ОмГМА, экономическая теория (контрольная работа)
Узнать стоимость этой работы
29.10.2013, 08:38

Вариант контрольной работы выбирается в соответствии с последней цифрой номера зачётной книжки. Студент, выполняющий контрольную работу, в каждой теме отвечает только на те вопросы, которые заканчиваются цифрой его варианта.

Распределение вопросов в соответствии с вариантами контрольных работ

номер варианта

номера вопросов в изучаемых темах:

Т.1

Т.2

Т.3

Т.4

Т.5

Т.6

Т.7

Т.8

Т.9

Т.10

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

4

4

4

4

4

4

4

4

4

4

4

5

5

5

5

5

5

5

5

5

5

5

6

6

6

6

6

6

6

6

6

6

6

7

7

7

7

7

7

7

7

7

7

7

8

8

8

8

8

8

8

8

8

8

8

9

9

9

9

9

9

9

9

9

9

9

10

10

10

10

10

10

10

10

10

10

10

 

Вопросы к контрольной работе № 1

Раздел I. Введение в экономическую теорию.

Тема 1. Экономика как наука. Предмет и метод экономической теории.

1. Какое из определений, на Ваш взгляд, наиболее полно характеризует предмет общей экономической теории:

а)   это наука о динамике материальных и духовных потребностей человека;

б)   это наука о мотивации поведения человека;

в)   это наука о производстве и критериях распределения производимых благ;

г)   это наука о натуральном богатстве;

д) это наука о наиболее общих законах развития человеческого общества в условиях ограниченности ресурсов.

Объясните, почему именно этот вариант ответа Вы считаете наиболее полным. Покажите, как на различных этапах развития экономической мысли менялось представление ученых о предмете экономики.

2. Известно высказывание Д.Б. Шоу: «Даже если всех экономистов ско­вать одной цепью, то и тогда они не придут к одному мнению». Почему так много раз­ногласий среди экономистов, каковы их причины? Проиллюстрируйте свой ответ конкретными примерами. 

3. Почему экономическую теорию относят не к точным (естественным), а к гуманитарным наукам? В чем, по-вашему, заключается сходство, и в чем - отличия общей экономической теории от других гуманитарных наук?

4. В чём Вы видите различия между понятиями «принцип», «закон», «за­кономерность»? Правомерно ли в этой связи говорить о наличии экономичес­ких законов? В чем заключается специфика их проявления?

5. Чем отличаются позитивный и нормативный подходы в экономике? В каких случаях предпочтительнее первый, а в каких второй? Приведите примеры, подтверждающие Ваше мнение.

6. Охарактеризуйте методы, которые используются при проведении экономических исследований. Насколько достоверны сведения, полученные с их помощью? Можно ли им безоговорочно доверять? Почему?

7. Экономические эксперименты чрезвычайно дороги и длительны. Можно ли их заменить экономико-математическим моделировани­ем? Почему?

8. Что и каким образом измеряется в экономике? Зачем нужны эти измерения? Насколько объективны экономические показатели, полученные в результате подобных измерений? Приведите примеры, подтверждающие сделанные Вами выводы.

9. Объясните, как вы понимаете высказывание К. Маркса: «При анализе эконо­мических форм нельзя пользоваться ни микроскопом, ни химическими реакти­вами. То и другое должна заменить сила абстракции». Раскройте содержание метода научной абстракции, приведите примеры его использования в научных (экономических) исследованиях.

10. Известный английский учёный А.Тойнби утверждал: «Несправедли­во считать абстрактную политическую экономию ответственной за смешение во многих умах её теоретических законов с практически­ми правилами, на них основанными. Она чистая наука, и её цель - знания. Между тем в прессе и на трибуне политическая экономия при­нимается как наука практическая, т.е. как свод правил, руководящих поведением». Согласны ли Вы с такой позицией Тойнби? Каковы, по-вашему, функции экономической науки? Для чего она нужна человеку и обществу?

 

Тема 2. Экономика как хозяйственная система. Многообразие хозяйственных систем. Общие проблемы экономического развития.

1. Дайте характеристику экономике как хозяйственной системе. Почему признаком, определяющим экономическую систему, считают собственность на средства производства? Насколько справедливо, на Ваш взгляд, это мнение?

