Главная » Учебно-методические материалы » ЮРИСПРУДЕНЦИЯ » Шпаргалка по коммерческому праву. Герасимова Л.П. |
21.12.2011, 22:54 | |
48. Правовое обеспечение развития товарного рынкаТоварный рынок – сфера обращения товара, не имеющего заменителей, либо взаимозаменяемых товаров на территории Российской Федерации или ее части, определяемой исходя из экономической возможности покупателя приобрести товар на соответствующей территории и отсутствия этой возможности за ее пределами. В качестве важнейшего объекта рыночной экономики выступает товар – продукт труда, удовлетворяющий ту или иную общественную потребность посредством купли-продажи или обмена. Он обладает двумя свойствами: 1) удовлетворять потребность людей (это потребительная стоимость); 2) обмениваться (пропорции, в которых один товар обменивается на другой, есть его меновая стоимость). Определение товара осуществляется по показателям, характеризующим его потребительские свойства, условия потребления (эксплуатации) товара покупателями, условия реализации товара, уровень удовлетворения спроса; состав этих показателей дифференцируется в зависимости от вида и назначения товара. Первоначально устанавливается принадлежность товара к классификационной группе с использованием как действующих классификаторов продукции (работ, услуг), видов деятельности, так и товарных словарей, справочников товароведов, с учетом ГОСТов на соответствующие виды товарной продукции, данных товароведческой экспертизы, заключений отраслевых независимых экспертов, материалов опросов покупателей. В законодательстве содержатся такие характеристики товаров, как: взаимозаменяемость, идентичность и однородность. Взаимозаменяемыми считаются товары, которые могут быть сравнимы по их функциональному назначению, применению, качественным и техническим характеристикам, цене и другим параметрам таким образом, что покупатель действительно заменяет или готов заменить их друг другом в процессе потребления (в том числе производственного). Однородными признаются товары, которые, не являясь идентичными, имеют сходные характеристики и состоят из схожих компонентов, что позволяет им выполнять одни и те же функции и (или) быть коммерчески взаимозаменяемыми (п.7 ст.40 НК РФ), что роднит их с взаимозаменяемыми товарами. При определении однородности товаров учитывается, в частности, их качество, наличие товарного знака, репутация на рынке, страна происхождения, производитель. Идентичными являются товары, имеющие одинаковые, характерные для них основные признаки. При определении идентичности товаров учитываются, в частности, их физические характеристики, качество и репутация на рынке, страна происхождения и производитель. Незначительные различия во внешнем виде идентичных товаров могут не учитываться (п.7 ст.40 НК РФ). Для полной характеристики товарных рынков и оценки состояния на них конкурентной среды последовательно определяются следующие показатели: 1) продуктовые (товарные) границы товарного рынка – группа (набор) взаимозаменяемых товаров; 2) географические (территориальные) границы товарного рынка – территория, на которой покупатели приобретают или могут приобрести изучаемый товар (товары-заменители) и не имеют такой возможности за ее пределами; 3) структура рынка – совокупность количественных и качественных показателей, к которым относятся: число хозяйствующих субъектов (количество и состав продавцов и покупателей) и доли, занимаемые ими на данном товарном рынке; показатели рыночной концентрации; условия входа на рынок; открытость рынка для межрегиональной и международной торговли; 4) барьеры входа на рынок – обстоятельства, препятствующие возможностям для новых хозяйствующих субъектов войти на товарный рынок; 5) рыночный потенциал хозяйствующего субъекта – экономическая (рыночная) власть предприятия. Взаимодействие продавцов и покупателей происходит в определенных формах, содержанием которых являются конкретные социально-экономические отношения в сфере обмена. Посредством этих отношений осуществляется реализация товара. Именно на рынке происходит признание предпринимателей в качестве товаропроизводителей. 