Общая информация » Каталог студенческих работ » ДРУГИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ » Экономика и социология труда |
05.11.2019, 16:16 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Типовая задача 1. Демографическая основа формирования и функционирования рынка труда По данным варианта (табл. 1.1) рассчитайте систему показателей, характеризующую трудовые ресурсы (ТР) условного региона России по базисному и отчетному периоду: численность ТР на конец года; среднегодовую численность ТР; среднегодовую численность ТР за весь период анализа; все коэффициенты естественного и механического движения ТР. Проанализируйте полученные результаты. Как изменение показателей движения ТР могло оказать влияние на рынок труда в регионе?
Типовая задача 2. Ресурсы для трудовой деятельности Решите задачу в соответствии с номером вашего варианта. На основе исходных данных о структурном составе численности населения региона (табл. 2.1 и 2.2) необходимо определить: 1) численность трудовых ресурсов; 2) коэффициенты, характеризующие демографическую нагрузку населения трудоспособного возраста: коэффициент замещения, коэффициент пенсионной нагрузки, коэффициент общей нагрузки. 3) численность занятых и безработных используя методологии МОТ и Закона «О занятости населения в Российской Федерации»; 4) численность экономически активного населения и численность экономически неактивного населения; 5) коэффициенты экономической активности населения, занятости и безработицы. Проанализируйте полученные результаты.
Типовая задача 3. Рынок труда Исследования рынка труда города N выявили особенности функций предложения и спроса на труд рабочих. При их описании были использованы стандартные условные обозначения: w – размер ежемесячной заработной платы, тыс. руб.; Т – численность работников, тыс. человек. Решите задачу в соответствии с номером вашего варианта. На основе исходных данных о модели рынка труда (табл. 3.1) необходимо ответить на следующие вопросы: 1) Чему равны равновесные значения зарплаты и численности работников на данном рынке труда? 2) Представьте графическую модель рассматриваемого рынка труда, если заработная плата будет меняться с шагом в ±10% в большую и меньшую сторону от точки равновесия до +50% и -50% соответственно. 3) Определить коэффициент эластичности спроса на труд. Сделать выводы по результатам расчета. 4) Сколько работников потеряют рабочее место в данном городе, если мэр города N установит минимальную заработную плату на уровень, указанный в табл. 3.1? 5) Перед выборами мэр города пообещал не оказываться от нового размера минимальной заработной платы и одновременно снизить безработицу на рынке. Прокомментируйте совместимость этих целей. Если это возможно, то как? 6) Предположим, что работники, которые потеряли место в результате введения минимальной заработной платы, могут переехать работать в город Y, для которого минимальная заработная плата не установлена (работники готовы работать за любую положительную ставку зарплаты), а спрос и предложение труда (до прихода новых работников) характеризуются следующими функциями: Т = 1000 - 20w и T = 150 + 5w соответственно. Определите равновесную заработную плату в городе Y до и после установления минимальной заработной платы в городе N. 7) Для уменьшения количества безработных, переезжающих в город Y, мэр города N вводит субсидирование занятости. А именно, решено ежемесячно выплачивать субсидию фирмам за каждого работника, нанятого из числа безработных. Рассчитайте равновесные значения занятости и заработной платы на рынке труда города N после начала действия программы. Таблица 3.1 Данные о рынке труда условного города
Типовая задача № 4. – Эффективность труда Задание 4.1. Расчет производительности труда Имеются данные о численности работников предприятия изготавливающего однородную продукцию и объемы выпуска продукции в натуральном и стоимостном выражении (табл. 4.1). Рассчитайте по имеющимся данным, используя показатели в натуральном и стоимостном выражении: 1) показатели производительности труда (выработку и трудоемкость) при помощи натуральных и стоимостных измерителей за два года по каждому цеху и в целом по предприятию; 2) сводный индекс производительности труда; 3) изменение производительности труда по совокупности объектов, рассчитав систему общих индексов – индексы переменного состава, постоянного состава и структурных сдвигов; 3) изменение объема продукции за счет интенсивного и экстенсивного факторов. Оформите результаты расчетов в сводную таблицу. Макет сводной таблицы разработайте самостоятельно. Сделайте выводы об изменении показателей. Объясните результаты расчетов. Таблица 4.1 Варианты для выполнения задания 4.1
4.2. Содержание задания и требования к нему В плановом периоде намечено часть общего количества действующего оборудования предприятия заменить новыми станков и модернизировать несколько единиц оборудования. Производительность новых и модернизированных станков выше действующих. Замену старых станков намечено осуществить с 1 июля, а внедрение модернизированных– с 1 октября. На старых станках норма выработки рассчитывалась при 8-часовой смене при 20 мин. подготовительно-заключительного времени, 5% от оперативного времени на отдых, 10% от оперативного времени на обслуживание рабочего места. У новых станков подготовительно-заключительное время не меняется, время на обслуживание уменьшается на 3 процентных пункта, на отдых уменьшается на 2 процентных пункта. У модернизированных станков подготовительно-заключительное время меньше на 5 мин., время на обслуживание уменьшается на 1 процентный пункт, на отдых уменьшается на 1 процентный пункт. Используя данные своего варианта (табл. 4.2), найдите: 1) экономию численности работающих (Эч.р); 2) возможный рост производительности труда на предприятии; 3) оперативное время на новых и модернизированных станках. Таблица 4.2 Варианты для выполнения задания 4.2
Пояснения к таблице 4.2: М – общее количество единиц оборудования, шт.; Мн – количество нового оборудования, шт.; Мм – количество модернизированного оборудования, шт.; Пн – показатель прироста производительности труда на новых станках, в %; Пм – показатель прироста производительности труда на модернизированных станках, в %; Чр – численность промышленно-производственного персонала, чел; d – удельный вес станочников, занятых обслуживанием оборудования, в общей численности промышленно-производственного персонала, в %, Нс – норма выработки на старых станках, количество изделий.
