Содержит:
1. Реестр объектов недвижимости - систематизированный свод записей об объектах недвижимости в текстовой форме путем описания внесенных в гос. кадастр недвижимости сведений о таких объектах.
2. Кадастровые дела - совокупность скомплектованных и систематизированных документов, на основании которых внесены соответствующие сведения в гос. кадастр недвижимости. Кадастровое дело открывается на каждый объект кадастрового учета, включает в себя все принятые на гос. кадастровый учет документы и идентифицируется тем же кадастровым номером, что и объект кадастрового учета.
3. Кадастровые карты - составленные на единой картографической основе тематические карты, на которых в графической форме и текстовой форме воспроизводятся внесенные в гос. кадастр недвижимости сведения о земельных участках, зданиях, сооружениях, об объектах незавершенного строительства, о прохождении Гос. границы РФ, о границах между субъектами РФ, границах муниципальных образований, границах населенных пунктов, границах особых экономических зон, о территориальных зонах, зонах с особыми условиями использования территорий, кадастровом делении территории РФ, а также о геодезической основе кадастра.
4. Книги учета документов.
Книги учета документов содержат сведения:
- о документах, представляемых для проведения гос. кадастрового учета, а также для получения сведений, содержащихся в гос. кадастре недвижимости;
- об извещениях о принятии к рассмотрению заявлений о проведении гос. кадастрового учета, об отказе в принятии к рассмотрению указанных заявлений, о решениях о приостановлении проведения гос. кадастрового учета или об отказе в его проведении;
- о выданных кадастровых паспортах объектов кадастрового учета (кадастровые паспорта), выписках из гос. кадастра недвижимости, служебных каталогах, справочных и аналитических материалах.
Сведения о каждом объекте недвижимости содержатся в гос. кадастре недвижимости в виде записи в кадастровой книге, являющейся дополнением соответствующего тома. На каждый кадастровый квартал открывается отдельная кадастровая книга.
Если объект кадастрового учета расположен на территории одного кадастрового района, то сведения о нем заносятся в кадастровую книгу 3его тома.
В случае расположения объекта кадастрового учета на территории нескольких кадастровых районов сведения о нем заносятся в кадастровую книгу 2ого тома.
В случае расположения объекта кадастрового учета на территории нескольких кадастровых округов сведения о нем заносятся в кадастровую книгу 1ого тома.
Состав необходимых для кадастрового учета документов (представляются заявителем вместе с заявлением):
- межевой план;
- технический план здания, сооружения, помещения либо объекта незавершенного строительства;
- акт обследования, подтверждающий прекращение существования объекта недвижимости (при снятии с учета такого объекта недвижимости);
- копия документа, устанавливающего или удостоверяющего право собственности заявителя на объект недвижимости либо подтверждающего установленное или устанавливаемое ограничение (обременение) вещных прав на такой объект (за исключением случая, если заявителем является собственник и в гос. кадастре недвижимости содержатся сведения о зарегистрированном праве собственности этого заявителя на такой объект недвижимости);
- копия документа, подтверждающего принадлежность участка к определенной категории земель;
- копия документа, подтверждающего установленное разрешенное использование земельного участка;
- копия документа, подтверждающего изменение назначения здания или помещения;
- копии проекта межевания участка и документов, подтверждающих согласование проекта межевания (при кадастровом учете участка, выделяемого в счет доли или долей в праве общей собственности на участок из земель с/х назначения в случае отсутствия решения общего собрания участников долевой собственности на этот участок об утверждении проекта межевания участков);
- копия документа, подтверждающего присвоение адреса объекту недвижимости или изменение такого адреса;
- карта-план территории, утвержденная в установленном порядке. Приказ Минэкономразвития России от 04.02.2010 № 42 (ред. от 16.06.2015) "Об утверждении Порядка ведения государственного кадастра
недвижимости"
Порядок ведения гос. кадастра недвижимости устанавливает структуру, состав кадастровых сведений и правила внесения кадастровых сведений в Реестр объектов недвижимости, а также структуру, состав и правила ведения кадастровых дел.