49. Назначение, особенности и принципы деятельности товарных биржТоварная биржа – корпоративная, некоммерческая ассоциация членов корпораций, обеспечивающей материальные условия для купли-продажи товаров на рынке путем публичных торгов согласно правилам и процедурам, обеспечивающим равенство для клиентов и членов биржи. Товарные биржи осуществляют куплю и продажу не товаров, а контрактов на их поставку. На них продаются контракты на стандартизируемые виды товаров, которые могут быть проданы крупными партиями по образцам или техническому описанию. На товарных биржах выявляются базисные цены, которые формируются под влиянием соотношения спроса и предложения. Все биржи являются самостоятельными предприятиями и действуют независимо друг от друга. Одни товары продаются и покупаются лишь на какой-то одной бирже, другие – на нескольких; однако, размеры контрактов на один и тот же товар и другие характеристики отличаются друг от друга на разных биржах. Биржи можно подразделить также на национальные и международные. Членами биржи следует считать её акционеров. Они имеют право бесплатно посещать биржу, пользоваться её техническими средствами и заключать соглашения. Кроме членов биржи в торгах могут принимать участие посетители, как постоянные так и разовые. Статус постоянного посетителя биржи субъект может получить, приобретя соответствующий абонемент (облигацию), как правило, на год участия в биржевых торгах. По этому абонементу субъект может посещать каждые биржевые торги и принимать в них участие. Статус разового посетителя субъект может иметь, купив разовый входной билет, который даёт ему право принимать участие в торгах в день присутствия на бирже. Участие предприятий в биржевой торговле на постоянной или разовой основе может осуществляться за определённую плату через брокерские конторы и брокеров. Товарные брокеры являются посредниками при заключение сделок на биржах, специализируются на определенных видах товаров и услуг и имеют особый статус, позволяющий ему выполнять следующие функции: а) посредничество при заключение соглашений в результате принятия поручений членов и посетителей биржи и нахождения соответствующих контрагентов; б) представительство интересов клиентов путем ведения биржевых операций и заключения соглашений от своего имени; в) консультирование торговцев по вопросам качества и свойств продаваемых предметов; г) документальное оформление соглашений и передача их на регистрацию; д) экспертные оценки и заключения по разным вопросам биржевых соглашений, торговой конъюктуры. Брокеры не связаны со снабженческими и сбытовыми структурами конкретных фирм или предприятий непосредственно. Деятельность брокеров оплачивается в процентах от стоимости сделки или по фиксированным ставкам за совершенную сделку. Брокеры имеют краткосрочные контакты с продавцами и покупателями. Деятельность брокеров отличается глубоким знанием рынка товаров, на которых они специализируются. Брокерская деятельность не играет решающей роли в процессе распределения и обращения товарных ресурсов, но в силу разделения труда она необходима, а в определенных границах и условиях экономически целесообразна и выгодна. Товарные биржи промышленно развитых стран тесно связаны между собой коммуникационно – информационными системами, стабильностью валютных систем, единством правил функционирования, а главное – наличием спроса и предложения на товары в условиях международного разделения труда и сформировавшегося на этой основе международного рынка средств производства. Единые правила торговли на товарной бирже предполагают два основных момента. Создание равных условий и возможностей для всех участников торгов и обеспечение объективной и оперативной информацией об уровне цен на те или иные товары и их динамике. 50. Порядок деятельности товарных биржТоварная биржа рассматривается, во-первых, как экономическая категория, отражающая составную часть рынка, спецификой которого является особая оптовая форма торговли товарами с определенными характеристиками: массовость, стандартность, взаимозаменяемость. Во-вторых – хозяйственное объединение продавцов, покупателей и торговцев-посредников с целью создания условий для торговли облегчения, ускорения и удешевления торговых соглашений и операций. Такие общества организовываются для улучшения торговли быстрого обеспечения товаропроизводителей необходимыми товарами, ускорения оборота капитала. Члены биржи, которыми могут быть, как посреднические (брокерские, торговые) фирмы, так и банковские учреждения, инвестиционные компании, отдельные граждане, в соответствие с установленными биржевыми правилами, заключают соглашения купли-продажи товаров по ценам, складывающимся непосредственно в ходе торговли в зависимости от соотношения спроса и их предложения. Это свидетельствует о том, что биржа представляет собой особый ценообразующий