Общая информация » Каталог студенческих работ » ДРУГИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ » Бизнес-планирование |
25.01.2019, 18:02 | |
Кейс: «Лоббизм как коммуникационная технология» Лоббизм сегодня – значимая часть политической системы, закрепленная юридически. Например, в Соединенных штатах Америки разнообразные группы лоббистов влияют на законообразование страны. Все их предвыборные компании строятся на лоббировании и привлечении финансирования (спонсоров). Причем это абсолютно открытая информация – кто привел к власти того или иного политика. И даже дружба с политиками в западной культуре не является грехом. То есть совместные барбекю с Обамой не уронят репутацию политика или бизнесмена, никто не посчитает его коррупционером. В правительстве и во всех региональных управляющих органах действуют постоянные представительства лоббистов. Все крупные корпорации имеют в составе специализированные подразделения, занимающиеся исключительно лоббированием их интересов, продвигают своих лоббистов на самый верх – чтобы те артикулировали и защищали их интересы. Лоббисты в США – уважаемые люди. Там это легальная профессия, которой обучают на спецкурсах в самых престижных юридических университетах. Это просто пробивные «посредники», доносящие информацию до сильных мира сего, добивающиеся с помощью связей поставленных перед ними задач. Конечно, нельзя считать лобби – когда некто, действуя в интересах корпораций, идет на прямой подкуп – и нарушает закон. Лобби, замешанное на взятках, не имеет права на существование. Правовое же лобби как явление – нормальная практика политикоэкономического существования любой капиталистической страны. Лоббизм полезен для государственной машины: он помогает справиться с бюрократией, ускоряет претворение в жизнь законопроектов, дает негосударственным структурам возможность быстро решать проблемы и развиваться. Лоббистские группы в правительстве и в парламенте, отстаивающие противоположные интересы, способствуют сохранению конкуренции в принятии важных общественных решений. Зачастую крупные компании прибегают к услугам внешних лоббистов – это компании-национальные лидеры, чьи корпоративные лоббисты тратят на лоббистскую деятельность более $10 млн. в год. Так, к примеру, компанию General Electric – традиционного лидера среди коммерческих корпораций по затратам на GR – в 2003 г. обслуживали более 10 внешних лоббистских структур. При этом только корпоративные лоббисты, по данным официальной отчетности, потратили за 2003 г. на деятельность по отстаиванию интересов компании в органах власти $17,2 млн. Данная ситуация – использование услуг внешних лоббистов помимо активной деятельности штатных лоббистов – характерна для большинства крупных компаний. В 1995 году Президент США Билл Клинтон подписал жесткий закон о раскрытии лоббистской деятельности (Lobbying Disclosure Act), который вступил в силу 1 января 1996 года. Его действие распространилось на лоббирование не только Конгресса, но и исполнительных органов власти, было введено много новых терминов, а также перечислены 19 видов действий, не подпадающих под понятие «лоббизм». Штрафы за нарушение закона были увеличены в пять раз, но тюремное заключение нарушителям не грозило. В новом законе появилось положение о том, что все иностранные лоббисты, представляющие коммерческие интересы, регистрируются наравне с их американскими коллегами, а иностранными агентами, подпадающими под действие ФАРА, считаются теперь только агенты влияния иностранного государства в целом (работники посольств, межгосударственных организаций и т.д.). Произошло это в связи с глобализацией бизнеса в мире, в результате чего усилилась степень влияния иностранного лобби в США. Необходимость принятия нового закона также объяснялась тем, что только один из пяти лоббистов регистрировался, а остальные предпочитали не афишировать свою деятельность и выдавали себя за экспертов, консультантов, информаторов и т.