- общегосударственное (по принципу административно- территориального деления и распространяется на всех субъектов, независимо от их подчинения)
- ведомственное (только на субъектов, подчиняющихся тому или иному министерству).
ЗК РФ, Ст 9. Полномочия РФ в области земельных отношений:
- установление основ федеральной политики в области регулирования земельных отношений;
- установление ограничений прав собственников, землепользователей, землевладельцев, арендаторов участков, а также ограничений оборотоспособности участков;
- гос. управление в области осуществления мониторинга земель, гос. земельного надзора, землеустройства; осуществление гос. земельного надзора;
- установление порядка резервирования земель, принудительного отчуждения участков (изъятия) для гос. и муниципальных нужд;
- резервирование земель, изъятие участков для нужд РФ;
- разработка и реализация федеральных программ использования и охраны земель;
- иные полномочия, отнесенные к полномочиям РФ Конституцией, ЗКРФ, ФЗми.
РФ осуществляет управление и распоряжение участками, находящимися в собственности РФ (федеральной собственностью).
Полномочия федеральных органов исполнительной власти в области земельных отношений, могут передаваться для осуществления органам исполнительной власти субъектов РФ постановлениями Правительства РФ.
ЗК РФ, Статья 10. Полномочия субъектов РФ в области земельных отношений:
- резервирование, изъятие участков для нужд субъектов РФ;
- разработка и реализация региональных программ использования и охраны земель, находящихся в границах субъектов РФ;
- иные полномочия, не отнесенные к полномочиям РФ или к полномочиям органов местного самоуправления.
Субъекты РФ осуществляют управление и распоряжение участками, находящимися в собственности субъектов РФ.
В соответствии со ст. 77 Конституции РФ федеральные органы и органы субъектов могут передавать друг другу свои полномочия путем издания законов или заключения соглашений. Полномочия субъектов Федерации в области земельных отношений, закреплены в Уставе субъекта РФ.
2. Муниципальное управление. ЗК РФ, Статья 11. Полномочия органов местного самоуправления в области земельных отношений: резервирование земель, изъятие участков для муниципальных нужд, установление с учетом требований законодательства правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муницип образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель.
Органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение участками, находящимися в муниципальной собственности.
Полномочия органов местного самоуправления и органов гос. власти субъекта РФ в области земельных отношений, могут быть перераспределены между ними в порядке, предусмотренном частью 1.2 статьи 17 ФЗ от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ".
3. Производственное управление (администрация предприятия).
4. Общественное управление. Общественные организации (объединения), движения, занимающиеся экологической деятельностью на территории РФ, а также международные организации, в том числе специализированные (МАГАТЭ, ФАО, ЮНЕСКО, ГРИНПИС) в соответствии с действующим экологическим законодательством вправе:
- оказывать содействие органам гос. и муниципального управления в охране земельных ресурсов;
- участвовать в гос. экологической экспертизе;
- создавать общественные экологические фонды и проводить общественную экологическую экспертизу;
- требовать отмены решений о размещении, строительстве и эксплуатации экологически вредных объектов;
- требовать предоставления информации о качественном состоянии земель;
- осуществлять общественный контроль за охраной и рациональным использованием земель.
Виды управления по направлениям компетенции
1. Общее управление. Осуществляют органы общей компетенции: Президент РФ, Правительство РФ, органы исполнительной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления. Распространяется на всю территорию РФ (субъекта, муниципального образования) независимо от категорий земель и форм собственности.
2. Специальное (межведомственное) управление. Находится в компетенции Министерства природных ресурсов РФ, Федерального агентства кадастра объектов недвижимости, органов (служб) санитарно- эпидемиологического надзора и архитектурно-строительного контроля. Осуществляют свои функции независимо от ведомственной принадлежности организаций, формы и вида собственности на землю.
3. Отраслевое (ведомственное) управление. Осуществляют различные министерства и ведомства, в ведении которых находятся земли определенного целевого назначения, например, Министерство с/х и продовольствия, Министерство транспорта, Министерство обороны РФ и др.
