Главная » Учебно-методические материалы » ЮРИСПРУДЕНЦИЯ » Шпаргалка по правоведению. Афонина А.В. |
21.12.2011, 23:32 | |
71. ОСНОВЫ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. ИСТОЧНИКИ НАЛОГОВОГО ПРАВАНК РФ определяет отношения, регулируемые законодательством о налогах и сборах РФ. К ним относятся властные отношения по установлению, введению и взиманию налогов и сборов в Российской Федерации, а также отношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля, обжалования актов налоговых органов, действий(бездействия) их должностных лиц и привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения. Правовое содержание НК РФ: 1) виды налогов и сборов; 2) объект и субъект налоговых правоотношений; 3) основания возникновения, изменения и прекращения налоговых правоотношений; 4) порядок исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов; 5) права и обязанности налогоплательщиков и налоговых органов; 6) формы и методы налогового контроля и налогообложения; 7) ответственность за совершение налоговых правонарушений; 8) порядок судебного обжалования действий или бездействия налоговых органов и их должностных лиц. Главными задачами налоговых органов является контроль за: 1) соблюдением налогового законодательства – правильностью исчисления налогов и других платежей; 2) полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет государственных налогов и других платежей, установленныхзаконодательством Российской Федерации; 3) контроль, осуществляемый в соответствии с законодательством Российской Федерации о валютном регулировании и валютном контроле. Источники (формы) налогового права – официально определенные внешние формы, в которых содержатся нормы, регулирующие отношения, возникающие в процессе налогообложения, т. е. формы внешнего содержания налогового права. Система актов, регулирующих налоговое право: 1) Конституция РФ; 2) законодательство о налогах и сборах – включает в себя следующие элементы: а) федеральное законодательство о налогах и сборах; б) региональное законодательство о налогах и сборах; в) нормативные правовые акты о налогах и сборах, принятые представительными органами местного самоуправления. Подзаконные нормативные правовые акты, которые не должны противоречить НК РФ, включают в себя: 1) акты органов общей компетенции: а) указы Президента Российской Федерации; б) постановления Правительства Российской Федерации; в) подзаконные нормативные правовые акты по вопросам, связанным с законодательством о налогах и сборах, принятые органами исполнительной власти субъектов РФ; г) подзаконные нормативные правовые акты по вопросам, связанным с налогообложением, принятые исполнительными органами местного самоуправления; 2) акты органов специальной компетенции: а) ведомственные подзаконные нормативные правовые акты органов специальной компетенции по вопросам, связанным с налогообложением, издание которых прямо предусмотрено Налоговым кодексом РФ; б) решения Конституционного Суда РФ; в) нормы международного права и международные договоры Российской Федерации. 72. НАЛОГИ И СБОРЫНалоги и сборы – два вида обязательных бюджетных платежей, которые определяют понятие «налоговые платежи». Налог – обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и(или) муниципальных образований. Сущность налога состоит именно в отчуждении принадлежащих частным лицам на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств. Взыскание налога – непроизвольное лишение собственника его имущества, оно представляет собой законное изъятие части имущества, вытекающее из конституционной публично-правовой обязанности. Признаки налогов: 1) императивно-обязательный характер – так как уплата налогов является конституционно-правовой обязанностью; 2) индивидуальная безвозмездность – так как уплата налога не порождает встречной обязанности государства совершить в пользу конкретного налогоплательщика определенные действия. Уплатив налог, налогоплательщик не приобретает дополнительных субъективных прав. Данный признак отличает налоги от сборов, носящих частично возмездный характер. Уплата сбора предполагает встречные действия государства в интересах налогоплательщика. Это может быть выдача лицензии, предоставление права торговли или парковки автотранспорта, обеспечение правосудием, совершение регистрационных или иных юридически значимых действий; 3) денежная форма – уплата налогов в Российской Федерации производится в наличной или безналичной форме. Средство платежа – валюта Российской Федерации. В этом одно из отличий налога от сбора, именуемого в НК РФ взносом. Взнос может быть внесен как денежными средствами, так и в иных формах; 4) публичный и нецелевой характер налогов – именно налоги и сборы составляют подавляющую часть доходных источников государства и муниципальных образований. Сбор – обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий). Обязанность по уплате налога и (или) сбора прекращается: 1) с уплатой налога и (или) сбора налогоплательщиком или плательщиком сбора; 2) с возникновением обстоятельств, с которыми законодательство о налогах и (или) сборах связывает прекращение обязанности по уплате данного налога и сбора; 3) со смертью налогоплательщика или с признанием его умершим в порядке, установленном гражданским законодательством Российской Федерации; 4) с ликвидацией организации-налогоплательщика после проведения ликвидационной комиссией всех расчетов с бюджетами (внебюджетными фондами). 73. НАЛОГОВЫЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯНалогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налогов. Контроль за их платой возложен на органы МНС России. Неуплата или неполная уплата налогов организациями является налоговым правонарушением и влечет применение к лицу, совершившему указанное правонарушение, мер ответственности. Налоговое правонарушение – виновно совершенное противоправное (в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, за которое НК РФ установлена ответственность. Обстоятельства, исключающие привлечение лица к ответственности за совершение налогового правонарушения: 1) совершение деяния, содержащего признаки налогового правонарушения, вследствие стихийного бедствия или других чрезвычайных и непреодолимых обстоятельств (указанные обстоятельства устанавливаются на основе общеизвестных фактов, публикаций в средствах массовой информации и иными способами, не нуждающимися в специальных средствах доказывания); 