1. Предмет и основные разделы статистики финансов
Финансы – система экономических отношений по поводу
формирования, распределения и использования доходов без изменения форм
стоимости с целью производства и удовлетворения индивидуальных и коллективных
потребностей.
Финансы выражают свою сущность в распределительной и
контрольных функциях. Кредит выражает свою сущность также и в
перераспределительной функции, способствующей ускорению оборота денежных
средств и материальных ценностей в экономике. Самостоятельным объектом изучения
статистики финансов является финансовый рынок.
Статистика
финансов – отрасль социально-экономической
статистики.
Предметом
статистики финансов является
количественная характеристика финансов и финансово-хозяйственной деятельности
субъектов экономики, процесса воспроизводства и кругооборота финансовых
ресурсов.
Объектом
статистики финансов является
финансовые активы государства, секторов и отраслей экономики, всех хозяйствующих
субъектов, находящихся в их распоряжении и предназначенные для выполнения
финансовых обязательств и осуществления затрат с целью воспроизводства и
удовлетворения потребностей.
К задачам статистики
финансов относят:
1. контроль
за выполнением проектов, планов, программ и прогнозов по поводу обеспечения
воспроизводственных процессов необходимыми денежными ресурсами и фондами;
2. изучение статистических закономерностей развития
финансовой системы;
3. анализ использования финансовых ресурсов;
4. исследование прямых и обратных связей между
процессом создания национального дохода, валового внутреннего продукта,
валового национального продукта и их последующим перераспределением через
финансово – банковские органы.
Одной из наиболее важных задач статистики финансов
является всесторонний анализ деятельности органов государственного управления.
Основным
элементом статистики финансов
является система показателей,
отражающих цифровую характеристику явлений и процессов, подлежащих изучению в
данной области.
Система
показателей статистики финансов включает в себя следующие блоки показателей:
-показатели статистики бюджета;
-показатели статистики денежного обращения;
-показатели процентных ставок;
-показатели статистики кредита;
-показатели статистики сберегательных учреждений;
-показатели статистики страхования;
-показатели финансов предприятий и организаций;
-показатели банковской статистики;
-показатели статистики валютных курсов;
-показатели статистики финансового рынка.
Статистика
финансов включает следующие разделы:
1) статистику государственных финансов;
2) статистику финансов предприятий;
3) статистику финансового рынка;
4) статистику финансового сектора экономики;
5) статистику денежного обращения и кредита;
6) статистику страхования.
2. Метод статистики финансов и его особенности
Метод - это статистическое
наблюдение за финансовыми процессами.
1) Наблюдение,
сбор данных;
2)
Сводка, группировка (классификация);
3)
Анализ (обобщение статистического
материала на основе средних, индексных, выборочных, методов; метода рядов
динамики; корреляционного и корреляционно-регрессионного анализа).
Статистика финансов для достижения своих
целей использует весь инструментарий традиционных и присущих только ей
статистических методов, основными из которых являются:
1)
балансовая увязка
остатков и оборотов денежных средств. Требуется там, где применяются балансовые
счета. Общая схема этой увязки: разница между остатками денежных средств на
начало и конец отчетного периода равна разнице между расходом и приходом
денежных средств;
2)
статистическая
характеристика динамики финансовых показателей. Представляет собой традиционный
метод анализа финансово денежных отношений. Строятся ряды исходных финансовых
показателей и исчисляются их абсолютные приросты; цепные индексы роста и прироста;
базисные индексы роста и прироста. Наличие динамических рядов и их стандартное
выражение в виде индексов даёт возможность изучить тенденции развития связанных
между собой явлений;
3)
структурный
анализ финансово-денежных отношений направлен на выявление относительного
взаимодействия изучаемых признаков;
4)
определение
основной тенденции развития финансовых явлений. Причиной тренда финансовых
показателей является общее развитие экономики и специфика финансово денежных
отношений, традиционно основанных на процентном росте денег и инфляционных
процессах.