Отвечают за организацию рационального землепользования и внутриведомственного контроля за охраной земель. На закрепленных земельных территориях организуют проведение мероприятий по рекультивации и мелиорации.
4. Внутрихозяйственное (на предприятии и т.п.) управление. Могут осуществлять, например, общее собрание членов с/х производственного кооператива, садоводческого товарищества, потребительского кооператива, других коммерческих и некоммерческих объединений. В компетенцию входит ведение внутрихозяйственного учета, кадастра, мониторинга земель, перераспределение освободившихся участков, решение споров между совладельцами участков, организация мероприятий по охране и рациональному использованию участков и прочие внутрихозяйственные вопросы.
Функции органов управления – основные направления деятельности компетентных органов в области охраны и использования земель: мониторинг, учет земель, планирование и использование земель, территориальное зонирование, предоставление и изъятие земель, землеустройства, земельный контроль и надзор, разрешение земельных споров
1. ФЗ от 21.12.2004 № 172-ФЗ "О переводе земель или участков из одной категории в другую".
2. ЗК РФ.
Земли в РФ по целевому назначению подразделяются на категории (ст 7 ЗКРФ):
- земли с/х назначения;
- земли населенных пунктов;
- земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного спец. назначения;
- земли особо охраняемых территорий и объектов;
- земли лесного фонда;
- земли водного фонда;
- земли запаса.
Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются ФЗми и требованиями специальных ФЗ. Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.
Перевод земель из одной категории в другую осуществляется в отношении (ст 8 ЗКРФ):
- земель, находящихся в федеральной собственности - Правительством РФ;
- земель, находящихся в собственности субъектов РФ, и земель с/х назначения, находящихся в муниципальной собственности - органами исполнит власти субъектов РФ;
- земель, находящихся в муниципальной собственности, за исключением земель с/х назначения - органами местного самоуправления;
- земель, находящихся в частной собственности: земель с/х назначения - органами исполнит власти субъектов РФ;
- земель иного целевого назначения - органами местного самоуправления.
Нюанс. Перевод земель населенных пунктов в земли иных категорий и земель иных категорий в земли населенных пунктов независимо от их форм собственности осуществляется путем установления или изменения границ населенных пунктов в порядке, установленном ЗКРФ и законодательством РФ о градостроительной деятельности.
Перевод земель или участков в составе таких земель из одной категории в другую не допускается в случае:
- установления в соответствии с ФЗми ограничения перевода земель или участков в составе таких земель из одной категории в другую либо запрета на такой перевод;
- наличия отрицательного заключения гос. экологической экспертизы, если ее проведение предусмотрено ФЗми;
- установления несоответствия испрашиваемого целевого назначения земель или участков утвержденным документам территориального планирования и документации по планировке территории, землеустроительной документации.
Нарушение установленного ЗКРФ, ФЗми порядка перевода земель из одной категории в другую является основанием признания недействительными актов об отнесении земель к категориям, о переводе их из одной категории в другую.
Порядок перевода земель из одной категории в другую устанавливается ФЗми.
Процедура перевода земель из одной категории в другую
1. Ходатайство.
2. Акт о переводе.
3. Изменения кадастрового учета.
Для перевода земель или участков в составе таких земель из одной категории в другую заинтересованным лицом подается ходатайство о переводе земель/участков из одной категории в другую в исполнительный орган гос. власти или орган местного самоуправления, уполномоченные на рассмотрение этого ходатайства. Исполнительные органы гос. власти или органы местного самоуправления ходатайствуют о переводе участков из состава земель одной категории в другую без согласия правообладателей участков в случаях перевода участков из состава земель одной категории в другую для создания особо охраняемых природных территорий без изъятия у их правообладателей либо в связи с установлением или изменением черты населенных пунктов.
Исполнительный орган гос. власти или орган местного самоуправления, принявшие акт о переводе земель или участков, направляют копию такого акта в течение 5 дней со дня его принятия в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление гос. кадастрового учета недвижимого имущества и ведение гос. кадастра недвижимости, или, если иное не установлено Правительством РФ, в подведомственное данному федеральному органу исполнительной власти гос. учреждение (далее - орган кадастрового учета).