2. На примере известных Вам типов экономических систем покажите, как форма собственности, лежащая в основе системы, определяет ее «лицо» - главные, основополагающие признаки той или иной хозяйственной системы.

3. Существуют ли на Ваш взгляд объективные причины, предопределя­ющие форму собственности в отношении средств производства в той или иной экономической системе? Почему даже в условиях рыночной экономики есть место общественной собственности? Свой ответ обоснуйте.

4. Чем можно объяснить многообразие экономических систем? В чем заключаются различия между типом экономики и экономической моделью? Приведите примеры, иллюстрирующие Вашу точку зрения.

5. Каким образом решает вопрос о том, что производить, для кого про­изводить и как производить традиционная, рыночная и плановая эконо­мика? Какая из них, на Ваш взгляд, является предпочтительнее и почему?

6. Какие типы экономических систем занимают приоритетные позиции в начале XXI века? Чем Вы это можете объяснить?

7. Возможно ли в стране с бедными экономическими ресурсами более полное удовлетворение потребностей, чем в стране с богатыми эко­номическими ресурсами? Свое мнение обоснуйте. Если Ваш ответ утвердителен, то каковы пути достижения данного положения?

8. Назовите два фундаментальных факта экономики. Какие проблемы они порождают? Как отражает данные проблемы кривая производственных возмож­ностей?

9. Производственные возмож­ности экономической системы «N» характеризуются следующими параметрами:

Вид

продукта

Производственные альтернативы

А

В

С

Д

Е

X

0

4

6

8

10

Y

110

100

75

35

0

а) Изобразите эти данные графически. Что показывают точки на кри­вой? Найдите альтернативные издержки данного производства. Объясните, что показывает их динамика.

б)   Как бы выглядела КПВ, если ресурсы были бы абсолютно неза­меняемыми?

10. Охарактеризуйте суть закона возрастания альтернативных издержек. Проиллюстрируйте его действие конкретными примерами.

 

Тема 3. Рынок, его сущность, функции, структура. Механизм функционирования рынка. Государство в рыночной экономике.

1. Каковы причины возникновения рыночной системы хозяйствования? Дайте характеристику основных принципов, лежащих в основе рыночных отношений.

2. Что понимается под недостатками (несовершенством) рынка? Кто и как в современных условиях помогает рынку «сглаживать» эти недостатки? Приведите примеры, подтверждающие  сделанные Вами выводы.

3. Существуют ли объективные границы государственного вмешатель­ства в экономические процессы? Объясните:

а) почему считается, что выполнение государством таких экономических функций как управление собственностью, ценообра­зование, распределение ресурсов несовместимо с принципами рыноч­ной экономики;

б) какие методы воздействия со стороны государства на процессы, происходящие на предприятии, считаются эффектив­ными и сочетаются с принципами рыночной экономики.

4. Докажите ошибочность следующего умозаключения: «В течение пос­ледних лет цены на автомобили росли, но с каждым годом люди по­купали их всё больше. Таким образом, цена и количество покупаемой продукции находятся в прямо пропорциональной зависимости, и за­кон спроса неверен».

Наблюдаются ли подобные «нарушения» закона спроса на фармацевтическом рынке? Свой ответ проиллюстрируйте конкретными примерами.

5. Какие из ниже перечисленных ситуаций и почему вызовут сдвиг кривой спроса:

а)  рост доходов потребителей приводит к увеличению покупок изделий из на­туральных мехов

б)  цена на яблоки резко поднялась, и в результате упал спрос на них

в)  повышение цены на сливочное масло вызвало увеличение покупок расти­тельного масла

г)  введение платного обучения в вузе сократило число студентов этого вуза

д)  товар вышел из моды, в результате сократился спрос на него

е)  удачная реклама на товар вызвала большой прилив покупателей данного товара на рынок

ж)  забота о здоровье привела к сокращению потребления сигарет

6. Какие из ниже перечисленных ситуаций и почему вызовут сдвиг кривой предложения:

а)  снижение цены на пшеницу вызвало уменьшение объема ее продаж

б)  в связи с хорошим урожаем арбузов число их продавцов на рынке увели­чилось вдвое

в)  снижение цен на минеральные удобрения увеличило предложение риса

г)  рост налога на продажу спиртных напитков сократил их предложение

Наблюдаются ли подобные ситуации на фармацевтическом рынке? Проиллюстрируйте свой ответ конкретными примерами.  