механизм. Охарактеризовав различные стороны деятельности товарной биржи, можно дать ей следующее обобщающее определение, что товарная биржа – это ассоциация юридических и физических лиц, осуществляющая оптовые торговые операции на основе стандартов, образцов в специальном месте: где цены на товары определяются путем свободной конкуренции. Биржа выполняет функции сбалансирования спроса и предложения путем открытой купли-продажи, упорядочения и унификации рынка товарных и сырьевых ресурсов, стимулирования развития рынка, экономического индикатора. Единые правила торговли на товарной бирже предполагают два основных момента. Создание равных условий и возможностей для всех участников торгов и обеспечение объективной и оперативной информацией об уровне цен на те или иные товары и их динамике. Единство прав и правил функционирования бирж предполагает ряд условий: 1) исключение избирательного и приобретенного доступа к информации, которое позволит получить кому-либо преимущество в торгах; 2) безусловное выполнение взятых на себя обязательств; 3) равноправие и свобода действий всех участников торгов; 4) свобода действий при принятии окончательного решения в процессе 5) реализации экономических интересов; 6) обязательная подотчетность государственным, законодательным, финансово-кредитным и налоговым структурам; 7) наличие системы и унифицированных форм документов заключения 8) сделок; 9) регламент техники ведения торгов; 10) порядок финансовых расчетов и ряд других; На бирже концентрируется информация об уровне цен на те или иные товары, которые изменяются в результате конъектуры рынка. Ориентиром формирования цен в процессе купли-продажи являются котировочные цены, регистрируемые на бирже. Котировочные цены являются средними в числе заявленных продавцами. Именно доступность информации об уровне этих цен для всех участников торгов является одним из основополагающих правил биржевой деятельности. Биржа выполняет важную роль в сборе, обобщении и распространение информации о финансовом состоянии членов биржи, чтобы предотвратить финансовое разорение участников торгов, брокерских фирм из-за махинаций несостоятельных клиентов. Главная роль биржи не в том, что на ней можно продать или купить какой-то товар. Через биржу идет небольшая часть товаров. Все остальное идет по внебиржевому обороту (через биржу реализуется от 3 до 7 % общего объема биржевого товара). Но на бирже с точки зрения общественной её роли даёт возможность видеть перспективу, динамику цен на будущее. Примерно через полгода, год, можно видеть, какие складываются цены, какие сделки совершаются на срок и по каким ценам. 51. Деятельность оптовых ярмарокЯрмарочная торговля в России как организационная форма установления коммерческих связей получила достаточно широкое распространение. Традиционно ярмарочные торги получили свое выражение также через организацию торговли в виде выставок-продаж или выставок-салонов. При организации биржевой и выставочной торговли выделяют три этапа: 1) Предварительный этап включает принятие решения и подготовку приказа о проведении ярмарки. На этом этапе создается ярмарочный комитет и формируется рабочая группа, которые обязаны разработать положение и разослать информационные письма для участников с полной информацией об условиях участия в ярмарке. Рабочая группа разрабатывает и другие рекламные материалы типа пригласительных билетов, рекламных буклетов, карточек гостя и т. д. Издаётся рекламная брошюра с подробной информацией об условиях участия. При любой форме участия необходимо за 15 дней до открытия ярмарки внести регистрационный взнос и оформить заявку на участие, включающую подробную информацию о клиенте ярмарки, его реквизитах, требованию по размещению экспозиций и т. д. Основными источниками доходов от проведения ярмарочной торговли является плата за участие, аренду под экспозиции, транспорт, аренду складских площадей, бронирование и приобретение билетов, осуществление погрузочно-разгрузочных и транспортно-экспедиторских работ, проведение технической и информационно-коммерческой консультации и комплекса дополнительных услуг. 2) Организационный этап заключается в подготовке рекламного каталога, включающего всех участников ярмарки, подавших заявки. 