3. Понятие финансово-экономических расчетов и их место
в статистике финансов
Финансово-экономические
расчеты (финансовая математика)
наряду с другими методами статистики дают целостную концепцию количественного
анализа условий и результатов финансово-кредитных и других коммерческих
операций. Финансово-экономические расчеты (ФЭР) — совокупность методов
определения изменения стоимости денег, происходящего вследствие их движения в
процессе воспроизводства. Значение ФЭР как специфического метода финансовой
статистики заключается в том, что он позволяет рассматривать возможные варианты
вложения денежных средств и выбирать среди них наиболее эффективные,
анализировать последствия уже произведенных расходов. Финансово-экономические
расчеты на практике применяются в банковском деле, страховании, в работе
финансовых организаций, инвестиционных компаний, фондовых и валютных бирж и т.
п. Важное значение ФЭР имеют и для установления взаимовыгодных
внешнеэкономических отношений.
Применение финансово-экономических расчетов обогащает
социально-экономическую статистику. С их помощью решаются задачи, которые в
наиболее общем виде заключаются в следующем:
1) расчет страховых выплат;
2) исчисление конечных сумм денежных средств, находящихся
во вкладах, займах, ценных бумагах путем исчисления процентов;
3) установление взаимосвязи между отдельными
параметрами сделки и определение параметров сделки, исходя из заданных условий
и на этой основе:
а) определение эквивалентности параметров сделки для
получения равной отдачи от затрат, произведенных различными способами;
б) анализ последствий изменения условий операции;
исчисление обобщающих характеристик и отдельных параметров денежных средств,
рассматриваемых как финансовые потоки;
в) разработка планов выполнения финансовых
обязательств; расчет показателей доходности финансовых операций и т.п.;
4) учет ценных бумаг.
4. Общие
положения статистики государственных финансов.
Государственные
финансы - сфера финансовой системы
страны.
В составе общегосударственных фондов денежных средств
в РФ выделяют:
1) государственный бюджет;
2) внебюджетные фонды (Пенсионный фонд, Фонд
занятости, Фонд обязательного медицинского страхования, Фонд социального
страхования, Фонды развития НИОКР и др.)
Статистика государственных финансов ведет учет доходов
и расходов сектора государственного управления. Информационная база статистики
государственных финансов сформирована на основе:
1) предоставленных министерством финансов РФ отчетов
по исполнению консолидированного, федерального, территориальных бюджетов;
2) данных налоговой статистики;
3) отчетов внебюджетных фондов.
Для составления отчетов об использовании бюджетов
разных уровней (местных, федерального, консолидированного) используется единая
классификация доходов бюджета и единая функциональная классификация расходов
бюджета в соответствии с новой бюджетной классификацией, утвержденной
министерством финансов РФ. Задача статистики государственных финансов состоит в
разработке показателей характеризующих бюджетный процесс на каждой временной
стадии:
1) составления;
2) рассмотрения;
3) утверждения;
4) использования.
Государственный
бюджет – централизованный денежный
фонд государства, используемый для удовлетворения общегосударственных нужд.
Цель
статистики государственного бюджета - дать достоверную характеристику показателей
государственного бюджета, степень эффективности фискальной политики
государства, для чего определяют:
1) общую величину и структуру доходов и расходов
государственного бюджета;
2) размер дефицита или профицита;
3) источники финансирования бюджетного дефицита;
4) размеры государственного внутреннего долга.
В ходе обобщения и анализа статистических данных
подготавливается соответствующая статистическая информация.
Основными показателями статистики государственного
бюджета являются: 1) доходы; 2) расходы; 3) официальные трансферты; 4) чистое
кредитование (кредитование за вычетом погашений); 5) дефицит (превышение
расходов над доходами); 6) профицит (превышение доходов над
расходами).
5. Категория бюджетной классификации в статистике
государственных финансов.
