Система источников права - совокупность нормативно-правовых актов, которая строится по определенной «иерархической лестнице»: акты расположены по степени юридической силы, по степени конкретности правового регулирования и по другим признакам.
Источники права - различные способы выражения правотворческой деятельности государства, с помощью которой воля законодателя становится обязательной для исполнения.
Источник земельного права - документ установленной формы, изданный уполномоченным на то гос. органом, содержащий в себе земельно- правовые нормы, действующий на определенной территории, определенное время и среди определенного круга лиц, являющийся элементом системы земельного законодательства.
Первичный элемент законодательства – НПА - документ, объединяющий совокупность предметно связанных между собой норм. НПА составляют иерархическую систему (пирамиду) соподчиненных звеньев, их юридическая сила зависит от места и компетенции органа, принимающего акт.
Источниками земельного права являются как земельное законодательство, объединяющее НПА, регулирующие отношения по использованию и охране земель (ст. 3 ЗК), так и НПА, образующиеся другими отраслями законодательства, но регулирующие в отдельных своих положениях земельные отношения наряду с другими общественными отношениями.
Различают действие НПА по территории, времени и кругу лиц:
- действие по территории - определяется территориальной полномочиями органа: федеральные, региональные, местные.
- действие по времени - как правило, не имеет обратной силы, время их принятия и время вступления в силу не всегда совпадают, в правовом регулировании «чисто» земельных отношений (т.е. непосредственно связанных с эксплуатацией земли и т.п.) отсутствуют нормы о сроках исковой давности.
- действие по кругу субъектов: общих субъектов - лиц, по своей юридич. природе не отличающихся какими-либо особыми признаками; специальных субъектов - лиц, обладающих признаками, обеспечивающими им определенные доп. права или льготы либо лишающими этих льгот.
Виды источников права:
1. Правовой обычай;
2. НПА - наиболее характерный для России способ правового регулирования, что обусловливалось масштабами, централизацией и многонациональностью государства, желанием обеспечить единообразие правоприменения;
3. Правовые договоры – соглашения между участниками земельных отношений, которые могут устанавливать права и обязанности, правила поведения, обязательные для исполнения субъектами земельных правоотношений;
4. Юридический прецедент;
5. Идеи и доктрины, т. е. мнения ведущих ученых-юристов, принимают в ряде государств участие в формировании права, получая отражение в законодательстве. В романо-германской правовой семье основные положения права были сформулированы в университетских стенах;
6. Религиозные тексты - основанное на принципах ислама мусульманское право во многом зависит от заключений древних и современных толкователей религиозных текстов Корана – священной книги, собравшей поучения, речи и заповеди Аллаха, и Сунны – сборника жизнеописания пророка Мухаммеда, от мнений видных юристов. С учетом распространения мусульманской религии в ряде субъектов Российской Федерации эту сторону не следует игнорировать, тем более в области справедливой организации землепользования.
7. Руководящие решения пленумов Верховного Суда РФ, Президиума Высшего Арбитражного Суда, Конституционного Суда РФ, которые учитываются нижестоящими судами;
8. Другие.
Недостаточно исследованным, по все же объективно существующим источником является правовой обычай. Они прямо не устанавливаются нормами права (в этом случае они теряют свойство правового обычая), однако нормы права могут отсылать к ним. В земельном праве можно выделить правовые обычаи:
- согласно подп. 7 п. 3 ст. 23 ЗК РФ могут устанавливаться публичные сервитуты для сенокошения, выпаса с/х животных в установленном порядке на земельных участках в сроки, продолжительность которых соответствует местным условиям и обычаям;
- согласно ст. 23 ГПК РФ мировому судье подсудны дела об определении порядка пользования имуществом. Следовательно, при наличии спора о порядке пользования земельным участком (например, между сособственниками), такой спор может разрешаться исходя из местных условий и обычаев;
- свойством правового обычая обладает возведение заборов по периметру земельного участка. Так, ЗК РФ и иные федеральные законы и подзаконные акты не упоминают именно такого варианта осуществления собственником своего правомочия владения и ограничения доступа третьих лиц на свой участок. С точки зрения задач индивидуализации земельного участка вполне достаточно определения его площади и составления межевого плана;
- большую роль правовой обычай играет в пределах отдельно взятых национальных и национально-религиозных общностей. В данном случае наиболее ярким примером являются коренные и малочисленные народы. Например, согласно ст. 13 ФЗ от 07.05.2001 № 49-ФЗ "О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных пародов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ" использование природных ресурсов, находящихся на территориях традиционного природопользования, для обеспечения ведения традиционного образа жизни осуществляется лицами, относящимися к малочисленным народам, и общинами малочисленных пародов в соответствии с законодательством РФ, а также обычаями малочисленных народов.