Общие правила внесения сведений в Реестр
Выполнение кадастровых процедур сопровождается принятием решения:
- о внесении сведений о ранее учтенных объектах недвижимости;
- о постановке на кадастровый учет объекта недвижимости;
- об учете изменений объекта недвижимости (в том числе об учете, изменении либо снятии с учета части объекта недвижимости, об учете адреса правообладателя, учете в связи с исправлением кадастровой ошибки);
- о снятии с учета объекта недвижимости;
- об аннулировании и исключении сведений об объектах недвижимости с временным статусом сведений;
- о внесении кадастровых сведений в соответствии с документами, поступающими в порядке информационного взаимодействия;
- об исправлении технических ошибок в кадастровых сведениях.
При внесении кадастровых сведений в Реестр объектов недвижимости уполномоченными должностными лицами органа кадастрового учета выполняются кадастровые процедуры:
- внесение сведений о ранее учтенных объектах недвижимости;
- постановка на гос. кадастровый учет объекта недвижимости;
- учет изменений объекта недвижимости;
- снятие с кадастрового учета объекта недвижимости;
- внесение кадастровых сведений в соответствии с документами, поступающими в орган кадастрового учета из органов гос власти и органов местного самоуправления в порядке информационного взаимодействия при ведении ГКН;
- исправление технических и кадастровых ошибок в кадастровых сведениях;
- аннулирование и исключение из ГКН сведений об объекте недвижимости (в том числе о частях объекта недвижимости) с временным характером сведений.
Каждый объект недвижимости, сведения о котором внесены в гос. кадастр, имеет неизменяемый, не повторяющийся во времени и на территории РФ гос учетный номер (кадастровый номер). Кадастровые номера присваиваются объектам недвижимости органом кадастрового учета.
В целях присвоения объектам недвижимости кадастровых номеров орган кадастрового учета осуществляет кадастровое деление территории РФ на кадастровые округа, кадастровые районы и кадастровые кварталы (единицы кадастрового деления).
Процедура внесения сведений в реестр
Решение о постановке на кадастровый учет, об учете изменений объекта или о снятии его с кадастрового учета принимается на основании заявления и необходимых для кадастрового учета документов. Заявление о кадастровом учете, представленное в орган кадастрового учета заявителем, регистрируется в день обращения в орган кадастрового учета в книге учета заявлений с указанием времени его получения с точностью до минуты, после чего специалистом органа кадастрового учета, уполномоченным на прием заявлений, на заявлении проставляется отметка о его регистрации. Заявление и необходимые для кадастрового учета документы комплектуются в учетное дело.
Сведения об объектах недвижимости и содержащие их документы проверяются на предмет выявления отсутствия оснований для приостановления и отказа в осуществлении кадастрового учета. При проверке документов, представленных в целях устранения оснований приостановления осуществления кадастрового учета, проверяется наличие в представленных документах необходимых для возобновления осуществления кадастрового учета сведений, а также соблюдение установленного срока такого приостановления. Результаты проверки оформляются протоколом, в котором отражается принятое по каждому показателю проверки решение. Протокол проверки оформляется в виде электронного документа и подписывается простой электронной подписью уполномоченного должностного лица органа кадастрового учета.
После принятия решения, сводный протокол проверки документов, уведомление о присвоении такому объекту кадастрового номера или решение о приостановлении (отказе) осуществления кадастрового учета в течение 1 рабочего дня, следующего за днем принятия такого решения, направляются в подразделения органа кадастрового учета, осуществляющие кадастровый учет на территории определенных кадастровых округов, в которых расположены условные части такого сооружения, в виде электронных документов, для включения в соответствующие кадастровые или учетные дела.
При принятии уполномоченным должностным лицом органа кадастрового учета решения об исправлении технических ошибок в кадастровых сведениях такое решение также (дополнительно) оформляется в виде электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью данного должностного лица, и регистрируется в регистрационно-контрольной форме.
ЗК РФ, Ст 67. Государственный мониторинг земель .
Государственный мониторинг земель - часть гос. экологического мониторинга (гос. мониторинга окружающей среды), система наблюдений, оценки и прогнозирования, направленных на получение достоверной информации о состоянии земель, об их количественных и качественных характеристиках, их использовании и о состоянии плодородия почв.
Объект государственного мониторинга земель - все земли в РФ.
Результаты государственного мониторинга земель систематизируются и хранятся в гос. фонде данных гос. экологического мониторинга (гос. мониторинга окружающей среды). Информация о результатах гос. мониторинга земель общедоступна.
