Главная » Учебно-методические материалы » СТАТИСТИКА » Экономическая статистика: шпаргалка. Яковлева А.В. |
21.12.2011, 20:12 | |
Вопрос 70. Задачи статистики государственного бюджетаСтатистика государственного бюджета является одной из составных частей статистики финансов. В состав общегосударственных фондов денежных средств в РФ входят: 1) государственный бюджет; 2) внебюджетные фонды (пенсионный фонд, фонд занятости, фонд обязательного медицинского страхования, фонд социального страхования, фонды развития НИОКР и др.). Государственный бюджет – это один из важнейших инструментов государственного регулирования экономики. Структура государственного бюджета определяет формы и методы образования государственных финансовых ресурсов и направления их использования в общественных интересах. Объект изучения статистики государственного бюджета – это основной общегосударственный фонд, т. е. государственный бюджет, а также финансовые отношения, складывающиеся у государства с предприятиями, учреждениями и населением. Главная задача статистики государственного бюджета состоит в характеристике его основных показателей, определяющих содержание и направленность фискальной политики. Помимо главной задачи, выделяют также более конкретные подзадачи: 1) определение общей величины доходов и расходов государственного бюджета, размер превышения расходов над доходами (дефицит) или доходов над расходами (профицит); 2) анализ структуры доходов государственного бюджета; 3) анализ структуры расходов государственного бюджета 4) определение источников финансирования бюджетного дефицита; 5) расчет размеров государственного внутреннего долга; 6) характеристика эффективности проведения государством фискальной политики; 7) анализ влияния фискальной политики на экономический рост и уровень жизни населения. В ходе решения данных задач статистика государственного бюджета собирает и обобщает данные, подготавливая статистическую информацию, необходимую для анализа и планирования деятельности учреждений государственного управления и выработки экономической политики. В статистике государственного бюджета РФ отражается организационно-ведомственная структура экономики и особенности практической деятельности учреждений государственного управления с учетом международных стандартов в этой области. В международной статистической практике выделяют следующие направления статистики государственных финансов: 1. Бюджеты органов государственного управления:1) статистика бюджетного хозяйства: – статистика проекта государственного бюджета и финансового планирования. Плановые данные этого направления рассчитываются по видам расходов и доходов и группам задач; – статистика кассовых операций (фактические расходы и доходы); 2) статистика финансов высших учебных заведений (их годовые доходы и расходы); 3) статистика задолженности всех единиц сектора государственных учреждений, кроме органов социального страхования и хозяйствующих единиц, осуществляющих непосредственное управление государством; 4) статистика государственных служащих. Основными задачами является учет численности служащих, их группировки по возрасту и разрядам для определения фонда оплаты их труда, изучение текучести персонала, численности получателей пособий. 2. Налоговая статистика:1) статистика налоговых поступлений. Определяются суммы, предусмотренные для распределения и перераспределения; 2) статистика акцизов. Учету подлежат налоги на нефть, табак, спиртные напитки, ювелирные изделия и др. продукты, а также предприятия, облагаемые налогами и освобожденные от них на отдельные виды продукции; 3) статистика налогооблагаемой суммы доходов (сумма оплаты труда, облагаемая подоходным налогом; стоимость имущества и добавленная стоимость, подлежащая налогообложению и т. д.). Вопрос 71. Основные определения статистики государственного бюджетаСектор государственного управления – это одно из основных понятий, которые используются в статистике государственного бюджета. На основе данной экономической категории устанавливается круг институциональных единиц (государственных предприятий и учреждений), чьи доходы и расходы подлежат отражению в государственном бюджете. В сектор государственного управления включаются институциональные единицы, деятельность которых связана с выполнением функций государственного управления: 1) проведение государственной политики посредством предоставления услуг нерыночного характера; 2) перераспределение доходов и богатства, которое осуществляется с помощью налогообложения единиц других секторов экономики и путем предоставления пенсий, пособий и других социальных выплат. В сектор государственного управления не включаются те единицы, которые занимаются