В юридической литературе различают 3 категории споров, возникающих из земельных отношений:
1. Земельные споры, связанные с нарушением или оспариванием прав граждан, юр. лиц на землю, включая право владения, пользования и распоряжения землей. Они возникают по поводу земли в связи с отказом предоставления участка, его изъятием, ограничением прав на землю, нарушением границ землепользования и в других случаях, когда нарушено субъективное право лица. Спор может возникнуть и в связи с тем, что лицо заблуждалось в отношении своего действительного права.
2. Земельно-имущественные споры, связанные не только с нарушением земельных прав, но и с возмещением убытков, вреда, вызванных этим нарушением.
3. Имущественные споры, возникающие из земельных отношений. Здесь нет спора о праве на землю, а рассматриваются имущественные споры по поводу пользования и распоряжения землей. Например, спор о размере убытков и их возмещении при изъятии земель для гос. и общественных нужд. Правомерность изъятия не оспаривается, но прежний собственник, землевладелец не согласен с определением размера убытков.
Правонарушение – виновное, противоправное, общественно опасное деяние лица, причинившее вред интересам общества, государства и личности.
Выявленное и зафиксированное в установленном порядке правонарушение является юридическим фактом, инициирующим процесс наказания, который заканчивается исполнением решения административного или судебного органа о наказании виновного лица.
Земельное правонарушение:
- виновное действие или бездействие, нарушающее нормы земельного законодательства;
- виновное противоправное деяние (действие или бездействие), причинившее вред собственнику, владельцу, пользователю земельного участка, либо нанесшее вред установленному порядку управления в сфере землепользования, либо причинившее вред окружающей среде.
Состав правонарушения
Состав правонарушения - совокупность предусмотренных законом объективных и субъективных признаков деяния, которые характеризуют (определяют) его как правонарушение и являются основанием привлечения субъекта правонарушения к юридической ответственности.
1. Субъект. Это как российские, так и иностранные юр. лица и физ. лица, обладающие достаточной степенью правоспособности и дееспособности для привлечения их к ответственности. Физ. лица делятся на граждан, лиц без гражданства и должностных лиц, меры ответственности для которых устанавливаются отдельно. К должностным лицам относятся сотрудники гос. и муниципальных органов, признаваемые таковыми по законодательству о гос. службе, а также руководители гос. и негосударственных предприятий и организаций, включая Вооруженные Силы РФ, ИП. В состав должностных лиц не входят руководители общественных объединений.
2. Субъективная сторона. Выражается в наличий вины правонарушителя. Это внутреннее отношение субъекта к совершенному им правонарушению, выражающееся в форме умысла (прямой и косвенный), либо неосторожности (небрежность или легкомыслие).
3. Объект. Это закрепленные в законодательстве общественные отношения в сфере рационального использования земли, ее охраны, права и законные интересы собственников, владельцев, пользователей земельных участков. Например, установленный порядок использования и охраны земель; право собственности на землю; иные вещные права граждан и юр. лиц на землю.
4. Объективная сторона. Включает противоправное поведение субъекта, наличие вреда и наличие причинно-следственной связи между совершенным деянием и наступившими вредными последствиями. Противоправное поведение может быть выражено в действии (например, загрязнении земель), либо бездействии (неисполнение возложенных обязанностей, например, невыполнение требований по обеспечению воспроизводства плодородия почв, неуплата земельного налога либо арендной платы).
Ответственность за нарушение законодательства
По общему правилу, ответственность за нарушение законодательства может наступать лишь при наличии полного состава правонарушения, которое определяется установлением в действиях нарушителя 4-х признаков правонарушения:
- противоправного действия (бездействия) лица или организации, привлекаемых к юридической ответственности, т.е. нарушения определенной статьи, нормы закона или иного правового акта;
- вредного результата этого действия или бездействия, выразившегося в неблагоприятных последствиях: загрязнении ОС, других отрицательных явлениях в природе;
- наличия причинной связи между действиями и наступившим вредом (объективного элемента состава);
- вины нарушителя конкретных правовых норм (субъективного элемента состава).
При отсутствии какого-либо из перечисленных элементов названного состава не может быть оснований для применения юридической ответственности.
Для привлечения к ответственности предприятий — источников повышенной опасности наличие вины не требуется (см. ст. 1079 ГК).
Так, аварийный разлив нефти из нефтепровода, вызвавший повреждение земель, является правонарушением, даже если в действиях правонарушителя не будут обнаружены признаки вины. Разъясняя данное правило, Пленум Верховного Суда РФ специально указал, что в случае причинения вреда предприятиями, учреждениями, деятельность которых связана с повышенной опасностью для окружающей среды, ответственность наступает независимо от наличия вины, если причинитель вреда не докажет, что вред возник вследствие непреодолимой силы либо умысла потерпевшего.
Для характеристики правонарушений наиболее важное практическое значение имеет классификация по видам ответственности:
1. Уголовные преступления. Уголовно наказуемые посягательства на земли как объект земельных правоотношений.
2. Административные правонарушения. Действия или бездействие, которые влекут наказание виновных лиц в административном порядке. От уголовного преступления административное правонарушение отличает меньшая степень общественной опасности.
