Главная » Учебно-методические материалы » ЮРИСПРУДЕНЦИЯ » Земельное право: курс лекций (СИБИТ)

Лекция 4. Земельные правоотношения
01.11.2017, 17:51

Основаниями возникновения, изменения и прекращения земельных правоотношений являются юридические факты, т. е. обстоятельства, влекущие в соответствии с законом юридические последствия, в частности основания приобретения прав на земельные участки:

- из договоров и иных сделок, предусмотренных законом или не противоречащих закону;

- из актов гос. органов и органов местного самоуправления;

- из судебного решения;

- в результате приобретения имущества по основаниям, допускаемым законом;

- вследствие иных действий граждан и юр. лиц;

- вследствие событий, с которыми закон или иной правовой акт связывает наступление гражданско-правовых последствий.

Например: при купле-продаже земельного участка юр. фактом, порождающим отношения продавца и покупателя, служит договор о совершении сделки.

Права на земельные участки возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством.

Права на землю как объект недвижимого имущества возникают с момента гос. регистрации (т.е. регистрации соответствующих прав на земельный участок).

Участки, находящиеся в гос. или муниципальной собственности, могут предоставляться в частную собственность граждан и юр. лиц. Право постоянного (бессрочного) пользования, пожизненного наследуемого владения, безвозмездного срочного пользования участком, находящимся в гос. или муницип. собственности, предоставляется на основании решения уполномоченного гос. или муниципального органа.

Для возникновения, изменения или прекращения земельных правоотношений законом предусматриваются не только единичные юр. факты, но и целые их группы - юридические составы.

Например: для получения земельного участка для строительства объекта необходим целый фактический состав: выбор участка по установленной законом процедуре, стадии согласовании, стадии предоставления в использование и др.

Классификация юридических факты в земельном праве

1. Правоустанавливающие, при наличии которых возникают земельные правоотношения. При заключении договора аренды земельного участка возникают правоотношения по аренде земли; при заключении договора залога возникают кредитные отношения и смешанное право на заложенный земельный участок до ликвидации кредита и т. д.

2. Правоизменяющие, при наличии которых возникшее земельное правоотношение подвергается изменению, и это изменение может осуществляться:

- по объекту земельного правоотношения - например, при деградации земель с/х назначения, делающей невозможным восстановить в ближайшее время плодородие почв, данный земельный участок консервируется, а в связи с изменением правового статуса этого объекта изменяются и земельные правоотношения в отношении его;

- по субъектам земельных правоотношений - в случае смерти главы крестьянского хозяйства участок передается по наследству одному из членов по согласованию с другими членами этого хозяйства, т.е. данный факт изменяет субъектный состав;

- по содержанию правоотношения - появление на земельном участке водной или ветровой эрозии становится юридическим фактом, порождающим для лиц, использующих этот участок, обязанность осуществлять комплекс защитных мероприятий по устранению этого неблагоприятного явления.

3. Правопрекращающие, с возникновением которых прекращаются земельные правоотношения. В земельном законодательстве дан исчерпывающий и не подлежащий расширительному толкованию перечень юридических фактов - оснований прекращения правоотношений по использованию земель.

Каждый из правоустанавливающих, правопрекращающих и правоизменяющих фактов может быть двух видов.

1. Событие - обстоятельства, возникающие помимо воли человека. Так, пригодность или непригодность земель для нужд с/х обусловлена объективными причинами, и правоотношения по отнесению или неотнесению их в категорию земель с/х назначения возникают, таким образом, на событии — природном формировании данного типа земель, происшедшем, возможно, миллионы лет назад.

События не всегда происходят самопроизвольно, зачастую на них накладывает отпечаток и человеческая деят-ть, что дает основание подразделить их на абсолютные (как в своем возникновении, так и в дальнейшем развитии не имеют непосредственной связи с волевой деят-тью человека: водно-эрозионные почвенные процессы, возникающие самопроизвольно по причине природных явлений (ливни, гибель растительности)) и относительные (явления, возникающие в результате человеческой деятельности, но протекают (развиваются) независимо от этих действий и даже вопреки воле человека: эрозионные почвенные процессы, возникшие в результате неправильной обработки склоновых земель и прогрессирующие, несмотря на принимаемые противоэрозионные меры).

