Общая информация » Каталог студенческих работ » ДРУГИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ » Мировая экономика и МЭО |
27.11.2015, 12:18 | |
ВАРИАНТ №1 Ситуация: В июле 2002 г. Ford Motor Company официально открыла свой первый в России автомобильный завод под Санкт-Петербургом. Завод, строительство которого оценивается в 150 млн долл., полностью принадлежит Ford (100% акций). По международным стандартам этот завод не большой: на нем первоначально были заняты 800 чел. и производилось 10 тыс. автомобилей Ford Focus в год. Для сравнения: обычный автозавод в развитых странах производит 200 тыс. единиц в год. К 2007 г. производство на заводе Ford в России возросло до 25 тыс. При благоприятном развитии событий компания планирует увеличить производство автомобилей до 100 тыс. единиц. Отчасти Ford был мотивирован желанием выйти на российский ав-томобильный рынок. И хотя число собственников автомобилей в России (120 автомобилей на 1000 жителей) ниже, чем в Западной Европе (580 автомобилей на 1000 жителей), продажи автомобилей в России растут на 7-8% в год. В 2002 году в России были куплены около 1,5 млн новых и подержанных автомобилей, около 1 миллиона из которых были российского производства. Новые российские модели стоят 5-8 тыс. долл. В тот период Ford продавал произведенные на местном заводе Ford Focus за 10900 долл. – цена, уровень которой компания оправдывала плохой репутацией российских автомобилей. Цена импортного Ford Focus составляла 14000 долл. из-за издержек транспортировки, импортных пошлин и более высокой зарплаты сотрудников Ford в Западной Европе. Поскольку российское Правительство увеличило импортные пошлины на зарубежные автомобили до 35%, но политический климат в стране стабилизировался, Ford принял решение организовать производство своих моделей ближе к потребителю. Несмотря на то что с большей части импортируемых запчастей взимается 25%-ная пошлина, в обмен на беспошлинный статус Ford согласился в течение 5 лет использовать при производстве Ford Focus 50% всех деталей российского происхождения. Для достижения такого результата Ford инвестировал 45 млн долл. в развитие сети местных поставщиков. Через три месяца после заявления Ford о вступлении на российский рынок General Motors стала второй западной компанией, инвестирующей в российское производство автомобилей. Однако в отличие от Ford компания GM вступила в совместное предприятие с АВТОВАЗом, крупнейшим производителем автомобилей в России. АВТОВАЗ стремился стать партнером для получения инвестиций и привлечения передовых технологий, чтобы повысить качество выпускаемой продукции и снизить издержки производства. В тот период АВТОВАЗ терял свою долю национального рынка вследствие популярности импортируемых подержанных автомобилей среди российских потребителей. GM инвестировал 141 млн долл. в АВТОВАЗ в обмен на пакет ак-ций в 41,5%. Совместное предприятие планировало производить 75000 автомобилей НИВА в год и продавать каждую единицу за 8000 долл. В дополнение к местным продажам совместное предприятие экспортирует НИВЫ на Ближний Восток, в Азию и Латинскую Америку. В целом, совместное предприятие создало около 3500 новых рабочих мест для местного населения. Российский автомобильный рынок становится все более привлека-тельным для иностранных инвесторов. Японская компания Isuzu объявила в конце 2002 г. об организации совместного предприятия с ОАО «Северсталь», которое имеет акции производителя УАЗ, для производства легких грузовиков Elf в России. Volkswagen также рассматривает возможность своего участия на российском рынке. Вопросы: 1. Почему Ford и GM выходят на российский автомобильный рынок именно сейчас? Почему они не инвестировали раньше и почему они не отложили процесс осуществления инвестиций, пока рынок не вырастет? 2. Почему Ford предпочел организовать подразделение в России со 100%-ным собственным капиталом и не стал продавать технологии и лицензию на производство, например, АВТОВАЗу? 3. Почему GM предпочел организовать совместное предприятие с АВТОВАЗом и не стал стоить собственное подразделение в России, как это сделал Ford? Каковы риски, связанные со стратегией GM при создании совместного предприятия?
