Главная » Учебно-методические материалы » ЮРИСПРУДЕНЦИЯ » Шпаргалка по правоведению. Афонина А.В. |
21.12.2011, 23:25 | |
9. ИСТОЧНИКИ ПРАВАИсточник права определяется неоднозначно: 1) как деятельность государства по созданию правовых предписаний; 2) как результат этой деятельности. Виды правовых источников: 1) материальные источники права – данная группа источников заложена в системе объективных потребностей общественного развития; 2) идеальные источники права – состоят в осознании законодателем всех общественных потребностей с учетом многих факторов, под влиянием многих юридически значимых обстоятельств; 3) юридические источники права – результат осознания общественных потребностей, получивший закрепление в юридических(правовых)актах. Источник права как правообразующий фактор имеет следующие начала: 1) материальные – условия бытия, экономические предпосылки, повлекшие возникновение права; 2) идеологические – правовые взгляды, учения, на основании которых возникло право; 3) формально-юридические – форма, в которой выражено право. Именно в официальном документе оформлена воля государства, данный документ является источником права в формально-юридическом смысле. Для придания источнику права характера нормативного документа необходимо: 1) издание его государственным органом в соответствии с полномочиями законодательных органов; 2) санкционирование его государственным органом. Виды источников права: 1) правовой обычай – первая форма права, исторически сложившееся правило поведения. Нужно учесть, что правовыми становятся не только общепризнанные, но и одобряемые государством обычаи. Именно государство придает им обязательную юридическую силу. Например, Законы XII таблиц в Древнем Риме, Законы Драконта в Афинах. В настоящее время правовой обычай, не противоречащий основам законодательства, применим в гражданском, семейном, торговом законодательстве; 2) судебный прецедент – судебные решения (принципы), которые суды применяют как образец при рассмотрении подобных ситуаций. Данная форма права(прецедентная)получила распространение в ряде стран, а именно: в Великобритании, США, Канаде, Австралии; 3) нормативный договор – соглашение сторон, содержащее нормы права. Он может быть: а) внутригосударственным; б) международным; в) учредительным; г) типовым; д) текущим; 4) нормативно-правовой акт – официальный документ, изданный в предусмотренном в законодательстве страны порядке соответствующим органом, содержащий нормы права (законы, кодексы, постановления Правительства, указы Президента и т. д.). Нормативно-правовой акт принимается с соблюдением соответствующей процедуры, имеет предусмотренную законодательством форму, вступает в силу согласно определенному порядку, подлежит обязательному опубликованию в оговоренные в законодательстве сроки с момента его принятия. Некоторые правоведы считают возможным относить к категории источников арбитражную практику, общие принципы права, политический обычай. 10. НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ АКТЫНормативно-правовой акт – официальный документ, изданный в установленном законодательством порядке уполномоченным органом, и содержащий нормы права. По своему характеру нормативно-правовые акты подразделяются на: 1) нормативные акты – которые и являются источниками права; 2) акты применения норм права; 3) акты толкования. Согласно Конституции РФ: 1) по предметам ведения Российской Федерации принимаются федеральные конституционные законы и федеральные законы, имеющие прямое действие на всей территории РФ; 2) по предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ; 3) федеральные законы не могут противоречить федеральным конституционным законам; 4) вне пределов ведения РФ, совместного ведения РФ и субъектов РФ, республики, края, области, города федерального значения, автономная область и автономные округа осуществляют собственное правовое регулирование, включая принятие законов и иных нормативных правовых актов; 5) законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам ведения РФ и совместного ведения РФ и субъектов РФ; 6) в случае противоречия между федеральным законом и нормативным правовым актом субъекта РФ, изданным вне пределов ведения РФ и совместного ведения РФ и субъектов РФ, действует региональный нормативный правовой акт. Признаки нормативно-правового акта: 1) письменная форма; 2) соответствующие форма и реквизиты (наименование органа, принявшего его, номер, дата