Общая информация » Каталог студенческих работ » ДРУГИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ » Рынок ценных бумаг |
29.10.2013, 15:09 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Практическое занятие 1. Деловая игра «Учимся управлять деньгами» На первом занятии по курсу «Рынок ценных бумаг» проводится вводный тест – контроль имеющихся знаний, касающихся данной дисциплины, у студентов третьего курса. Полученные результаты позволяют судить об уровне подготовленности студентов к изучению предмета, а также выявить пробелы в знаниях, которые предстоит восполнить во время изучения курса «Рынок ценных бумаг». Тестирование рассчитано на 10 мин., после чего проводится экспресс-проверка и выставляются баллы, которые будут учтены в промежуточной аттестации. Остальное время посвящается деловой игре «Учимся управлять деньгами», разработанной к.т.н. Сопельняк А.Г. Выдержки из сценария: ДЕЛОВОЙ ОБУЧАЮЩЕЙ ИГРЫ «УЧИМСЯ УПРАВЛЯТЬ ДЕНЬГАМИ» 1. Цель игры Игра предназначена для обучения основам финансового инвестирования на реальном российском фондовом и финансовом рынках. Игра проводится в режиме ускоренного времени, когда за 15-20 мин происходят изменения, имевшие место на реальном рынке в течение нескольких недель или месяцев. 2. Основная идея игры В ходе игры ее участники выступают в роли частных инвесторов, располагающих средствами, которые они с максимальной для себя выгодой должны разместить на российском фондовом (валютном, финансовом и др.) рынке. Участники игры могут покупать и продавать валюту, акции, облигации, векселя, делать вклады в банки и финансовые компании. Принятые решения о вложении средств они записываю на специальных бланках – Инвестиционных картах (далее по тексту ИК) см. Приложение № 1. Информация о стоимости ценных бумаг или об условиях размещения средств в банках и финансовых компаниях участники игры получают из котировочных листов, раздаваемых преподавателем. 3. Ход игры Организатор игры (преподаватель) раздает участникам игры по одной чистой ИК на каждого участника игры и котировочному листу. В качестве участника игры могут выступать как отдельные учащиеся, так и группы из 2-3 и более человек. Участникам игры объявляется, что они располагают определенной суммой, размер которой назначает организатор игры. Рекомендуется использовать в игре сумму в пределах 10-50 млн. руб. Организатор игры объясняет порядок записи принятых решений о вложении денег на ИК, как пользоваться Котировочным листом, называет, какие виды вложений могут делать участники игры (вариант сложности игры) и сумму имеющихся у них средств. После этого объявляется, что начался первый месяц, в течение которого участники игры должны принять решение о вложении своих средств и записать принятие решения в ИК №» 1. Первый месяц (первый цикл игры) длиться 15-25 мин. В течении этого времени участники игры должны, основываясь на имеющихся у них сведениях о российской экономике в 1995-96 годах, принять решение о вложении имеющихся средств (с учетом объявленных организатором ограничений). По истечении этого промежутка времени организатор игры объявляет, что первый месяц закончился, и начался следующий. Участникам игры выдаются котировочные листы на следующий месяц. Они переворачивают ИК и начинают делать записи на обратной стороне бланка ИК (ИК № 2). Кроме того, организатор игры может зачитать им некоторую информацию о реальных событиях, имевших место в РФ ив мире за этот месяц. Участники игры должны попробовать оценить, как эти события могут повлиять на фондовый рынок, и, в соответствии со своими оценками, должны принять решения об изменении своего фондового портфеля. Через 15-20 мин. второй месяц заканчивается и начинается аналогичным образом новый цикл игры. В последний месяц участники игры должны продать все имеющиеся у них ценные бумаги или валюту, получить все вклады из банков и финансовых компаний. В итоге у них должна остаться только некоторая сумма денег в рублях. Победителем игры становиться тот участник, который имеет наибольшую сумму в конце игры (при условии, что он не нарушил правил и производил правильные вычисления). 