Задачи государственного мониторинга земель:
- своевременное выявление изменений состояния земель, оценка и прогнозирование этих изменений, выработка предложений о предотвращении негативного воздействия на земли, об устранении последствий такого воздействия;
- обеспечение органов гос. власти информацией о состоянии окружающей среды в части состояния земель в целях реализации полномочий данных органов в области земельных отношений, включая реализацию полномочий по гос. земельному надзору (в том числе для проведения административного обследования объектов земельных отношений);
- обеспечение органов местного самоуправления информацией о состоянии ОС в части состояния земель в целях реализации полномочий данных органов в области земельных отношений, в том числе по муниципальному земельному контролю;
- обеспечение юр. лиц, ИП, граждан информацией о состоянии окружающей среды в части состояния земель.
Росреестр осуществляет государственный мониторинг земель (за исключением земель с/х назначения) в соответствии с пунктом 5.1.13 постановления Правительства РФ от 01.06.2009 № 457 «О Федеральной службе гос регистрации, кадастра и картографии».
Осуществление мониторинга в отношении земель с/х назначения и земель иных категорий, используемых или предоставленных для нужд сельского хозяйства, регулируется ФЗ от 16 июля 1998 года № 101-ФЗ "О гос. регулировании обеспечения плодородия земель с/х назначения".
Порядок осуществления государственного мониторинга земель устанавливается уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти. Порядок осуществления мониторинга установлен приказом Минэкономразвития России от 26.12.2014 № 852 «Об утверждении Порядка осуществления гос мониторинга земель, за исключением земель с/х назначения».
Каждый объект мониторинга описывается набором показателей, определяющих его состояние и использование.
Виды государственного мониторинга земель в зависимости от целей наблюдений
1. Мониторинг использования земель . Наблюдение за использованием земель и земельных участков в соответствии с их целевым назначением.
Показатели мониторинга использования земель:
- общая площадь земель (участков) соответствующей категории;
- общая площадь земельных участков, имеющих соответствующий вид разрешенного использования (в случае, если гос. мониторинг земель проводится в отношении участков, имеющих определенный вид разрешенного использования);
- площадь земель или участков, в отношении которых выявлено использование их не по целевому назначению, невыполнение обязанностей по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению;
- площадь земель или участков, в отношении которых выявлено неиспользование;
- площадь земель или участков, в отношении которых выявлены иные нарушения земельного законодательства, за исключением порчи земель;
- площадь распределения земель по формам собственности (в разрезе категорий и видов разрешенного использования), исходя из данных Единого гос. реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним;
- площадь застроенных земель в разрезе категорий;
- общая площадь внесенных в государственный кадастр недвижимости земель лесного фонда по видам использования лесов;
- иные показатели, определенные в соответствии с законодательством.
2. Мониторинг состояния земель. Наблюдение за изменением количественных и качественных характеристик земель, в том числе с учетом данных результатов наблюдений за состоянием почв, их загрязнением, захламлением, деградацией, нарушением земель, оценка и прогнозирование изменений состояния земель.
Количественные показатели мониторинга состояния земель:
- общая площадь земель (участков) соответствующей категории;
- общая площадь участков, имеющих соответствующий вид разрешенного использования (в случае если мониторинг проводится в отношении участков, имеющих определенный вид разрешенного использования);
- общая площадь участков общего пользования, внесенных в гос кадастр недвижимости, занятых улично-дорожной сетью, коммуникациями, скверами, парками, городскими лесами (для земель населенных пунктов);
- общая площадь санитарно-защитных и охранных зон объектов, внесенных в государственный кадастр недвижимости, расположенных на землях промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, землях для обеспечения космической деятельности, землях обороны, безопасности и иного спец. назначения;
- количество объектов, сведения о которых внесены в гос. кадастр недвижимости, расположенных на землях промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, землях для обеспечения космической деятельности, землях обороны, безопасности и иного спец. назначения, в отношении которых отсутствуют сведения в гос кадастре недвижимости санитарно-защитных и (или) охранных зонах;
- общая площадь учтенных в гос кадастре недвижимости санитарно-защитных и охранных зон объектов, расположенных на землях особо охраняемых территорий и объектов;
- количество объектов, сведения о которых внесены в гос. кадастр недвижимости, расположенных на землях особо охраняемых территорий и объектов, в отношении которых отсутствуют сведения в гос. кадастре недвижимости о санитарно-защитных и (или) охранных зонах.