2) совершение деяния, содержащего признаки налогового правонарушения, налогоплательщиком – физическим лицом, находившимся в момент его совершения в состоянии, при котором это лицо не могло отдавать себе отчета в своих действиях или руководить ими вследствие болезненного состояния (указанные обстоятельства доказываются предоставлением в налоговый орган документов, которые по смыслу, содержанию и дате относятся к тому налоговому периоду, в котором совершено налоговое правонарушение); 3) выполнение налогоплательщиком или налоговым агентом письменных разъяснений по вопросам применения законодательства о налогах и сборах, данных налоговым органом или другим уполномоченным государственным органом или их должностными лицами в пределах их компетенции (указанные обстоятельства устанавливаются при наличии соответствующих документов этих органов, которые по смыслу и содержанию относятся к налоговым периодам, в которых совершено налоговое правонарушение, независимо от даты издания этих документов). Необходимо подчеркнуть, что указанный перечень является исчерпывающим и расширенному толкованию не подлежит. Неисполнение налогоплательщиком обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику не только требования об уплате налога, начисления пеней, но и применения мер принудительного исполнения обязанности по уплате налога. Налоговый орган имеет право при недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах налогоплательщика взыскать налог за счет иного имущества налогоплательщика в пределах сумм, указываемых в требованиях об уплате налога, и с учетом сумм, взысканных в денежной форме. В случае неисполнения налогоплательщиком – физическим лицом обязанности по уплате налога налоговый орган вправе обратиться в суд с иском о взыскании налога за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке и наличных денежных средств данного налогоплательщика – физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога. 74. АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО. СУБЪЕКТЫКонституция РФ относит административное и административно-процессуальное законодательство к совместному ведению Российской Федерации и субъектов РФ. К ведению Российской Федерации в области законодательства об административных правонарушениях относится установление: 1) общих положений и принципов законодательства об административных правонарушениях; 2) перечня видов административных наказаний и правил их применения; 3) административной ответственности по вопросам, имеющим федеральное значение, в том числе административной ответственности за нарушение правил и норм, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации; 4) порядка производства по делам об административных правонарушениях, в том числе установление мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях; 5) порядка исполнения постановлений о назначении административных наказаний. К компетенции субъектов РФ относится установление административной ответственности за нарушения законов субъектов РФ. Структура КоАП РФ: 1) в общей части даны понятия общих положений административного законодательства (задачи и принципы, понятие административного правонарушения, административной ответственности, административного наказания); 2) особенная часть посвящена рассмотрению конкретных составов административных правонарушений с указанием соответствующих видов административных наказаний за их совершение. Субъектами административных правоотношений являются: 1) физическое лицо, достигшее на момент совершения административного правонарушения возраста 16 лет, не подлежит административной ответственности физическое лицо, которое во время совершения противоправных действий (бездействия) находилось в состоянии невменяемости. Должностное лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, подлежит административной ответственности в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей. Иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица подлежат адми-нист-ративной ответственности на общих основаниях; 2) юридические лица признаются виновными в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. Назначение административного наказания юридическому лицу не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение виновное физическое лицо, равно как и привлечение к административной или уголовной ответственности физического лица не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение юридическое лицо. 75. АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВОНАРУШЕНИЕ И АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬАдминистративное правонарушение – противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность. Признаки административного правонарушения: 1) противоправность – действиями (бездействием) нарушаются установленные нормами права специальные правила, нормы, стандарты, защищаемые нормами административного права; 2) виновность – так как нарушение (умышленное или неосторожное) субъектом установленных правил влечет административную ответственность, административное правонарушение признается совершенным умышленно, если лицо, его совершившее, сознавало противоправный характер своего действия (бездействия), предвидело его вредные последствия и желало наступления таких последствий, или сознательно их допускало, либо относилось к ним безразлично. Административное правонарушение признается совершенным по неосторожности, если лицо, его совершившее, предвидело возможность наступления вредных последствий своего действия (бездействия), но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывало на предотвращение таких последствий либо не предвидело возможности наступления таких последствий, хотя должно было и могло их предвидеть; 3) наказуемость – потому что административным правонарушением может быть признано только конкретное противоправное, виновное действие (бездействие), за которое КоАП или законами субъектов РФ установлена административная ответственность, т. е. предусматривается применение к нарушителю закрепленных в КоАП мер административных наказаний. Согласно КоАП РФ в рамках административных правоотношений действует презумпция невиновности. Сущность презумпции невиновности состоит в следующем: 1) лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина; 2) лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, считается невиновным, пока его вина не будет доказана и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело; 3) лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность; 4) неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица. Административной ответственностью является назначение судьями, уполномоченными органами и должностными лицами предусмотренного КоАП наказания за административное правонарушение. Допускается возможность освобождения от административной ответственности при малозначительности административного правонарушения. В этом случае орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо от административной ответственности и ограничиться устным замечанием. 