4. Возможные стратегии действий участников игры При составлении своего «фондового портфеля» участники игры могут исходить из трех возможных стратегий: 1. «Надежный портфель» – размещение средств в низкодоходных, но очень надежных компаниях. Это могут быть вклады в Сбербак РФ или другие крупнейшие банки, приобретение акций банков, приобретение валюты. В реальной жизни этой стратегии обычно придерживаются инвесторы, рассчитывающие на стабильное получение доходов в долгой перспективе. 2. «Рискованный портфель» – размещение средств в ценные бумаги компаний, обещающих выплату высоких процентов в месяц на ваши вклады, гарантирующих выплату огромных дивидендов или занимающихся самокотировкой своих акций. Такая стратегия в случае удачи может принести максимальный выигрыш и победу в игре, но может доставить и некоторые огорчения при закрытии некоторых компаний или резком падении стоимости их ранее ценных бумаг (типичный пример - акции АО «МММ»). 3. «Смешанный портфель» – сочетание вложений в высокодоходные, но рискованные ценные бумаги с вложениями в стабильные, но менее доходные компании. Такой стратегии обычно придерживаются инвесторы, которым нужно обеспечить как стабильность, так и доходность вложений. Исходя из указанных выше стратегий, участники игры должны выработать собственную стратегию, самим выбрать, какие компании из Котировочного листа будут относиться к «рискованным», а какие - к «стабильным», и в соответствии с выбранной стратегией управлять своим «фондовым портфелем». 5. Ограничения на вложение средств Ограничения могут вводиться по указанию организатора игры. При принятии решений по вложению своих средств рекомендуется сразу вводить следующее ограничение: НЕЛЬЗЯ ВКЛАДЫВАТЬ БОЛЕЕ 50 % ИМЕЮЩИХСЯ У ВАС СРЕДСТВ В ЦЕННЫЕ БУМАГИ ОДНОЙ КОМПАНИИ ИЛИ В ОДНУ ВАЛЮТУ. Все вопросы возникающие у участников по ходы игры разъясняет организатор (преподаватель) опираясь на методические указания: Сопельняк А.Г. Сценарий деловой обучающей игры «Учимся управлять деньгами» (руководство для участников игры). – М.: Фора, 1996. – 14 с. Практическое занятие 2. Федеральный закон РФ «Об акционерных обществах» По рассматриваемой теме проводиться тестирование в 2-х ступенчатом режиме: I. Экспресс-тест, состоящий из 5 вопросов, ответить на которые нужно, не используя какие либо источники информации, рассчитывая только на свои остаточные знания по заданной теме. На этот этап отводится 10 минут, по истечении которых проводится экспресс-проверка с объявлением результатов (в случае, если участник набрал максимальное количество правильных ответов, тогда по II этапу ему автоматически выставляется 20 баллов). Целью I этапа тестирования является выявление остаточных знаний по теме, а так же формирование у студентов мотивации к предварительной подготовке к практическим занятиям. II. Этап тестирования рассчитан на 50 мин. и проводится по тесту, содержащему 20 вопросов, отвечая на которые студенту позволяется пользоваться нормативными актами, лекциями, справочной литературой, а так же возможностями таких программ как «Консультант +», «Гарант» и т.п. Целью II этапа является формирование мотивации у студентов к изучению и направленному использованию нормативных актов, в данном случае Федерального закона Российской Федерации «Об акционерных обществах» от 26 декабря 1995 № 208-ФЗ (в ред. федеральных законов от 13.06.1996 № 65-ФЗ, от 24.05.1999 № 101-ФЗ, от 07.08.2001 № 120-ФЗ, от 21.03.2002 №31-ФЗ, от 31.10.2002 № 134-ФЗ, от 27.02.2003 № 29-ФЗ, от 24.02.2004 № 5-ФЗ, от 06.04.2004 № 17-ФЗ, от 02.12.2004 № 153-ФЗ, от 29.12.2004 № 192-ФЗ, от 27.12.2005 № 194-ФЗ, от 31.12.2005 № 200-ФЗ, от 05.01.2006 № 7-ФЗ). I главу закона см. в Приложении № 2.
Практическое занятие 3. Федеральный закон РФ «О рынке ценных бумаг» По рассматриваемой теме проводится тестирование в 2-х ступенчатом режиме: I. Экспресс-тест, состоящий из 5 вопросов, ответить на которые нужно не используя какими либо источники информации, рассчитывая только на свои остаточные знания по заданной теме. На этот этап отводится 10 минут, по истечении которых проводится экспресс-проверка с объявлением результатов (в случае, если участник набрал максимальное количество правильных ответов, тогда по II этапу ему автоматически выставляется 25 баллов). Целью I этапа тестирования является выявление остаточных знаний по теме, а так же формирование у студентов мотивации к предварительной подготовке к практическим занятиям по заранее объявленной на предыдущем занятии теме следующего занятия. II. Этап тестирования рассчитан на 60 мин. и проводится по тесту, содержащему 25 вопросов, отвечая на которые студенту позволяется пользоваться нормативными актами, лекциями, справочной литературой, а так же возможностями таких программ как «Консультант +», «Гарант» и т.п. Целью II этапа является формирование мотивации у студентов к изучению и направленному использованию нормативных актов, в данном случае Федерального закона Российской Федерации «О рынке ценных бумаг» от 22 апреля 1996 года № 39-ФЗ (в ред. федеральных законов от 26.11.1998 № 182-ФЗ, от 08.07.1999 № 139-ФЗ, от 07.08.2001 № 121-ФЗ, от 28.12.2002 № 185-ФЗ, от 29.06.2004 № 58-ФЗ, от 28.07.2004 № 89-ФЗ, от 07.03.2005 № 16-ФЗ, от 18.06.2005 № 61-ФЗ). Раздел I данного закона см. в Приложении № 3. Практическое занятие 4.«Доходность облигаций» Облигации (от лат. obligatio – обязательство) – ценные бумаги, дающее право их владельцу на получение периодических (процентов по облигации, купонных выплат) или разовых (суммы выигрыша) платежей и основной суммы долга в конце срока обращения облигации. Наиболее распространенная разновидность ценных бумаг. Облигация подтверждает, что ее владелец внес денежные средства на приобретение ценной бумаги и тем самым вправе предъявить ее затем к оплате как долговое обязательство, которое организация, выпустившая облигацию, обязана возместить по номинальной стоимости, указанной по облигации. Такое возмещение называют погашением облигации. Облигации вправе выпускать государство, местные органы власти (муниципалитеты), предприятия, компании, корпорации на самые разные сроки. Доходность облигации – доход, выраженный в процентах к рыночной цене, отражает умножение или убывание капитала, которое обнаруживается в момент погашения. На занятии по данной теме «Доходность облигаций» студентам предлагается решить задачи. Текст заданий приведен ниже. В пропуски необходимо вставить данные из табл. 1, распределенные по 9 вариантам. Номер варианта сообщается преподавателем индивидуально каждому студенту во время занятия. Целью данного занятия является приобретение практических навыков расчета доходности облигаций на основании усвоения теоретического и методического материала по данной теме. Вариант № ___1. Облигация номиналом 500 руб. размещается с купоном ____ % и дисконтом ____ %, сроком на 1 год. Определите доход и доходность к погашению. 2. Облигация номиналом 200 рублей с купоном ____ % размещается без дисконта сроком на ____ года. Определите конечную (за весь срок обращения) и среднегодовую доходность. 3. Облигация номиналом 1000 руб. размещается с купоном ____ % и дисконтом ____ % сроком на ____ года. Определите конечную, среднегодовую и текущую доходность за 1-й год обращения. 4. Определите текущую, конечную и среднегодовую доходность облигации, размещаемой на ____ лет с купоном ____ % и дисконтом ____ %. 5. Г-н Иванов приобрел облигацию номиналом 1000 рублей за ____ рублей, купонная ставка ____ %. Определите его доход при погашении и доходность покупки. Какова доходность операции с учетом налогообложения? 6. Определите годовую доходность ___-месячной бескупонной облигации, размещаемой по курсу ____ %. 7. Г-н Иванов купил 1000-рублевую двухлетнюю облигацию в момент размещения с дисконтом 15 %. Купонный доход по ней выплачивается 1 раз в квартал из расчета ____ % годовых. Через год и три месяца он продал облигацию г-же Синичкиной за 910 руб. Какова доходность операции для каждого из участников сделки? Как она изменится, если продавец запросит на 20 руб. больше? Меньше? Может ли состояться сделка, если банковская ставка в это время составляет ___%. Запишите Ваши доводы. Необходимые для решения задач данные указаны в табл. 1. Таблица 1. Данные для задач по теме "Доходность облигаций”