7. Эластичность спроса (предложения) – что характеризует собой это свойство? Какой эффект вызовет повышение таможенных пошлин на импорти­руемые лекарственные препараты с коэффициентом эластичности равным 0,5; 8; 1? Кто (какие субъекты) и почему получит вы­игрыш в данной ситуации, и кто проиграет?

8. Функция спроса QD = 40 - 7р, функция предложения QS = - 6 + 16р. Определите равновесную цену и равновесный объем продаж. Решив задачу, объясните:

а) что означает равновесие спроса и предложения?

б) какая ситуация образуется на рынке, если равновесная цена: 1) поднимется до 4 ед.; 2) снизится до 1ед.?

в) какие при­чины вызывают дефицит и затоваривание рынка лекарственных препара­тов?

9. Почему конкуренцию считают важнейшим атрибутом (фактором) рынка? Каким образом в современной экономике государство защищает и поддерживает конкурентную среду? По вашему мнению, какая рыночная структура - с совершенной или несовершенной конкуренцией - предпочтительнее для технического прогресса? Объясните, почему.

10. Что представляет собой сегодня фармацевтический рынок? В чем заключаются его специфика, функции, структура? Каковы перспективы его развития?

 

Раздел II. Микроэкономика

Тема 4. Основы предпринимательской деятельности. Предприятие как инструмент предпринимательства и основное звено хозяйственной  системы.

1. Верны ли, по-вашему, следующие утверждения:

а)   предпринимательство - общедоступный вид деятельности

б) официальный статус предпринимателя приобретается посред­ством его государственной регистрации

в)   объектом предпринимательства может выступать любой вид хозяйственной деятельности, от производственной до консультационной и инновационной

г) главным условием предпринимательской деятельности является самостоятельность хозяйствующего субъекта, наличие у него определенной совокупности прав и свобод

Свой выбор объясните. Какие теоретические положения, по-вашему, следует добавить, чтобы характеристика предпринимательства была более полной?

2. Установите соответствие между парами значений:

а) индивидуальное предпринимательство                1 - товарищество « Тиньков и К»

б) партнерство                                                             2 - ОАО «Сибирьтелеком»

в) корпорация                                                              3 - парикмахерская «Светлана» 

В чем заключаются различия между перечисленными выше формами предпринимательской деятельности? Какая из них, по-вашему, является более предпочтительной? Объясните, почему.

3. Для какого вида предпринимательской деятельности сутью явля­ются товарно-денежные операции и сделки по купле-продаже (перепродаже) товаров и услуг:

а) для страхового предпринимательства

б) для коммерческого предпринимательства

в) для производственного предпринимательства

г) для финансового предпринимательства

В чем Вы видите сходства и в чем - различия между основными видами предпринимательской деятельности?

4. Предпринимательство и предприятие: могут ли они существовать независимо друг от друга? Объясните, в каких случаях предприятие выступает субъектом рыночных отношений, а в каких – их объектом? Приведите примеры, иллюстрирующие Ваш ответ.

5. Для чего при анализе деятельности предприятий используют их различные классификации? Объясните, в чем заключаются различия между экономическими и правовыми формами предприятий. Определите, какие из ниже перечисленных форм являются организационно-правовыми, а какие – экономическими формами предприятий:

   а)   государственные и частные предприятия              д)   многопрофильные предприятия

   б)   производственные кооперативы                             е)    унитарные предприятия

   в)   капиталоемкие предприятия                                   ж)   транспортные предприятия

   г)   коммерческие предприятия                                      з)   акционерные общества

6. Проведите сравнительную характеристику ИП и ООО. В каких случаях создание ООО предпочтительнее организации бизнеса в статусе ИП и наоборот?

7. Охарактеризуйте преимущества малых предприятий. Могут ли они успешно конкурировать с крупными предприятиями в выпуске про­дукции или призваны лишь только их «обслуживать»? Приведите примеры, иллюстрирующие Ваш вывод.

8. В чем заключаются различия между частными предприятиями и предприятиями государственного сектора экономики? Каким следует считать предприятие, акции которого принадлежат как частным (физическим и юридическим) лицам, так и государству? Приведите примеры подобных предприятий.

9. С какой целью предприятия вступают между собой в различные формы партнерских отношений? Что представляют собой такие формы партнерских отношений, как холдинг, лизинг, фран­чайзинг?