ВАРИАНТ № 2 Ситуация: Французы всегда негативно относились к прямым иностранным инвестициям. В 1960–70-х гг. сменявшие друг друга правительства Франции использовали смесь социалистической и националистической политики для отклонения инвестиционных проектов таких компаний, как General Motors. Эти правительства считали, что ПИИ ТНК разрушат национальную экономику. Государственные лидеры считали необходимым создавать собственные национальные предприятия. Они утверждали, что экономическая мощь ТНК, прежде всего американских, дает им возможность контролировать любой рынок, на который они вступают, за счет вытеснения местных компаний. Последующие правительства Франции контролировали экономическую деятельность путем экстенсивного планирования и национализации частных компаний. Французская политика в отношении ПИИ стала меняться в начале 1980-х гг. Изменение политики отражало осознание того, что ПИИ могут приносить постоянные выгоды для французской экономики, включая создание рабочих мест, передачу ценных технологий и рост экспорта, который стабилизировал платежный баланс Франции. Переход к еще более либеральной политике произошел, когда президентом был Жак Ширак, который возвел ПИИ в ранг национального приоритета. В результате приток ПИИ во Францию увеличился с 13,9 млрд долл. в среднем за год в течение 1988–1993 гг. до 52,9 млрд долл. в 2001 г. Среди главных иностранных инвесторов в экономику Франции находятся компании Toyota, IBM, Motorola и Federal Express Corp. Одним из значительных инвестиционных проектов Toyota было решение вложить 656,8 млн долл. в автомобильный завод во Франции в 1997 г. для производства 150 тыс. единиц в год. Этот проект является вторым по величине, реализованный в Европе. Toyota уже активно действовала в Великобритании. Решение о ПИИ во Францию было принято несмотря на требования британского правительства, чтобы Toyota расширила свое участие в Британии. Данный проект представляет собой продолжение стратегической политики Toyota по замене экспорта из Японии на прямое производство для важных региональных рынков. Эта стратегия первоначально была принята с целью обойти европейские торговые барьеры, ограничивавшие импорт японских автомобилей. Согласно плану автомобили Toyota производились на заводе во Франции с использованием 60% запчастей европейских поставщиков. Таким образом, производимые автомобили квалифицировались как «европейские», что позволило японцам избежать импортных пошлин. К 2001 г. на заводе работало 2000 человек, кроме того, 2000 рабочих мест было создано в среде поставщиков. Toyota экспортировала автомобили в другие страны ЕС, обеспечивая положительное сальдо платежного баланса Франции. Несколько факторов повлияли на выбор Toyota о размещении производства во Франции. Во-первых, компания рассчитывала, что новый завод будет способствовать увеличению рыночной доли Toyota во Франции с 1,1% в 1997 г. до 5%. Во-вторых, Toyota предпочла Францию, поскольку в ней базируется собственная автомобильная промышленность, где заняты высоко квалифицированные работники, имеется технологический опыт, а также сеть опытных субподрядчиков. В-третьих, французское правительство предлагало значительные субсидии для привлечения инвестиций Toyota, включая налоговые каникулы, обеспечение социальной защиты и финансовой помощи для обучения персонала. По оценкам эти субсидии составляли 10% суммы инвестиций. В-четвертых, одним из самых важных факторов привлекательности Франции было ее участие не только в рамках единого европейского рынка, но и зоны единой европейской валюты. Нежелание Великобритании вступать в валютный союз с другими странами ЕС было серьезной преградой для Toyota инвестировать в эту страну. Вопросы: 1. Как Вы охарактеризуете изменение политики Франции по отно-шению к ПИИ? Что привело к такому изменению в политике? 2. Каковы выгоды для экономики Франции от инвестиций Toyota? 3. Как регулирование в ЕС повлияло на решение Toyota инвестировать во Францию? Почему Toyota предпочла Францию Великобритании в качестве места для размещения нового завода в Европе?