Данные для задач по теме "Доходность облигаций”
Методические указания. Как объект купли-продажи облигация имеет стоимость и цену. Прежде всего, это номинальная (нарицательная) стоимость. Цена, по которой облигации продаются первым владельцам, называется эмиссионной, или ценой размещения. На вторичном рынке облигации продаются по рыночной цене. В общем смысле она прямо зависит от выплачиваемого по ней дохода и обратно – от ставки процента по кредитным ресурсам, сложившейся на рынке. Эта зависимость выражается следующим образом: Рыночная цена = Доход по облигации / % базовый, где % базовый – ставка либо по банковским депозитам, либо по государственным ценным бумагам. Общей закономерностью является повышение цены облигации при уменьшении процентных ставок по кредиту и ее снижение при росте ставок. Кроме того, на рыночную цену облигации влияет срок ее погашения. При прочих равных условиях, чем ближе этот срок, тем цена облигации выше. Однако эти зависимости проявляются неодинаково в случае с различными облигациями. В связи с этим выделяется понятие чувствительности облигации к изменению рыночной доходности. Практика показывает, что более чувствительными оказываются: · долгосрочные облигации по сравнению с краткосрочными; · облигации с меньшей ставкой по сравнению с облигациями с более высокой ставкой. Иными словами, чувствительность зависит от двух характеристик – срока погашения и величины купонного дохода. И эмиссионная, и рыночная цены могут как совпадать с номиналом, так и отклоняться от него. Если облигация продается по цене ниже номинала, эта разница именуется дисконтом, а если выше, такое превышение называют премией. При погашении облигации дисконт выступает особой формой дохода. Поэтому покупка облигации с дисконтом всегда оказывается в пользу инвестора. Премия же составит потери инвестора. В любом случае рыночная цена облигации выражается не в денежной форме, а в процентном отношении к номиналу (до сотых долей), который принимается за 100. Например, если рыночная цена указана как равная 85, то облигация продается за 85 % от ее номинальной стоимости. Такое выражение называется курсом цены. По своей сути последний есть отношение рыночной цены облигации к ее номиналу. Общая сумма дохода по облигации складывается из процентных выплат и прироста или убытка капитала в случае ее приобретения не по номиналу. Сумма дисконта и купона по облигации составляет ее доход. Практическое занятие 5. Депозитные и сберегательные сертификаты. Особый вид ценных бумаг денежного рынка составляют банковские сертификаты. Коммерческие банки осуществляют их выпуск для привлечения дополнительных денежных ресурсов. Поэтому данный вид деятельности относится к разряду пассивных операций банка, а сами сертификаты рассматриваются как управляемые пассивы. Банковский сертификат – это срочный финансовый документ. Депозитные сертификаты – ценные бумаги в виде письменных свидетельств банка, удостоверяющие сумму вклада, внесенного в банк юридическим лицом, и права юридического лица – держателя сертификата на получение по истечении установленного срока обратно полной суммы вклада и оговоренных в сертификате процентов в банке. Сберегательные сертификаты (англ. saving certificate) – ценные бумаги в виде письменных свидетельств банка, удостоверяющие сумму вклада, внесенного в банк физическим лицом, и права физического лица – держателя сертификата на получение по истечении установленного срока обратно полной суммы вклада и оговоренных в сертификате процентов в банке. В Российской Федерации обращение банковских сертификатов на финансовом рынке регламентируется ст. 844 Гражданского кодекса и Письмом Центрального банка «О депозитных и сберегательных сертификатах банков» № 14-3-20 от 10.02.92 с дополнениями и изменениями к нему, внесенными к нему Письмами ЦБ РФ от 18.12.92 № 23 и от 24.06.93 № 40. В Указаниях ЦБ РФ от 31.08.98 № 333-У и от 29.11.2000 № 857-У данный документ получил название Положения «О сберегательных и депозитных сертификатах кредитных организаций» По рассматриваемой теме проводится тестирование, рассчитанное на 65 мин. Тест содержит 10 вопросов, отвечая на которые студенту позволяется пользоваться нормативными актами, лекциями, справочной литературой, а так же возможностями таких программ как «Консультант +», «Гарант» и т.