2. Поведение - как юридический факт имеет в земельном праве множество аспектов, к числу которых можно отнести:

- действия физ. или юр. лиц, а также гос. или иных органов. Вмешательство со стороны гос. органов в деятельность собственника участка, связанную с использованием земли, является юр. фактом, дающим право взыскивать причиненные таким вмешательством убытки и восстанавливать нарушенные права в установленном законом порядке.

- бездействие данных лиц и иных субъектов земельных правоотношений. Неиспользование в течение года земельного участка или его части, предоставленного для с/х производства, за исключением периода мелиоративного строительства и случаев, вызванных стихийными бедствиями, является юридическим фактом, влекущим прекращение права собственности на этот участок.

- юридическое состояние субъектов земельных правоотношений. Временная нетрудоспособность собственника участка или выход его на пенсию является юр. фактом, предоставляющим собственнику право сдавать свои земельные участки в аренду без изменения целевого назначения сроком до 5 лет.

Поведение можно подразделить на правомерное и неправомерное.

1. Правомерное поведение. Сюда относятся юр факты, влекущие за собой возникновение юр прав и обязанностей, предусмотренных нормами земельного права, и в случаях их нарушения охраняемых и защищаемых соответствующими положениями земельного законодательства. (Вид действий характеризуется тем, что он находится в рамках закона). Правомерные юридические факты - такое поведение граждан и юр. лиц, которое:

- соответствует действующему земельному законодательству. Каждый имеющий участок, закрепленный за ним на праве собственности, может свободно хозяйствовать на нём и совершать различного рода сделки с ним, так как «государство гарантирует неприкосновенность и  защиту частной собственности на землю, а также защиту прав собственников земли при совершении ими сделок с землей».

- не соответствует действующему законодательству, но и не противоречит ему. При предоставлении земельного участка организациям для выполнения ими уставных целей, они могут использовать участок и в. иных целях (даже, возможно, не отраженных в документах о предоставлении земли), однако их действия в целом должны соответствовать основным положениям устава этих организаций. В качестве примера можно привести случаи, когда субъекты земельных правоотношений Министерства обороны РФ используют закрепленные за ними земли для коллективного огородничества, при условии выполнения этими воинскими частями поставленных перед ними задач.

2. Неправомерное поведение:

- поведение субъектов, которое нарушает действующее законодательство, вступает с ним в конфликт. При строительстве и вводе в эксплуатацию объектов, отрицательно влияющих на состояние земель, к лицам, их производящим, органы и учреждения гос. санитарно-эпид. службы РФ могут применить санкцию в виде наложения штрафа.

- поведение субъектов, которое выражается в бездействии. Непродление срока договора аренды земельного участка влечет за собой прекращение всяких прав со стороны арендатора по использованию арендованного земельного участка.

Итог:

1. Основаниями возникновения, изменения и прекращения земельных правоотношений являются юридические факты - конкретные объективно выраженные обстоятельства, с которыми закон связывает наступление определенных последствий.

2. Факты эти отражены в законе прямо либо косвенно и подразделяются на три основных вида: правоустанавливающие, правоизменяющие, правопрекращающие.

3. Каждый факт относится к событиям или поведению людей, т.е. обстоятельствам, зависящим либо не зависящим от воли человека.

4. Обстоятельства, не зависящие от воли человека – события, – подразделяются на абсолютные и относительные.

5. Поведение людей как юридический факт подразделяется на правомерное и неправомерное, т.е. противоречащее закону и не противоречащее ему.

В земельном законодательстве дан исчерпывающий и не подлежащий расширительному толкованию перечень юридических фактов - оснований прекращения правоотношений по использованию земель.

ЗК РФ, Глава VII. ПРЕКРАЩЕНИЕ И ОГРАНИЧЕНИЕ ПРАВ НА ЗЕМЛЮ

Ст 44. Основания прекращения права собственности на земельный участок.

Ст 45. Основания прекращения права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, права пожизненного наследуемого владения земельным участком.

Ст 46. Основания прекращения аренды земельного участка.

Ст 47. Основания прекращения права безвозмездного пользования земельным участком.

Ст 48. Основания прекращения сервитута.

Ст 49. Основания изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд.

Ст 50. Конфискация земельного участка.

С 51. Реквизиция земельного участка.

Ст 52. Условия и порядок отчуждения земельного участка.

Ст 53. Условия и порядок отказа лица от права на земельный участок.