ВАРИАНТ № 3 Ситуация: В течение 1990-х гг. и в начале XXI в. в Ирландии был зафиксирован один из самых высоких темпов экономического роста среди стран с развитой рыночной экономикой. В тот период ВВП Ирландии рос в среднем на 7,24% в год. В начале этого периода ВВП на душу населения по паритету покупательной способности в Ирландии составлял 12687 долл., к концу этого периода – 32133 долл., обгоняя такие страны, как Германия (25715 долл.), Франция (25074 долл.) и Британия (24421 долл.). Движущей силой этого роста во многом была мощная экспансия экспорта из Ирландии. В 1985 г. Ирландия экспортировала товаров и услуг на сумму 10 млрд долл., к 2001 г. эта цифра возросла до 82,8 млрд долл. Кроме того, серьезно изменился ассортимент экспортируемых ирландских товаров: снизилась доля сельскохозяйственной продукции с 20,5 до 6% в общем объеме экспорта, а доля высоко технологичных промышленных товаров возросла с 23 до 36%. Движущей силой этого экспортного бума был Приток ПИИ. Приток ПИИ в Ирландию увеличился со 164 млн долл. в 1985 г. до 24 млрд долл. в 2000 г. Основная часть этих ПИИ была осуществлена крупными ТНК, которые рассматривали Ирландию в качестве перспективной базы для экспорта продукции в остальную Европу. Среди крупнейших инвесторов были американские высоко технологичные компании, включая Intel, Dell Computer, Microsoft, Gateway, Apple, IBM и EMC, и несколько крупных фармацевтических компаний, включая Johnson&Johnson, Bristol-Myers Squibb и Eli Lilly. К началу XXI века на ирландские подразделения ТНК приходилось более 80% экспорта Ирландии. Две третьих крупнейших экспортеров Ирландии были ирландские подразделения иностранных ТНК. Ирландия была привлекательной для ПИИ, поскольку, во-первых, обладала благоприятным местом расположения: Ирландия является членом ЕС, и расположенные в Ирландии подразделения обладают преференциальным доступом к рынкам Европы. Во-вторых, в Ирландии имеется высоко квалифицированная рабочая сила, включая большое количество инженеров, относительно низкий уровень зарплаты, низкие ставки налогов на прибыль корпораций, функционирующая вазовая инфраструктура (например, дороги, водоснабжение, электричество, телекоммуникации) и правительство, способствующее увеличению притока ПИИ. Помимо этого, в Ирландии главным языком является английский, что было очень важно для американских ТНК. С 1980-х гг. в Ирландии действует стратегия индустриализации, которая опирается на ПИИ в процессе стимулирования динамики роста, обеспечиваемого экспортом. Реализация этой стратегии была поручена Государственному агентству по инвестициям и развитию (ГАИР). ГАИР осуществляло координацию политики по налоговым каникулам и другим льготам, которые способствовали привлечению ТНК в Ирландию. Кроме того, ГАИР играло ведущую роль в поиске инвесторов из высоко технологичного сектора. ГАИР принадлежит также идея о том, что Ирландия является благоприятным местом для размещения централизованных колл-центров. Такие компании, как Dell Computer, располагают колл-центрами по обслуживанию клиентов в Ирландии. ГАИР сыграло ведущую роль в привлечении Intel к проекту строительства первого завода этой компании на территории Ирландии в 1990 г. Впоследствии инвестиции Intel способствовали привлечению многих других высоко технологичных фирм в Ирландию. Такие инвестиции также стимулировались государственной политикой, в соответствии с которой все роялти, полученные в Ирландии от производства продукции, освобождались от налогов. Это стало стимулом для ТНК к организации в Ирландии центров НИОКР. Вопросы: 1. Укажите факторы привлекательности ирландской экономики для иностранных инвесторов. 2. Насколько важными были ПИИ для оздоровления ирландской экономики? 3. Какую роль сыграло правительство Ирландии в процессе привлечения ПИИ? Проанализируйте функции Государственного агентства по инвестициям и развитию и укажите, какая (либо какие) из этих функций сыграли решающую роль для развития и диверсификации экономики страны.
