Главная » Учебно-методические материалы » ЮРИСПРУДЕНЦИЯ » Шпаргалка по коммерческому праву. Герасимова Л.П.

Вопросы 33-39
21.12.2011, 22:53

33. Учредительные документы кооперативов

Перечень важнейших форм некоммерческих организаций, предусмотренных Гражданским кодексом и Законом «О некоммерческих организациях» включает потребительские кооперативы, общественные и религиозные организации (объединения), фонды, некоммерческие партнерства, учреждения, автономные некоммерческие организации, объединения юридических лиц (ассоциации и союзы).

Кооператив представляет собой добровольное объединение граждан и юридических лиц с целью удовлетворения материальных и иных потребностей участников. Создание кооператива осуществляется на основе объединения имущественных паевых взносов участников. Кооперативы широко распространены в нашей стране. Это, например, гаражные, дачные кооперативы и т. д.

Кооператив создается на основании устава, являющегося его единственным учредительным документом. В уставе кооператива помимо общих сведений, необходимых для учредительных документов любого юридического лица, должны быть также указаны следующие сведения:

1) полное и сокращенное фирменные наименования кооператива

2) местонахождение;

3) тип кооператива;

4) размер уставного капитала;

5) структуру и компетенцию органов управления и порядок принятия ими решений;

6) порядок подготовки и проведения общего собрания, в том числе перечень вопросов, решение по которым принимается органами управления квалифицированным большинством голосов или единогласно

7) о размере и порядке внесения паевых взносов членами кооператива;

8) о характере и порядке их трудового участия в его деятельности;

9) о размере и условиях субсидиарной ответственности его членов по долгам кооператива и некоторые другие (п. 1 и 2 ст. 108 ГК; ст. 5 Закона о производственных кооперативах).


Устав может содержать другие положения, не противоречащие законодательству РФ.

По требованию любого заинтересованного лица кооператив обязан в разумные сроки предоставить им возможность ознакомиться с уставом, включая изменения и дополнения к нему. Кооператив обязан предоставить члену кооператива по его требованию копию действующего устава.

Внесение изменений и дополнений в устав или утверждение устава в новой редакции осуществляется по решению общего собрания. Внесение в устав изменений, связанных с уменьшением уставного капитала, осуществляется на основании решения об уменьшении уставного капитала, принятого общим собранием.

В уставе указываются условия паевых взносов членов кооператива, положение о порядке внесения паевых взносов членами кооператива и их ответственности за нарушение обязательств по внесению паевых взносов, о характере и порядке трудового участия членов кооператива к его деятельности и их ответственности за нарушение обязательства по личному трудовому участию, о порядке распределения прибыли и убытков кооператива, о размере и условиях субсидиарной ответственности его членов по долгам кооператива, о составе и компетенции органов управления кооперативом и порядке принятия ими решений, в том числе по вопросам, требующим единогласного или квалифицированного большинства голосов. Размер и порядок ответственности членов кооператива по его обязательствам предусматривается также уставом. Член кооператива вправе по своему усмотрению выйти из кооператива. В этом случае ему по окончании финансового года должна быть выплачена стоимость пая или выдано имущество, соответствующее его паю, а также осуществлены другие выплаты, предусмотренные уставом кооператива. Интересной особенностью кооперативов является то, что его учредительными документами может быть предусмотрено участие в деятельности кооператива юридических лиц. Формой такого участия является коллективное членство.

34. Правовой статус государственных и муниципальных унитарных предприятий

Унитарное предприятие – это коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней собственником имущество. Имущество унитарного предприятия является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям), в том числе между работниками предприятия. В отличие от всех остальных видов коммерческих организаций правосубъектность унитарных предприятий является не общей, а специальной, уставной. Для этого в учредительных документах таких предприятий обязательно должны содержаться конкретные сведения о предмете и целях их деятельности.