10. Объясните сущность понятия «конкурентная стра­тегия фирмы». Назовите известные Вам типы (виды) подобных стратегий, дайте их краткую характеристику. Какие факторы определяют выбор той или иной конкурентной стра­тегии?

 

Тема 5. Издержки и результаты хозяйственной деятельности. Важнейшие показатели экономической эффективности.

1. Назовите факторы, определяющие «лицо» современного производства. Объясните:

а) в чем заключаются различия между понятиями «ресурсы» и «факторы производства»;

б) как связаны между собой понятия «издержки» и «факторы производства»;

в) что представляет собой капитал как фактор производства с точки зрения предприятия и с точки зрения народного хозяйства (национальной экономики в целом);

г) в чём состоит различие между понятиями «труд» и «человеческий капитал».

2. Охарактеризуйте издержки, с которыми сталкивается предприятие в процессе своей хозяйственной деятельности. Экономические издержки - это:

a) расходы на производство продукции при наиболее выгодном ис­пользовании ресурсов

б) неявные, альтернативные издержки (издержки упущенных возможностей)

в) издержки при наиболее выгодном из всех возможных способов использования затраченных ресурсов.

Объясните, какие издержки обучения в ОмГМА следует отнести к явным, а какие к неявным (альтернативным) издержкам.

3. Что такое «короткий период» в деятельности предприятия с точки зрения использования факто­ров производства и деления затрат на постоянные и переменные? Один год для фармацевтической фирмы - это краткосрочный или долгосрочный период в ее деятельности? Свой ответ обоснуйте.

4. Аптечное предприятие само производит для своего производства сырьё, издер­жки производства которого составляют 5800 руб., в том числе FC - 800 руб., переменные – 5000 руб. Одна из фирм предложила предпри­ятию покупать у них это сырьё за 5500 руб. Если предприятие примет это предложение, то высвободившиеся производственные мощности оно направит на выпуск другой (альтернативной) продукции. Определите:

a)   предприятие извлечёт прибыль или понесёт убытки от этой сделки;

б) какой должна быть величина переменных издержек альтернатив­ной продукции, чтобы предприятие при совершении сделки не понесло убытков?

5. Монополист-производитель медицинского оборудования выпускает и продаёт объём продукции, при котором MR = 180 долл., МС = 100 долл., АТС = 200 долл. Чтобы получить максимум прибыли, фирма должна:

a) повысить цену и объём продаж

б) повысить цену и уменьшить объём продаж

в) повысить цену и сохранить прежний объём выпуска

г) снизить цену и увеличить объём выпуска

Свой ответ обоснуйте. Какому правилу должно следовать предприятие, если его цель -  максимизировать прибыль? В чем заключаются особенности этого правила для конкурентной фирмы и для фирмы-монополии?

6. Провизор-предприниматель организовал реализацию лекарственных средств через аптечный киоск. Инвестиции в данный бизнес составили 200 000 д. ед. (покупка киоска, торгового оборудования и лекарственных средств). Деятельность киоска характеризуется следующими годовыми показателями:

·  валовой доход - 150000 д. ед.;

·  издержки, в том числе:

-  заработная плата двух фармацевтов - 60000 д. ед.

-  стоимость электроэнергии - 7200 д. ед.

-  износ малоценных и быстроизнашивающихся предметов (МЦБП) - 6000 д. ед.

-  автомобильные перевозки - 10000 д. ед.

-  хозяйственные нужды - 2000 д. ед.

-  канцелярские товары, бланки - 3000 д. ед.

-  амортизация киоска и торгового оборудования - 9000 д. ед.

Показав ход решения задачи, определите:

а) экономическую прибыль предпринимателя, если оплата труда на рынке провизоров составляет 5 000 д. ед. в месяц, средний доход на капи­тал, вкладываемый в дело со сходной степенью риска, - 10%, а сумма банков­ских процентов по вкладу в размере произведенных инвестиций составила бы 10 000 д. ед. в год;

б) какой объем товарооборота был бы достаточным для того, чтобы провизор не
оставил предпринимательскую деятельность?

7. Провизор-предприниматель решил организовать работу фитобара. Аренда помещения, покупка оборудования и оформление торгового зала потребуют вло­жения 710 000 д.ед. Сама деятельность сопряжена со следующими ежемесяч­ными затратами:

-  амортизация оборудования – 25 965 д.ед.