ВАРИАНТ № 4 Ситуация: Длительный период времени Южная Корея была закрытой страной для ПИИ. Однако за последние 30 лет одна из самых бедных стран мира превратилась в одну из самых богатых благодаря политике южнокорейского Правительства, придерживавшегося японской модели развития при жестком ограничении иностранной собственности в промышленном и коммерческом секторах национальной экономики. Тем не менее, в середине 1990-х гг. государство сняло практически все ограничения на вход иностранных компаний в торговый сектор страны. Такое изменение в политике произошло благодаря убеждению, что иностранные компании будут способствовать усилению конкуренции и снижению цен в сфере обращения. В течение нескольких следующих лет целый ряд иностранных торговых компаний вышли на национальный рынок Южной Кореи, которые открыли 22 супермаркета к 1999 году, включая Carrefour и Promodes из Франции, Wal-Mart и Costco из США и Tesco из Британии. Вместе они стали источником конкуренции для корейских торговых домов, таких, как E-Mart и Magnet. Конкуренция со стороны иностранных соперников стимулировала E-Mart и Magnet к повышению своей эффективности функционирования и снижению цен. Основными выгодоприобретателями такого развития стали южнокорейские потребители, которые могли теперь выбирать из большего количества товаров и по более низким ценам. Однако либерализация торгового сектора была только первым этапом на пути Южной Кореи к привлечению ПИИ. В 1997 г. в длительной корейской экономической экспансии произошел коллапс, когда Азию охватил финансовый кризис. Корейская валюта резко упала по отношению к доллару США, что вынудило правительство страны требовать 58 млрд USD в качестве помощи от МВФ. Как только спрос на их продукцию упал, десятки высоко эффективных компаний Южной Кореи оказались не в состоянии обслуживать кредиты, которые они занимали в годы экономического подъема для финансирования своей экспансии. Многие из них были на грани банкротства. Южнокорейское правительство приняло решение ликвидировать многие из ограничений ПИИ, включая нормативные акты, ранее запрещавшие иностранным компаниям осуществлять недружественные поглощения корейских предприятий. В результате ПИИ в корейскую экономику возросли с 3 млрд USD в 1997 г. до 9,3 млрд USD в 2000 г. Объем накопленных инвестиций в Южной Кореи увеличился с 5,2 млрд USD в 1990 г. до 62,7 млрд USD в 2000 г. Примером ПИИ в Южную Корею была покупка убыточного подразделения Samsung по производству строительного оборудования шведской компанией Volvo за 572 млн USD в феврале 1998 года. Это была первая крупная продажа корейской депрессивной компании иностранному инвестору. Volvo сразу запустила амбициозную инвестиционную программу, вложив в завод дополнительные 200 млн USD для преобразования бывшего подразделения Samsung в свою главную мировую базу для экскаваторов и другого строительного оборудования. Volvo внедрила передовую промышленную технологию на этом подразделении, перевела туда нескольких из своих лучших менеджеров для контроля за работой сотрудников и превратила этот завод в глобальный центр НИОКР по строительству экскаваторов. Volvo даже закрыла свой завод по производству экскаваторов в Швеции. Volvo переориентировала производство на корейском заводе, концентрируясь на более высоком качестве и оборудовании высокой стоимости, что обещало более высокую прибыль. Управленческая иерархия была значительно сокращена, бюрократия ликвидирована и ответственность за принятие решений была передана самостоятельным рабочим группам. К 2000 г. завод вновь стал приносить прибыль и загруженность производственных мощностей увеличилась с 50 до 70%. Конечной целью является увеличить экспорт производимой продукции до 60-70%. В 2001 г. экспорт продукции завода возрос более чем на 40% по сравнению с 1998 г. Вопросы: 1. Выделите два этапа южнокорейской политики по снятию барьеров для ПИИ и сопоставьте причины привлечения инвестиций на каждом из них. 2. Каков общий характер влияния ПИИ на экономику Южной Кореи на втором этапе инвестиционной политики? 3. Проанализируйте меры Volvo по восстановлению производства бывшего подразделения Samsung и укажите, какой (или какие) из них стали решающими. 4. Как, по Вашему мнению, отразится закрытие завода Volvo в Швеции на экономику страны базирования этой ТНК?
