Вариант выбирается студентом по первой букве фамилии:
Вариант 1
|
А, Б, В, Г
|
Вариант 2
|
Д, Е, Ё, Ж, З, И, Й
|
Вариант 3
|
К, Л, М, Н
|
Вариант 4
|
О, П, Р, С, Т
|
Вариант 5
|
У, Ф, Х, Ц, Ч, Ш, Щ, Ы, Э, Ю, Я
|
Объем ПКЗ не должен превышать 10-12 страниц печатного текста.
Варианты заданий
Вариант №1.
№№ задания
|
Количество баллов
|
Формулировка задания
|
1
|
20
|
Охарактеризуйте особенности регулирования трудовой миграции в Российской Федерации.
|
2
|
20
|
По статистическим данным городского комитета статистики миграция населения за 2013-2015 годы характеризуется следующими данными:
Год
|
Среднегодовая численность населения, тыс. чел.
|
Прибывшие
на постоянное место жительства, тыс. чел.
|
Убывшие в связи со сменой постоянного места жительства, тыс. чел.
|
Всего
|
в том числе
|
Всего
|
в том числе
|
Всего
|
в том числе
|
муж.
|
жен.
|
муж.
|
жен.
|
муж.
|
жен.
|
2013
|
2689
|
1318
|
1371
|
26,2
|
15,6
|
10,6
|
22,6
|
15,0
|
7,6
|
2014
|
2722
|
1334
|
1388
|
28,6
|
18,6
|
10,0
|
24,0
|
16,0
|
8,0
|
2015
|
2713
|
1329
|
1384
|
23,8
|
15,4
|
8,4
|
22,8
|
15,4
|
7,4
|
Определите:
- абсолютные и относительные показатели миграции населения в области, отдельно для мужчин и женщин;
- проанализируйте тенденции развития миграционных процессов среди населения города в период 2013-2015 годов.
Сделайте письменные выводы на основе проведенных расчетов
|
3
|
30
|
Охарактеризуйте полномочия федеральных и региональных органов государственной власти в сфере миграционных отношений.
|
4
|
30
|
Перечислите основные цели и задачи Концепции миграционной политики Российской Федерации до 2025 года. Прокомментируйте основные положения Концепции и дайте оценку эффективности реализации основных направлений
|
Вариант №2.
№№ задания
|
Количество баллов
|
Формулировка задания
|
1
|
25
|
Раскройте понятие система показателей миграции. Перечислите показатели и напишите основные формулы расчета.
|
2
|
25
|
Есть следующие данные о прибывших в один из регионов за 2013-2015 гг. (чел.)
Месяц
|
2013
|
2014
|
2015
|
январь
|
119
|
122
|
121
|
февраль
|
105
|
106
|
108
|
март
|
100
|
102
|
98
|
апрель
|
105
|
107
|
110
|
май
|
115
|
118
|
121
|
июнь
|
122
|
119
|
125
|
июль
|
137
|
142
|
143
|
август
|
143
|
142
|
145
|
сентябрь
|
156
|
159
|
161
|
октябрь
|
147
|
150
|
157
|
ноябрь
|
136
|
132
|
134
|
декабрь
|
123
|
121
|
125
|
Определите индексы сезонности миграции и по итогам сделайте выводы
|
3
|
20
|
В чем заключается взаимосвязь миграции и урбанизации населения в развитых и развивающихся странах?
|
4
|
30
|
Опишите основные тенденции внутренней миграции на территории Российской Федерации. Перечислите нормативно-правовые акты, регулирующие внутреннюю миграцию населения. Укажите основные преимущества, ограничения и инструменты регулирования внутренней миграции населения в Российской Федерации.
|
Вариант №3.