Ст 54. Порядок изъятия земельного участка, предоставленного на праве пожизненного наследуемого владения, праве постоянного (бессрочного) пользования, ввиду ненадлежащего использования земельного участка.

Ст 55. Утратила силу.

Ст 56. Ограничение прав на землю.

Ст 56.1. Ограничения прав на землю в связи с резервированием земель для государственных или муниципальных нужд.

Прекращение земельных правоотношений обычно происходит одновременно с прекращением пользования конкретным земельным участком.

Прекращение бывает полным или частичным (при уменьшении размеров земельного участка происходит прекращение пользования им лишь в определенной части, соответствующей уменьшению его размеров).

Основания прекращения земельных правоотношений:

- основания прекращения права собственности: отчуждение собственником своего земельного участка другим лицам, отказ собственника от права собственности на участок;

- основания прекращения права постоянного (бессрочного) пользования участком, права пожизненного наследуемого владения: отказ землепользователя от принадлежащего им права;

- аренда участка прекращается по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством (например, истечение срока аренды земли);

- безвозмездное срочное пользование прекращается по решению лица предоставившего участок или по соглашению сторон; по истечении срока, на который он был предоставлен; при отказе землепользователя от принадлежащего ему права;

- частный сервитут прекращается по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством;

- публичный сервитут прекращается в случае отсутствия общественных нужд, для которых он был установлен;

- выделяют также изъятие (или выкуп) земельных участков для гос. или муниципальных нужд, конфискация участка;

- земельные правоотношения могут возникать, изменяться или прекращаться на основании правомерных и неправомерных действий («в силу принудительного изъятия»). Так, при систематическом нарушении земельного законодательства пользователь может быть лишен права на землю;

- смерть собственника земли или землепользователя.

ЗК РФ, Глава V.1. ПРЕДОСТАВЛЕНИЕ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ, НАХОДЯЩИХСЯ В ГОС. ИЛИ МУНИЦИПАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ

Ст 39.1. Основания возникновения прав на земельные участки, предоставляемые из земель, находящихся в гос. или муниципальной собственности.

Ст 39.2. Исполнительные органы гос. власти и органы местного самоуправления, уполномоченные на предоставление земельных участков.

Ст 39.3. Случаи продажи земельных участков, находящихся в гос. или муниципальной собственности, на торгах и без проведения торгов.

Ст 39.4. Цена продажи земельного участка, находящегося в гос. или муниципальной собственности.

Ст 39.5. Случаи предоставления земельного участка, находящегося в гос. или муниципальной собственности, гражданину или юр. лицу в собственность бесплатно.

Ст 39.6. Случаи предоставления земельных участков, находящихся в гос. или муниципальной собственности, в аренду на торгах и без проведения торгов.

Ст 39.7. Размер арендной платы за земельный участок, находящийся в гос. или муниципальной собственности.

Ст 39.8. Особенности договора аренды земельного участка, находящегося в гос. или муниципальной собственности.

Ст 39.9. Предоставление земельного участка, находящегося в гос. или муниципальной собственности, в постоянное (бессрочное) пользование.

Ст 39.10. Предоставление земельного участка, находящегося в гос. или муниципальной собственности, в безвозмездное пользование.

Ст 39.11. Подготовка и организация аукциона по продаже земельного участка, находящегося в гос. или муницип. собственности, или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, находящегося в гос. или муниципальной собственности.

Ст 39.12. Проведение аукциона по продаже земельного участка, находящегося в гос. или муниципальной собственности, либо аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, находящегося в гос. или муниципальной собственности.

Ст 39.13. Аукцион по продаже земельного участка, находящегося в гос. или муниципальной собственности, либо аукцион на право заключения договора аренды земельного участка, находящегося в гос. или муниципальной собственности, в электронной форме.

Ст 39.14. Порядок предоставления в собственность, аренду, постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное пользование земельного участка, находящегося в гос. или муниципальной собственности, без проведения торгов.

Ст 39.15. Предварительное согласование предоставления земельного участка.

Ст 39.16. Основания для отказа в предоставлении земельного участка, находящегося в гос. или муниципальной собственности, без проведения торгов.

Ст 39.17. Предоставление земельного участка, находящегося в гос. или муниципальной собственности, без проведения торгов.