Необходимо обратить внимание и на то, что все унитарные предприятия создаются в разрешительном порядке, что является исключением из общего правила о регистрационном порядке образования юридических лиц.

Устав унитарного предприятия должен содержать, помимо сведений о наименовании и местонахождении, сведения о предмете и целях деятельности предприятия, а также о размере уставного фонда предприятия, порядке источниках его формирования.

В форме унитарных предприятий могут быть созданы только государственные и муниципальные предприятия. Имущество государственного или муниципального унитарного предприятия находится, соответственно, в государственной или муниципальной собственности и принадлежит такому предприятию на праве хозяйственного ведения или оперативного управления. Фирменное наименование унитарного предприятия должно содержать указание на собственника его имущества. Орган управления унитарного предприятия не коллегиальный, а единоличный. Обычно это руководитель предприятия, директор, который назначается собственником либо уполномоченным собственником органом. Представителем собственника в таких взаимоотношениях выступают для государственных предприятий правительство РФ или уполномоченные им органы, а для муниципальных – орган местного самоуправления.

Унитарное предприятие отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом. Унитарное предприятие не несет ответственности по обязательствам собственника его имущества.

Унитарное предприятие, основанное на праве хозяйственного ведения, создается по решению уполномоченного на то государственного органа или органа местного самоуправления. Учредительным документом предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения, является его устав, утверждаемый уполномоченным на то государственным органом или органом местного самоуправления.

До государственной регистрации предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения, уставный фонд должен быть полностью оплачен собственником. Собственник имущества предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения, не отвечает по обязательствам предприятия.

По решению Правительства Российской Федерации на базе имущества, находящегося в федеральной собственности, может быть образовано унитарное предприятие, основанное на праве оперативного управления (федеральное казенное предприятие).

Учредительным документом казенного предприятия является его устав, утвержденный Правительством Российской Федерации.

Фирменное наименование предприятия, основанного на оперативном управлении, должно содержать указание на то, что предприятие является казенным.

Российская Федерация несет субсидиарную ответственность по обязательствам казенного предприятия при недостаточности его имущества.

Казенное предприятие может быть реорганизовано или ликвидировано по решению Правительства Российской Федерации.

Правовое положение государственных и муниципальных унитарных предприятий определяется Гражданским кодексом и Федеральным законом «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях».

35. Управление и контроль в некоммерческих организациях

Правовая форма организации характеризует прежде всего специфику имущественных отношений между организацией и ее учредителями, но во внимание принимаются и другие обстоятельства, а именно: конкретные цели и содержание деятельности. Перечень некоммерческих организаций содержится в п. 3 ст. 50 ГК РФ, а также в специальном законодательстве о некоммерческих организациях. К некоммерческим организациям относятся потребительские кооперативы, общественные или религиозные организации (объединения), социальные, благотворительные и иные фонды, финансируемые собственником учреждения, некоммерческие партнерства, автономные некоммерческие организации, а также объединения юридических лиц (ассоциации и союзы). Однако некоммерческие организации могут быть созданы и в других формах, предусмотренных федеральными законами, следовательно, перечень легальных организационных форм некоммерческих организаций не закрыт, что отличает их от коммерческих организаций. Деятельность некоммерческих организаций регулирует целый ряд специальных нормативных актов, среди которых центральное место занимают Федеральные законы «Об общественных объединениях» и «О некоммерческих организациях».

До недавнего времени российское законодательство не определяло четких требований к управлению некоммерческими организациями, в результате чего многие из них фактически контролировались собственным персоналом и в огромной степени ориентировались на максимизацию заработков. Федеральным законом «О некоммерческих организациях», принятом в 1995 г., предусмотрено образование коллегиальных высших органов управления для большинства форм некоммерческих организаций и зафиксирован перечень вопросов, которые вправе решать только такой орган. Среди этих вопросов можно указать, например, определение приоритетных направлений деятельности организации, принципов формирования и использования ее имущества, образование исполнительных органов организации и досрочное прекращение их полномочий, утверждение финансового плана, годового отчета и годового бухгалтерского баланса.