Иерархия земельно-правовых нормативных актов:
1. Международно-правовые договоры, подписанные и ратифицированные РФ (ст. 4 ЗК РФ).
2. Конституция РФ - основной источник для всех отраслей права.
3. Федеральные конституционные законы. Принимаются по вопросам, предусмотренным Конституцией РФ (ст. 65, 66, 68, 70, 84, 114, 118, 128 и 135).
4. ФЗ. Принимаются Федеральным Собранием РФ.
5. Указы Президента РФ. Относятся к федеральному уровню.
6. Постановления и распоряжения Правительства РФ также относятся к федеральному уровню.
7. Акты министерств и иных гос. органов федеральной исполнительной власти. В межотраслевом и отраслевом масштабах источниками земельного права служат нормативные акты гос. комитетов, министерств и служб - нормативные приказы, инструкции и др. По общему правилу, эти акты обязательны только для учреждений и должностных лиц данного ведомства. Однако в тех случаях, когда данное ведомство в силу закона или постановления Правительства РФ получило право на издание обязательного акта, а также, если этот ведомственный акт был утвержден постановлением Правительства РФ, он получает общеобязательную силу.
8. НПА субъектов РФ.
9. НПА органов местного самоуправления.
10. Вспомогательные НПА. Определенную вспомогательную роль по совершенствованию правоприменительной деятельности играют стандарты.
Конституция РФ, где выделяют 2 группы норм:
- нормы, непосредственно регулирующие земельные отношения (ст. 9, 36);
- иные статьи опосредованно регулируют земельные отношения (ст. 42, 58, 2, 17, 18,45).
Кодифицированным нормативным актом, регулирующим земельные отношения, является федеральный закон (ФЗ):
1. Земельный, Водный, Лесной, Градостроительный кодексы;
2. ФЗ от 18 июня 2001 г. № 78-ФЗ "О землеустройстве";
3. ФЗ от 24 июля 2007 г. № 221-ФЗ "О гос. кадастре недвижимости";
4. ФЗ от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды";
5. ФЗ от 14 марта 1995 г. № 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях";
6. ФЗ от 23 февраля 1995 г. № 26-ФЗ "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах";
7. ФЗ от 10 января 1996 г. № 4-ФЗ "О мелиорации земель";
8. ФЗ от 19 июля 1997 г. № 109-ФЗ "О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами" и др.
ФЗ природоресурсной подотрасли экологического права: ФЗ «О недрах» 1992 г., «О животном мире» 1995 г., «Об охране атмосферного воздуха» 1999 г. и др.
Группу ФЗ, содержащих нормы земельного права, представляют ГК РФ, Кодекс РФ об административных правонарушениях, Уголовный кодекс РФ: в них содержится немало предписаний, относящихся к земельным отношениям. В частности, в КоАП РФ и УК РФ содержатся составы земельных правонарушений (преступлений), за которые устанавливается и применяется соответственно административная или уголовная ответственность - в зависимости от степени общественного вреда или общественной опасности.
Имущественные отношения, возникающие при использовании земли, регулируются нормами гражданско-правовых актов (Гражданский Кодекс РФ). В гл. 17 ГК РФ предлагаются нормы, непосредственно регулирующие земельные отношения. Земля и прочно связанные с ней объекты объявлены недвижимым имуществом.
Имущественные отношения, возникающие при использовании земли, регулируются указами Президента РФ от 7 марта 1996 г. «О реализации конституционных прав граждан на землю» и др. и постановлениями Правительства РФ от РФ от 25 августа 1992 г. «О совершенствовании ведения гос. земельного кадастра» и др.
Взаимосвязь земли и других природных ресурсов – недр, лесов, вод, окружающей природной среды в целом – предопределяет наличие норм, которые регулируют отношения, связанные с землей, в источниках водного, лесного, горного, природоохранительного права (в ФЗ «О недрах» 1994 г. определено право собственника земельного участка на добычу полезных ископаемых, находящихся в границах данного участка).
Правовые нормы, связанные с регулированием земельных правоотношений, содержатся в источниках административного и уголовного права – меры ответственности за совершение земельных правонарушений; жилищного права – нормы о праве граждан на получение земельного участка под жилищное строительство и др.
Особое место среди источников земельного права занимают международные двусторонние договоры, касающиеся земельных отношений, заключенные в установленном порядке или утвержденные компетентным государственным органом РФ, договоры, заключенные РФ с ее субъектами.