Ст 39.18. Особенности предоставления земельных участков, находящихся в гос. или муниципальной собственности, гражданам для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, дачного хозяйства, гражданам и крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности.

Ст 39.19. Особенности предоставления земельных участков, находящихся в гос. или муниципальной собственности, отдельным категориям граждан в собственность бесплатно.

Ст 39.20. Особенности предоставления земельного участка, находящегося в гос. или муниципальной собственности, на котором расположены здание, сооружение.

С 1 марта 2015 г. вступил в силу новый порядок формирования и предоставления земель из гос. и муниципальной собственности физическим и юр лицам. Ключевые моменты нового порядка отражены в ФЗ от 23.06.2014 № 171-ФЗ «О внесении изменений в ЗКРФ и отдельные законодательные акты РФ» (Закон № 171-ФЗ).

Предоставление участков, находящихся в гос или муницип собственности, осуществляется исполнительным органом гос власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 ЗКРФ (уполномоченный орган).

Предоставление земельного участка - действия собственника земельного участка, направленные на передачу права собственности на земельные участки физ. или юр. лицам, или обременение земельных участков вещными правами физических или юр. лиц с целью удовлетворения частного интереса.

Участки, находящиеся в гос. или муниципальной собственности, предоставляются на основании (виды предоставлений):

- решения органа гос. власти или органа местного самоуправления в случае предоставления земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование;

- договора купли-продажи в случае предоставления земельного участка в собственность за плату;

- договора аренды в случае предоставления земельного участка в аренду;

- договора безвозмездного пользования в случае предоставления земельного участка в безвозмездное пользование.

Предоставление участка, находящегося в гос или муницип собственности, в постоянное (бессрочное) пользование осуществляется на основании решения уполномоченного органа. Участки предоставляются в постоянное (бессрочное) пользование исключительно:

- органам гос. власти и органам местного самоуправления;

- гос. и муниципальным учреждениям (бюджетным, казенным, автономным);

- казенным предприятиям;

- центрам исторического наследия президентов РФ, прекративших исполнение своих полномочий.

Предоставление участка, находящегося в гос или муницип собственности, осуществляется без проведения торгов в порядке:

- подготовка схемы расположения участка, если участок предстоит образовать и не утвержден проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой участок;

- подача в уполномоченный орган гражданином или юр лицом заявления о предварительном согласовании предоставления участка, если участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с ФЗ "О гос. кадастре недвижимости". Если участок, на котором расположены здание, сооружение, предстоит образовать или границы такого участка подлежат уточнению, с заявлением о предварительном согласовании предоставления участка в уполномоченный орган может обратиться любой правообладатель здания, сооружения, помещения в здании, сооружении;

- принятие решения о предварительном согласовании предоставления участка в порядке, установленном статьей 39.15 ЗКРФ, если участок предстоит образовать или границы участка подлежат уточнению в соответствии с ФЗ "О гос. кадастре недвижимости";

- обеспечение заинтересованным гражданином или юр лицом выполнения кадастровых работ в целях образования участка в соответствии с проектом межевания территории, со схемой расположения участка или с проектной документацией лесных участков либо кадастровых работ, необходимых для уточнения границ участка, если принято решение о предварительном согласовании предоставления участка;

- осуществление гос. кадастрового учета участка или гос. кадастрового учета в связи с уточнением границ участка, а также гос. регистрации права гос. или муниципальной собственности на него, за исключением случаев образования участка из земель или земельного участка, гос. собственность на которые не разграничена;

- подача в уполномоченный орган гражданином или юр лицом заявления о предоставлении участка.

- заключение договора купли-продажи, договора аренды участка, договора безвозмездного пользования участком, принятие уполномоченным органом решения о предоставлении участка в собственность бесплатно, в постоянное (бессрочное) пользование.

В течение 10 дней со дня поступления заявления о предоставлении участка уполномоченный орган возвращает это заявление заявителю, если оно не соответствует положениям ЗКРФ, подано в иной уполномоченный орган или к заявлению не приложены необходимые документы. При этом уполномоченным органом должны быть указаны причины возврата заявления о предоставлении земельного участка.