3) Заключительный этап включает в себя подведение итогов с выделением положительных и отрицательных сторон в работе ярмарки. Этот этап является основой для принятия стратегических решений по дальнейшей перспективе ярмарочной торговли. Для общего руководства конкретной ярмаркой образуется ярмарочный комитет. В его состав входят представители государственных, коммерческих структур, отраслей производства, торговли, предприятий, объединений, научно-исследовательских и других организаций. Возглавляет комитет лицо из состава ведомства, под эгидой которого устраивается ярмарка. Ярмарочный комитет является коллегиальным органом. Решения с оформлением протокола принимаются большинством его членов на периодически устраиваемых заседаниях. Ярмарочный комитет определяет состав участников ярмарки, создаёт рабочие органы, необходимые для выполнения поставленных задач, согласовывает и утверждает графики организационных мероприятий по оборудованию выставочных помещений и режиму их работы, прибытию участников, встреч представителей продавцов и покупателей для согласования развернутого ассортимента продукции, оформления документации, условий поставок, вносит министерствам, предприятиям предложения о снятии с производства продукции, не пользующейся спросом, изготовлении новых видов продукции повышенного спроса, обеспечивает обслуживание участников, определяет размеры и порядок распределения расходов на организацию и проведение ярмарки. В ярмарочном хозяйстве определяются два направления в зависимости от характера торговых операций: 1) ярмарки по реализации продукции, поступившей в первичный оборот; 2) ярмарки по реализации неиспользуемой и излишней продукции; В хозяйственной практике ярмарки организуются в двух направлениях: – по закупке-продаже товаров народного потребления; – по закупке-продаже товаров производственно технического назначения. По масштабу и характеру осуществляемых торговых операций ярмарки подразделяются: 1. Международные ярмарки. 2. Всероссийские ярмарки. 3. Зональные ярмарки. 4. Региональные (областные, краевые, республиканские). 52. Дилерские сетиДилерская деятельность – совершение сделок купли-продажи ценных бумаг от своего имени и за свой счет путем публичного объявления цен покупки и/или продажи определенных ценных бумаг с обязательством покупки и/или продажи этих ценных бумаг по объявленным лицом, осуществляющим такую деятельность, ценам. При осуществлении дилерской деятельности на рынке ценных бумаг профессиональному участнику следует добросовестно исполнять обязательства по совершенным им сделкам купли-продажи ценных бумаг. При осуществлении дилерской деятельности на рынке ценных бумаг профессиональный участник совершает действия и сделки, связанные с осуществлением дилерской деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации. Профессиональный участник рынка ценных бумаг, осуществляющий дилерскую деятельность, именуется дилером. Дилером может быть только юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией. Кроме цены дилер имеет право объявить иные существенные условия договора купли-продажи ценных бумаг: минимальное и максимальное количество покупаемых и/или продаваемых ценных бумаг, а также срок, в течение которого действуют объявленные цены. При отсутствии в объявлении указания на иные существенные условия дилер обязан заключить договор на существенных условиях, предложенных его клиентом. В случае уклонения дилера от заключения договора к нему может быть предъявлен иск о принудительном заключении такого договора и/или о возмещении причиненных клиенту убытков. При осуществлении дилерской деятельности на рынке ценных бумаг профессиональным участникам рынка ценных бумаг (далее – профессиональные участники) следует: 1) добросовестно исполнять обязательства по договорам купли – продажи ценных бумаг и иным договорам, непосредственно связанным с осуществлением профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг; 2) доводить до сведения клиентов и контрагентов всю необходимую информацию, связанную с исполнением обязательств по договору купли – продажи ценных бумаг; 3) не осуществлять манипулирования ценами на рынке ценных бумаг и понуждения к покупке или продаже ценных бумаг, в том числе посредством предоставления умышленно искаженной информации о ценных бумагах, эмитентах ценных бумаг, ценах на ценные бумаги, включая информацию, представленную в рекламе; 4) раскрывать информацию о своих операциях с ценными бумагами в случаях и в порядке, предусмотренных законодательством Российской Федерации и нормативными правовыми актами Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг; 5) в случае возникновения конфликта интересов, в том числе связанного с осуществлением брокером