Типовая задача № 5. – Оценка эффективности инвестиций в человеческий капитал 5.1. Содержание задания и требования к нему Определите свой чистый дисконтированный доход от инвестиций в человеческий капитал в результате получения высшего образования. Изобразите графически личностный профиль «возраст-заработки» рассчитанной модели. При расчетах используйте следующие допущения: a) Период обучения 4 года; b) Норма отдачи от инвестиций в образование соответствует значению базового уровня доходности вкладов по договорам с физическими лицами в рублях по актуальным данным Банка России - www.cbr.ru; c) Плата за обучение не изменяется за период обучения и составляет 110 тыс. руб./год; d) Уровень заработков до получения образования принят на уровне 60% от средней номинальной заработной платы по г. Санкт-Петербургу в текущем году по данным Петростата - petrostat.gks.ru e) Ежегодный темп прироста уровня заработков до получения образования 4% в год; f) Уровень заработков после получения образования соответствует средней заработной плате специалиста по профилю обучающегося. Для справки можно использовать базы данных интернет-рекрутмента, например: spb.hh.ru, spb.superjob.ru, spb.job.ru и т.д. g) Ежегодный темп прироста уровня заработков после получения образования составляет: 15% в первые 5 лет, 10% в последующие 10 лет, 5% в последующие годы.
5.2. Содержание задания и требования к нему Составьте своё резюме, кратко изложите наиболее важные для работодателя факты вашей биографии и профессионального опыта. При написании резюме Вам нужно помнить о том, что оно станет вашей «визитной карточкой» и должно выделять вас из огромного потока людей, ищущих работу. Резюме должно состоять из 1-2 страниц и освещать следующие аспекты: a) Сопроводительное письмо – описывает на какую вакансию, работу или область деятельности вы претендуете; b) Личные данные и контактная информация; c) Образование (основное и дополнительное); d) Опыт работы; e) Профессиональные навыки и знания; f) Знание иностранных языков; g) Личные качества и другая важная для работодателя информация
Типовая задача № 6. – Организация и нормирование труда 6.1. Содержание задания и требования к нему Рассчитать нормы труда для рабочего-сдельщика при исходных данных, приведенных в табл. 6.1. Условные обозначения и дополнительные исходные данные к задаче 6.1: a) Время на обслуживание рабочего места: 3% от Топ. b) Время на отдых и личные надобности: 6% от Топ. c) Время смены: Тсм = 8 час. d) Подготовительно-заключительное время: Тпз = 12 мин. e) Часовая тарифная ставка: С = 420 руб.
6.2. Содержание задания и требования к нему Рассчитать норму выработки и списочную численность рабочих тремя способами по данным, представленным в табл. 6.2. При расчетах обратите внимание на необходимость приведения временных показателей в соизмеримых единицах. Все расчеты привести после таблицы. Рассчитайте относительную экономию рабочей силы за счет: а) сокращения потерь фонда рабочего времени, если внутрисменные простои рабочих в базисном периоде составили 7%, а в плановом периоде намечается сократить их до 5%. Удельный вес рабочих в общей численности работающих - 70%; б) увеличения на 5 рабочих дней, отрабатываемых одним рабочим в плановом году по сравнению с отчетным. Таблица 6.1 Исходные данные для выполнения задачи 6.1
Таблица 6.2 Исходная информация к задаче 6.2
Типовая задача № 7. – Расчет расходов по фонду оплаты труда Задание 7.1. Рассчитать фонд заработной платы работников склада при повременной форме оплаты труда и прерывном характере работы. Исходная информация представлена в табл. 7.1. Результаты расчетов привести в табл. 7.2. Таблица 7.1 Исходная информация к задаче 7.1
Задача 7.2 На основании данных табл. 7.3 определить сумму премии и общий размер месячного заработка рабочего, оплачиваемого по повременно-премиальной системе и премируемого за выполнение и перевыполнение нормированного задания.
Задача 7.3 Определить месячный заработок рабочего, оплачиваемого по прямой сдельной оплате, сумму и коэффициент сдельного приработка, коэффициент выполнения норм. Исходные данные представлены в табл. 7.4. Таблица 7.3 Исходные данные к задаче 7.2
Таблица 7.4 Исходные данные к задаче 7.3
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||