Общая информация » Каталог студенческих работ » ДРУГИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ » Управление качеством |
13.10.2015, 16:16 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Варианты заданий выбираются по последней цифре шифра зачетной книжки. Таблица заданий на курсовую работу.
Содержание курсовой работы. Объем записки курсовой работы включает содержание следующих ее разделов: 1. Краткое описание предприятия. Функции предприятия. Обоснование необходимости системы менеджмента качества на предприятии. 2. Миссии предприятия и системы его целей. Формирование целей в области качества.. Формулируется главная цель предприятия, достижение которой зависит от определенных факторов, которые необходимо конкретизировать. Главная цель отвечает интересам акционеров, руководства, трудового коллектива предприятия и всего Российского общества. Достижение главной цели обеспечивается внедрением и непрерывным развитием СМК, направленными на: - постоянное подтверждение соответствия предприятия требованиям рынка и обязательным требованиям; - непрерывное улучшение технической состоятельности и финансово-экономической устойчивости предприятия в соответствии с положениями обеспечения качества. Главная цель постоянно конкретизируется в виде целей: - развития СМК, заключающихся в достижении уровней соответствия сети процессов СМК по установленной системе самооценки; - материально-технического и научного развития предприятия, заключающихся в достижении уровней ресурсов предприятия по установленным показателям; - финансово-экономического развития, заключающихся в достижении уровней взаимодействия с заказчиками и получения прибыли по установленным показателям. Учитывая фактическую техническую состоятельность и финансово-экономическую устойчивость, предприятие ставит, например, следующие Цели: - В течение 2009 г. обеспечение финансово - экономической устойчивости и достижение требуемого уровня соответствия сети процессов СМК. - В течение 2010 г. при сохранении финансово -экономической устойчивости достижение соответствующего уровня соответствия сети процессов СМК. В соответствии с ГОСТ Р ИСО 9001 задачами процессного и системного подхода на предприятии являются: а) определение сети процессов как системы процессов, которая понятна персоналу, подвергнута менеджменту и оценивается по показателям: - соответствия требованиям ГОСТ Р ИСО 9001; - результативности и эффективности; - критичности (рисков) процессов; б) планирование, разработка и внедрение требований к сети процессов, постоянное улучшение, снижение критичности (рисков) процессов СМК на основе цикла PDCA: - планирование развития процессов СМК на основании данных о существующих состояниях процессов СМК и качестве продукции предприятия; - аналитическая работа процессов СМК по обеспечению выполнения плановых показателей развития процессов и качества продукции предприятия, основанная на применении методов улучшения, рекомендованных международным стандартом ИСО 9004:2000; - представление руководителями процессов СМК службе качества информации об обнаружении ранее не выявленных несоответствий, потенциальных несоответствий и их причин, предложений по улучшению процессов и продукции предприятия; - обсуждение на совещании директора предложений руководителей процессов по улучшению процессов и продукции предприятия, поручение службе качества и процессам СМК разработки программ улучшения процессов и продукции предприятия; - согласование и утверждение на совещании директора программ улучшения процессов и продукции предприятия, принятие решений о выполнении программ корректирующих и предупреждающих мероприятий по улучшению процессов и продукции предприятия; - выполнение программ корректирующих и предупреждающих мероприятий по улучшению процессов и продукции предприятия, анализ и проверка их результатов; - стандартизация корректирующих и предупреждающих мероприятий по улучшению процессов и продукции предприятия. в) обеспечение установленных уровней соответствия, результативности и эффективности, критичности (рисков) процессов СМК при управлении на основе непрерывного повторения цикла SDCA: - стандартизация требований к процессам СМК и продукции предприятия; - выполнение требований стандартов СМК; - проверка выполнения процессов СМК и их результатов; - действия после проверки и , если обнаружены новые несоответствия, обращение к циклу PDCA с предложениями руководителей процессов СМК об улучшении процессов; Функционирование сети процессов рассматривается как деятельность, посредством которой обеспечивается реализация Политики и достижение Целей предприятия в области качества. В соответствии с изменяющимися условиями Цели периодически уточняются, конкретизируется, а при достижении рассматриваются как основа для постановки новых, более совершенных Целей в области качества. 