дилерской деятельности, немедленно уведомлять клиентов о возникновении такого конфликта интересов и предпринимать все необходимые меры для его разрешения в пользу клиента; 6) совершать сделки купли-продажи ценных бумаг по поручению клиентов в первоочередном порядке по отношению к собственным сделкам брокера; 7) утвердить правила ведения внутреннего учета операций с ценными бумагами, в том числе ведения учетных регистров и составления внутренней отчетности; 8) вести внутренний учет операций с ценными бумагами в соответствии с требованиями нормативных правовых актов Федеральной комиссии, правилами саморегулируемой организации, членами которой они являются, а также собственными процедурами и правилами ведения внутреннего учета операций с ценными бумагами; 9) представлять отчетность в порядке, в объеме и в сроки, предусмотренные нормативными правовыми актами Федеральной комиссии; 10) утвердить порядок предоставления информации и документов инвестору в связи с обращением ценных бумаг, в том числе способы и формы предоставления, размеры и порядок оплаты услуг по предоставлению. 53. Сбытовые и снабженческие подразделения предприятийВ целях нормального функционирования производства при недостаточности финансовых средств от структурного подразделения, отвечающего за снабжение, требуется обеспечение минимизации стоимости закупаемого сырья и комплектующих, а также взаимодействия работы структурных подразделений, отвечающих за работу внутризаводского транспорта и доставку грузов. Достижение этих условий возможно при: 1) достаточном информационном обеспечении структурных подразделений, отвечающих за снабжение; 2) качественном и жестком нормировании расхода сырья, материалов, топлива и энергии; 3) внедрении гибкой системы расчетов за сырье; 4) стимулировании работников снабжения. Эффективная деятельность структурных подразделений предприятия, отвечающих за снабжение, должна основываться на максимальном владении оперативной информацией о реальных поставках предприятию сырья, материалов, комплектующих изделий и т. д. и существующих потребностях предприятия в них. В связи с этим в распоряжении этих подразделений должна находиться следующая оперативная информация: 1) текущая потребность в отдельных видах сырья, материалов, комплектующих изделий и т. д.; 2) объем запасов сырья и материалов на складе; 3) объем производственного задела (незавершенного строительства); 4) уровень загрузки производственных мощностей; 5) сроки выполнения текущих заказов. Кроме того, независимо от размера и сферы деятельности предприятия, структурные подразделения, отвечающие за снабжение, должны иметь необходимую оперативную информацию о рынке, то есть: 1) о производителях сырья и материалов и их заменителей; 2) оптовые цены на основные виды сырья и материалов; 3) условия отгрузки сырья и материалов; 4) требования к формам оплаты поставщиков. Для организации работы структурных подразделений предприятия, отвечающих за снабжение, целесообразно провести следующие мероприятия: 1) установление связей как с существующими, так и с перспективными, включая зарубежных, поставщиками, в первую очередь, по вопросам цен и качества сырья, материалов и комплектующих изделий; 2) покупка массовых видов сырья и материалов в крупной упаковке (железнодорожные и автоцистерны; контейнеры, мешки на поддонах и т. д.); 3) приобретение мелких партий сырья, материалов и комплектующих изделий не у производителей, поставляющих крупными партиями, а у предприятий, продающих мелкими партиями, что позволяет не замораживать оборотные средства; 4) введение практики предпочтительной закупки сырья у предприятий, осуществляющих продажу на условиях частичной предоплаты, что позволяет вовлечь в оборот средства от реализации полученной из сырья продукции; 5) использование более гибкой системы поощрений и наказаний в соответствии с действующим законодательством работников структурного подразделения, отвечающего за снабжение; 6) выделение средств на поддержание и улучшение работы складского хозяйства с целью снижения транспортно-заготовительных расходов; 7) организация единого транспортно-складского хозяйства для структурных подразделений, отвечающих за снабжение и сбыт, в целях использования транспорта для продаваемых и покупаемых товаров. Сбытовая политика строится в направлении одновременного развития существующего рынка и поисках новых рынков для предприятия, а также повышении конкурентоспособности предприятия. Структурные подразделения, отвечающие за сбыт, являются основными подразделениями предприятия, выполняющими функции оперативного маркетинга. От эффективности деятельности этих подразделений зависит во многом эффективность деятельности всего предприятия. Организация деятельности этих структурных подразделений включает следующие основные направления: 1) подбор кадров; 2) организация стимулирования работников; 3) информационное обеспечение; 4) внедрение логистики в свою работу. Эффективная деятельность структурных подразделений, отвечающих за сбыт продукции, должна основываться на полном владении оперативной информацией как о самом предприятии, так и о его клиентах. 