-  приобретение сырья, материалов и др. – 62 900 д.ед.

-  оплата труда работников – 6 800 д.ед.

-  стоимость электроэнергии – 3 400 д.ед.

Показав ход решения задачи, определите, какова должна быть средняя цена реализации фитонапитка, чтобы провизор со­гласился организовать дело. Производственные мощности рассчитаны на приготовление 17 000 напитков в месяц. Альтернативой применения трудового капитала провизора является должность управляющего аналогичным фитоба­ром с ежемесячной оплатой 3 800 д. ед. Альтернативой применения финансового капитала провизора является покупка ценных бумаг с ежемесячным гарантиро­ванным дивидендом в размере 1,25%.

8. Каковы важнейшие различия между основными и оборотными фондами предприятия? По каким показателям мы судим об эффективности их использования? Охарактеризуйте:

а) основные направления улучшения ис­пользования основных фондов;

б) основные способы ускорения оборачиваемости обо­ротных средств.

Объясните, какую выгоду при этом извлекает предприятие.

9. Первоначальная стоимость станка - 20 млн. руб. Через 6 лет стоимость подобных станков составила 15 млн. руб., а норма амортизации на предприятии осталась прежней - 10%. Определите:

a) остаточную стоимость станка на начало 7 года (млн.р.)

б) сумму потерь от морального износа (млн.руб.)

Объясните, в чем заключаются различия между моральным и физическим износом основного капитала.

10. Что означает понятие рентабельности предприятия? Опишите мето­дики ее расчёта. Какова рентабельность отечественных предприятий, в частности - рентабельность фирм, занимающихся фармацевтическим бизнесом?

 

Вопросы к контрольной работе № 2

Раздел III. Макроэкономика

Тема 6. Цели и результаты национальной экономики. Основные макроэкономические показатели

1. Укажите верные утверждения об особенностях макроэкономики, свой выбор обоснуйте:

а) макроэкономика – это раздел экономической теории, исследующий, как функционирует экономическая система в целом (условия, факторы и результаты развития национальной экономики)

б) макроэкономика – это раздел экономической теории, исследующий, как функционируют отдельные экономические единицы (фирмы, потребители), максимизирующие собственные выгоды

в) макроэкономика изучает массовые явления или силы, которые в своей совокупности определяют производство, распределение, обмен и потребление в масштабах общества в целом

г) макроэкономика изучает поведение домашних хозяйств и фирм на товарных рынках, а также механизм принятия ими экономических решений в заданных условиях

2. Укажите, какие из суждений можно отнести к нормативным утверждениям макроэкономического характера:

а)  если денежную массу сжать на 50 %, то инфляция упадет до 3 % в год

б)  увеличение дефицита государственного бюджета расширит кредитную массу

в)  следует сократить государственный долг до разумных пределов

г)  рост цен в энергетике вызовет повышение потребительских цен на 6 %

Ответ обоснуйте.

3. Какие элементы можно выделить в национальной экономике с точки зрения ее секторальной структуры:

а)  домашние хозяйства, фирмы, государство

б)  материальное производство и нематериальная сфера

в)  реальный и финансовый секторы

г) нефинансовые и финансовые предприятия, государственные учреждения, некоммерческие организации, домашние хозяйства, остальной мир

Дайте характеристику выделенным элементам.

4. Объясните, почему в странах, где в структуре производства превали­руют сырьевые отрасли и относительно невелика доля переработки, ВВП на душу населения существенно ниже, чем в государствах с про­тивоположной отраслевой структурой.

5. Чем ВНП отличается от ВВП (свой выбор обоснуйте):

а)  ВНП включает только конечный продукт, а ВВП – всю произведенную продукцию

б)  ВНП учитывает продукцию внутри страны и за ее пределами, а ВВП – только внутри страны

в)  ВНП измеряется в реальных ценах, а ВВП – в номинальных

г)  ВНП – это сумма конечных продуктов, а ВВП – это сумма добавленных стоимостей

На основании своего ответа определите, что произойдет с ВВП, если ВНП увеличится на 20 млрд. ден. ед., а чистый экспорт (Xn) сократится на 10 млрд. Объясните, почему Вы такдумаете.