и т. д.); 3) наличие соответствующей юридической силы; 4) действие в пределах указанного срока; 5) действие на определенной территории; 6) позиция в системе правовых актов, взаимосвязь с иными нормативными актами. Действие нормативного акта ограничивается: 1) временем – с момента его вступления в силу до прекращения его действия; 2) пространством – в зависимости от органа, принявшего его, и от юридической силы нормативно-правового акта, возможно действие закона на территории всей страны, на территории субъекта, принявшего его, на территории, указанной в законе; 3) кругом лиц – согласно общему правилу в круг лиц входят граждане РФ, иностранцы и лица без гражданства, находящиеся на территории страны. Прекращение действия нормативно-правового акта: 1) окончание срока его действия, если он принят на определенное в нем время; 2) прекращение путем принятия нового нормативно-правового акта, который автоматически прекращает действие старого акта; 3) отмена нормативного акта органом, принявшим его. Нормативно-правовые акты делятся на две группы: 1) законы – нормативный акт, принятый в особом порядке органом законодательной власти или референдумом, выражающий волю народа, обладающий высшей юридической силой и регулирующий наиболее важные общественные отношения; 2) подзаконные акты – акты, изданные на основе и во исполнение законов. 11. ЗАКОНЗакон – нормативно-правовой акт, обладающий высшей юридической силой, принимаемый в установленном законом порядке уполномоченным на то органом государственной власти или решением народа на референдуме и регулирующий важные общественные отношения. Характерными чертами закона являются следующие: 1) принятие уполномоченным органом или путем народного голосования (на референдуме); 2) регулирование значимых общественных отношений в жизни общества, государства и граждан (в частности, порядок образования и деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления, права, свободы, обязанности человека и гражданина, вопросы обороны, налогообложения и иные); 3) принятие при строгом соблюдении специальной процедуры – законодательного процесса, который указан в Конституции РФ; 4) обладание высшей юридической силой, так как законы занимают второе место после Конституции РФ в пирамиде нормативно-правовых актов; 5) стабильность – порядок принятия закона, а также внесения в него изменений и отмены предусмотрен особым порядком; 6) общеобязательность – нормы закона должны исполняться всеми субъектами правоотношений. Верховенство закона закреплено в Конституции РФ, предусматривающей, что: 1) закон не может противоречить Конституции РФ, а все остальные нормативные акты, издаваемые в стране, не должны противоречить закону, иначе они будут признаны недействительными; 2) закону подчинены в своей деятельности органы государственной власти – в случае несоответствия какого-либо акта государственного или иного органа закону суд обязан принять решение в соответствии с законом; 3) обязательное соблюдение законов распространяется как на граждан и их объединения, так и на органы государственной власти, органы местного самоуправления, на всех должностных лиц; 4) в пределах собственного правового регулирования субъекта Федерации закон занимает такое же положение в системе источников права, как и федеральный закон в федеральной правовой системе. Основными видами законов в зависимости от уровня органа, его принявшего, являются: 1) Федеральные законы: а) федеральные конституционные законы; б) федеральные законы. Для регулирования вопросов, указанных в Конституции, принимаются именно федеральные конституционные законы. К таким вопросам относятся военное положение, чрезвычайное положение, изменение статуса субъекта Федерации, о референдуме, о судебной системе и др.; 2) законы субъектов Федерации – они принимаются по вопросам исключительного ведения субъектов РФ и вопросам совместного ведения субъектов РФ законодательными органами субъектов Федерации. Порядок и процедура их принятия конкретизированы в конституциях и уставахсоответствующего субъекта. Закон имеет определенную структуру, реквизиты: 1) наименование органа, его принявшего, и самого закона; 2) номер; 3) дата издания и вступление в законную силу; 4) преамбула; 5) содержание; 6) указание на те законы, которые он отменяет; 7) порядок опубликования и вступления в силу; 8) лицо, подписавшее его. 12. ПОДЗАКОННЫЕ АКТЫПодзаконные нормативные акты также являются