Общая информация » Каталог студенческих работ » ДРУГИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ » Экономическая теория |
13.12.2016, 15:39 | |||||||||||||||||||
Вариант 1 «А-Б» Экономика отраслевых рынков как наука Предмет и метод анализа отраслевых рыночных структур. Парадигма «структура – поведение – результативность» как основа анализа организации отраслевых рынков. Роль государственной политики в формировании рыночных структур. Задача. Предположим, что отрасль состоит из 6 фирм. Четыре фирмы осуществляют продажи на 10 долларов каждая, а две - на 5 долл. каждая. Рассчитайте для этой отрасли: показатель уровня концентрации С4; индекс Херфиндаля Хиршмана (ХХИ)
Вариант 2 «В-Г» Методология исследования рыночных структур Рынок и рыночные структуры. Институциональный подход с точки зрения трансакционных издержек. Критерии измерения концентрации продавцов на рынке. Показатели концентрации продавцов на рынке. Оценка монопольной власти фирм. Задача. Авиакомпания имеет предельные издержки МС = 200 долл., а цена не ее продукцию составляет 300 долл. Каким будет индекс Лернера и повышательный фактор (наценка)? Как можно использовать эти показатели для определения уровня монопольной власти?
Вариант 3 «Д-Е» Структура и эффективность функционирования рынка Проблема максимизации прибыли для монополии. Последствия монополии: чистые потери благосостояния; альтернативные издержки монополии; сравнительная эффективность производства в условиях свободной конкуренции и монополии. Налогообложение монополии. Способы создания и поддержания монополии в отрасли. Задача. Объем продаж фирмы - 1 млн. долларов, индекс Лернера составляет 0,65, а предельные издержки - 35 долларов. Фирма конкурирует на своем рынке с другими 1.000 фирмами. A) Какую цену фирма назначит своим потребителям? Б) Каким будет повышательный фактор для цены по отношению к предельным издержкам? В) Как вы думаете, есть у фирмы рыночная власть? Объясните
Вариант 4 «Ж-З» Факторы, определяющие структуру рынка Экономия на масштабах производства: эффект масштаба от выпуска одного продукта, от выпуска продукции одного завода, от выпуска продукции на нескольких заводах. Факторы, ограничивающие эффект масштаба. Транспортные издержки. Измерение издержек производства и масштабов производства. Воздействие политики правительства: прямое воздействие на структуру отрасли, косвенные последствия вмешательства государства. Налоговая политика и ее влияние на структуру рынка. Задача. Фирма "Хорей" конкурирует со многими другими фирмами в высококонкурентной отрасли. В течение последнего квартала в отрасли появилось несколько новых фирм и в результате доходы от инвестиций "Хорей" почти сравнялись с процентной ставкой. Более того, уровень концентрации С4 и ХХИ малы, а индекс Ротшильда значительно больше 0. Основываясь на этой информации определите, какой рыночной структуре наиболее соответствует отрасль, где конкурирует "Хорей"?
Вариант 5 «И-К» Анализ барьеров входа-выхода и структура рынка Понятие барьеров входа в отрасль. Понятие барьеров выхода из отрасли. Нестратегические барьеры входа: ограничения спроса, барьеры капитальных затрат, барьеры преимущества в уровне затрат, административные барьеры, состояние инфраструктуры рынка, криминализация экономики. Стратегические барьеры входа в отрасль: политика ценообразования; неценовые стратегии создания барьеров в отрасли (дополнительные инвестиции в оборудование; дифференциация продукта; долгосрочные контракты). Барьеры входа и теория квазиконкурентных рынков. Объективные и субъективные причины появления теории квазиконкурентных рынков. Основные черты квазиконкурентных рынков. Условия существования квазиконкурентного рынка. Задача. Предположим, что эластичность рыночного спроса на продукцию вашей фирмы -1,50. Предельные издержки производства постоянны и составляют 75 долл., средние общие издержки (АТС) на текущую продукцию находятся на уровне 200 долл. Определите вашу оптимальную цену на единицу продукта, если: а) вы монополист; б) вы конкурируете с одной фирмой, как в модели олигополии по Курно в) вы конкурируете с 19 другими фирмами, как в модели олигополии по Курно.