Качественные показатели (с указанием степени развития негативного процесса):
- площадь земель, подверженных линейной эрозии (слабая, средняя, сильная, очень сильная степень);
- площадь земель, подверженных опустыниванию (слабая, средняя, сильная, очень сильная);
- площадь подтопленных земель (слабая, средняя, сильная);
- площадь заболоченных земель (слабая, средняя, сильная);
- площадь переувлажненных земель (слабая, средняя, сильная);
- площадь нарушенных земель (слабая, средняя, сильная);
- площадь захламленных земель (слабая, средняя, сильная);
- площадь земель, подвергшихся радиоактивному загрязнению (слабая, средняя, сильная);
- площадь земель, загрязненных нефтью и нефтепродуктами (умеренно опасная, опасная, чрезвычайно опасная);
- площадь земель, загрязненных тяжелыми металлами (умеренно опасная, опасная, чрезвычайно опасная);
- площадь земель, подверженных иным негативным процессам (с указанием наименования и степени развития негативного процесса).
Оценка состояния земель
Оценка состояния земель выполняется путем анализа ряда последовательных (периодических, оперативных) наблюдений, направленности и интенсивности изменений и сравнения полученных показателей со значениями базового наблюдения и нормативного показателя.
При осуществлении мониторинга необходимые сведения получаются с использованием:
- дистанционного зондирования (съемки и наблюдения с космических аппаратов, самолетов, с помощью средств малой авиации и других летательных аппаратов);
- сети постоянно действующих полигонов, эталонных стационарных и иных участков;
- наземных съемок, наблюдений и обследований (сплошных и выборочных);
- сведений, содержащихся в гос. кадастре недвижимости;
- землеустроительной документации;
- материалов инвентаризации и обследования земель, утвержденных в установленном порядке;
- сведений о количестве земель и составе угодий, содержащихся в актах органов гос. власти и органов местного самоуправления;
- данных, представленных органами гос. власти и органами местного самоуправления;
- результатов обновления картографической основы;
- данных гос. лесного реестра, а также лесохозяйственных регламентов лесничеств.
По результатам оценки состояния земель составляются прогнозы и рекомендации с приложением к ним тематических карт, диаграмм и таблиц, характеризующих динамику и направление развития изменений, в особенности имеющих негативный характер.
Данные, полученные в ходе проведения государственного мониторинга земель, используются при подготовке гос. (национального) доклада о состоянии и использовании земель в РФ.
ФЗ от 18.06.2001 № 78-ФЗ "О землеустройстве" ЗК РФ, Ст 68. Землеустройство
Землеустройство - мероприятия по изучению состояния земель, планированию и организации рационального использования земель и их охраны, образованию новых и упорядочению существующих объектов землеустройства и установлению их границ на местности (территориальное землеустройство), организации рационального использования гражданами и юр лицами земельных участков для осуществления с/х производства, а также по организации территорий, используемых общинами и лицами коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока, для обеспечения их традиционного образа жизни (внутрихозяйственное землеустройство).
Объекты землеустройства - территории субъектов РФ, территории муниципальных образований, территории населенных пунктов, территориальные зоны, зоны с особыми условиями использования территорий, за исключением зон охраны объектов культурного наследия народов РФ, а также части указанных территорий и зон; Все мероприятия по землеустройству проводятся организациями, имеющими лицензии на право заниматься вопросами землеустройства.
Землеустройство проводится в обязательном порядке в случаях:
- изменения границ объектов землеустройства;
- выявления нарушенных земель, а также земель, подверженных водной и ветровой эрозии, селям, подтоплению, заболачиванию, вторичному засолению, иссушению, уплотнению, загрязнению отходами производства и потребления, радиоактивными и химическими веществами, заражению и другим негативным воздействиям;
- проведения мероприятий по восстановлению и консервации земель, рекультивации, защите от эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения отходами производства и потребления, радиоактивными и химическими веществами, заражения и других негативных воздействий.
Основаниями проведения землеустройства являются:
- решения федеральных органов гос. власти, органов гос. власти субъектов РФ и органов местного самоуправления о проведении землеустройства;
- договоры о проведении землеустройства;
- судебные решения. Землеустройство включает:
- проведение кадастровых съемок,
- аэросъемочные работы,
- топографо-геодезические работы,
- почвенно-геоботанические работы,
- геоботанические и другие обследования и измерения,
- межевание границ,
- разработку предложений о рациональном использовании земель. |