Члены высшего органа управления некоммерческой организации не вправе получать от организации вознаграждение за выполнение своих функций, за исключением компенсации расходов, непосредственно связанных с участием в работе этого органа. Для фондов обязательным является создание попечительского совета.

Закон обязывает некоммерческие организации вести бухгалтерский учет и статистический учет, предоставлять необходимую информацию налоговым органам, собственным учредителям и иным лицам. Размеры и структура доходов и имущества некоммерческой организации, а также сведения о ее расходах, численности работников и волонтеров, оплате труда не могут быть предметом коммерческой тайны.

Российское законодательство возлагает на государство ответственность и наделяет его полномочиями контролировать деятельность некоммерческих организаций. Если организация совершает действия, не согласующиеся с ее некоммерческим статусом, ей может быть вынесено письменное предупреждение органом, который ее зарегистрировал, либо прокурор может внести представление об устранении нарушений. Если таких предупреждений или представлений было более двух, возможно возбуждение судебного дела о ликвидации некоммерческой организации.

Федеральным законом «О некоммерческих организациях», принятом в 1995 г., предусмотрено образование коллегиальных высших органов управления для большинства форм некоммерческих организаций и зафиксирован перечень вопросов, которые вправе решать только такой орган.

36. Общества с дополнительной ответственностью как субъекты коммерческой деятельности

Обществом с дополнительной ответственностью признается учрежденное одним или несколькими лицами общество, уставный капитал которого разделен на доли определенных учредительными документами размеров; участники такого общества солидарно несут субсидиарную ответственность по его обязательствам своим имуществом в одинаковом для всех кратном размере к стоимости их вкладов, определяемом учредительными документами общества. Участниками обществ с дополнительной ответственностью могут быть и граждане и юридические лица. Государственные органы и органы местного самоуправления не вправе выступать участниками обществ с дополнительной ответственностью. Финансируемые собственником учреждения могут быть участниками обществ с дополнительной ответственностью только с разрешения собственника.

При несостоятельности (банкротстве) одного из участников его ответственность по обязательствам общества распределяется между стальными участниками пропорционально их вкладам, если иной порядок распределения ответственности не предусмотрен учредительными документами.

Фирменное наименование общества с дополнительной ответственностью должно содержать наименование общества и слова «с дополнительной ответственностью».

В соответствии с ГК РФ общества относятся к категории коммерческих организаций, т. е. таких, основной целью деятельности которых является извлечение прибыли. Сообразуясь с этим положением, такие организации обладают общей правоспособностью. Такие юридические лица могут осуществлять любые виды деятельности, не запрещенные законом. Отдельные виды деятельности, перечень которых устанавливается законом, юридическое лицо может осуществлять только на основании лицензии. Универсальная правоспособность может трансформироваться в специальную (предметную), что регламентируется ГК РФ, где говорится, что универсальная правоспособность может быть «определенно ограничена» уставом общества, утвержденным учредителями при создании общества.

Создание обществом филиалов и открытие представительств на территории Российской Федерации осуществляется с соблюдением требований Закона и иных федеральных законов, а за пределами территории Российской Федерации также в соответствии с законодательством иностранного государства, на территории которого создаются филиалы или открываются представительства.

Обязательными признаками юридического лица являются наличие обособленного имущества и самостоятельная ответственность по своим обязательствам этим имуществом. Все юридические лица принято разделять на тех, которые обладают правом собственности на обособленное имущество, и на тех, которые обладают иными вещными правами на закрепленное за ними имущество. Общество с момента регистрации приобретает право собственности на имущество, переданное ему учредителями в качестве вкладов. Общество несет ответственность по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом. В случае несостоятельности (банкротства) общества по вине его участников или по вине других лиц, которые имеют право давать обязательные для общества указания либо иным образом имеют возможность определять его действия, на указанных участников или других лиц в случае недостаточности имущества общества может быть возложена субсидиарная ответственность по его обязательствам. Если не принять во внимание характер ответственности, общество с дополнительной ответственностью можно считать разновидностью обществ с ограниченной ответственностью, поскольку п. 3 ст. 95 ГК предусмотрено, что к обществу с дополнительной ответственностью могут применяться правила об обществе с ограниченной ответственностью.