Бюджетная классификация Российской Федерации является
группировкой доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов
всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, видов государственного
(муниципального) долга и государственных (муниципальных) активов, используемой
для составления и исполнения бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской
Федерации и обеспечивающей сопоставимость показателей бюджетов всех уровней
бюджетной системы Российской Федерации.
Бюджетная классификация Российской
Федерации включает:
1) классификацию доходов бюджетов Российской
Федерации;
2) функциональную классификацию расходов бюджетов
Российской Федерации и экономическую классификацию расходов бюджетов РФ;
3) классификацию источников внутреннего финансирования
дефицита бюджетов РФ;
4) классификацию источников внешнего финансирования
дефицита федерального бюджета;
5) классификацию видов государственных внутренних
долгов РФ субъектов РФ;
6) классификацию видов государственного внешнего долга
и внешних активов РФ;
7) ведомственную классификацию расходов федерального
бюджета.
В состав
статей доходов государственного бюджета входят налоговые доходы и неналоговые поступления.
Налоговые
доходы: налоги на прибыль, прирост
капитала, налоги на товары и услуги, лицензионные и регистрационные сборы,
налоги на совокупный доход, налоги на имущество, платежи за пользование
природными ресурсами, налоги на внешнюю торговлю и внешнеэкономические
операции.
Неналоговые
поступления:
1) доходы от имущества, находящегося в
государственной и муниципальной собственности, или от деятельности;
2) доходы от реализации государственных
запасов;
3) доходы от продажи земли и нематериальных
активов;
4) поступления капитальных трансфертов из
негосударственных источников;
5) административные платежи и сборы;
6) штрафные санкции, возмещение ущерба;
7) доходы от внешнеэкономической
деятельности;
8) прочие неналоговые доходы;
9) безвозмездные перечисления;
10) доходы целевых бюджетных фондов.
Функциональная
классификация расходов бюджетов РФ
1) государственное управление и местное
самоуправление;
2) судебная власть;
3) международная деятельность;
4) национальная оборона;
5) правоохранительная деятельность;
6) фундаментальные исследования и
содействие научно-техническому прогрессу;
7) промышленность, энергетика и
строительство;
8) сельское хозяйство и рыболовство;
9) охрана природной среды,
гидрометеорология;
10) транспорт, дорожное хозяйство, связь и
информатика;
11) развитие рыночной инфраструктуры;
12) жилищно-коммунальное хозяйство;
13) предупреждение и ликвидация последствий
чрезвычайных и стихийных бедствий;
14) образование;
15) культура, искусство, кинематография;
16) средства массовой информации;
17) здравоохранение и физическая культура;
18) социальная политика;
19) обслуживание государственного долга;
20) пополнение государственных запасов и
резервов;
21) финансовая помощь бюджетам других
уровней;
22) утилизация и ликвидация вооружений,
включая выполнение международных договоров;
23) мобилизационная подготовка экономики;
24) прочие расходы;
25) целевые бюджетные фонды.
Экономическая
классификация расходов бюджета:
1) текущие расходы;
2) капитальные расходы;
3) предоставление кредитов за вычетом
погашений.
Ведомственная
классификация расходов бюджета:
1) перечень прямых получателей средств из
федерального бюджета, в котором выделены все федеральные министерства и
наиболее важные ведомства, а также органы законодательной, судебной власти,
исполнительный аппарат Президента и правительства;
2) классификация целевых статей расходов
федерального бюджета;
3) детализация направления финансирования
по целевым статьям и по прямым получателям средств.
6. Основные
направления статистического анализа государственного бюджета.
Абсолютные
показатели статистики Госбюджета.
Показатели статистики государственного бюджета делятся
на абсолютные и относительные показатели. К абсолютным показателям статистики
государственного бюджета относят:
1) Доходы –
обязательные безвозмездные платежи, которые поступают в бюджет. В составе
доходов выделяют налоговые и неналоговые поступления.