реализацией товаров и услуг в крупных масштабах или являются государственными корпорациями. В статистике государственного бюджета выделяют также другие категории, определяющие характер системы статистических показателей государственного бюджета и отражающие сущность хозяйственных операций, осуществляемых учреждениями государственного управления с институциональными единицами других секторов экономики. К данным категориям относятся: 1) поступления или платежи; 2) поступления (платежи) невозвратные или возвратные; 3) поступления (платежи) возмездные или безвозмездные; 4) текущие или капитальные поступления (платежи); 5) приобретение финансовых активов или принятие обязательств; 6) приобретение финансовых активов для проведения государственной политики или управления ликвидностью. Категории поступлений или платежей (возвратных или невозвратных) относятся ко всем экономическим операциям. Категории возмездных или безвозмездных поступлений и текущих или капитальных поступлений касаются только невозвратных операций. При осуществлении любой экономической операции предполагается наличие двух сторон, которые называются участниками операции. В большинстве операций задействованы два встречных потока: один поток направляется участнику операции (поступления), другой поток – от него (платежи). Платежи или поступления называются возвратными в том случае, если обратный поток представляет собой договорные обязательства с фиксированным сроком погашения. Если же обратный поток осуществляется в иной форме, то платежи или поступления считаются невозвратными. Невозвратные платежи и поступления называются возмездными в том случае, если обратный поток представляет собой платежи посредством товаров и услуг. Если же поток товаров и услуг отсутствует, то невозвратные платежи или поступления являются безвозмездными. Деление поступлений (платежей) на текущие или капитальные связана с их целевым назначением. Операции с капиталом включают поступления (платежи), связанные с приобретением, созданием или продажей активов, срок использования которых в процессе производства составляет более одного года (включая нематериальные активы и землю). Безвозмездные капитальные платежи классифицируются на официальные трансферты капитала, если они получены из государственных источников, и на капитальные трансферты, если они получены из негосударственных источников. Возвратные финансовые операции делятся на операции, связанные с возникновением обязательств учреждений государственного управления по отношению к другим секторам, и на операции, в результате которых у других секторов возникают обязательства по отношению к государственным учреждениям. Вопрос 72. Показатели статистики государственного бюджетаВ статистике государственного бюджета используются абсолютные и относительные показатели. К абсолютным показателям статистики государственного бюджета относятся: 1) налоги – это доходы – это обязательные безвозвратные платежи, которые поступают в бюджет. Бюджетные доходы делятся на текущие и капитальные доходы. В составе текущих доходов выделяют налоговые и неналоговые поступления; 2) обязательные, безвозмездные, невозвратные платежи, которые взыскиваются государственными учреждениями для удовлетворения государственных потребностей; 3) неналоговые поступления – это возмездные поступления (доходы от собственности, поступления от случайных продаж, кассовая прибыль ведомственных предприятий и др.) и некоторые безвозмездные поступления (частные пожертвования, штрафы и др.); 4) официальные трансферты – это безвозмездные, невозвратные, необязательные поступления, имеющих нерегулярный, единовременный, добровольный характер в виде субвенций, дарений, репараций; 5) расходы – это вся совокупность невозвратных платежей вне зависимости от их возвратности и целей расходования (текущие или капитальные); 6) чистое кредитование (кредитование минус погашение) – это вся совокупность операций учреждений государственного управления с финансовыми требованиями по отношению к другим секторам, которые осуществляются в целях проведения государственной политики. В данную категорию включается предоставление ссуд и приобретение акций за вычетом сумм возвращенных кредитов, выручки от продажи акций либо возврата собственного капитала. 7) дефицит (или профицит) – это итоговый показатель финансовой деятельности государства. С точки зрения финансирования дефицит может быть определен следующим образом: Дефицит (превышение расходов над доходами) = (Заимствование – Погашение долга) + Уменьшение остатков ликвидных финансовых средств. Финансовое положение страны принято считать нормальным, если уровень бюджетного дефицита по отношению к ВВП не превышает 3 %. Профицит (превышение доходов над расходами) = (Погашение – Заимствование) + Увеличение остатков ликвидных финансовых средств. 