Вариант 6 «Л-М» Вертикальная интеграция и вертикальные ограничения на товарном рынке Вертикальная интеграция и вертикальные ограничения: общие понятия. Виды вертикальной интеграции и вертикальных контрактов. Последствия вертикальной интеграции. Слияния и поглощения. Франчайзинг как особая форма вертикальных ограничений. Задача. Предположим, что на рынке действует 8 фирм. Объем их продаж представлен следующим образом (в млрд. руб.):
Определить долю на рынке каждого производителя. Рассчитать показатели концентрации. Определить рыночную структуру отрасли.
Вариант 7 «Н-О» Экономические теории олигопольного ценообразования Понятие олигополии, ее характерные черты. Модели кооперированной и некооперированной олигополии. Простейшая модель некооперативного взаимодействия. Олигопольная взаимозависимость как основа олигопольного ценообразования. Теория олигопольного ценообразования: основные черты. Модель Курно. Вклад теории игр в теорию олигопольного ценообразования. Поведение доминирующей фирмы. Модель Форхаймера «модель доминирующей фирмы». Модель Штакельберга «следовать за лидером». Задача. Спрос на рынке от цены зависит следующим образом: P=100-Q. Издержки фирм составляют: FC1=0; AVC1=35; FC2=10; AVC2=25. Одна из фирм является лидером, другая пытается войти на рынок. Какой может быть цена товара, лимитирующая вход на рынок новой фирме?
Вариант 8 «П-Р» Условия, способствующие и ограничивающие координацию олигополий Динамика ценообразования в условиях монополии и олигополии. Условия, способствующие координации монополий. Открытые и тайные соглашения. Образование картелей. Проблема соглашения по цене. Проблема нарушения соглашений. Лидерство в ценах. Условия, ограничивающие олигопольную координацию: большое число продавцов; неоднородность продукции и каналов распределения; сочетание высоких накладных расходов с неблагоприятными условиями деятельности; большие объемы и нерегулярность заказов; благоприятные возможности тайного снижения цен; влияние неформальной отраслевой структуры. Задача. Известны данные относительно совокупных издержек двух фирм в отрасли: TC1=20Q; TC2=30Q. Спрос на рынке описывается функцией Q=33-P. Для защиты старая фирма использует лимитирующее ценообразование. При этом лимитирующая цена не будет превышать 27$. Какая из фирм пытается войти на рынок и удастся ли ей это сделать. Если старая фирма не изменит объем выпуска, а новая войдет на рынок, какова будет цена товара у каждой фирмы и каков будет совокупный объем предложения товара.
Вариант 9 «С-Т» Ценовая дискриминация Ценовая дискриминация как способ увеличения монопольной прибыли и общественного благосостояния. Понятие ценовой дискриминации. Условия, необходимые для эффективной политики ценовой дискриминации. Типы ценовой дискриминации: Совершенная ценовая дискриминация (ценовая дискриминация 1-й степени). Ценовая дискриминация в зависимости от объема покупки (ценовая дискриминация 2-й степени). Ценовая дискриминация по группам потребителей – разграничение рынка (ценовая дискриминация 3-й степени). Взаимосвязанные продажи. Трансфертное ценообразование. Ценообразование, ориентированное на затраты. Психологические особенности ценообразования. Ценообразование, ориентированное на спрос. Задача. На рынке действует дуополия. Первая фирма производит одну единицу продукции, затрачивая 30 единиц труда и 30 единиц капитала. Вторая фирма производит одну единицу продукции, затрачивая 30 единиц труда и 60 единиц капитала. Цена единицы труда равна w, цена единицы капитала r. Функция спроса на продукцию дуополии имеет вид: P=90-Q. Определить параметры равновесия Курно.