Налоги – обязательные, безвозмездные невозвратные платежи,
которые взыскиваются государственными учреждениями для государственных
потребностей.
Неналоговые
поступления – возмездные поступления
(доходы от собственности, поступления от случайных продаж, кассовая прибыль
ведомственных учреждений) и некоторые безвозмездные поступления (частные
пожертвования, штрафы и др.).
Официальные
трансферты - безвозмездные,
невозвратные, необязательные поступления, которые имеют нерегулярный,
единовременный, добровольный характер в виде субвенций, дарений. Данный
финансовый поток поступает от других учреждений государственного управления или
международных организаций.
Расходы – это вся совокупность невозвратных платежей вне
зависимости от их целей расходования (текущих или капитальных). Трансфертные
платежи другим учреждениям государственного управления выделяются в отдельную
категорию.
Чистое
кредитование (кредитование минус
погашение) – вся совокупность операций учреждений государственного управления с
финансовыми требованиями по отношению к другим секторам, которые осуществляются
с целью проведения государственной политики. В данную категорию включается
предоставление ссуд и приобретение акций за вычетом сумм возвращенных кредитов,
выручки от продажи акций либо возврата собственного капитала.
Дефицит – итоговый показатель финансовой деятельности
государства. Дефицит с точки зрения финансирования может быть определён по
формуле:
Д = ПД з + ОЛ фс
где:
ПД з – заимствование (минус)
погашение долга;
ОЛ фс – уменьшение остатков ликвидных финансовых средств.
Финансовое положение страны принято считать
нормальным, если уровень бюджетного дефицита по отношению к ВВП не превышает
3%.
Профицит: ПР = ПД з + ОЛ фс
где: ПД з – погашение долга (минус) заимствование;
ОЛ
фс – увеличение остатков ликвидных
финансовых средств.
Результатом накопления бюджетного дефицита является
государственный долг.
Государственный
долг – неоплаченная сумма официально
признанных, прямых обязательств учреждений государственного управления перед
другими секторами экономики и остальным миром. Данная задолженность образуется
в результате операций между учреждениями государственного управления и
секторами экономики в прошлом. Она может быть погашена с помощью операций этих
учреждений в будущем периоде или переоформлена в бессрочный долг.
В государственный долг не включаются:
1) внутренние и межструктурные долги различных
подсекторов государственного управления;
2) обязательства органов денежно-кредитного
регулирования;
3) необслуживаемые долги, выплата процентов по которым
прекращена на неопределённый срок;
4) любая текущая задолженность по неоплаченным
обязательствам.
Цель
статистики государственного бюджета -
дать достоверную характеристику показателей государственного бюджета, степень
эффективности фискальной политики государства, для чего определяют:
1) общую величину и структуру доходов и расходов
государственного бюджета;
2) размер дефицита или профицита;
3) источники финансирования бюджетного дефицита;
4) размеры государственного внутреннего долга.
В ходе обобщения и анализа статистических данных
подготавливается соответствующая статистическая информация.
Основными направлениями статистического анализа
государственного бюджета являются:
1) общая величина доходов и расходов государственного
бюджета, размера превышения расходов над доходами (дефицит) или доходов над
расходами (профицит);
2) размеры чистого кредитования (кредитование за
вычетом погашений);
3) структура доходов государственного бюджета;
4) структура расходов государственного бюджета;
5) источники финансирования бюджетного дефицита
(профицита);
6) размеров внутреннего государственного долга.
Анализируется структура вышеперечисленного и динамика
изменения в течение периодов времени. Кроме того, статистика государственного
бюджета обеспечивает информацией расчеты показателей национальных счетов.
7. Основные
направления статистического анализа государственного бюджета. Относительные
показатели статистики Госбюджета.
Анализ выполнения бюджета любого
уровня осуществляется с помощью вычисления относительных величин выполнения
плана по доходам и расходам в целом, а также по различным видам и целевому
назначению. Характеристика факторов, которые повлияли на отклонение от плана, может
быть осуществлена с помощью метода цепных подстановок. Например, изменение налоговых доходов (Н) могло
произойти под влиянием двух факторов:
1) изменения налоговой базы (Б);
2) изменения налоговой ставки (С).
