Главная » Учебно-методические материалы » РАЗРАБОТКА УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ » Статьи

Деление и страхование рисков
26.12.2011, 13:59

Существуют следующие формы управления риском:

  • активная (агрессивная);
  • адаптивная (приспособленческая);
  • консервативная (пассивная).

Основные способы снижения риска:

  • повышение уровня информированности,
  • лимитирование финансовых расходов,
  • страхование,
  • диверсификация.

Деление риска — это управленческие действия, направленные на уменьшение будущего неблагоприятного риска. Наиболее явное выражение подобных действий — решения по управлению финансами. Рассмотрим это на числовых примерах.

Пусть имеется возможность вложить некую сумму капитала путем приобретения акций двух предприятий, у которых одинаковые дивиденды — 2 руб. на 1 руб. в год, но и равный риск возможной неудачи, получения нулевых доходов. Как распорядиться своими средствами?

Вариант 1. Вложить средства в первое предприятие.

Средний доход в этом случае равен:

2 * 0,5 + 0 * 0,5 = 1 руб./руб. в год.

Вероятность потери средств равняется 0,5.

Вариант 2. Вложить средства во второе предприятие.

Средний доход в этом случае равен:

2 * 0,5 + 0 * 0,5 = 1 руб./руб. в год.

Вариант 3. Поделить средства между предприятиями. Средний доход в этом случае равен:

2 * (0,5 * 0,5) + 1 * (0,5 * 0,5) + 1 * (0,5 * 0,5) + 0 * (0,5 * 0,5) = 1 руб./руб. в год.

Вероятность потери средств равняется (оба предприятия не будут иметь прибыли) 0,5 * 0,5 = 0,25.

В последнем варианте в два раза уменьшился риск полной потери средств, а средний доход оказался одинаковым во всех вариантах.

В рассмотренном примере управление средствами фактически не влияло на средний будущий доход, поэтому, выбирая распределение средств, можно использовать в качестве оценки минимум риска потери средств.

Страхование риска

Страхование активно используется в рыночной экономике. В США, например, имеется более 6 тыс. страховых компаний с активами более $2 трлн. Однако страхование — это не только резервирование дополнительных средств. Страхование обеспечивается системой мероприятий: организационных, экономических, профилактических. Каждый человек в отдельности и организации в целом стремятся застраховаться от возможных потерь в будущем.

По каждому из страхуемых объектов следует выделить страховую сумму:

  • пожар — сумма вероятных убытков;
  • авария автомобиля — сумма вероятных расходов на ремонт;
  • порча груза — стоимость груза;
  • кредит — возможные финансовые потери;
  • имущество — стоимость имущества;
  • качество работы сотрудников — возможные убытки от снижения качества;
  • честность служащих — возможные материальные и моральные потери;
  • договора — возможные потери от срыва обязательств;
  • здоровье руководителей — потери фирмы от утраты интеллектуального вклада;
  • здоровье работников — возможные расходы на лечение;
  • цены на рынке — потери от колебания цен.

Примером расчета страхового платежа может быть формула

ƒ = p*d + A/M,

где ƒ — страховая сумма с одного автомобиля; p — число автомобилей, которые могут попасть в аварию; d — средние затраты на ремонт по одному автомобилю; A — расходы страховой кампании; M — число страхуемых автомобилей.

Внутрибанковское страхование риска при кредитовании

Система мероприятий, осуществляемых банком для компенсации риска при предоставлении кредитов, может быть разделена на три группы:

  • профилактические,
  • регулирующие,
  • экономические.

Профилактические мероприятия предусматривают взаимное информирование банков о крупных кредитах, участие в поддержке межбанковской информационной системы, анализ результатов своей деятельности, контроль за результатами деятельности предприятий, получивших кредиты.

Регулирующие мероприятия предусматривают ограничение суммы разового кредита по уровням управления, ограничение суммы кредита долей капитала кредитора, долей капитала банка, резервирование прибыли, ограничение сферы кредитования, ограничение суммы открытых позиций, структуры выданной суммы по видам кредитов.

Эффективным инструментом снижения риска является контроль за целевым использованием кредита.

Экономические мероприятия включают использование гарантий специального банка, залога ценных бумаг, поручительства, залога имущества, страхования в кредитном обществе, предоставление кредита частями.

Гарантия — самостоятельное обязательство гаранта, которое не зависит от других обязательств. Гарантия — это обязательство выплатить определенную сумму, если произойдет случай, предусмотренный гарантией. В качестве гаранта может выступать арендодатель, учредитель, банк или другая организация. Оформляется гарантия соответствующим документом.