п. Порядок регистрации и отчетности в Lobbying Disclosure Act. Лоббисты и лоббистские фирмы были обязаны зарегистрироваться у секретаря (Secretary) Офиса Сената по общественным записям (Senate Office of Public Records), который доводил всю информацию о лоббисте до общественной инспекции (public inspection). Существовали две формы для регистрации: LD-1 – форма для тех, кто регистрировался впервые, и форма LD-2 – для тех, кто уже был зарегистрирован ранее. Каждые полгода (не позднее 14 августа и 14 февраля или на следующий рабочий день, если на эти дни приходятся праздники или выходные) лоббисты и лоббистские фирмы были обязаны посылать детальный отчет о своей деятельности (согласно запросам в указанных формах) в Офис по общественным записям (the Office of Public Records). Допускалось два варианта заполнения: бумажное заполнение (Paper Filing); электронное заполнение(Electronic Filing), которое потом может быть отправлено по электронной почте. Бумажное заполнение (Paper Filing) требуемых форм отсылалось через почту Соединенных штатов, службу Federal Express (FedEx) или Ups. Отчеты, доставленные в Офис по общественным записям (the Office of Public Records), на которых стоял почтовый штемпель с датой не позднее 14 августа и 14 февраля или на следующий рабочий день, если на эти дни приходятся праздники или выходные, считались пришедшими вовремя. Для ручной доставки документов можно было использовать только правительственных курьеров со специальным удостоверением личности, разрешенным Федеральным Правительство (Federal Government). При электронном заполнении (Electronic Filing) требуемых форм лоббисту присваивался регистрационный номер и пароль, после чего он мог заполнить форму с помощью специальной программы. Согласно Lobbying Disclosure Act, лоббистом считался человек, который тратил не менее 20 процентов своего времени на лоббистскую деятельность, имел многочисленные контакты с членами законодательных и исполнительных органов власти, получал за свои услуги от своих клиентов не менее 5000 долларов в течение 6 месяцев. Действие закона Lobbying Disclosure Act распространялось на лоббирование не только Конгресса, но и исполнительных органов власти. Сегодня в США выходят несколько информационных бюллетеней, посвященных вопросам лоббизма. Самыми авторитетными из них являются: сборник «Вашингтонские представители» и сборник «О’Двайерс Вашингтон рипорт». Справочник «Вашингтонские представители» в настоящее время выходит ежегодно, содержит около 1000 страниц текста и стоит порядка 100 долларов. В справочнике содержатся данные о годовой деятельности лоббистов, будь то юридические консультанты, сотрудники различных учреждений со штаб квартирой по связям с органами государственной власти в Вашингтоне. В опубликованном в 1993 году ежегодном сборнике было официально зарегистрировано 15 тысяч лоббистов. Бюллетень «О’Двайерс Вашингтон рипорт» издается с 1992 года сначала ежемесячно, а затем – из-за большого количества информации два раза в месяц. Стоимость подписки на год составляет 95 долларов. Бюллетень в основном предназначен для лоббистов, представляющих иностранных компании и государства в США и содержит данные о различных контактах иностранных лоббистов, их цели и гонорары за предоставленные услуги. Все недостатки, связанные с лоббизмом, американским политикам, юристам и политологам хорошо известны. Но лоббистов принято сравнивать с комаром, вьющимся над быком (Конгрессом) и заставляющим его энергично пахать, или с дыханием, которое необходимо организму независимо от того, чистое оно или нет. Никому и в голову не придет запретить лоббизм или поставить лоббистов в чрезвычайно жесткие рамки, что объясняется тем положительным потенциалом, который свойствен лоббизму. В дополнение к опубликованным законам, применяемым к лоббистам и лоббистской деятельности в Конгрессе США, существуют парламентские правила как в Палате представителей, так и в Сенате, которые, однако, не применяются вопреки этим федеральным законам или же прямо применимы к частным лицам, лоббирующим Конгресс, и которые могут серьезно повлиять на деятельность и поведение таких лоббистов. Эти правила устанавливают этические директивы и правила поведения для депутатов и служащих Конгресса. Кроме того, имеются этические директивы и профессиональные нормы для лоббистов, установленные добровольными организациями профессиональных лоббистов. Вопросы к кейсу: 1. Проанализируйте приведенную выше ситуацию и выделите основные формы лоббистской деятельности в рамках бизнес-коммуникаций. 2. Чем, на Ваш взгляд, было вызвано появление издание Lobbying Disclosure Act? 3. Выделите ключевые факторы успеха лоббистов. 4. Почему происходит рост внимания к иностранному лобби в США? В чем причина влияния лоббистов на политические процессы? Ответ обоснуйте. 5. Раскройте механизм влияния лоббистов на государственный аппарат США. 6. Имеет, ли на Ваш взгляд, смысл рассмотрения проблемы с другой стороны: уменьшение влияния лобби благодаря введению «этических директив и профессиональных норм» для работников Конгресса? 7. Приведите примеры лоббирования интересов большого бизнеса в государственных структурах Российской Федерации. Какие факторы приводят к успеху этой деятельности? Свой ответ аргументируйте. | |