Общая информация » Каталог студенческих работ » ДРУГИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ » Логистика |
16.10.2016, 13:57 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Контрольная работа состоит из двух теоретических вопросов и одной практической задачи. Номер варианта определяется порядковым номером студента в списке группы. Ответ на теоретический вопрос должен быть развернутым и при необходимости содержать формулы, методы оценки и тп. Объем ответа на один вопрос 10-12 страниц. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ Вариант 1 1. Экономическая эффективность реконструкции железнодорожных станций. 2. Преимущества и недостатки альтернативных видов транспорта для перевозки грузов и пассажиров. Вариант 2 1. Виды транспорта. 2. Интермодальные и мультимодальные технологии перевозок. Вариант 3 1. Организация перевозок грузов автомобильным транспортом. Преимущества и недостатки. 2. Экономическая эффективность развития контейнерного хозяйства. Вариант 4 1. Понятие груза. Классификация грузов и их основные характеристики. 2. Упаковка и маркировка грузов при перевозке железнодорожным транспортом. Вариант 5 1. Стратегическая программа развития транспорта в России до 2030 г. 2. Организация перевозок грузов в смешанном сообщении. Контейнерные перевозки. Вариант 6 1. Маркетинговые методы оценки конкурентоспособности различных видов транспорта. 2. Организация перевозок скоропортящихся грузов. Вариант 7 1. Факторы, определяющие объем и структуру перевозок. 2. Функционирование транспортных, логистических компаний на территории Свердловской области. Вариант 8 1. Сущность пассажирских перевозок различными видами транспорта. 2. Структура и совершенствование управления авиационным транспортом в России. Вариант 9 1. Международный транспортный коридор № 2 – Берлин, Москва, Нижний Новгород, Екатеринбург. 2. Упаковка и маркировка грузов перевозимых автомобильным транспортом. Вариант 10 1. Себестоимость перевозок грузов на транспорте. Методы расчета. 2. Транспортная услуга. Сущность и основные особенности. Вариант 11 1. Транспортное страхование грузов. 2. Транспортно-технологическая информационная система управления предприятием. Информационные технологии. Вариант 12 1. Реформирование пассажирских перевозок. 2. Сравнительная характеристика различных видов транспорта. Вариант 13 1. Основные показатели качества транспортной продукции. 2. Договор перевозки грузов на железнодорожном транспорте. Вариант 14 1. Современное состояние автомобильного транспорта. Классификация автомобильных перевозок. 2. Национальная система поиска транспорта и грузов ГЛОНАС. Вариант 15 1. Производительность труда на транспорте. Способы расчетов. 2. Управление перевозкой скоропортящихся грузов на железнодорожном транспорте. Вариант 16 1. Сущность и виды контейнеров для перевозки грузов. 2. Экономическая характеристика автомобильных перевозок. Вариант 17 1. Транспортное развитие страны до 2030 г.: Европейская часть – федеральные автодороги; Урал – автомобильный, железнодорожный и авиационный транспорт; Западная и Восточная Сибирь, Дальний Восток – сеть небольших аэропортов для отечественных самолетов «Суперджет-100». 2. Экономическая эффективность пассажирских перевозок. Страхование жизни пассажиров.
ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ Выполнить оптимизацию кольцевого маршрута (в соответствии с вариантом задания), используя метод математического моделирования и комбинированный метод. Значения потребностей соответствующих пунктов назначения представлены в таблице. Таблица – Потребности потребителей
Автопарк товарной базы включает транспортные средства грузоподъемностью: 1 тонна; 1,5 тонны и 2,0 тонны.
Вариант 1
Методика решения практического задания Кольцевой маршрут – маршрут движения автомобиля по замкнутому контуру, соединяющему несколько потребителей (поставщиков). Различают развозочные, сборные и сборно-развозочные кольцевые маршруты. Развозочным маршрутом называется такой маршрут, при котором продукция загружается у одного поставщика и развозится нескольким потребителям. Сборный маршрут – это маршрут движения, когда продукция получается у нескольких поставщиков и доставляется одному по-требителю. Сборно-развозочный маршрут представляет собой сочетание первых двух. Методы оптимизации кольцевых маршрутов Решение подобных задач рассмотрим на следующем примере развозки товаров. В соответствии с заказами потребителей городская овощная база обязуется 02.02.2011 г. обеспечить доставку овощей и фруктов согласно схеме представленной на рисунке 1. При этом известно, что удовлетворение потребностей соответствующих потребителей, которые отражены в таблице 1, будут осуществляться посредством автотранспорта грузоподъемностью 4 тонны. Требуется найти m замкнутых путей l1, l2, …, lk, …, lm из единственной общей точки К, чтобы выполнялось следующее условие:
Рисунок 1. – Схема взаимного размещения овощной базы и потребителей К – овощная база; М1– М12 – потребители Таблица 1 – Потребности заказчиков в овощах и фруктах