Поручительство — это договор с односторонними обязательствами поручителя по оплате задолженности заемщика.

Залоговое страхование возможных потерь является распространенным способом страхования, но в этом случае важно учесть возможность возврата средств, при реализации залога при невозврате кредита. Чем больше предполагаемый риск банка, тем значительнее снижение ценности залога. При обычных условиях банки используют следующие коэффициенты по видам залогового имущества: акции предприятий — 0,6 курсовой цены; облигации государства — единица номинальной цены; облигации предприятий — 0,9 номинальной цены; оборудование — 0,6 балансовой цены; товар — 0,6 рыночной цены; благородные металлы — 0,8 рыночной цены; скоропортящиеся товары — 0,2 рыночной цены.

Залоговое право — это вещественная претензия на движимое имущество или претензия на право получения компенсации от реализации заложенного имущества. Залог должен обеспечить возврат суммы требования и соответствующей суммы процентов и неустойки. Залог остается у залогодателя или передается во владение залогодержателя (заклад). В случае нахождения имущества у залогодателя может реализовываться схема:

  • нахождение залога товаров в обороте (например, для торговых предприятий);
  • нахождение залога товаров в переработке (например, для промышленных предприятий);
  • принятие в залог недвижимого имущества (строений, зданий, сооружений, земельных участков).

Заклад возникает при передаче заложенного имущества залогодержателю, который обязан застраховать предмет залога, принимать меры для его сохранения, отчитываться перед залогодателем за использование имущества, возвратить предмет залога при выполнении обязательства, обеспеченного закладом.

Кредитный анализ предприятия

Основная информация для анализа по запрашиваемому кредиту — это сумма, срок, процент, цели использования и обеспечение. По предприятию необходимо проанализировать экономические характеристики, оценку руководства, структуру капитала, стратегию развития, годовой отчет.

Систематизируя анализ предприятия, можно выделить следующие этапы:

  1. Оценка структуры капитала (сравнение с другими предприятиями, принадлежащими той же типовой группе).
  2. Оценка платежеспособности ( прибыль, убытки).
  3. Соотношение запрашиваемого кредита и оборота на предприятии.
  4. Соотношение запрашиваемого кредита и собственного капитала.
  5. Анализ динамики (не менее 3 лет) капитала и прибыли.
  6. Наличие ранее взятых кредитов и их структуры.
  7. Степень покрытия потребностей предприятия запрашиваемым кредитом.
  8. Структура отчетных затрат (производство, исследование).
  9. Структура плановых затрат.
  10. Оценка ситуации на предприятии аудитором (независимым органом).

При оценке кредита, выделяемого предприятию, рассматривают три группы показателей:

  • общая характеристика — назначение (отрасль, мероприятие), размер (приемлемо, проблематично); срок; соответствие кредитной политике банка;
  • характеристика заемщика — финансовая группа; форма собственности; приток средств (стабильный, неустойчивый, потери); отрасль деятельности; информация о заемщике (отличная, сдержанная, неблагоприятная); взаимоотношения (постоянные, редкие, потери); ликвидность (первоклассная, второй класс, третий класс);
  • условия возврата — схема погашения; цена кредита (выше обычной, обычная, ниже обычной); обеспечение залогом (валюта, оборудование, отсутствие обеспечения); гарантии (банка, юридического лица, отсутствие гарантии); страховка (полная, частичная, отсутствие страховки).

Детальный анализ целесообразного размера и возвратности отдельного кредита выполняется на основе бизнес-плана.

Кредитный анализ частного лица

Цель анализа — сравнение запрашиваемой суммы плюс банковский процент на кредит с суммой резерва средств у клиента в будущем.

Кредитный анализ включает пять основных параметров ( five C: capacity, character, capital, collateral, conditions): заявку, личность, возможности, капитал, обеспечение. Каждый из них имеет специфические признаки:

  • заявка — запрашиваемая сумма, режим выплат, назначение кредита;
  • личность — поведение в прошлом, деловые связи, репутация, периоды процветания и неудач, честность;
  • возможности — способность вернуть ссуду, прошлое и настоящее финансовое состояние, финансовый баланс, отчет о прибыли за последний период, род деятельности, деловая стратегия, движение наличных средств;
  • капитал — размер собственного капитала, доля капитала в предприятии, ресурсы оборотного капитала;
  • обеспечение — гарантии, залоговая сумма, возможное падение ценности залога, условия контроля режима выплаты средств.

