Главная » Учебно-методические материалы » ЮРИСПРУДЕНЦИЯ » Земельное право: курс лекций (СИБИТ) |
01.11.2017, 17:35 | |
Функционирование земельного права как самостоятельной отрасли права отражает заинтересованность общества в обеспечении рационального использования и охраны земель в стране, что особенно важно и актуально в современный период в условиях формирования рыночной экономики, вовлечения земли в гражданский оборот. Земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в РФ как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории (ст. 9 Конституции РФ). Понятие земельного права Земельное право – совокупность правовых норм, регулирующих отношения по поводу использования и охраны земель как природного объекта и как объекта недвижимого имущества. Земельное право – совокупность правовых норм, регулирующих качественно однородные и обладающие социальной значимостью общественные отношения в сфере использования и охраны земли как природного объекта, природного ресурса и объекта недвижимости в целях обеспечения устойчивого развития России и оптимального сочетания интересов общества, граждан и правообладателей земельных участков. Земельное право как отрасль права - совокупность правовых норм, регулирующих общественные земельные отношения. Земельное право - отрасль российского права, представляющая систему правовых норм, регулирующих земельные отношения в целях обеспечения рационального использования земель и их охраны, защиты прав граждан и юр. лиц на землю и соблюдения установленного правопорядка в области земельных отношений. Предмет земельного права Предмет - общественные отношения по использованию и охране земель в РФ как основы жизни и деятельности на соответствующей территории (земельные отношения). Предмет - две большие группы общественных отношений: по использованию земель и по охране земель. Земельные отношения регулируются нормами не только земельного права, но и административного, финансового, гражданского права и других отраслей. Метод земельного права Метод - способ воздействия правовых норм на участников общественных отношений. Правовое регулирование, в сущности, заключается в официальном издании правовых норм (нормативных актов), устанавливающих правила поведения субъектов правоотношений. Метод земельного права – способ регулирования общественных отношений по использованию и охране земель в РФ как основы жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории (земельные отношения). Земельное право не имеет собственного, лишь ему присущего метода правового регулирования. Применяется как императивный, так и диспозитивный методы регулирования. 1. Императивный (метод власти-подчинения) – способ регулирования общественных отношений, заключающийся в установлении для субъектов правоотношений обязанностей, вариантов должного поведения и соответствующих запретов. Характерны запреты, предписания и отношения власти и подчинения. Преимущественное значение имеет императивный метод, что объясняется спецификой земельных отношений, необходимостью регулирования использования и охраны земель, а также социальной значимостью регулируемых отношений. Применяется к отношениям, которые складываются в сфере гос. управления землёй (ведение гос. земельного кадастра, мониторинга, земельного контроля и т.д.), при обнаружении земельных правонарушений, при изъятии земель для гос. и муниципальных нужд, при установлении ограничений по использованию земель и т.д. 2. Диспозитивный – способ регулирования общественных отношений, заключающийся в предоставлении участникам общественных отношений свободы выбора своих действий. Характерны согласования и рекомендации. Следует отметить широкое применение диспозитивного регулирования земельных отношений. Применяется, например, при осуществлении сделок с землёй, а также при выборе правообладателем земельного участка варианта его разрешенного использования. Так, собственнику земельного участка предоставляется право осуществлять свои правомочия в отношении участка как объекта права собственности. В определенных пределах участники земельных отношений вправе самостоятельно регулировать взаимоотношения друг с другом. Так, при установлении частного сервитута применяются диспозитивный метод регулирования, участники земельных отношений могут установить свои права и обязанности своим соглашением об ограниченном использовании участка (сервитуте). 3. Применение получает также экономическое стимулирование участников земельных отношений рационально использовать земельные участки. Осуществляется в основном путем дифференцированного подхода при определении размера платы за землю, установлении ставок земельного налога, размера арендной платы за участки из земель, находящихся в гос. или муниципальной собственности, установлении коэффициентов и т. д. Принципы земельного права 1. Учет значения земли как основы жизни и деятельности человека - регулирование земельных отношений осуществляется исходя из представлений о земле как о природном объекте, охраняемом в качестве важнейшей части природы, используемом в качестве средства производства в сельском и лесном хозяйстве и основы осуществления хозяйственной и иной деятельности, и одновременно как о недвижимости, об объекте права собственности и иных прав на землю. 2. Приоритет охраны земли как важнейшего компонента окружающей среды и средства производства в сельском и лесном хозяйстве перед использованием земли в качестве недвижимости - собственники земельных участков осуществляют свои правомочия свободно, если это не наносит ущерб окружающей среде. 3. Приоритет охраны жизни и здоровья человека: при осуществлении деятельности по использованию и охране земель должны быть приняты такие решения и осуществлены такие виды деятельности, которые позволили бы обеспечить сохранение жизни или предотвратить негативное воздействие на здоровье человека. 