В срок не более чем 30 дней со дня поступления заявления о предоставлении участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление и по результатам рассмотрения и проверки совершает одно из следующих действий:

- осуществляет подготовку проектов договора купли-продажи, договора аренды участка или договора безвозмездного пользования участком в 3х экземплярах и их подписание, а также направляет проекты указанных договоров для подписания заявителю, если не требуется образование испрашиваемого участка или уточнение его границ;

- принимает решение о предоставлении участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование, если не требуется образование испрашиваемого участка или уточнение его границ, и направляет принятое решение заявителю. Проекты договоров, направленные заявителю, должны быть им подписаны и представлены в уполномоченный орган не позднее чем в течение 30 дней со дня получения заявителем проектов указанных договоров;

- принимает решение об отказе в предоставлении участка при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных статьей 39.16 ЗКРФ, и направляет принятое решение заявителю. В указанном решении должны быть указаны все основания отказа.

Особенности договора аренды участка, находящегося в гос или муницип собственности:

1. Условия договора аренды определяются гражданским законодательством, ЗКРФ и другими ФЗми.

2. Договор аренды участка, предоставленного для проведения работ, связанных с пользованием недрами, должен предусматривать проведение работ по рекультивации участка.

3. Договор аренды участка, расположенного в границах береговой полосы водного объекта общего пользования, заключается при условии обеспечения свободного доступа граждан к водному объекту общего пользования и его береговой полосе.

4. Заключенный с юр лицом в целях ведения дачного хозяйства договор аренды участка, должен предусматривать обязанность юр лица обеспечить подготовку в отношении такого участка проекта планировки и проекта межевания территории, а также проведение кадастровых работ, необходимых для образования земельных участков в соответствии с утвержденным проектом межевания территории.

5. В случае предоставления юр лицу участка для комплексного освоения территории, юр лицо должно заключить договор о комплексном освоении территории одновременно с заключением договора аренды такого земельного участка.

6. Договор аренды участка, образованного из земельного участка, предоставленного для комплексного освоения территории, за исключением случая предоставления земельного участка некоммерческой организации, созданной гражданами, для комплексного освоения территории в целях индивидуального жилищного строительства, должен предусматривать обязательство сторон договора аренды такого земельного участка обеспечить осуществление мероприятий по освоению территории (в том числе строительство и ввод в эксплуатацию объектов капитального строительства) в соответствии с графиками, содержащимися в договоре о комплексном освоении территории, в отношении каждого предусмотренного мероприятия с указанием сроков начала и окончания проведения соответствующих работ, а также ответственность сторон за невыполнение указанного обязательства и право сторон на расторжение этого договора аренды в одностороннем порядке в случае невыполнения указанного обязательства.

Особенности предоставления участка, находящегося в гос или муницип собственности, на котором расположены здание, сооружение:

1. Если иное не установлено законом, исключительное право на приобретение участков в собственность или аренду имеют граждане, юр лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких участках.

2. Любой из заинтересованных правообладателей здания, сооружения или помещений в них вправе обратиться самостоятельно в уполномоченный орган с заявлением о предоставлении участка в аренду. В течение 30 дней со дня получения заявления от одного из правообладателей здания или помещений в них уполномоченный орган направляет иным правообладателям здания или помещений, имеющим право на заключение договора аренды участка, подписанный проект договора аренды с множественностью лиц на стороне арендатора. В течение 30 дней со дня направления проекта договора аренды участка правообладатели здания или помещений обязаны подписать этот договор аренды и представить его в уполномоченный орган. Договор аренды заключается с лицами, которые подписали этот договор и представили его в уполномоченный орган в указанный срок.

3. Размер долей должен быть соразмерен долям в праве на здание или помещениях, принадлежащим правообладателям. Отступление от правила возможно с согласия всех правообладателей здания или помещений либо по решению суда.

4. Особенности приобретения прав на участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав общего имущества многоквартирного дома объекты недвижимого имущества, устанавливаются ФЗми.

Проведение аукциона по продаже участка, находящегося в гос. или муниципальной собственности, либо аукциона на право заключения договора аренды участка, находящегося в гос или муницип собственности:

1. Для участия в аукционе заявители представляют в установленный срок необходимые документы: заявка на участие в аукционе; копии документов, удостоверяющих личность; документы, подтверждающие внесение задатка.

2. Прием документов прекращается не ранее чем за 5 дней до дня проведения аукциона.

3. Заявка на участие, поступившая по истечении срока приема заявок, возвращается заявителю в день ее поступления.