№№ задания
|
Количество баллов
|
Формулировка задания
|
1
|
20
|
Перечислите виды и типы миграции населения, в чем состоит их отличие?
|
2
|
20
|
Миграционные процессы между Россией и странами СНГ и Балтии за 1991-1993 гг. характеризуют следующие данные:
Год
|
Прибывшие
|
Убывшие
|
Среднегодовая численность населения (млн.)
|
1991
|
692056
|
587150
|
148,5
|
1992
|
925733
|
570026
|
148,6
|
1993
|
922886
|
369115
|
148,7
|
Каковы частные коэффициенты прибытия, убытия и миграции по годам и за период в целом?
|
3
|
30
|
Проведите сравнительный анализ основных центров притяжения международных трудовых мигрантов в регионах РФ.
|
4
|
30
|
Разработайте механизмы адаптации и интеграции детей мигрантов, а также программу мероприятий для вашего региона.
|
Вариант №4.
№№ задания
|
Количество баллов
|
Формулировка задания
|
1
|
20
|
Раскройте особенности учета международной и внутренней миграции населения.
|
2
|
20
|
Есть следующие данные о прибывших и выбывших в Новосибирской области за 2015-2017 гг.
Месяц
|
2015
|
2016
|
2017
|
Прибывшие
|
Выбывшие
|
Прибывшие
|
Выбывшие
|
Прибывшие
|
Выбывшие
|
Январь
|
4111
|
3481
|
3108
|
3222
|
3053
|
3011
|
Февраль
|
4320
|
3937
|
3273
|
3393
|
2982
|
3097
|
Март
|
3996
|
3915
|
3528
|
3419
|
3183
|
3047
|
Апрель
|
3872
|
3739
|
3457
|
3572
|
3562
|
3442
|
Май
|
3886
|
3670
|
2869
|
3191
|
2894
|
2895
|
Июнь
|
4100
|
3905
|
3851
|
3668
|
3104
|
2998
|
Июль
|
4929
|
4604
|
4175
|
4209
|
3480
|
3978
|
Август
|
4868
|
4371
|
4427
|
4576
|
3611
|
3853
|
Сентябрь
|
6798
|
5264
|
5672
|
5157
|
5037
|
4779
|
Октябрь
|
6452
|
5578
|
6013
|
5560
|
6232
|
5569
|
Ноябрь
|
4640
|
4375
|
5419
|
4478
|
3561
|
3686
|
Декабрь
|
4166
|
3991
|
3509
|
3414
|
3015
|
3267
|
Определите индексы сезонности миграции по прибывшим и выбывшим в Новосибирской области. По итогам расчетов сделайте выводы.
|
3
|
30
|
Охарактеризуйте в чем заключаются основные цели и задачи Государственной программы по оказанию содействия переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом? Каково значение данной Программы для России в целом и для вашего региона?
|
4
|
30
|
Разработайте программу мероприятий по противодействию «утечки мозгов» в регионах Сибирского федерального округа.
|
Вариант №5.
№№ задания
|
Количество баллов
|
Формулировка задания
|
1
|
20
|
Перечислите основные центры притяжения трудовых мигрантов и проведите сравнительный анализ по причинам миграции, странам происхождения мигрантов и квалификационному и образовательному уровню мигрантов.
|
2
|
20
|
Есть следующие данные о прибывших в один из регионов за 2013-2015 гг. (чел.)
Месяц
|
2013
|
2014
|
2015
|
январь
|
119
|
122
|
121
|
февраль
|
105
|
106
|
108
|
март
|
100
|
102
|
98
|
апрель
|
105
|
107
|
110
|
май
|
115
|
118
|
121
|
июнь
|
122
|
119
|
125
|
июль
|
137
|
142
|
143
|
август
|
143
|
142
|
145
|
сентябрь
|
156
|
159
|
161
|
октябрь
|
147
|
150
|
157
|
ноябрь
|
136
|
132
|
134
|
декабрь
|
123
|
121
|
125
|
Определите индексы сезонности миграции и по итогам сделайте выводы.
|
3
|
30
|
Дайте классификацию понятий «адаптация», «интеграция», «аккультурация», «ассимиляция». Поясните основные отличия в адаптации трудовых мигрантов и мигрантов, переселяющихся на постоянное место жительства. Опишите основные стратегии мигранта в отношении процессов адаптации, в чем их преимущество и опасность
|
4
|
30
|
Разработайте мероприятия по привлечению трудовых и образовательных мигрантов в Ваш регион.
|
|