О внесенных изменениях орган кадастрового учета уведомляет заинтересованных правообладателей участков с указанием акта о переводе земель/участков, а также органы, осуществляющие гос. регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, для внесения в течение 7 дней изменений в связи с переводом из одной категории в другую в записи Единого гос. реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Перевод из одной категории в другую считается состоявшимся с даты осуществления гос кадастрового учета участков в связи с изменением их категории. Переоформление правоустанавливающих документов на участки, в отношении которых приняты акты о переводе, не требуется.
Отнесение к одной из установленных ЗКРФ категорий земель является обязательным. Если категория земель указана не в документах гос. кадастра недвижимости, а в правоустанавливающих документах на земельные участки или документах, удостоверяющих права на землю, внесение изменений в документы гос. кадастра недвижимости и в записи Единого гос. реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним осуществляется на основании правоустанавливающих документов на участки или документов, удостоверяющих права на землю, по заявлениям правообладателей участков.
Если категория земель не указана в документах гос. кадастра недвижимости, правоустанавливающих документах на участок или документах, удостоверяющих права на землю, принимается решение органа местного самоуправления городского округа или муниципального района об отнесении участка к землям определенной категории в зависимости от цели использования, для которой он предоставлялся.
Участки, расположенные в границах населенных пунктов, подлежат отнесению к землям населенных пунктов, а вне границ населенных пунктов - к определенной категории земель в зависимости от документально подтвержденного фактического использования участка.
Перед отдельных видов категорий земель в другую категорию
Перевод земель/участков из земель с/х назначения в другую категорию допускается в случаях, связанных:
- с консервацией земель;
- с созданием особо охраняемых природных территорий или с отнесением земель к землям природоохранного, историко-культурного, рекреационного и иного особо ценного назначения;
- с установлением или изменением черты населенных пунктов;
- с размещением промышленных объектов на землях, кадастровая стоимость которых не превышает средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу), а также на других землях и с иными не с/х нуждами при отсутствии иных вариантов размещения этих объектов;
- с включением непригодных для осуществления с/х производства земель в состав земель лесного фонда, земель водного фонда или земель запаса;
- со строительством дорог, линий электропередачи, линий связи (в том числе линейно-кабельных сооружений), нефтепроводов, газопроводов и иных трубопроводов, железнодорожных линий и других подобных сооружений при наличии утвержденного в установленном порядке проекта рекультивации части с/х угодий, предоставляемой на период осуществления строительства линейных объектов;
- с выполнением международных обязательств РФ, обеспечением обороны страны и безопасности государства при отсутствии иных вариантов размещения соответствующих объектов;
- с добычей полезных ископаемых при наличии утвержденного проекта рекультивации земель;
- с размещением объектов социального, коммунально-бытового назначения, объектов здравоохранения, образования при отсутствии иных вариантов размещения этих объектов.
Перевод земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного спец. назначения (далее - земли промышленности и иного спец. назначения) в другую категорию осуществляется без ограничений, за исключением случаев:
- перевод земель промышленности и иного спец. назначения, которые нарушены, загрязнены или застроены зданиями, строениями, сооружениями, подлежащими сносу (в том числе подземными), в другую категорию допускается при наличии утвержденного проекта рекультивации земель;
- перевод земель промышленности и иного спец. назначения, на которых осуществлялась связанная с нарушением почвенного слоя деятельность, в другую категорию допускается только после восстановления нарушенных земель в соответствии с утвержденным проектом рекультивации земель, за исключением случаев, если такой перевод осуществляется по ходатайству исполнительных органов гос. власти или органов местного самоуправления.
Перевод земель/участков особо охраняемых территорий и объектов в другую категорию осуществляется при наличии положительных заключений гос. экологической экспертизы и иных установленных ФЗми экспертиз в соответствии с законодательством РФ об охране окружающей среды, если их использование по целевому назначению ввиду утраты ими особого природоохранного, научного, историко-культурного, эстетического, рекреационного, оздоровительного и иного особо ценного значения невозможно.