В основе прогноза расходов лежат следующие группы данных: личное имущество (жилье, дача, автомашина, яхта и др.); текущие расходы (вид отдыха, увлечения); семья (количество детей, их возраст); взятые ранее кредиты.

В качестве источников доходов учитываются: служебное положение (профессия, должность, карьера); личный капитал (ценные бумаги, вложенный капитал); доходы членов семьи.

Для клиента необходимо сделать прогноз ежегодной прибыли, годового оборота, суммы капитала.

Если из прогнозируемых доходов вычесть расходы и налоги, то останется резерв средств для погашения запрашиваемого кредита. В спорных ситуациях банк оценивает назначение кредита: расширение сферы интересов банка, сокращение сферы государственного сектора, поощрение благотворительности, повышение конкуренции в сфере работы клиентов банка, поощрение внешней торговли, разорение конкурента, повышение прибыли у клиента.

Золотые правила снижения риска

  1. Иметь по крайней мере двух поставщиков для каждого закупаемого изделия. Дублирование поставщиков.
  2. Дублирование потребителей.
  3. Разделение парий при транспортировке ответственного груза.
  4. Хранение ответственного материала по крайней мере в двух разных местах.
  5. Иметь структуру портфеля капитала: треть — крупные компании, треть — средние компании, треть — небольшие компании.
  6. Номенклатура портфеля акций — минимум 12 компаний.
  7. Правило пяти пальцев при оценке правильного портфеля акций: одна акция — потери, три акции — достижение целей, одна акция — повышенный успех.
  8. Разделение капитала по сферам (источникам) дохода. В финансовом портфеле средней японской семьи с годовым доходом 5 млн. иен акции составляют 3,9%, доходом 10–15 млн. иен — 12%, доходом свыше 15 млн. иен — 16%.
  9. Ориентация на среднюю норму прибыли по сферам вложения средств. Например, в США за период 1970–1990 гг. средняя норма прибыли равнялась:
  • нумизматика — 15,1;
  • облигации — 8,1;
  • марки — 12,9;
  • частные дома — 7,7;
  • золото — 12,8;
  • акции — 6,8;
  • китайский фарфор — 12,0;
  • земля — 5,9;
  • бриллианты — 9,9;
  • валюта — 4,7.

Типовыми методами борьбы с риском в деятельности предприятия являются:

  • уклонение от риска (отказ от ненадежных партнеров, от инновационной деятельности, от рискованных сделок);
  • локализация риска (выделение рискованной деятельности в самостоятельное производство);
  • компенсация риска (усиление управленческого анализа, создание системы резервов, диверсификация видов деятельности);
  • страхование риска (распределение ответственности, создание союзов, поиск гарантов, страхование потерь, лоббирование законопроектов).
Игорь Ярославович Лyкaceвич
http://www.elitarium.ru/




БАНКОВСКОЕ ДЕЛО
БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ
БЮДЖЕТ И БЮДЖЕТНАЯ СИСТЕМА РФ
ВЫСШАЯ МАТЕМАТИКА, ТВ и МС, МАТ. МЕТОДЫ
ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ
ДОКУМЕНТОВЕДЕНИЕ И ДЕЛОПРОИЗВОДСТВО
ДРУГИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
ЕСТЕСТВЕННЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ
ИНВЕСТИЦИИ
ИССЛЕДОВАНИЕ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ
МАРКЕТИНГ
МЕНЕДЖМЕНТ
МЕТ. РЕКОМЕНДАЦИИ, ПРИМЕРЫ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ
МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА И МЭО
НАЛОГИ И НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ
ПЛАНИРОВАНИЕ И ПРОГНОЗИРОВАНИЕ
РАЗРАБОТКА УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ
РЫНОК ЦЕННЫХ БУМАГ
СТАТИСТИКА
ТЕХНИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ
УЧЕБНИКИ, ЛЕКЦИИ, ШПАРГАЛКИ (СКАЧАТЬ)
ФИНАНСОВЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ
ФИНАНСЫ, ДЕНЕЖНОЕ ОБРАЩЕНИЕ И КРЕДИТ
ЦЕНЫ И ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ
ЭКОНОМИКА
ЭКОНОМИКА, ОРГ-ЦИЯ И УПР-НИЕ ПРЕДПРИЯТИЕМ
ЭКОНОМИКА И СОЦИОЛОГИЯ ТРУДА
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ (МИКРО-, МАКРО)
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ
ЭКОНОМЕТРИКА
ЮРИСПРУДЕНЦИЯ