6. Объясните, почему важно не включать стоимость промежуточных то­варов в расчёты ВНП. Каким был бы результат включения в расчёты ВНП таких то­варов? Опишите метод оценки ВНП, исключающий из его состава промежуточные товары.

7. Назовите правильные утверждения, свой выбор обоснуйте:

а)  валовой национальный продукт – это сумма стоимости всех товаров и услуг, произведенных в экономике в течение года

б) расходы домохозяйств на строительство нового дома включаются в потребительские расходы

в)  национальный доход отличается от чистого национального продукта на величину косвенных налогов

г)  валовые инвестиции могут быть меньше чистых инвестиций

8. Американская фирма находится в Японии. В этом случае ее доход:

а)  включается в ВВП США

б)  не включается в ВНП США

в)  включается в ВНП Японии

г)  все перечисленные выше ответы верны

д)  все перечисленные выше ответы неверны

Свой выбор обоснуйте.

9. Итальянские рабочие трудятся во Франции и получают там заработную плату. Их доход увеличивает:

а)  ВНП Франции

б)  ВВП Франции

в)  ВВП Италии

г)  все перечисленные выше ответы неверны

Свой ответ обоснуйте.

10. Как соотносятся между собой основные макроэкономические показатели? Что необходимо сделать, чтобы получить величину НД:

а)  к ЧНП прибавить косвенные налоги

б)  из ЧНП вычесть косвенные налоги

в)  из ВНП вычесть амортизацию и все налоги

г)  к личному доходу прибавить трансфертные платежи

 

Тема 7. Макроэкономическая динамика рыночного хозяйства

1. Что такое совокупный спрос? От каких факторов он зависит? Какое влияние на размер совокупного спроса окажет:

а)   уменьшение налога с продаж

б)   увеличение оплаты коммунальных услуг

в)   уменьшение кредитных ставок

г)   уменьшение государственных расходов

Ответ обоснуйте.

2. Что такое совокупное предложение? От каких факторов оно зависит? Какое влияние на размер совокупного предложения окажет:

a)   увеличение ставок НДС

б)   увеличение ставки рефинансирования

в)   снижение ставки экспортных пошлин на энергоресурсы

г)   снижение инфляции предложения

Ответ обоснуйте.

3. Каковы причины цикличного развития национальной экономики? Укажите признаки, характерные для краткосрочных (коротких), среднесрочных и долгосрочных (длинных волн Н.Д. Кондратьева) циклов. Объясните, чем данные виды экономических циклов отличаются друг от друга, приведите примеры их проявления в хозяйственной практике.

4. Что называют экономическим ростом? Каковы его типы и способы измерения? Охарактеризуйте факторы экономического роста. Являются ли таким фактором сбережения граждан? Почему?

5. Объясните влияние по­требления, сбережений и инвестиций на размер национального дохода в стране, на общий уровень экономического развития. Приведите примеры, подтверждающие Вашу точку зрения.

6. В чем заключается сущность мультипликационного эффекта в национальной экономике? Какой из перечисленных ниже факторов вызовет уменьшение разме­ра мультипликатора:

a)   сокращение уровня государственных расходов

б)   рост предельной склонности к потреблению

в)   падение уровня инвестиций

Объясните, почему Вы так думаете.

7. В чем заключается экономическая сущность процесса инфляции? Справедливо ли считать инфляцию феноменом, присущим лишь бумажно-денежному обращению? Определите причины, виды, социальные и экономические последствия инфляции. Может ли инфляция быть полезной человеческому обществу?

8. Темпы инфляции можно рассчитать, исходя из объемов производства товаров и исходя из объемов их потребления. Получаемые результаты могут быть различными. Каковы причины этих различий? Какие ещё способы измерения уровня и темпов инфляции Вы знаете?

9. Перечислите меры, позволяющие сдерживать и понижать уровень ин­фляции. Приведите примеры, иллюстрирующие Ваш ответ. Почему в холодное время года темпы инфляции, как правило, выше, чем в теплое время года? Как можно ослабить эту зависимость?

10. Перечислите известные Вам последствия безработицы. Все ли они носят отрицательный характер? Рассчитайте экономические потери общества от безработицы при фактическом её уровне = 8%, естественном уровне = 5%, значении коэффициента А. Оукена  = 3% и фактическом национальном доходе 1000 млрд. д.е.