п. Целью тестирования является формирование мотивации у студентов к изучению и направленному использованию нормативных актов, в данном случае Положения ЦБ РФ «О депозитных и сберегательных сертификатах» (см. Приложение № 4). Тестирование может быть проведено как с помощью дидактического материала (Приложение 1), так и с помощью ПК в компьютерном классе, закрепляя при этом навык обращения со справочными программами. По окончании тестирования проводится экспресс проверка и объявление результатов, причем каждый студент при этом имеет возможность узнать правильные ответы на вопросы, на которые были даны неверные ответы, что позволяет наиболее эффективно закреплять знания по теме занятия.
Практическое занятие 6. Вексель Инструменты денежного рынка, которые имеют период обращения не более года, относятся к группе краткосрочных ценных бумаг, а именно - финансовых обязательств, т.е. ценных бумаг заемного типа. Особое место среди них занимает вексель. Его роль на финансовом рынке двояка: это и долговая не эмиссионная ценная бумага, и инструмент хозяйственных расчетов и платежей. Порядок выпуска и обращения векселей в Российской Федерации регламентируется Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральным законом «О переводном и простом векселе», постановлением ЦИК и СНК СССР, в основе которого лежит Вексельный закон, принятый Женевской вексельной конвенцией 1930 г., а также документами Центрального банка. Ни в одном из перечисленных актов нет однозначного понятия векселя. Так, согласно Женевской конвенции вексель – это любой документ, составленный с соблюдением формы, установленной этой конвенцией. Поэтому в качестве определения векселя можно принять следующее. Вексель – это разновидность письменного долгового обязательства, составленного в строго определенной форме, дающего безусловное право требовать уплаты обозначенной в нем суммы по истечении оговоренного срока. Более краткое определение - срочное безусловное долговое денежное обязательство. Занятия по рассматриваемой теме проводятся в два этапа и рассчитаны не менее, чем на два занятия. I этап. Тестирование по тестам из 10 вопросов, используя теоретические знания, полученные на лекциях по предмету. После чего проводится экспресс-проверка. Целью I этапа является выявление остаточных знаний по теме, а так же формирование у студентов мотивации к предварительной подготовке к практическим занятиям, работе с нормативной и учебной литературой. Поскольку тема тестирования и необходимые для его успешного прохождения литература объявляются заранее, то использование вспомогательных источников непосредственно на тестировании не разрешается. II этап. Решение задач по теме «Доходность векселя». На занятии даются соответствующие пояснения по решению и оформлению задач по заданной теме. Текст заданий приведен ниже. В пропуски необходимо вставить данные из табл. 2, распределенные по 9 вариантам. Номер варианта сообщается преподавателем индивидуально каждому студенту во время занятия. Целью второго этапа является приобретение практических навыков расчета доходности векселей на основании усвоения теоретического и методического материала по данной теме. Вариант № ___ 1. Банк выписывает вексель на сумму ____ руб. со сроком платежа ____ дн. Банковская ставка ____ % годовых. Какова доходность векселя за срок обращения? Чему равна цена размещения векселя? 2. Дисконтный вексель выписывается банком на сумму _____руб. со сроком платежа ___ дн., банковская ставка ____ % годовых. Определите цену размещения банком таких векселей. Какой была бы цена, если бы срок платежа был на ____ дн. больше? На ___ дн. меньше? Сделайте выводы. 