ВАРИАНТ № 5 Ситуация: В 1976 г. Венесуэла национализировала свою нефтяную промышленность, закрыв таким образом этот сектор для иностранных инвесторов. Целью в тот период был контроль над этим важным природным ресурсом для пользы Венесуэлы в противоположность иностранным нефтяным компаниям. Результаты, однако, не заставили себя ждать. Государственная монополия Petroleos de Venesuela SA (PDVSA) перестала разрабатывать новые месторождения нефти взамен истощенных и производство нефти страны стало падать. Столкнувшись с проблемой сокращения доходов от экспорта нефти, Венесуэла изменила свою политику в 1991 г. о начала процесс открытия нефтяной отрасли для иностранных инвесторов. Правительство Венесуэлы обратилось к иностранным инвесторам по трем причинам. Во-первых, оно признало, что PDVSA не обладает капиталом, чтобы осуществлять инвестиции в одиночку. Во-вторых, оно осознало, что PDVSA не хватает технологических ресурсов и опыта многих крупнейших мировых нефтяных компаний, особенно в сфере геологоразведки, разработки нефтяных месторождений и очистки нефти. Правительство поняло, что если PDVSA необходимо разрабатывать нефтяные месторождения на уровне до национализации, то у нее не было другой альтернативы, как не иностранные инвесторы. В-третьих, правительство считало, что PDVSA будет в состоянии вступать в совместные предприятия с иностранными нефтяными компаниями и использовать их в качестве инструмента обучения современным менеджерским технологиям в отрасли. Первоначальный план потребовал инвестиции в нефтяную отрасль на сумму 73 млрд USD. План состоял в обеспечении потенциала производства сырой нефти в размере 4 млн баррелей в день к 2002 г. и 7 млн баррелей в день к 2007 г. (в 1991 г. страна производила около 2,6 млн баррелей в день). Из 73 млрд USD запланированных капитальных расходов PDVSA должна была инвестировать 45 млрд USD, а иностранные инвесторы – недостающую сумму в 28 млрд USD. Первое соглашение о ПИИ было подписано в 1992 г. с British Petroleum (BP). ВР согласилась инвестировать 60 млн USD к 1995 г. для разработки нефтяного месторождения, на которое затем ей будут переданы права собственности на 20 лет. Используя материалы геологоразведки ВР PDVSA указала на сектора на востоке Венесуэлы, где предположительно находились крупнейшие месторождения нефти, и вступила в совместные предприятия с другими иностранными партнерами для разработки эти зон. Если необходимое количество нефти будет разведано, PDVSA согласна делить будущее производство нефти с партнерами. Согласно условиям большинства договоров PDVSA получала 35% доходов от каждого высоко производительного месторождения. Кроме того, вместе с компаниями Conoco и Total PDVSA инвестирует в строительство современного оборудования по очистке нефти для переработки тяжелой сырой нефти в легкую, более дорогую нефть на экспорт. Наконец, PDVSA, Shell, Exxon и Mitsubishi вошли в совместное предприятие общей стоимостью в 5,6 млрд USD для производства сжиженного природного газа на экспорт. К 1997 г. в Венесуэле действовало более 40 проектов развития в рамках сотрудничества PDVSA и иностранных нефтяных компаний. Почти все крупнейшие нефтяные компании мира функционировали в этой стране. Производство нефти в стране возросло с 1,7 млн баррелей в день в 1985 г. до 3,5 млн баррелей ежедневно в 1997 г. К 1999 г. прибыль предприятия увеличилась до 24 млрд USD, отчасти благодаря 20%-ному сокращению операционных издержек. В 2000 г. PDVSA запустила еще один 10-тилетнний план, который предполагает инвестиции в размере 53 млрд USD в течение 2000-2010 гг., 31 млрд USD из которых должны поступить из частного сектора, причем большей частью из среды иностранных инвесторов. К 2005 г. компания заняла 35-е место в списке журнала Fortune пятисот крупнейших компаний мира. Вопросы: 1. С какой целью правительство Венесуэлы национализировала PDVSA и к каким результатам это привело? 2. Каковы причины и цели привлечения иностранных инвесторов имели важное значение для Венесуэлы? 3. Какую форму участия иностранного капитала в своей экономике избрала Венесуэла? 4. Каковы важнейшие факторы увеличения прибыльности PDVSA на рубеже XX-XXI вв.? 5. Какой характер, по Вашему мнению, будет носить дальнейшее развитие крупнейшей национальной монополии Венесуэлы?