Не являются источниками: правовые акты индивидуального значения, т. е. акты применения права (решение местной администрации, адресованное конкретному гражданину либо организации). Руководящие постановления Пленума Верховного Суда РФ и решения Высшего Арбитражного Суда РФ также не рассматриваются - данные виды актов специфичны тем, что имеют обязательную силу для судов указанных систем при разрешении ими конкретных дел. В правовом же регулировании они не могут быть использованы в качестве непосредственных регуляторов общественных отношений.
Нормативно-правовой договор – соглашение двух или более субъектов права, содержащее общеобязательные правила, юридические нормы.
Могут называться по-разному: "контракт", "соглашение", "договоренность" и т.п., но главное для него как для источника нрава – данный документ должен содержать юридические правила (нормы).
Для нормативно-правового договора как источника права характерны следующие черты:
- представляет собой соглашение двух или более субъектов права;
- выступает как акт волеизъявления людей, акт их сознательного поведения;
- стороны имеют равное правовое положение;
- является добровольным волеизъявлением сторон (в отличие от НПА, который является актом одностороннего волеизъявления законодательного органа);
- содержит юридические нормы;
- по своим юридическим особенностям подобен нормативным юридическим актам.
Нужно отличать договор как источник права (нормативный договор) от правового договора как индивидуального юридического акта (договор купли-продажи в гражданском праве), который устанавливает не юридические правила, а конкретные юридические права и обязанности конкретных субъектов.
Нормативно-правовой договор от договора как индивидуального акта отличается неперсонифицированностью своих предписаний, неоднократностью и долговременностью своего действия.
Соглашения между различными субъектами права могут содержать правовые нормы не только устанавливать права и обязанности сторон, но и устанавливать общие правила поведения, которым должны в будущем подчиняться все участники (например, договоры об общих и специальных земельных сервитутах).
Наибольшее значение имеет для международного и конституционного права. В международном праве нормативно-правовой договор вообще является основным источником права. Часть 4 ст.15 Конституции РФ провозглашает, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотрены законом, то применяются правила международного договора. Соответственно общепризнанный принцип международного права, как и иной обычай или международный договор, не является источником внутригосударственного права. Но, становясь, согласно отсылочным нормам, составной частью правовой системы государства, нормы международных договоров оказывают такое же регулирующее воздействие на внутригосударственные отношения, как и закон.
В условиях федеративного устройства приобретают значение соглашения между гос. органами Федерации и ее субъектов. К настоящему времени такие соглашения заключены между центром и частью субъектов Федерации и во всех присутствуют нормы по вопросам земельных отношений, и это не удивительно, так как Конституцией РФ (ст. 72) эти вопросы отнесены к совместному ведению.
Любое правоотношение представляет собой норму права в действии, динамику ее реализации в повседневной жизни, на практике.
Правоотношение - общественное отношение, урегулированное нормами права, участники которого имеют соответствующие субъективные права и юридические обязанности.
Земельные правоотношения - общественные отношения, складывающиеся между органами власти, организациями и частными лицами по поводу распределения, использования и охраны земель и которые регулируются нормами земельного права.
Для любого правоотношения, в том числе и земельного, характерны следующие признаки:
- это общественное отношение, которое обозначает собой юридич. связь между субъектами;
- возникает на основе норм права (общие требования правовых норм индивидуализируются применительно к субъектам и реальным ситуациям, в которых они на-ходятся);
- это связь между лицами посредством субъективных прав и юридических обязанностей;
- это волевое отношение, ибо для его возникновения необходима воля его участников (как минимум хотя бы с одной стороны);
- это отношение, охраняемое государством и составляющее основу гос. принуждения.
Любое земельное правоотношение состоит из трех необходимых элементов:
- субъектов;
- объектов;
- содержание правоотношения как совокупность прав и обязанностей участников этого отношения.
Особенность земельных правоотношений - РФ, ее субъекты и муниципальные образования могут выступать в двух качествах:
- как регуляторы этих отношений применительно к земельным участкам, находящимся под их юрисдикцией на их территории. В этих случаях их акты имеют властный характер, иллюстрацией чего могут служить обязательные предписания при ведении гос. земельного кадастра, зонирование земель, санитарные и ветеринарные правила, требования по охране природы, сервитуты и др.
- как собственники земельных участков. В этом случае они выступают на равных началах с иными участниками отношений: гражданами и юридическими лицами (ч.2 ст.9, ст.10 и 11 ЗКРФ). |