Подчеркнем, что существует несколько методов решения подобных задач: математического моделирования, графический и комбинированный. І. Рассмотрим алгоритм реализации метода математического моделирования. 1. Строится кратчайшая сеть, связующая товарную базу и все пункты назначения без замкнутых контуров, начиная с пункта, который отстоит на минимальном расстоянии от товарной базы (в нашем случае это пункт М5) (рисунок 2). Далее сеть строится таким образом, чтобы совокупный путь, соединяющий все пункты назначения и товарную базу (овощную базу К), был минимальный. Рисунок 2. – Кратчайшая сеть, связующая овощную базу и пункты назначения 2. Затем по каждой ветви сети, начиная с пункта, наиболее удаленного от товарной базы К (считая по кратчайшей связующей сети – это пункт М10), группируются пункты на маршруты с учетом количества ввозимого груза и грузоподъемности (вместимости) развозочного автотранспорта. При этом сумма грузов по группируемым пунктам маршрута должна быть равной или немного меньше грузоподъемности автомобиля, а общее число автомобилей – минимально необходимым (таблица 2). Таблица 2 – Предварительные маршруты объезда пунктов назначения
3. Определяется рациональный порядок объезда пунктов каждого маршрута (на примере предварительного маршрута № 2). Для этого строится таблица-матрица, в которой по диагонали размещаются пункты, включаемые в маршрут, и начальный пункт К, а в соответствующих клетках – кратчайшее расстояние между ними согласно рисунку 1 (таблица 3). Таблица 3 – Таблица-матрица предварительного маршрута № 2
ния движения с начальным пунктом М9 будет равна 59 т-км (7км·4т + +3км·3т + 10км·2т + 2км·1т), тогда как для направления движения с начальным пунктом М4 – соответственно 63 т-км (10·4 + 2·3 + 7·2 +3·1) (см. рисунок 1). Следовательно, более рациональным будет направление движения по маршруту с начальным пунктом М9, так как при этом будет проделана меньшая транспортная работа. Аналогичные расчеты проводятся для оставшихся предварительных маршрутов № 1, № 3, № 4 и № 5. 4. Составляется сводная маршрутная ведомость (таблица 4). Таблица 4 – Сводная маршрутная ведомость
Анализ таблицы 4 показывает, что совокупный пробег на пяти маршрутах в соответствии с проведенными оптимизационными расчетами согласно методу математического моделирования составляет 139 км.
ІІ. Сущность графического метода оптимизации кольцевых маршрутов состоит в следующем: 1. На тетрадном листе «в клетку», на котором отмечены координатные оси, строится карта-схема реальной зоны обслуживания с нанесением в масштабе точек-потребителей и товарной базы (масштаб карты: 1 клетка = 1 км2) . Вертикальные и горизонтальные линии сетки представляют собой дороги, которые могут быть использованы для поездок из одного пункта в любой другой пункт на карте. При этом движение транспорта осуществляется только по горизонтальным или вертикальным линиям сетки (исключается движение по диагоналям клеточек). 2. Осуществляется группировка пунктов-потребителей на маршруты с учетом их потребностей и грузоподъемности автомобильного транспорта, участвующего в грузоперевозке. При этом используется алгоритм Свира или другими словами эффект дворника-стеклоочистителя. Воображаемым лучом, исходящим из товарной базы (в нашем примере, точка К) и постепенно вращающимся по или (и) против часовой стрелке, начинаем «стирать» с координатного поля изображенных на нем потребителей. Как только сумма потребностей «стертых» потребителей достигает грузоподъемности (вместимости) автомобиля, фиксируется сектор, обслуживаемый одним кольцевым маршрутом, и намечается путь объезда потребителей. Аналогичным образом формируются маршруты для оставшихся потребителей. Следует отметить, что данный метод дает точные результаты лишь в том случае, когда зона обслуживания имеет разветвленную сеть дорог, а также когда расстояния между узлами транспортной сети по существующим дорогам прямо пропорционально расстоянию по прямой.
ІІІ. Реализацию комбинированного метода рассмотрим на примере развозки товара согласно условию вышепредставленной задачи (см. рисунок 1 и таблицу 1). Заметим, что применение комбинированного метода, также как и графического, предполагает наличие карты-схемы реальной зоны обслуживания с соблюдением масштаба. 1. Используя эффект дворника-стеклоочистителя (графический метод), осуществляется группировка пунктов-потребителей на маршруты с учетом их потребностей и грузоподъемности (вместимости) автомобильного транспорта, участвующего в грузоперевозке (рисунок 3). При этом воображаемый луч вращается как по часовой, так и против часовой стрелки. В результате составляется таблица предварительных маршрутов объезда пунктов назначения (таблица 5). Рисунок 3 – Группировка потребителей на маршруты согласно эффекту дворника-стеклоочистителя: К – овощная база; М1– М12 – потребители Таблица 5 – Предварительные маршруты объезда пунктов назначения
2. Определяется рациональный порядок объезда пунктов каждого маршрута в соответствии с третьим и четвертым пунктами алгоритма метода математического моделирования. 3. Составляется сводная маршрутная ведомость (таблица 6). Таблица 6 – Сводная маршрутная ведомость
Таким образом, совокупный пробег пяти автомобилей на пяти маршрутах в соответствии с проведенными оптимизационными расчетами согласно комбинированному методу составляет 135 км, что на 4 км или 3 % меньше по сравнению с методом математического моделирования. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||