ВАРИАНТ № 6 Ситуация: Начиная с конца 1978 г. руководство Китая приняло решение осуществить переход от системы централизованного планирования экономики к рынку, одновременно поддерживая ведущую роль Коммунистической Партии. Стратегия включала ряд элементов: повышение роли отдельных хозяйств в сельском хозяйстве вместо коллективизации, увеличение полномочий местных чиновников и управленцев в промышленности, организация мелких и средних частных предприятий в сфере услуг и легкой промышленности и привлечение ПИИ. В результате экономический рост в стране до настоящего времени составляет 10-11% ежегодно. В течение 1985-90-х гг. ПИИ в Китай составляли в среднем 2,7 млрд USD в год. К концу 1990-х гг. они возросли до 40 млрд USD в год. В первые годы XXI в. ПИИ в Китай достигли 50-70 млрд USD ежегодно. За последние 20 лет приток инвестиций привел к организации в стране 170000 предприятий с участием иностранного капитала. В 2006 г. общий объем накопленных ПИИ в Китае составил 699,5 млрд USD, или 24,3% от ВВП страны по официальному обменному курсу. Причины для осуществления инвестиций в Китай достаточно очевидны. При численности населения в 1,3 трлн человек Китай представляет собой крупнейший потенциальный рынок мира. Поскольку свободному проникновению на внутренний рынок препятствовали высокие импортные пошлины, иностранные компании прибегали к ПИИ. В 2001 г. страна вступила в ВТО. Наличие дешевой рабочей силы и налоговых льгот, особенно для предприятий, ведущих свою деятельность в особых экономических зонах, придает Китаю характер привлекательного объекта для инвестиций, а также базы, с которой можно экспортировать готовую продукцию в другие страны Азии. К 2001 г. на долю подразделений иностранных компаний приходилось около 50% всего китайского экспорта. В экспорте резко выросла доля высоко технологичных товаров, производимых в Китае подразделениями таких компаний, как Motorola, Samsung и Nokia. Ослепленные размером и потенциалом рынка Китая, многие иностранные фирмы обратили недостаточное внимание на сложности при ведении бизнеса в стране до того, как они стали осуществлять туда инвестиции. Многие иностранные компании для ведения успешного бизнеса в Китае вынуждены встраиваться в сеть отношений с руководством страны и китайскими партнерами, которая называется гуанкси. Несмотря на 20 лет устойчивого экономического роста населения Китая остается бедным, где средний доход на душу населения составляет чуть более 750 USD в год. Такой недостаток покупательной способности означает наличие слабого рынка для многих западных потребительских товаров от автомобилей до бытовой техники. Другая проблема состоит в недостаточном развитии транспортной инфраструктуры или системы дистрибуции. Другие проблемы включают чрезмерно регулируемую государством бизнес-среду, в рамках которой достаточно сложно осуществлять трансакции и подстраиваться под местное налоговое законодательство. Существуют также проблемы, связанные с поиском квалифицированных работников. В стране мало кто понимает сложность управления современным промышленным предприятием. Кроме того, имеются проблемы с партнерами по совместным предприятиям, которые неопытны, оппортунистичны либо просто преследуют другие цели. Для обеспечения привлекательности страны для ПИИ правительство Китая инвестировало более 800 млрд USD в инфраструктурные проекты на ближайшие 10 лет. Посредством предоставления налоговых каникул для компаний, инвестирующих в особые регионы и зоны государство создает стимулы иностранным компаниям вкладывать средства в другие регионы Китая, где рынки недостаточно обслуживаются. Китай придерживается макроэкономической политике по поддержанию стабильного экономического роста, снижению темпов инфляции и укреплению нацвалюты. Для преодоления недостатка квалифицированных работников в конце 1990-х гг. правительство поручило университетам организовать 30 бизнес-школ для обучения китайцев навыкам в области бухучета, финансов и управления кадрами. Вопросы: 1. Проанализируйте основные составляющие экономической реформы в Китае и укажите, какой (или какие) факторы сыграли решающую роль для ускорения развития страны. 2. Каковы факторы привлекательности Китая для иностранных инвесторов? 3. Каковы проблемы ведения предпринимательской деятельности на территории Китая? 4. Какие меры для улучшения инвестиционной привлекательности страны использует китайское правительство и какие меры предложили бы Вы? | |