4. Участие граждан, общественных организаций и религиозных организаций в решении вопросов, касающихся их прав на землю, согласно которому они вправе принимать участие в подготовке решений, реализация которых может оказать воздействие на состояние земель, а органы гос. власти, местного самоуправления, субъекты хозяйственной деятельности обязаны обеспечить возможность такого участия. 5. Единство судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов - все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе участков. 6. Приоритет сохранения особо ценных земель и земель особо охраняемых территорий РФ - изменение целевого назначения ценных земель с/х назначения, земель, занятых защитными лесами, других особо ценных земель и земель, особо охраняемых территорий, для иных целей ограничивается или запрещается. 7. Платность использования земли - использование земли осуществляется за плату, если иное не установлено законом. 8. Деление земель по целевому назначению на категории - правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями закона. 9. Разграничение гос. собственности на землю на собственность РФ, субъектов РФ и муниципальных образований, согласно которому правовые основы разграничения устанавливаются ФЗми. 10. Дифференцированный подход к установлению правового режима земель - при определении режима должны учитываться природные, социальные и другие факторы. 11. Сочетание интересов общества и законных интересов граждан, согласно которому регулирование земельных отношений осуществляется в интересах всего общества при обеспечении гарантий граждан на свободное владение, пользование и распоряжение принадлежащими им участками. 12. Разграничения действия норм гражданского и земельного законодательства в части регулирования отношений по использованию земель. 13. Государственное регулирование приватизации земли. Взаимодействие с другими отраслями права Земельное право находится во взаимосвязи с иными отраслями. Кроме конституционного, существует тесная связь земельного, гражданского, градостроительного, административного и муниципального законодательства, а также экологического и природоресурсовых отраслей (водного, лесного, горного). 1. Конституционное право. Важнейшее значение имеет закрепление в Конституции норм, регулирующих земельные отношения. Наряду со ст. ст. 9 и 72, большое практическое значение представляет ст. 36, согласно которой граждане и их объединения вправе иметь в частной собственности землю; владение, пользование и распоряжение землёй осуществляются их собственникам свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц. 2. Природоресурсовые отрасли права. Земля как природный объект находится в органической связи с иными природными объектами: недрами, водами, лесами, животным и растительным миром. Это обусловливает связь земельных правоотношений с иными правоотношениями по поводу пользования и охраны иных природных объектов и ресурсов в целом и каждого в отдельности, чем, в свою очередь, определяется наличие такой связи земельного права с другими природо-ресурсными отраслями законодательства. К отношениям по использованию и охране недр, вод, лесов, животного мира и иных природных ресурсов, охране окружающей среды, охране особо охраняемых природных территорий и объектов, охране атмосферного воздуха и охране объектов культурного наследия народов применяются законодательство о недрах, лесное, водное законодательство, законодательство о животном мире, об охране и использовании других природных ресурсов, об охране окружающей среды, об охране атмосферного воздуха, об особо охраняемых природных территориях и иные специальные ФЗ. К земельным отношениям нормы указанных отраслей применяются, если эти отношения не урегулированы земельным законодательством. 3. Гражданское право. Регулируя имущественные отношения, включая и недвижимость, гражданское законодательство не в состоянии отразить и учесть специфику земельных участков как разновидность природных объектов. Поэтому гражданское право определяет лишь внешнюю сторону бытия земельных участков как объектов недвижимого имущества, формулируя общие требования к порядку заключения сделок с недвижимостью, форме договора, действительности сделок, обязательности гос. регистрации и т.д. «Имущественные отношения по владению, пользованию и распоряжению земельными участками, а также по совершению сделок с ними регулируются гражданским законодательством, если иное не предусмотрено земельным, лесным, водным законодательством, законодательством о недрах, об охране окружающей среды, специальными федеральными законами» (ст. 3 ЗК РФ). 4. Градостроительное право. Проблема взаимодействия земельного и градостроительного права наиболее ярко стала прослеживаться после вступления в силу нового Градостроительного кодекса РФ. С этого момента развитие отношений по использованию и охране земель и иных природных ресурсов во много определяется документами территориального планирования, в которых должна отражаться экологическая, социально- экономич. и иная перспектива развития территории (а не отдельной категории земель), включающей земельные участки и иные природные ресурсы в масштабах РФ, субъекта РФ или муниципального образования. 5. Административное право. Взаимодействие земельного и административного права проявляется в вопросах регулирования отношений по управлению земельных фондов. Нормы административного права применимы к отношениям по гос. управлению земельными ресурсами, привлечению виновных в совершении земельных правонарушений к административной ответственности. При этом, в ходе гос. управления земельным фондом, гос. органы осуществляют ряд специфических функций, характерных только для этого вида гос. управления (ведение гос. земельного кадастра, проведение мониторинга земель и т.д.). |