Перевод земель другой категории в земли особо охраняемых территорий и объектов (за исключением земель населенных пунктов) допускается в случае:
- создания особо охраняемых территорий;
- создания туристско-рекреационных особых экономических зон;
- в иных установленных ЗКРФ и другими ФЗ случаях.
Перевод земель/участков лесного фонда, занятых защитными лесами в земли других категорий разрешается в случае:
- организации особо охраняемых природных территорий;
- установления или изменения границы населенного пункта;
- размещения объектов гос. или муниципального значения при отсутствии других вариантов возможного размещения этих объектов;
- создания туристско-рекреационных особых экономических зон.
Перевод участка из состава земель запаса в другую категорию земель в зависимости от целей дальнейшего использования этого участка осуществляется только после формирования в установленном порядке участка, в отношении которого принимается акт о переводе из состава земель запаса в другую категорию земель.
Перевод земель/участка водного фонда в другую категорию допускается в случаях:
- создания особо охраняемых природных территорий;
- установления или изменения границ населенных пунктов;
- размещения объектов гос. или муниципального значения при отсутствии иных вариантов размещения этих объектов;
- прекращения существования водных объектов, изменения русла, границ и иных изменений местоположения водных объектов, в том числе связанных с созданием искусственных земельных участков, при наличии положительного заключения гос. экологической экспертизы.
Ввод искусственно созданного участка в эксплуатацию на водном объекте, находящемся в федеральной собственности, является переводом земель водного фонда в земли категории, указанной в разрешении на создание искусственного земельного участка на водном объекте, находящемся в федеральной собственности.
Перевод земель/участка другой категории в земли водного фонда допускается в случае:
- если земли заняты водными объектами;
- строительства водохранилищ и иных искусственных водных объектов, а также гидротехнических и иных сооружений, расположенных на водных объектах;
- изменения русла рек и иных изменений местоположения водных объектов.
ФЗ от 24.07.2007 № 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости"
Глава 1. Общие положения
Глава 2. Ведение гос. кадастра недвижимости
Глава 3. Порядок кадастрового учета
Глава 4. Кадастровая деятельность
Глава 4.1. Комплексные кадастровые работы
Глава 5. Заключительные положения
Государственный кадастр недвижимости - систематизированный свод сведений об учтенном в соответствии с настоящим ФЗ недвижимом имуществе, а также сведений о прохождении Гос. границы РФ, о границах между субъектами РФ, границах муниципальных образований, границах населенных пунктов, об особых экономических зонах, созданных в соответствии с ФЗ от 22 июля 2005 года № 116-ФЗ "Об особых экономических зонах в РФ", о территориальных зонах и зонах с особыми условиями использования территорий, о территориях объектов культурного наследия народов РФ, иных предусмотренных настоящим ФЗ сведений.
Является федеральным гос. информационным ресурсом.
Ведение осуществляет Федеральная служба гос. регистрации, кадастра и картографии РФ (Росреестр) и ее территориальные органы.
Для информационного обеспечения ГКН проводят топографо- геодезические, картографические, землеустроительные, оценочные, почвенные, геоморфологические и иные обследования. При этом ведение ГКН заключается в последовательном сборе, обработке, учете, хранении и предоставлении сведений, проводимых по единой методике на всей территории РФ с соблюдением принципов единства и совместимости с другими гос. кадастрами.
Данные ГКН имеют правовой статус и обязательны при ведении единого реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним при гос регистрации прав на объекты недвижимости и сделок с ними.
Сведения гос. земельного кадастра доступны, платны, предоставляют их в виде выписок из форм гос. земельного кадастрового учета и копий земельно-кадастровых карт (планов).
Содержание государственного кадастра объектов недвижимости формируется в виде нескольких баз данных:
1. Геодезическая и картографическая основы ГКН. Тут должны содержаться топографические и кадастровые карты и планы, каталоги координат пунктов опорных межевых сетей, местоположение этих пунктов и типы знаков, закрепляющих их на местности. В этой базе данных также должны содержаться сведения о принятой системе координат.