4. Заявитель имеет право отозвать принятую организатором аукциона заявку на участие в аукционе до дня окончания срока приема заявок, уведомив об этом в письменной форме организатора аукциона. Организатор аукциона обязан возвратить заявителю внесенный им задаток в течение 3х рабочих дней со дня поступления уведомления об отзыве.

5. Организатор аукциона ведет протокол рассмотрения заявок на участие в аукционе, Заявитель, признанный участником аукциона, становится участником аукциона с даты подписания организатором аукциона протокола рассмотрения заявок.

6. Если аукцион признан несостоявшимся и только один заявитель признан участником аукциона, уполномоченный орган в течение 10 дней со дня подписания протокола, обязан направить заявителю 3 экземпляра подписанного проекта договора. При этом договор купли-продажи участка заключается по начальной цене предмета аукциона, а размер ежегодной арендной платы или размер первого арендного платежа по договору аренды определяется в размере, равном начальной цене предмета аукциона.

7. Результаты аукциона оформляются протоколом, который составляет организатор аукциона.

8. В течение 3х рабочих дней со дня подписания протокола о результатах аукциона организатор обязан возвратить задатки лицам, участвовавшим в аукционе, но не победившим.

9. Если аукцион проводится в целях предоставления участка в аренду для комплексного освоения территории, одновременно с договором аренды лицу, с которым заключается указанный договор, направляются также 2 экземпляра проекта договора о комплексном освоении территории, подписанного представителем уполномоченного органа.

10. Если в течение 30 дней со дня направления участнику аукциона, который сделал предпоследнее предложение о цене, проекта договора купли-продажи или проекта договора аренды, этот участник не представил в уполномоченный орган подписанные им договоры, организатор аукциона вправе объявить о проведении повторного аукциона или распорядиться участком иным образом.

ЗК РФ, Глава III. СОБСТВЕННОСТЬ НА ЗЕМЛЮ

Ст 15. Собственность на землю граждан и юр. лиц.

Ст 16. Государственная собственность на землю.

Ст 17. Собственность РФ (федеральная собственность) на землю.

Ст 18. Собственность на землю субъектов РФ.

Ст 19. Муниципальная собственность на землю.

Собственность:

- как юридическая категория – результат закрепления правовыми нормами экономических отношений собственности.

- как экономическая категория – общественные экономические отношения, складывающиеся по поводу присвоения материальных благ.

Право собственности на землю:

- в объективном смысле – совокупность норм, регулирующих отношения собственности и образующих правовой институт собственности на землю.

- в субъективном смысле – закрепленная за собственником юридически обеспеченная возможность владеть, пользоваться и распоряжаться принадлежащим ему земельным участком.

Формы собственности (ст. 9 Конституции РФ и ст.244-259 ГК РФ)

1. Частная собственность. - индивидуальная и коллективная. Индивидуальная - собственность одного лица:

- граждан;

- юридических лиц.

Коллективная (общая собственность) - собственность двух или более лиц:

- с определением доли каждого в праве собственности (общая долевая собственность);

- без определения долей (общая совместная собственность). Возникает при поступлении в собственность участка, который не может быть разделен без изменения его назначения либо не подлежит разделу в силу закона (неделимый участок).

2. Публичная собственность:

- государственная: федеральная, субъектов;

- муниципальная.

Государственная собственность - земля и другие природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юр лиц либо муницип образований (п. 2 ст. 214 ГК РФ):

- собственность РФ (федеральная). Участки, которые признаны таковыми ФЗми; те, право собственности РФ на которые возникло при разграничении гос собственности на землю или приобретенные РФ по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством.

- собственность субъектов РФ. Участки, которые признаны таковыми ФЗми; те, право собственности субъектов РФ на которые возникло при разграничении гос собственности на землю; которые приобретены субъектами РФ по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством; которые безвозмездно переданы субъектам РФ из федеральной собственности.

Нюанс: в зависимости от открытости доступа граждан на участки, находящиеся в гос. или муниципальной собственности, могут быть поделены на 2 вида: участки общего пользования и участки, закрытые для общего доступа.