3. Ставка процента по кредиту ____ % годовых, по депозиту ____ %; инфляция ____ % годовых. Покупатель желает расплатиться за товар на сумму 100 тыс.руб. векселем с оплатой через ___ месяца. На какую сумму он должен выписать вексель? Какую сумму Вы получите в банке, если учтете вексель немедленно? Разницу покупатель тут же отдаст Вам наличными. Выгодна ли эта операция в целом покупателю? (Какова сегодняшняя стоимость его настоящих и будущих затрат?). 4.Вы получили вексель на _____ руб. с оплатой через ___ мес. Ставка по кредиту 48 %, по депозиту 36 %. Сколько Вы получите, если учтете вексель в банке через месяц? Через 2 месяца? За какую сумму реально продать этот вексель другому владельцу сейчас? Через месяц? Через 2 месяца? Сделайте выводы. 5.Вексель на _____ руб. выписан на ____ дн. и учтен в банке через ____ дн. после составления. Какую сумму получил держатель векселя? (В году 360 дн., проценты - как в предыдущей задаче). 6.Вексель с оплатой по предъявлению содержит записи: вексельная сумма _____ руб., процентная ставка ____ % годовых. Сколько Вы получите, предъявив вексель векселедателю через _____дн.? 7.Через ____ дн. после выдачи векселя с оплатой по предъявлению векселедатель полностью погасил его, выплатив при этом ____ руб. Какова вексельная сумма, если в векселе была указана простая процентная ставка ____ % годовых? 8.За товар на сумму 3000 руб. Вы получили вексель на 3200 руб. с оплатой через ____ дн. и учли его в банке при ставке ___ % через 10 дней. Сколько Вы получите? Какова доходность этой операции? Что изменилось бы, если бы вексель был выписан на _____дн.? (Т.е. какой была бы доходность?) Сделайте выводы. 9. Определите годовую доходность операции: отпущен товар на _____ руб. под вексель на _____ руб. с оплатой через 40 дней. Через 10 дней вексель учтен в банке под 48 %. Как изменится доходность, если учесть вексель через 6 дней? Через 2 дня? Сделайте выводы. Необходимые для решения задач данные указаны в табл. 2. Таблица 2. Данные для задач по теме "Доходность векселя”
Для проведения этого занятия необходим дисплейный класс с выходом в Интернет. Занятие следует проводить в часы, совпадающие с временем работы фондовой биржи (после 10-45). Студенты последовательно выполняют следующие операции: 1. Зайти на сайт www.ricom.ru 2. Войти в Интернет-магазин 3. Выбрать пункт меню «Демо» 4. Зарегистрироваться (ввести логин и пароль) После этого студент получает виртуальный счет на 500 тыс. руб. и приступает к формированию портфеля акций. Для этого под руководством преподавателя он изучает котировки, графики движения цен, другую релевантную информацию, и выставляет заявки на покупку акций. На протяжении всего занятия студенты следят за тем, как в ходе биржевых торгов изменяется цена акций и стоимость сформированного ими портфеля. Они стараются вовремя продать падающие акции и купить другие, идущие на подъем. Домашнее задание: до конца семестра продолжать управлять своим портфелем акций. Подведение итогов проводится дважды – в конце занятия и в конце семестра. Преподаватель объявляет победителей по критерию максимальной стоимости портфеля. Практическое занятие 8. Бухгалтерский учет и налогообложение операций с ценными бумагами По теме «Бухгалтерский учет операций с ценными бумагами» проводится тестирование, рассчитанное на 30 мин. Тест содержит 10 вопросов, отвечая на которые студенту позволяется пользоваться нормативными актами, лекциями, справочной литературой, а так же возможностями таких программ как «Консультант +», «Гарант» и т.