разновидностью источников российского права, изданы на основе и во исполнение федеральных конституционных и федеральных законов. Им присущи определенные признаки: 1) они должны основываться на законе, при этом обладать меньшей юридической силой по сравнению с ним; 2) должны быть изданы компетентным органом; 3) они регулируют значительный круг общественных отношений, при этом направлены на решение текущих задач, число подзаконных актов превышает число законов; 4) служат основанием для правоприменительной деятельности, но являются преимущественно инструментом оперативного воздействия на общественные отношения. К подзаконным нормативным актам относятся: 1) на федеральном уровне: а) указ Президента РФ; б) постановление Правительства РФ; в) приказы, инструкции, положения министерств, государственных комитетов; 2) на уровне субъектов Федерации: а) акты органов субъектов Федерации, б) акты органов самоуправления; в) уставы областей, республик, входящих в состав Российской Федерации. Подзаконные акты, подчиняясь нормам закона, должны соответствовать друг другу. В зависимости от уровня той инстанции, которая издает подзаконный акт, он не должен противоречить актам вышестоящих инстанций. Структура системы права и соотношение закона и подзаконного акта обеспечивает верховенство закона и сокращает сферу регулирования подзаконных актов. Столкновение закона и подзаконного акта(издание с нарушением компетенции принявшего подзаконный акт органа) влечет появление юридической коллизии. Юридическая коллизия – возникшие противоречия между нормативными актами по одному и тому же вопросу. Причины появления коллизий: 1) объективные – динамизм развития общественных отношений, вступающий в противоречие с консервативностью права; 2) субъективные – пробелы вправе. Можно выделить следующие виды коллизий: 1) между законом и подзаконным актом – разрешаются в пользу закона; 2) между Конституцией РФ и нормативным актом – разрешаются в пользу Конституции РФ; 3) между федеральным актом и актом субъекта Федерации – разрешаются в пользу актов субъектов Федерации. При возникновении юридической коллизии для ее устранения выполняется следующее: 1) если акты изданы одним органом, применяется последний; 2) если разными органами, применяется тот, который издан вышестоящим органом; 3) если коллизия возникла между общим и специальным актом, применяется специальный. Порядок принятия законов и подзаконных актов позволяет упорядочить соотношение и взаимодействие содержащихся в них правовых норм. Предусмотренные Конституцией РФ принципы служат предупреждению и разрешению возможных коллизий между нормативно-правовыми актами, преодолению имеющихся расхождений между федеральным и региональным законодательством, обеспечению стабильного и гармоничного функционирования единой для всей Федерации системы права. 13. НОРМА ПРАВАНорма права – исходящее от государства и им же охраняемое общеобязательное, формальноопреде-ленное предписание, выраженное в виде правила поведения или отправного установления и являющееся государственным регулятором общественных отношений. Нужно выделять нормы права из системы общественных отношений, представленных в виде технических (регулирующих отношения между людьми и внешним миром, природой, техникой) и социальных норм (они регулируют отношения между людьми и их объединениями, социальную жизнь). Нормы права различаются по своему содержанию. Они могут разрешать, запрещать, предписывать, указывать на тот или иной вид поведения субъектами правоотношений. Признаки нормы права: 1) это единственная в ряду социальных норм, которая исходит от государства и является официальным выражением его воли; 2) есть мера свободы волеизъявления и поведения человека; 3) издается в конкретной форме; 4) является формой реализации и закрепления прав и обязанностей участников общественных отношений; 5) поддерживается в своей реализации и охраняется силой государства; 6) независимо от того, в какой формулировке выражена юридическая норма, она всегда есть властное предписание государства; 7) это единственный государственный регулятор общественных отношений; 8) представляет собой правило поведения общеобязательного характера, т. е. она: указывает, каким образом, в каком направлении, в течение какого времени, на какой территории необходимо действовать тому или иному субъекту; предписывает правильный с точки зрения общества и потому обязательный для конкретного индивида образ действий; 9) складываются из двух разновидностей общеобязательных правовых предписаний: а) правил поведения; б) исходных норм. Правила поведения – это непосредственно регулятивные нормы, нормы прямого регулирования. Они устанавливают при наличии соответствующих условий вид и меру охраняемых и гарантируемых государством возможного и должного поведения. Исходные нормы – нормы опосредованного регулирования. Они устанавливают общие начала и направления правового регулирования, участвуют в нем опосредованно, действуют в системной связи и единстве с нормами-правилами поведения, дополняя и реализуясь через них. Норма права имеет следующую структуру: 1) содержание; 2) условия, при которых содержание правовой нормы может и (или) должно осуществляться; 3) правовые последствия нарушения правовой нормы. Норма права отличается единством, целостностью, неделимостью. Содержание нормы права едино, элементы ее структуры не изолированы, а составляют единое целое. Соотношение нормы права и нормативного акта: 1) норма права может быть сформулирована в одной статье закона в виде 3 элементов: гипотезы, диспозиции и санкции; 2) одна норма права содержится в нескольких статьях, она разделена по разным статьям закона и даже по разным законам, в содержании статьи может быть сформулировано несколько правовых норм. В современных условиях идет совершенствование норм права по двум направлениям: 1) улучшается содержание норм; 2) упорядочивается структура норм и правовая система в целом. 14. СТРУКТУРА НОРМЫ ПРАВАСтруктура нормы права состоит из 3 элементов: 1) гипотеза – содержит условия, при возникновении которых данная норма подлежит применению, а также перечень лиц, в отношении которых она применяется. Гипотеза может начинаться со слов «если^», «в случае^» либо подобные выражения в ней подразумеваются. Классификация гипотез: а) по строению: – простая – указано одно обстоятельство, при наличии или отсутствии которого действует юридическая норма; – сложная – наличие в гипотезе одновременно двух или более обстоятельств, в совокупности обусловливающих действие нормы; – альтернативная – указано несколько вариантов обстоятельств (альтернативных), при которых возможно действие нормы. В этом случае при наступлении одного из них норма является действующей; б) по форме выражения гипотезы: – абстрактные – в тексте акцентируется внимание на общих, родовых признаках обстоятельств, при которых норма права становится действующей. Абстрактная гипотеза связывает осуществление нормы с наступлением конкретных отношений определенного вида в качестве предмета правового регулирования; – казуистические. Гипотеза – необходимый элемент структуры юридической нормы. Она конкретизирует обстоятельства, при которых вступает в действие диспозиция нормы права; 2) диспозиция – второй структурный элемент нормы права. Диспозиция содержит правило поведения при наступлений условий, предусмотренных гипотезой. Здесь указаны конкретные права и обязанности участ-ников правоотношений. Виды диспозиции: а) простая – называет вариант поведения, но не раскрывает, не разъясняет его; б) описательная – описывает все существенные признаки поведения; в) ссылочная – не излагает правило поведения, а отсылает для ознакомления с ним к другой норме закона; 3) санкция – завершающий элемент нормы права. В санкции содержится указание на последствия, которые наступают применительно к субъектам права при реализации диспозиции. Виды санкций: а) штрафные (или карательные) меры ответственности – лишение свободы, штраф, выговор, взыскание материального ущерба и др.; б) меры предупредительного воздействия - привод, арест имущества, задержание в качестве подозреваемого в совершении преступления и др.; в) меры защиты – восстановление на прежней работе рабочих и служащих, ранее незаконно уволенных, и др. При назначении этих мер происходит устранение нанесенного неправомерными действиями вреда, восстановление нарушенных прав субъекта правоотношений. По объему и размерам неблагоприятных для правонарушителя последствий можно выделить следующие виды санкций: 1) абсолютно определенные – четко указаны размер и порядок применения неблагоприятных последствий; 2) относительно определенные – границы неблагоприятных последствий указаны от минимального до максимального или только до максимального; 3) альтернативные – несколько видов неблагоприятных последствий, из которых правоприменитель выбирает одно. | http://lib.rus.ec/ |