8) государственный долг – это неоплаченная сумма официально признанных прямых обязательств учреждений государственного управления перед другими секторам экономики и остальным миром. В государственный долг не включаются: а) внутренние и межструктурные долги различных подсекторов государственного управления; б) обязательства органов денежно-кредитного регулирования; в) необслуживаемые долги, выплата процентов по которым прекращена на неопределенный срок; г) любая текущая задолженность по неоплаченным обязательствам. На основании абсолютных показателей статистики государственного бюджета рассчитываются относительные статистические показатели, характеризующие экономическую деятельность сектора государственного управления: Если показатель доли налогов и сборов растет более быстрыми темпами, чем показатель доли налогов, то можно сделать вывод о подорожании системы социального обеспечения. Вопрос 73. Международные бюджетные классификацииМеждународная система классификаций, определяющая структуру системы показателей государственного бюджета, включает следующие разделы. Классификация доходов и полученных официальных трансфертов Общие доходы и полученные официальные трансферты (II + VII) Общие доходы (III + VI) Текущие доходы (IV + V) Налоговые поступления 1. Подоходные налоги, налги на прибыль, налоги на увеличение рыночной стоимости капитала 2. Отчисления на социальное страхование 3. Налоги на фонд заработной платы и рабочую силу 4. Прочие налоги Неналоговые поступления Доходы от операций с капиталом Полученные официальные трансферты Классификация расходов и кредитования за вычетом погашения проводится функции, с выполнением которой связаны расходы, и экономической характеристике операций, при проведении которых осуществляются эти расходы. Функциональная классификации расходов и кредитования за вычетом погашенияI. Государственные услуги общего назначения II. Общественные и социальные услуги III. Государственные услуги, связанные с экономической деятельностью IV. Прочие функции Экономическая классификация расходов и кредитования за вычетом погашенияI. Общие расходы и кредитование минус погашение (II + V) II. Общие расходы (III + IV) III. Текущие расходы 1. Расходы на товары и услуги 2. Выплаты процентов 3. Субсидии и другие текущие трансфертные платежи IV. Капитальные расходы 4. Приобретение основного капитала 5. Приобретение товаров для создания запасов 6. Приобретение земли и нематериальных активов 7. Капитальные трансферты V. Кредитование минус погашение 8. Внутренне кредитование 9. Внешнее кредитование Классификация операций финансирования бюджетного дефицита проводится по типу кредитора и по типу долгового обязательства.Классификация операций финансирования бюджетного дефицита по типу кредитора I. Общее финансирование (II + III) II. Внутреннее финансирование 1. От других частей сектора государственного управления 2. От органов денежно-кредитного регулирования 3. От депозитных банков 4. Прочее внутреннее финансирование 5. Корректировки III. Внешнее финансирование 6. От международных организаций экономического развития 7. От зарубежных учреждений управления 8. Прочее внешнее заимствование 9. Изменения в объемах наличных денежных средств, депозитов и ценных бумаг Классификация операций финансирования бюджетного дефицита по типу долгового обязательства I. Общее финансирование (II + III) II. Внутреннее финансирование 1. Долгосрочные облигации 2. Краткосрочные облигации и векселя 3. Долгосрочные ссуды, не отнесенные к другим категориям 4. Краткосрочные ссуды и авансы, не отнесенные к другим категориям 5. Прочие обязательства 6. Изменения в объемах наличных денежных средств, депозитов и ценных бумаг III. Внешнее финансирование 7. Долгосрочные облигации 8. Краткосрочные облигации и векселя 9. Долгосрочные ссуды и авансы, не отнесенные к другим категориям 10. Краткосрочные ссуды и авансы, не отнесенные к другим категориям 11. Прочие обязательства 12. Изменения в объемах наличных денежных средств, депозитов и ценных бумаг Классификация государственного долга по типу держателей долговых обязательствI. Общая сумма долга (II + III) II. Внутренний долг 1. Другим частям сектора государственного управления 2. Органам денежно-кредитного регулирования 3. Депозитным банкам 4. Прочая внутренняя задолженность 5. Корректировка, связанная с различиями в стоимостных оценках III. Внешний долг 6. Международным организациям развития 7. Зарубежным учреждениям управления 8. Прочая внешняя задолженность 9. Корректировка, связанная с различиями в стоимостных оценках | http://lib.rus.ec/ |