Влияние изменения налоговой базы на абсолютный
прирост налоговых доходов определяется по формуле: Прирост налоговой базы (дельта НБ == (Б1 – Б0)*С0)
Влияние
изменения налоговой ставки на абсолютный прирост налоговых доходов определяется по формуле: (дельта
НС == (С1 – С0)*Б1)
Где:
Б1
и Б0 – размер налоговой
базы, соответственно, в отчетном и базисном (плановом) периоде;
С1
и С0 – уровень налоговой
ставки соответственно, в отчетном и базисном (плановом) периоде;
Общий прирост суммы налоговых доходов по
конкретному виду налога может быть рассчитан как сумма абсолютных приростов за
счет двух факторов
Дельта Н общ == дельта НБ + дельта Нс
На основании абсолютных показателей
статистики Госбюджета можно рассчитать относительные статистические показатели,
характеризующие экономическую деятельность сектора государственного управления:
1) Доля
расходов сектора гос.управления == Расходы сектора гос. управления (общий объём
гос. бюджета) / Национальный продукт;
2) Доля
налогов == Доля сектора гос управления от налогообложения / Национальный
продукт;
3) Доля
налогов и сборов = Налоги и отчисления на социальное страхование / Национальный
продукт.
В том случае, если показатель доли налогов
и сборов растёт более быстрыми темпами, чем показатель доли налогов, то можно
сделать вывод о подорожании системы социального обеспечения.
С помощью показателя доли задолженности
характеризуется число месяцев или периодов производственной деятельности,
необходимое для погашения долга:
Доля задолженности == Уровень задолженности / Национальный продукт
Показатель доли покрытия (1) показывает, какой процент
расходов на социальные нужды покрывается за счет налоговых поступлений:
Доля покрытия (1) ==Налоговые поступления / Расходы на социальные нужды
Показатель доли покрытия (2) показывает, какая доля
объёма расходов финансируется за счет займов:
Доля
покрытия (2) == Использование кредита / Общий объём расходов
8. Общие положения статистики финансов
предприятий и организаций.
Финансы
хозяйствующих субъектов – это
финансовые отношения, выраженные в денежной форме и возникающие при
образовании, распределении и использовании денежных фондов и накоплений в
процессе производства и реализации товаров, выполнения работ и оказания
различных услуг.
Предметом
статистики финансов предприятия
является количественная сторона финансово-денежных отношений в неразрывной
связи с их качественными особенностями по поводу образования, распределения и
использования финансовых ресурсов и выполнения обязательств хозяйствующих
субъектов друг перед другом, перед финансово-банковской системой и государством.
Основные задачи:
1) Изучение состояния и развития финансово-денежных отношений
хозяйствующих субъектов;
2) Анализ объема и структуры источников формирования
финансовых ресурсов;
3) Выявление направлений использования денежных
средств;
4) Анализ уровня и динамики прибыли, рентабельности
(доходности) предприятия;
5) Оценка финансовой устойчивости и состояния
платежеспособности;
6) Оценка выполнения хозяйствующими субъектами
финансово-кредитных обязательств.
Система
показателей, которая используется в
статистике финансов предприятий и организаций, характеризует финансовое
положение хозяйствующих субъектов, поступления, расходование и характер
использования денежных средств, размеры и структуру задолженности, в т.ч.
просроченной, и т.д.
При статистическом изучении основных закономерностей
финансового состояния предприятий применяются методы группировок, структурного
анализа, регрессионного и корреляционного анализа, индексный метод и др.
Сбор данных о показателях, отражающих финансовое
положение предприятия, осуществляется на основе, формирующейся государством,
статистической и бухгалтерской отчетности.