п. Целью тестирования является формирование мотивации у студентов к изучению и направленному использованию нормативных актов, связанных с бухгалтерским учетом операций с ценными бумагами, а так же проверки усвоения теоретического материала, полученного на лекционных занятиях и при изучении курса «Бухгалтерский учет и анализ». Тестирование может быть проведено как с помощью дидактического материала, так и с помощью ПК в компьютерном классе, закрепляя при этом навык обращения со справочными программами. По окончании тестирование проводится экспресс проверка и объявление результатов (15 мин), причем каждый студент при этом имеет возможность узнать правильные ответы на вопросы, на которые были даны неверные ответы, что позволяет наиболее эффективно закреплять знания по теме занятия. Налогообложение доходов по ценным бумагам у юридических лиц С позицией действующей системы налогообложения все виды профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг могут быть выделены в три группы. Первая группа – деятельность, связанная с оказанием услуг. Вторая группа – деятельность, связанная с оказанием посреднических услуг. Третья – деятельность, связанная с торговлей ценными бумагами от своего имени. Первая и вторая группы имеют одинаковые схемы налогообложения. Налогообложение операций с ценными бумагами имеет свои особенности и отличия от остальных. Порядок налогообложения операций с ценными бумагами в Российской Федерации регламентируется Налоговым кодексом РФ (часть вторая) от 05.08.2000 № 117-ФЗ (принят ГД ФС РФ 19.07.2000) в ред. от 28.02.06 г. Сразу можно отметить, что операции с ценными бумагами в соответствии с главой 21 Налогового кодекса относятся к операциям, не облагаемым НДС. Поэтому основные особенности налогообложения связаны с налогом на прибыль. Налогообложение доходов по ценным бумагам у физических лиц Доходы физического лица от операций с ценными бумагами включают следующие виды доходов: · дивиденды по акциям; · доходы, в виде процентов по государственным ценным бумагам и ценным бумагам органов самоуправления; · доходы от операций с ГКО; · проценты по долговым негосударственным ценным бумагам; · доходы от перепродажи ценных бумаг (кроме ГКО). Дивиденды по акциям, принадлежащим акционеру физическому лицу включаются в совокупный доход физического лица. Сумма дивидендов входит в облагаемый оборот того года, в котором они выплачены, а не того периода, за который они начислены. Доходы в виде процентов по государственным ценным бумагам и ценным бумагам органов местного самоуправления (если они соответствуют требованиям, предъявляемым к ценным бумагам законодательства РФ) подлежат освобождению от налогообложения. Доходы по операциям с ГКО также подлежат освобождению от налогообложения, т.к. в соответствии с действующим налоговым законодательством доходы по операциям с ГКО приравнены к процентам по государственным ценным бумагам. Проценты по долговым негосударственным ценным бумагам, например, по векселям банков, подлежат налогообложению у источника выплаты дохода. Проценты по сберегательным сертификатам банков подлежат налогообложению сверх учетной ставки ЦБ РФ.
По рассматриваемой теме проводится тестирование, рассчитанное на 30 мин. Тест содержит вопросы, отвечая на которые студенту позволяется пользоваться нормативными актами, лекциями, справочной литературой, а так же возможностями таких программ как «Консультант +», «Гарант» и т.п. Целью тестирования является формирование мотивации у студентов к изучению и направленному использованию нормативных актов, связанных с особенностями налогообложения операций с ценными бумагами, а так же проверки усвоения теоретического материала, полученного на лекционных занятиях. Тестирование может быть проведено как с помощью дидактического материала, так и с помощью ПК в компьютерном классе, закрепляя при этом навык обращения со справочными программами. По окончании тестирование проводится экспресс-проверка и объявление результатов (15 мин), причем каждый студент при этом имеет возможность узнать правильные ответы на вопросы, на которые были даны неверные ответы, что позволяет наиболее эффективно закреплять знания по теме занятия.
Практическое занятие 9. Будущая стоимость денег На занятии по данной теме «Будущая стоимость денег» студентам предлагается решить задачи. Задания выдаются преподавателем индивидуально. Для решения задач студентами могут быть использованы методические указания приведенные выше, материалы лекций, а так же знания полученные при изучении дисциплины «Финансовый менеджмент». Целью данного занятия является приобретения практических навыков расчетов, а так же закрепление на практике полученных теоретических знаний. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||