3. Организационная структура предприятия и развертывание целей в области качества по структурным подразделениям. Цели предприятия в области качества являются основополагающими для СМК и конкретизируются в виде системы согласованных плановых показателей каждого процесса СМК, каждого подразделения в соответствии с организационной структурой. Внутри подразделения цели распределяются по всем работающим. 4. Формирование модели сети процессов СМК на уровне макропроцессов: 1. Управление СМК (П1) » включает процессы: - Ответственность и полномочия руководства (П 1.1); - Анализ и планирование развития СМК (П 1.2). 2. Управление документацией и записями о качестве (П 2) включает процессы: - Управление нормативной документацией предприятия (П 2.1); - Управление записями по качеству (П 2.2). 3. Управление договорной работой и закупками (П 3) включает процессы: - Заключение договоров с заказчиками (П 3.1); - Управление закупками, услугами (П 3.2). 4. Управление проектированием и разработкой (П 4) включает процессы: - Управление проектированием и разработкой технической документации (П 4.1); - Управление технической документацией (П 4.2). 5. Управление производством и поставкой продукции (П 5) включает процессы: - Управление процессами производства продукции и обслуживание (П 5.1); - Обеспечение сохранности продукции и поставка ее заказчику (П 5.2). 6. Обеспечение ресурсами (П 6) ) включает процессы: - Управление персоналом (П 6.1); - Обеспечение инфраструктуры, производственной среды (П 6.2). - Внутренний обмен информацией и защита информации (П 6.3). 7. Измерение, анализ и улучшение процессов и продукции (П 7) ) включает процессы: - Технического контроль и испытания (карта П 7.1); - Управление несоответствующей продукцией (П 7.2); - Управление контрольно-измерительным оборудованием (П 7.3); - Внутренние проверки (карта П7.4). - Разработка и организация проведения корректирующих и предупреждающих мероприятий (П 7.5); - Анализ данных о качестве процессов и продукции (П 7.6). 5. Формирование фактической сети процессов СМК предприятия Используя модель сети процессов СМК на уровне макропроцессов, формируем фактическую сеть процессов предприятия, обеспечивающую достижение его целей в области качества. При этом некоторые процессы модели (пункт 5) могут быть опущены. Основой для формирования фактической сети процессов являются процессы жизненного цикла продукции, которые изготовляются на предприятии. При этом выделяются основные и вспомогательные (обеспечивающие) процессы. Формирование сети процессов, когда выходы одного из них являются входами последующего процесса. Для каждого процесса определяется: · его назначение; · основные параметры, включающие: -ответственность за процесс; - цели (планы развития) процесса; - графики выполнения работ; - программы корректирующих и предупреждающих мероприятий, направленных на устранение вновь выявленных несоответствий процесса и их причин. · Функции процесса. Например, функциями процесса производства являются: - подготовка производства, включающая: - планирование подготовки производства; - определение видов и объемов работ субподряда; - выбор субподрядчиков и подготовка заключения договоров субподряда; - определение состава и объемов закупок материалов, комплектующих изделий, оформление заявки на закупку; - определение требований к подготовке, аттестации рабочих, оформление заявки на подготовку, аттестацию; - аттестация технологических процессов; - подготовка производственных помещений и оборудования; - планирование производства; - сопровождение производства субподрядчиков, контроль, приемка и поставка на предприятие продукции субподрядчиков; - изготовление образцов изделия; - участие в испытания образцов изделия; - исправления, доработка образцов изделия при необходимости; - участие в приемке образцов изделия; - аналитическая работа, направленная на улучшение процесса. · Поставщики процесса, которыми, например, могут являться:: - процесс «Управление технической документацией»; - процесс “Поставки», обеспечивающий поставку комплектующих, сырья; - процесс “Обеспечение инфраструктуры, производственной среды, условий труда и охраны окружающей среды”; - процесс «Внутренний обмен информацией и защита информации», обеспечивающий нормативной, справочной и методической информацией; - процесс “Внутренние проверки СМК” и др. · Потребители процесса, которыми, например, могут являются: - заказчик, принимающий поставляемую продукцию предприятия; - процесс «Управление закупками и услугами субподряда» принимающий требования (заявки) к закупкам для производства, информацию о качестве продукции, изготовленной по договорам субподряда; - процесс “Обеспечение инфраструктуры, производственной среды, условий труда и охраны окружающей среды”, принимающий заявки руководителя процесса по обеспечению материально-техническими средствами, хозяйственным обслуживанием, нормальными и безопасными условиями; - процесс «Технический контроль и испытания», принимающий изготовленную продукцию на контроль, испытания; - процесс “Внутренние проверки СМК”, принимающий, анализирующий информацию о процессе и оценивающий его соответствие целям и политике в области качества, а также требованиям НД; - процесс «Анализ данных о качестве процессов СМК и продукции предприятия», принимающий записи о качестве для последующего анализа и оценивания результативности и эффективности процесса и др. · Ресурсы процесса, которыми могут быть: - финансовые: денежные средства на счетах предприятия, предусмотренные для закупок для производства, технологического оборудования, инструментов заключения договоров субподряда на изготовление продукции; - информационные: фонд нормативных документов предприятия, справочники предприятия, база данных СМК; - материальные: производственные помещения, технологическое оборудование, инструменты, вспомогательные материалы; - научно-методические: корректирующие и предупреждающие мероприятия; - персонал: заместитель начальника производства, специалисты производственного комплекса, рабочие. · Показатели процесса, которыми могут быть: - уровень соответствия процесса требованиям нормативных документов СМК; - плановые показатели развития процесса; - уровень дефектности продукции - результативность и эффективность процесса; - достоверность записей о процессе. · Критерии соответствия процесса, которыми могут быть: - уровень соответствия процесса требованиям нормативных документов СМК не ниже запланированной величины; - выполнение планов развития процесса; - уровень дефектности не выше допустимой запланированной величины; - критичность технологических процессов не выше допустимой запланированной величины; - результативность и эффективность не ниже запланированных уровней; - отсутствие недостоверных записей о процессе. 6. Описание ключевых процессов предприятия. Описание подпроцессов и системы документооборота. В зависимости от характеристики предприятия, сложности продукции, его размеров (объем товарооборота, численность персонала) выбирается способ описания процессов: в виде сетей, с помощью диаграмм IDEF 0, алгоритмическое описание, карты процессов. 7. Оценивание соответствия сети процессов СМК. Оценивание уровня соответствия сети процессов СМК заключается в оценивании соответствия процессов СМК требованиям ГОСТ Р ИСО 9001 с учетом уровня менеджмента процессов. Оценивание проводится для каждого процесса СМК, каждого макропроцесса СМК и СМК в целом. Суммарная оценка процесса СМК складывается из оценок соответствия процесса отдельным группам требований. Отдельная группа требований включает отдельное требование ГОСТ Р ИСО 9001 (пункт или несколько пунктов стандарта). Оценка соответствия процесса отдельной группе требований определяется по двум оценкам в соответствии с таблицей 3. Первая оценка характеризует уровень документирования процесса при выполнении группы требований, вторая оценка характеризует фактический уровень выполнения (менеджмента) группы требований. Оценивание уровня документирования процесса при выполнении группы требований осуществляется по трехбалльной системе (смотри таблицу 1) Таблица 1 Система оценивания уровня документирования процесса при выполнении группы требований ГОСТ Р ИСО 9001
Оценивание уровня выполнения (менеджмента) процесса проводится по трехбалльной системе (смотри таблицу 2) Таблица 2 Система оценивания уровня менеджмента процесса
При оценивании соответствия процесса его несоответствия разделяют на критические и значительные. Критическое несоответствие процесса с большой вероятностью приводит к крайне нежелательным последствиям для предприятия, например, к невыполнению планов развития процесса, Целей предприятия в области качества. Значительное несоответствие процесса СМК приводит к снижению результативности процесса, например невыполнению графика работ, что при частом повторении может привести к критическому несоответствию. 8. Определение содержания документации СМК. Используются данные, приведенные в [1,2]. 9. Этапы внедрения СМК на предприятии. Используются данные, приведенные в [1,2]. 10. Выводы. 11. Литература. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||