3. Гражданско-правовые правонарушения. Сопряжены с причинением имущественного вреда либо вреда здоровью граждан.
4. Дисциплинарные проступки. Влекут применение разного рода взысканий по службе со стороны нанимателя, вышестоящего начальника или руководящего органа.
В зависимости от форм ответственности за совершение того или иного земельного правонарушения можно выделить виды правонарушений:
1. В области охраны собственности: самовольное занятие участка; самовольное занятие водного объекта или пользование им без разрешения.
2. В области охраны ОС и природопользования: нарушение правил охраны водных объектов, водопользования, эксплуатации водохозяйственных или водоохранных сооружений и устройств; нарушение правил охраны атмосферного воздуха, выпуск в эксплуатацию механических транспортных средств с превышением нормативов содержания загрязняющих веществ в выбросах либо нормативов уровня шума.
Самовольное занятие участка - правонарушение в сфере земельных отношений, за которое наступает административная и имущественная ответственность. Административная ответственность предусмотрена статьей 7.1. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП).
Самовольное занятие заключается в том, что лицо использует участок, не имея на это правовых оснований и против воли собственника. Текст ст 7.1. КоАП, помимо самовольного занятия участка, содержит дополнительно ещё 2 состава административного правонарушения:
- использование участка без оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов на землю;
- использование участка без оформленных в установленном порядке документов, разрешающих осуществление хозяйственной деятельности.
Если законом не установлена обязанность лица оформить правоустанавливающие документы на землю, пользование участком без оформления таких документов не образует указанный состав правонарушения.
В соответствии со статьей 131 ГК РФ права, сделки и ограничения на недвижимое имущество подлежат гос. регистрации. Имея на руках постановление о предоставлении участка в собственность, договор аренды или иной документ, необходимо обязательно обратится в органы Росреестра для регистрации своего права на участок, поскольку правоустанавливающие документы должны быть оформлены установленном порядке, т.е. зарегистрированы.
Лицам, самовольно занимающим пустующие участки, следует знать, что в соответствии со статьей 16 ЗКРФ участки не находящиеся в собственности граждан, юр. лиц или муниципальных образований являются государственной собственностью. Иными словами, у любого участка есть собственник.
Самовольное занятие участка может выражаться в противоправной застройке участка, временном или постоянном складировании и других противоправных действиях.
Ни физ. ни юр. лицо, выполнившее самовольную застройку, не может оформить на нее право собственности, следовательно, данное лицо не вправе делать распоряжения относительно таких построек, то есть нельзя будет продать, подарить, сдать в аренду или совершить иные сделки.
Следует иметь в виду, что самовольный захват лишь тогда является правонарушением, когда он совершен умышленно. Владение и пользование не своей землей (т.е. без законных оснований) может иметь место как результат непреднамеренных действий (незнание границ участка, заблуждение относительно признаков расположения земли, случайность, неправильно произведенное землеуказание и др.). Незаконное владение землей в этих случаях не следует относить к категории правонарушений.
КоАП РФ Ст 7.1. Самовольное занятие земельного участка.
Самовольное занятие участка или его части, в том числе использование участка лицом, не имеющим предусмотренных законодательством РФ прав на указанный участок, влечет наложение административного штрафа в случае:
Если определена кадастровая стоимость участка:
- на граждан в размере от 1 до 1,5 % кадастровой стоимости участка, но не менее 5 000 руб;
- на должностных лиц - от 1,5 до 2 % кадастр. стоимости, но не менее 20 000 руб;
- на юр лиц. - от 2 до 3 % кадастровой стоимости, но не менее 100 000 руб.
Если не определена кадастровая стоимость участка:
- на граждан в размере от 5 000 до 10 000 руб;
- на должностных лиц - от 20 000 до 50 000 руб;
- на юр. лиц - от 100 000 до 200 000 рублей. Примечания:
1. За административные правонарушения, предусмотренные настоящей статьей, лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юр лица, несут административную ответственность как юр. лица.
2. В случае самовольного занятия части участка административный штраф, рассчитываемый из размера кадастровой стоимости участка, исчисляется пропорционально площади самовольно занятой части участка.
ЗК РФ Ст 76. Возмещение вреда, причиненного земельными правонарушениями:
1. Юр. лица, граждане обязаны возместить в полном объеме вред, причиненный в результате совершения ими земельных правонарушений.
2. Самовольно занятые участки возвращаются собственникам, землепользователям, землевладельцам, арендаторам без возмещения затрат, произведенных лицами, виновными в нарушении земельного законодательства, за время незаконного пользования этими участками.
3. Приведение участков в пригодное для использования состояние при их загрязнении, других видах порчи, самовольном занятии, снос зданий, сооружений при самовольном занятии участков или самовольном строительстве, а также восстановление уничтоженных межевых знаков осуществляется юр лицами и гражданами, виновными в указанных земельных правонарушениях, или за их счет.
4. Принудительное прекращение прав на участок не освобождает от предусмотренной настоящей статьей обязанности по возмещению причиненного земельными правонарушениями вреда. |