54. Создание конкурентной среды в сфере коммерческой деятельности (правовые вопросы)Конкуренция – состязательность хозяйствующих субъектов, когда их самостоятельные действия эффективно ограничивают возможность каждого из них односторонне воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке; Недобросовестная конкуренция – любые направленные на приобретение преимуществ в предпринимательской деятельности действия хозяйствующих субъектов, которые противоречат положениям действующего законодательства, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и могут причинить или причинили убытки другим хозяйствующим субъектам-конкурентам либо нанести ущерб их деловой репутации. Конкуренция в сфере коммерческой деятельности регулируется: 1) Антимонопольное законодательство. Его задача ограничение процесса монополизации как отдельных сфер предпринимательской деятельности (рынков, отраслей), так и экономики в целом. Для реализации данной задачи законодателем предусмотрены следующие правовые средства: запрещение и преследование монополистической деятельности, контроль за созданием, реорганизацией, ликвидацией коммерческих организаций и их объединений, приобретением акций (долей) в уставном капитале коммерческих организаций и т. д. Субъектами регулирования являются лица, участвующие в процессе монополизации на рынке или оказывающие непосредственное влияние на монополизацию. Таковыми, в частности, выступают хозяйствующие субъекты (группа лиц), занимающие доминирующее положение на рынке (или владеющие долей более 35 %), участвующие в соглашениях (согласованных действиях) по ограничению, недопущению или устранению конкуренции; федеральные органы исполнительной власти РФ; органы исполнительной власти субъектов РФ; органы местного самоуправления; должностные лица органов государственной власти и управления. 2) Законодательство о недобросовестной конкуренции. Его задача устранение негативных проявлений самой конкуренции, выражающихся в особом типе правонарушений – недобросовестной конкуренции. К основным правовым средствам регулирования в данной области относится запрещение и преследование недобросовестной конкуренции. С этой целью законодатель определяет понятие такого правонарушения и приводит примерный перечень неправомерных действий. Субъектами регулирования являются субъекты предпринимательской деятельности независимо от их участия в процессе монополизации. К субъектам защиты от недобросовестной конкуренции наряду с хозяйствующими субъектами отнесены также потребители. В число субъектов данного правонарушения (т. е. правонарушителей) соответственно не входят органы исполнительной власти, органы местного самоуправления и должностные лица органов власти и управления. Существуют и иные различия между нормами антимонопольного законодательства и законодательства о недобросовестной конкуренции. В частности, они касаются мер ответственности; органов, применяющих указанные нормы законодательства и т. д. Так, основные функции, связанные с контролем за соблюдением антимонопольного законодательства и преследованием монополистической деятельности, возложены на антимонопольные органы, являющиеся органами исполнительной власти. Основным видом ответственности за нарушение антимонопольного законодательства является административная ответственность (наряду с гражданско-правовой и уголовной). Преследование недобросовестной конкуренции – это задача судебных органов. Соответственно недобросовестная конкуренция как особый тип гражданского правонарушения влечет применение, как правило, мер гражданско-правовой ответственности. Антимонопольное законодательство и законодательство о недобросовестной конкуренции являются самостоятельными областями (подотраслями) законодательства о конкуренции, что, к сожалению, не было учтено российским законодателем. | http://lib.rus.ec/ |