2. Объекты недвижимости. Тут должны содержаться сведения о виде объекта недвижимости (участок, здание, сооружение, помещение и т.д.), о его местоположении, площади, вещных правах и правообладателях, обременениях вещных прав, о кадастровой стоимости объекта недвижимости. Для земельных участков дополнительно должны содержаться сведения о категории земель и о разрешённом виде использования участка. Для зданий, сооружений и отдельных помещений дополнительно должна содержаться информация о назначении здания, сооружения или помещения, а также его технические характеристики.
3. Государственная граница РФ, границы субъектов РФ, муницип образований и населённых пунктов. Тут должны содержаться картографическое описание гос. границы РФ, описание границ между субъектами РФ, описание границ муниципальных образований, описание границ отдельных населённых пунктов. Здесь же должны содержаться правовые документы, устанавливающие эти границы.
4. Кадастровое деление территории РФ. Тут должны содержаться сведения о наименовании кадастровых округов и кадастровых районов, о местоположении границ этих единиц кадастрового деления.
5. Территориальное зонирование РФ. Здесь должны храниться сведения о местоположении границ зон с особыми условиями использования территории и условия ограничений использования объектов недвижимости в пределах этих зон.
Нюансы:
1. Положения данного ФЗ не применяются в отношении участков недр, воздушных и морских судов, судов внутреннего плавания и космических объектов, предприятий как имущественных комплексов.
2. Положения данного ФЗ применяются в отношении подземных сооружений, если иное не предусмотрено ФЗ.
Государственный кадастровый учет недвижимого имущества (кадастровый учет) - действия уполномоченного органа по внесению в гос. кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи (далее - уникальные характеристики объекта недвижимости), или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных настоящим ФЗ сведений о недвижимом имуществе.
Кадастровая деятельность - выполнение управомоченным лицом (кадастровый инженер) в отношении недвижимого имущества в соответствии с требованиями, установленными настоящим ФЗ, работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления кадастрового учета сведения о таком недвижимом имуществе (далее - кадастровые работы).
ФЗ-221, Ст 4. Принципы ведения государственного кадастра недвижимости:
1. Принцип единства. На всей территории РФ кадастр ведется по единой технологии на основе утвержденных форм и положений.
2. Принцип общедоступности. Кадастровые сведения (за исключением связанных с гос. тайной) открыты для всех заинтересованных лиц - по запросу или по Интернету. Персональные данные (Ф.И.О., адрес и т.п.) предоставляются с согласия владельца объекта.
3. Принцип непрерывности актуализации содержащихся в нем сведений (кадастровые сведения). Изменения сведений об объектах недвижимости оперативно (в срок до 20 дней) вносятся в кадастр.
4. Принцип сопоставимости. Кадастровые сведения должны быть сопоставимы со сведениями в других гос. информационных ресурсах путем взаимообмена информацией с Росреестром, органами, которые ведут другие кадастры - градостроительный, лесной, водный и др. (их около 20)
5. Принцип дублирования. Ведение гос. кадастра недвижимости осуществляется на бумажных и (или) электронных носителях. При несоответствии между сведениями на бумажных и электронных носителях приоритет имеют сведения на бумажных носителях. Порядок и сроки хранения содержащихся в государственном кадастре недвижимости документов устанавливаются уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти.
6. Принцип постоянства. Документы кадастра недвижимости хранятся постоянно: уничтожение их и изъятие каких-либо частей запрещено.
Документы о кадастровом учете земель подразделяются на:
1. Основные. Единый гос. реестр земель, кадастровые дела и дежурные кадастровые карты (планы).
2. Вспомогательные. Книги учета документов, книги учета выданных сведений и каталоги координат пунктов опорной межевой сети.
3. Производные. Доклады о состоянии и использовании земельных ресурсов, отчеты, обзоры, иные справочные документы. |