Форма отчетности № П-3 «Показатели финансового
состояния и расчетов» (1 раздел) (полное название «Сведения о финансовом
состоянии организации»), заполняется всеми юридическими лицами,
зарегистрированными в Едином реестре предприятий и организаций.
Раздел 2 содержит оборотные активы, раздел 3 -
состояние расчетов с предприятиями России и зарубежных стран. Показатели:
1) Прибыль (убыток) по состоянию на конец отчетного
года. 2) Рентабельность продукции. 3) Рентабельность активов. 4) Оборотные
средства предприятия. 5) Оборачиваемость оборотных средств. 6) Денежные
поступления. 7) Кредиторская задолженность. 8) Дебиторская задолженность. 9)
Просроченная задолженность. 10) Финансовые вложения - долгосрочные и
краткосрочные инвестиции предприятий в ценные бумаги других предприятий и т.д.
9. Основные
статистические показатели финансов предприятий и организаций.
Сбор данных о показателях, отражающих финансовое
положение предприятия, осуществляется на основе, формирующейся государством,
статистической и бухгалтерской отчетности.
Форма отчетности № П-3 «Показатели финансового
состояния и расчетов» (1 раздел) (полное название «Сведения о финансовом
состоянии организации»), заполняется всеми юридическими лицами,
зарегистрированными в Едином реестре предприятий и организаций.
Раздел 2 содержит оборотные активы, раздел 3 -
состояние расчетов с предприятиями России и зарубежных стран.
Показатели:
1) Прибыль (убыток) по состоянию на конец отчетного
года - финансовый результат, выявленный на основе бухгалтерского учета всех
финансовых операций предприятий.
2) Рентабельность характеризует эффективность их
деятельности. Рентабельность продукции рассчитывается как отношение между величиной
прибыли от реализации продукции и затратами на производство и реализацию
продукции.
3) Оборотные средства предприятия - это авансированная
в денежной форме стоимость, принимаемая в процессе оборота средств форму
оборотных фондов и фондов обращения, необходимых для поддержания непрерывного
кругооборота и возвращающиеся в исходную форму после ее завершения.
4) Оборачиваемость оборотных средств рассчитывается
как соотношение средней стоимости оборотных средств и затрат на производство
реализуемой продукции умноженный на число дней в периоде.
5) Денежные поступления предприятий включают всю сумму
денежных средств поступающих за реализацию продукции, выполненные работы,
оказание услуг на предприятии.
6) Кредиторская задолженность - задолженность по расчетам
с кредиторами за товары, работы, услуги, в т.ч. задолженность поставщикам и
подрядчикам за поступившие материальные ценности, задолженность по выданным
векселям, с дочерними предприятиями, с работающими и служащими по оплате труда,
с бюджетом и внебюджетными фондами, по полученным авансам, включая сумму
полученных авансов по предстоящим платежам.
7) Дебиторская задолженность - это задолженность по
расчетам с дебиторами за товары, работы и услуги, по векселям получателям, с
дочерними предприятиями, с бюджетом, с персоналом по прочим операциям (включая
задолженность работников предприятия по предоставленным им ссудам и займам за
счет средств этого предприятия или банковского кредита), с прочими дебиторами
(задолженность подотчетных лиц, авансы, выданные поставщикам и подрядчикам с
учетом сумм, уплаченных другим предприятиям, авансов по предстоящим расчетам).
8) Просроченная задолженность - задолженность, не
погашенная в сроки, установленные договором.
9) Финансовые вложения - долгосрочные и краткосрочные
инвестиции предприятий в ценные бумаги других предприятий, процентные облигации
государственных и местных займов, в уставные фонды других предприятий,
созданных на территории страны, капитал за рубежом, а также предоставленные
другим предприятиям займы.
10) Финансовая устойчивость предприятия
характеризуется состоянием финансовых ресурсов, обеспечивающих бесперебойный,
расширенный процесс производства и реализацию продукции на основе роста
прибыли. |