Вариант 10 «У-Ф» Несовершенная информация Неполнота информации и ее последствия. Понятие асимметричной информации. Модель «рынка лимонов» Акерлофа. Три варианта рыночного равновесия в зависимости от полноты и симметричности информации. Проблема выбора политики продавца на рынке с асимметричной информацией о качестве продукции. Проблема «риска недобросовестного поведения». Решение проблемы «рынка лимонов». Поддержка стандартизации и сертификации. Контроль рекламной деятельности. Ценовая политика. Проявление неполноты и асимметрии информации на рынке кредитов и ее последствия. Асимметричная информация о ценах как основа монопольной власти на товарных рынках. Задача. Спрос на продукцию дуополии описывается формулой Q=20-0,5P Рассчитайте параметры равновесия по Бертрану для случаев: А) совокупные издержки фирм равны TC1=TC2=10Q Б) совокупные издержки фирм различны TC1=10Q; TC1=TC2=20Q
Вариант 11 «Х-Ц» Дифференциация продукта Однородные продукты. Неоднородные или дифференцированные продукты. Внутренние и внешние характеристики дифференциации продукта. Виды дифференциации продукта. Понятие бренда как инструмента дифференциации продукта. Структура бренда. Способы измерения степени дифференциации продукта на отраслевом рынке: по числу торговых марок; по объему расходов фирм на рекламу; на основе показателя перекрестной эластичности спроса; на основе анализа опроса потребителей. Процесс дифференциации продукта с точки зрения исторической динамики взаимосвязи производства и потребления. Задача. Фирма-монополист функционирует на рынке, где спрос описывается функцией: P=110-3Q. Общие издержки фирмы описываются функцией: TC=2Q2+10Q+25. Государство вводит новый налог в размере 20 руб/ед. продукции. Определить объем выпуска, цену товара и прибыль фирмы до и после введения налога.
Вариант 12 «Ч-Щ» Структура рынка, патенты, технологические инновации Технологические нововведения: понятия и условия реализации. Особенности финансирования НИОКР. Издержки и риск НИОКР. Логика патентной защиты. Сложности патентной защиты. Лицензирование. Торговые марки. Взаимосвязи между структурой рынка и инновациями. Монополии и инновации. Преимущества крупных и малых фирм. Задача. Спрос на продукцию естественной монополии, использующей ценообразование Рамсея, описывается функцией: Q=20-2P. Кривая долгосрочных средних издержек имеет вид: LAC=2Q-2. Государство устанавливает цену на продукцию естественной монополии Р = 7. Как отреагирует на это рынок? Возникнет избыток или дефицит товара?
Вариант 13 «Э-Ю» Естественные монополии Понятие естественных монополий и причины их возникновения Государственное регулирование естественных монополий: · ценообразование на продукцию естественных монополий; · регулирование доходности фирмы - естественной монополии; · регулирование отношений собственности на фирмы, действующие на рынке естественных монополий. Задача. Спортивный клуб одновременно может оказывать услуги 300 посетителям. Руководство клуба обратило внимание па то, что в пиковые периоды имеют место факты понижения уровня предоставляемых услуг. Принимается решение о повышении вступительных взносов на 15% и текущих на 10%. Имеет ли здесь место: - первая степень ценовой дискриминации или совершенная дискриминация - вторая степень ценовой дискриминации - эффект странных цифр - политика двойного тарифа - нет явления ценовой дискриминации
Вариант 14 «Я» Государственная отраслевая политика Отраслевая политика: понятие и характеристика типов. Антимонопольная политика государства. Внешнеторговая политика в условиях несовершенной конкуренции на мировом рынке Задача. Ценовая эластичность на внутреннем рынке бензина в одной из стран -0,5. Ценовая эластичность внутреннего предложения 0,4. В настоящее время бензин продается по цене 1$ за литр. При этом ежегодно продается 100 млрд. литров бензина. На рынке появляется фирма с предельными издержками 0,5 $ за литр. Каким должен быть оптимальный размер импортного тарифа для минимизации потерь внутренних производителей бензина, не устраняющий при этом зарубежную фирму с рынка. | |||||||||||||||||||