Собственность муниципальных образований (муниципальная) - имущество (в том числе и земля), принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муницип образованиям (п. 1 ст. 215 ГК РФ). Это участки, которые признаны таковыми ФЗми и принятыми в соответствии с ними законами субъектов РФ; право муниципальной собственности на которые возникло при разграничении гос. собственности на землю; которые приобретены по основаниям, установленным гражданским законодательством; которые безвозмездно переданы в муницип собственность из федеральной собственности.

Участки, находящиеся в муниципальной собственности одного муниципального образования, могут быть переданы безвозмездно в муниципальную собственность другого муниципального образования.

Собственность граждан и юр. лиц (частная собственность) - земельные участки, приобретенные ими по основаниям, предусмотренным законодательством РФ (т.е. законно). Для того чтобы участок был объектом права частной собственности, он должен быть свободен от законодательных ограничений предоставления земли. В соответствии с п. 2 ст. 27 ЗКРФ участки, отнесенные к землям, изъятым из оборота, не могут предоставляться в частную собственность, а также быть объектами сделок, предусмотренных гражданским законодательством. Также не предоставляются в частную собственность участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, за исключением случаев, установленных ФЗми. Перечень участков, изъятых из оборота и ограниченных в обороте, дан в п. 4 и 5 ст. 27 3К РФ.

Из оборота изъяты, в частности, участки, занятые: гос природными заповедниками; зданиями и сооружениями, в которых размещены военные суды; другими объектами.

Ограниченные в обороте участки, например, в пределах лесного фонда; занятые находящимися в гос или муницип собственности водными объектами в составе водного фонда и многие другие.

Земли иных категорий в соответствии с ЗК РФ могут находиться в собственности, но с требованием соблюдения особого режима их использования.

Нюанс: иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юр лица не могут обладать на праве собственности участками, находящимися на приграничных территориях, перечень которых устанавливается Президентом РФ в соответствии с федеральным законодательством о Гос. границе РФ, и на иных установленных особо территориях РФ в соответствии с ФЗми.

Право собственности на землю у юр лиц и граждан может возникнуть и в силу приобретательной давности, что закреплено в ст. 234 ГК РФ. Лицо, не являющееся собственником имущества, но добросовестно, открыто и непрерывно владеющее как своим собственным недвижимым имуществом в течение 15 лет приобретает право собственности на это имущество. Приобретательная давность применима и к земельной собственности. Решение о факте возникновения права собственности на землю в силу приобретательной давности принимает гос. орган исполнительной  власти или орган местного самоуправления по заявлению заинтересованного лица.

Особенности права собственности на землю в России:

1. Виды прав на землю определены в законодательстве "по субъекту". В зависимости от субъекта, обладающего правами на землю, устанавливается объем прав и обязанностей, составляющих содержание того или иного вида права собственности на землю.

2. Наличие ограничений права собственности на землю.





БАНКОВСКОЕ ДЕЛО
БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ
БЮДЖЕТ И БЮДЖЕТНАЯ СИСТЕМА РФ
ВЫСШАЯ МАТЕМАТИКА, ТВ и МС, МАТ. МЕТОДЫ
ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ
ДОКУМЕНТОВЕДЕНИЕ И ДЕЛОПРОИЗВОДСТВО
ДРУГИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
ЕСТЕСТВЕННЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ
ИНВЕСТИЦИИ
ИССЛЕДОВАНИЕ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ
МАРКЕТИНГ
МЕНЕДЖМЕНТ
МЕТ. РЕКОМЕНДАЦИИ, ПРИМЕРЫ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ
МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА И МЭО
НАЛОГИ И НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ
ПЛАНИРОВАНИЕ И ПРОГНОЗИРОВАНИЕ
РАЗРАБОТКА УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ
РЫНОК ЦЕННЫХ БУМАГ
СТАТИСТИКА
ТЕХНИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ
УЧЕБНИКИ, ЛЕКЦИИ, ШПАРГАЛКИ (СКАЧАТЬ)
ФИНАНСОВЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ
ФИНАНСЫ, ДЕНЕЖНОЕ ОБРАЩЕНИЕ И КРЕДИТ
ЦЕНЫ И ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ
ЭКОНОМИКА
ЭКОНОМИКА, ОРГ-ЦИЯ И УПР-НИЕ ПРЕДПРИЯТИЕМ
ЭКОНОМИКА И СОЦИОЛОГИЯ ТРУДА
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ (МИКРО-, МАКРО)
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ
ЭКОНОМЕТРИКА
ЮРИСПРУДЕНЦИЯ