 

Тема 8. Деньги. Кредит. Банки

1. В чём выражается экономическая сущность денег? Всегда ли они будут нужны человеческому обществу? Поясните основные функции денег, приведите примеры, иллюстрирующие Ваше мнение.

2. Какие денежные агрегаты входят в состав денежной массы согласно методологии Центрального банка РФ? Назовите факторы, которые: а) оказывают влияние на спрос на деньги; б) могут оказать влияние на скорость обра­щения денег.

3. Определите отличительные особенности российской банковской системы, обозначьте в ней  место и роль Центрального банка РФ и коммерческих банков. Как на банковской системе отразился экономический кризис 2008-2010г.г.?

4. Какова цель деятельности Центрального банка РФ? Перечислите инструменты прямого и косвенного воздействия Центрального банка РФ на денежно-кредитную систему страны, приведите примеры, подтверждающие их эффективность.

5. Дайте характеристику активных и пассивных банковских операций, проиллюстрировав ответ соответствующими примерами. Пассивные операции коммерческих банков являются первичными или вторичными по отношению к активным? Объясните, почему.

6. Какой банк (банки) осуществляет эмиссию безналичных денег? Какой банк (банки) осуществляет эмиссию наличных денег? Свой ответ обоснуйте. Что такое денежный мультипликатор, как он связан с эмиссией денег?

7. Что представляет собой и в каких видах существует банковский процент? На конкретных примерах покажите: а) как депозитный процент может служить точкой отсчета в выборе других вариантов использования свободных денежных средств; б) разницу в уплате простого и сложного банковского процента.

8. Взвесив все «за» и «против», обоснуйте необходимость кредита для развития рыночной экономики. Назовите функции, формы и виды кредита. Проиллюстрируйте свой ответ конкретными примерами.

9. Для покупки нового оборудования фирме необходимо взять кредит в размере 40 тыс.у.е. сроком на 1 год. Ожидается, что благодаря это­му дополнительный годовой доход фирмы составит 2000 у.е. Показав ход решения задачи, определите: а) уровень процентной ставки, при котором фирме будут выгодны инвестиции в оборудование; б) факторы, от которых зависит размер процентных ставок по кредитам.

10. Дайте характеристику основным видам ценных бумаг. Какую роль они играют в рыночной экономике? Перечислите и приведите примеры операций с ценными бумагами.

 

Тема 9. Финансы. Финансовая система. Бюджет

1. Перечислите характерные черты финансов. Какие функции выполняют финансы в экономической системе? Чем отличаются финансы от денег? Чем отличаются финансы от кредита?

2. Тождественны ли понятия «система финансов» и «финансовая система»? Объясните, почему. Из каких элементов состоит система финансов, и каков состав финансовой системы РФ? Каковы функции Министерства Финансов РФ?

3. Объясните, что означает бюджет с: а) экономической точки зрения, б) правовой точки зрения, в) количественной точки зрения. Приведите примеры, иллюстрирующие Ваше мнение.

4. Перечислите источники доходов бюджетов разных уровней. Укажите направления расходов бюджетов разных уровней. Объясните значение принципа "сбалансированности бюджета”.

5. Какие виды бюджетов Вы знаете? Чем межбюджетное регулирование отличается от финансовой помощи? Приведите примеры дотаций, субсидий, субвенций.

6. Перечислите стадии бюджетного процесса, дайте их краткую характеристику. Сколько месяцев длится бюджетный процесс в РФ?

7. В чем заключается экономическая роль и сущность налогов? Охарактеризуйте основные  функции налогов. По какому принципу налоги делятся на: а) федеральные, региональные, местные; б) прямые и косвенные; в) налоги на доходы, на имущество, на расходы? Приведите примеры, иллюстрирующие перечисленные выше виды налогов.

8. Что произойдёт в экономике, если во время экономического кризиса возрастут ставки налогов? В чем заключается экономический смысл  кривой Лаффера?

9. Вам необходимо изыскать дополнительные ресурсы для пополнения государственного бюджета. Одна из возможных мер – введение (увеличение) таможенных пошлин. На какие импортируемые товары целесообразно введение импортных пошлин, если при этом преследуется цель не допустить сильного увеличения инфляции, – на потребительские товары или товары производственного назначения? Ответ обоснуйте.