76. СУДЕБНАЯ СИСТЕМА РФСогласно Конституции правосудие в РФ осуществляется только судом на основе конституционного, гражданского, арбитражного, административного и уголовного судопроизводства. В Российской Федерации действует принцип единства судебной системы РФ. Судебную систему Российской Федерации составляют суды трех категорий: 1) обычные суды (общей компетенции и специализированные, в частности военные); 2) арбитражные; 3 конституционные. К федеральным судам общей юрисдикции относятся: 1) районный суд; 2) Верховный суд республики; 3) краевой (областной суд); 4) суд города федерального значения; 5) суд автономной области; 6) суд автономного округа; 7) Верховный Суд РФ; 8) военные и специализированные суды. Городской, краевой, областной суды, суд автономной области и суд автономного округа рассматривают дела в качестве суда первой инстанции, дела в кассационной (второй) инстанции, а также в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам. Верховный суд республики, краевой(областной) суд, суд города федерального значения, суд автономной области, суд автономного округа в пределах своей компетенции рассматривают дела в качестве суда первой инстанции, в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам. Перечисленные суды являются вышестоящими судебными инстанциями по отношению к районным судам. Мировой судья рассматривает в качестве суда первой инстанции дела: 1) о выдаче судебного приказа; 2) о расторжении брака, если между супругами отсутствует спор о детях; 3) о разделе между супругами совместно нажитого имущества независимо от цены иска; 4) иные возникающие из семейно-правовых отношений дела, за исключением дел об оспаривании отцовства (материнства), об установлении отцовства, о лишении родительских прав, об усыновлении (удочерении) ребенка; 5) по имущественным спорам при цене иска, не превышающей пятьсот минимальных размеров оплаты труда, установленных федеральным законом на день подачи заявления; 6) возникающие из трудовых отношений, за исключением дел о восстановлении на работе и дел о разрешении коллективных трудовых споров; 7) об определении порядка пользования имуществом. Арбитражные суды – осуществляют правосудие путем разрешения экономических споров. Систему арбитражных судов в РФ составляют: 1) Высший Арбитражный Суд РФ; 2) федеральные арбитражные суды округов (их 10); 3) арбитражные суды республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов. Конституционный контроль на федеральном уровне осуществляется Конституционным Судом РФ, состоящим из 19 судей. Он разрешает дела о соответствии Конституции РФ: 1) федеральных законов, нормативных актов Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства РФ; 2) конституций республик, уставов, а также законов и иных нормативных актов субъектов РФ; 3) договоров между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ, договоров между органами государственной власти субъектов РФ; 4) не вступивших в силу международных договоров Российской Федерации. 77. ГРАЖДАНСКИЙ ПРОЦЕССВ соответствии ГПК РФ правосудие по гражданским делам осуществ-ляется на основе состязательности и равноправия сторон. В целях организации состязательного процесса суд, сохраняя независимость, объективность и беспристрастность: 1) осуществляет руководство процессом; 2) разъясняет лицам, участвующим в деле, их права и обязанности; 3) предупреждает о последствиях совершения или несовершения процессуальных действий; 4) оказывает лицам, участвующим в деле, содействие в реализации их прав; 5) создает условия для всестороннего и полного исследования доказательств, установления фактических обстоятельств и правильного применения законодательства при рассмотрении и разрешении гражданскихдел. Предмет правового регулирования – предусмотренная законом судебная процедура (судопроизводство), на соблюдение которой направлено процессуальное право. Задачи гражданского судопроизводства – правильное и своевременное рассмотрение и разрешение гражданских дел в целях защиты нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, организаций, прав и интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, других лиц, являющихся субъектами гражданских, трудовых или иных правоотношений. Судопроизводство в Российской Федерации ведется на русском языке – государственном язы-,ке Российской Федерации или на государственном языке республики, которая входит в состав Российской Федерации и на территории которой находится соответствующий суд. Слушание дел в закрытом заседании суда допускается лишь в исключительных случаях, прямо установленных законом, например при оглашении личной переписки или при рассмотрении дел о половых преступлениях. Все равны перед законом и судом – нельзя отдавать предпочтение органам, лицам, участвующим в процессе сторонам по признакам их государственной, социальной, половой, расовой, национальной, языковой или политической принадлежности, либо в зависимости от их происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а равно и по другим не предусмотренным федеральным законом основаниям. Граждане, достигшие возраста 18 лет, а также юридические лица и организации обладают гражданской процессуальной дее-способнос-тью. Права, свободы и законные интересы несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет, а также граж-дан, ограниченных в дееспособности, защищают в процессе их законные представители. Однако суд обязан привлекать к участию в таких делах самих несовершеннолетних, а также граждан, ограниченных в дееспособности. Права, свободы и законные интересы несовершеннолетних, не достигших возраста 14 лет, а также граждан, признанных недееспособными, защищают в процессе их законные представители – родители, усыновители, опекуны, попечители или иные лица, которым это право предоставлено федеральным законом. | http://lib.rus.ec/ |