой конфликт «приятель здесь - начальник там» никогда не бывает беспроблемным. Каким должно быть его решение? Обоснуйте свое мнение. 2. Секретарь отдела выбрана членом производственного совета. В качестве секретаря она должна быть лояльна по отношению к своему начальнику и фирме. Будучи членом совета, она должна играть другую, часто оппозиционную роль. В этих условиях возможно возникновение конфликтной ситуации. Изложите свою точку зрения на пути разрешения возможной коллизии. 3. Менеджеров различных фирм можно условно разделить на две категории. При обсуждении того или иного нового проекта одни спрашивают: «Сколько это будет стоить?», другие — «Что это даст?» Какой из подходов, на Ваш взгляд, предпочтительнее? Обоснуйте свою точку зрения. 4. Вас повысили в должности. Вы стали начальником отдела, прежний руководитель которого ушел на повышение. Как Вы поступите на новом месте работы: • будете делать все так, как делал Ваш предшественник; • начнете все сразу менять; • оставите все как есть, ничего не меняя и присматриваясь; • будете использовать свои старые испытанные методы, которые помогли Вам достичь неплохих результатов и выдвинуться? Можете ли Вы предложить свой вариант вхождения в вышестоящую должность? Изложите свою точку зрения. 5. Вы повесили на двери табличку «Прием с 14 часов», но на следующий день в 10 часов к Вам входит подчиненный со словами, что у него срочное дело. Как Вы поступите: • отложите свои дела и выслушаете его; • напомните ему о табличке на дверях и отложите разговор с ним до 14 часов; • предложите кратко изложить суть проблемы и примете решение сразу или потом; • поступите иным образом? Обоснуйте свой вариант действий. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||