10. Одним из факторов, тормозящих развитие экономической активности в современной России, считается высокий единый социальный налог (ЕСН): его начальная ставка – 35,6% от фонда заработной платы. Не отрицая этого, Правительство Российской Федерации не решается его снизить, опасаясь нехватки средств для выполнения своих обязательств по социальному обеспечению населения. В качестве решения этой проблемы некоторые экономисты предлагают формировать средства для государственного социального обеспечения за счет отчислений не от фонда заработной платы, а от основного капитала фирмы (введение «платы за фонды – оборудование, станки и др.», существовавшей с середины 60-х гг. в СССР).

Дайте аргументированную оценку этому предложению.

 

Тема 10. Социальная экономика и качество жизни

1. Что такое социальная экономика: каковы ее сущность, функции, структура? Справедливо ли выделять в структуре экономики особую, социальную сферу?

2. Каким образом связаны между собой понятия «социальная политика», «доход», «уровень жизни»? Может ли, на Ваш взгляд, оказать существенное влияние на уровень жизни населения  дифференциация ставок подоходного налога? Почему Вы так думаете?

3. Сколько и какие налоги заплатят граждане нашей страны в текущем году? Как это отразится на их реальных доходах и уровне жизни? Какие меры, на ваш взгляд, могли бы сделать налогообложение более справедливым?

4. Назовите внебюджетные фонды социального назначения, существующие в РФ. Определите принципы их формирования и основные функции. Каковы важнейшие отличия внебюджетных фондов социального назначения от внебюджетных фондов экономического назначения?

5. Назовите источники доходов и направления расходов каждого внебюджетного фонда социального назначения.

6. Какие виды пенсий существуют в нашей стране, каковы условия их получения? Объясните смысл и значение пенсионной реформы в РФ.

7. Объясните, тождественны ли понятия «справедливость» и «равенство» в распределении доходов. Справедливо ли, на Ваш взгляд, неравенство в распределении доходов среди врачей разных специальностей? Почему?

8. Население страны разделено на квантильные группы. Доля каждой из этих групп в общих доходах составляет соответственно: 5 %, 13 %, 15 %, 17 % и 50 %. На основе приведенных данных постройте кривую Лоренца и прокомментируйте полученный рисунок. Какие правительственные меры могли бы сгладить социальное неравенство и реально увеличить доходы основной массы населения?

9. В чем заключено различие между номинальными, располагаемыми и реальными доходами? Определите изменение реальных доходов, если при темпе инфляции 50 % в месяц номинальные доходы в стране за два месяца выросли в 2 раза.

10. Каковы цели и основные направления социальной политики? Какие инструменты используются государством для ее проведения?



Узнать стоимость этой работы



АЛФАВИТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ ПО ВУЗАМ
Найти свою работу на сайте
АНАЛИЗ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Курсовые и контрольные работы
БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ, АНАЛИЗ И АУДИТ
Курсовые, контрольные, отчеты по практике
ВЫСШАЯ МАТЕМАТИКА
Контрольные работы
МЕНЕДЖМЕНТ И МАРКЕТИНГ
Курсовые, контрольные, рефераты
МЕТОДЫ ОПТИМАЛЬНЫХ РЕШЕНИЙ, ТЕОРИЯ ИГР
Курсовые, контрольные, рефераты
ПЛАНИРОВАНИЕ И ПРОГНОЗИРОВАНИЕ
Курсовые, контрольные, рефераты
СТАТИСТИКА
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
ТЕОРИЯ ВЕРОЯТНОСТЕЙ И МАТ. СТАТИСТИКА
Контрольные работы
ФИНАНСЫ, ДЕНЕЖНОЕ ОБРАЩЕНИЕ И КРЕДИТ
Курсовые, контрольные, рефераты
ЭКОНОМЕТРИКА
Контрольные и курсовые работы
ЭКОНОМИКА
Курсовые, контрольные, рефераты
ЭКОНОМИКА ПРЕДПРИЯТИЯ, ОТРАСЛИ
Курсовые, контрольные, рефераты
ГУМАНИТАРНЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
ДРУГИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
ЕСТЕСТВЕННЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
ПРАВОВЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
ТЕХНИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
РАБОТЫ, ВЫПОЛНЕННЫЕ НАШИМИ АВТОРАМИ
Контрольные, курсовые работы
ОНЛАЙН ТЕСТЫ
ВМ, ТВ и МС, статистика, мат. методы, эконометрика