37. Уставный капитал обществ

Обществом признается учрежденное одним или несколькими лицами общество, уставный капитал которого разделен на доли определенных учредительными документами размеров. Уставный капитал общества составляется из стоимости вкладов его участников.

Уставный капитал определяет минимальный размер имущества общества, гарантирующего интересы его кредиторов. Размер уставного капитала общества не может быть менее суммы, определенной законом о соответствующем обществе. Не допускается освобождение участника общества от обязанности внесения вклада в уставный капитал, в том числе путем зачета требований к обществу.

Уставный капитал общества должен быть на момент регистрации общества оплачен его участниками не менее чем наполовину. Оставшаяся неоплаченная часть уставного капитала общества подлежит оплате его участниками в течение первого года деятельности общества. При нарушении этой обязанности общество должно либо объявить об уменьшении своего уставного капитала и зарегистрировать его уменьшение в установленном порядке, либо прекратить свою деятельность путем ликвидации.

Если по окончании второго или каждого последующего финансового года стоимость чистых активов общества окажется меньше уставного капитала, общество обязано объявить об уменьшении своего уставного капитала и зарегистрировать его уменьшение в установленном порядке.

Если стоимость указанных активов общества становится меньше определенного законом минимального размера уставного капитала, общество подлежит ликвидации.

Уменьшение уставного капитала общества допускается после уведомления всех его кредиторов. Увеличение уставного капитала общества допускается после внесения всеми его участниками вкладов в полном объеме. Не позднее 30 дней с даты принятия решения об уменьшении уставного капитала общество должно в письменной форме уведомить об этом кредиторов. Кредиторы вправе не позднее 30 дней с даты направления им уведомления об уменьшении уставного капитала общества потребовать от общества прекращения или досрочного исполнения его обязательств и возмещения связанных с этим убытков. Внесение в устав общества изменений, связанных с увеличением или уменьшением уставного капитала общества, осуществляется на основании решения об этом, принятого общим собранием.

Участник общества вправе продать или иным образом уступить свою долю в уставном капитале общества или ее часть одному или нескольким участникам данного общества. Отчуждение участником общества доли третьим лицам допускается, если иное не предусмотрено уставом общества.

Участники общества пользуются преимущественным правом покупки доли участника пропорционально размерам своих долей, если уставом общества или соглашением его участников не предусмотрен иной порядок осуществления этого права. Если участники общества не воспользуются своим преимущественным правом в течение месяца со дня извещения либо в иной срок, предусмотренный уставом или соглашением, доля участника может быть отчуждена третьему лицу.

Если отчуждение доли участника третьему лицу невозможно, а другие участники общества от покупки отказываются, общество обязано выплатить участнику ее действительную стоимость либо выдать ему в натуре имущество, соответствующее такой стоимости.

Доля участника общества может быть отчуждена до полной ее оплаты лишь в той части, в которой она уже оплачена.

При приобретении доли участника самим обществом оно обязано реализовать ее другим участникам или третьим лицам.

Уставный капитал общества определяет минимальный размер имущества общества, гарантирующего интересы его кредиторов.

38. Индивидуальные предприниматели и их правовой статус

Субъекты коммерческого права принадлежат к числу хозяйствующих субъектов. Это российские и иностранные коммерческие организации и их объединения, некоммерческие организации, занимающиеся предпринимательской деятельностью, а также индивидуальные предприниматели. Российская Федерация, ее субъекты и муниципальные образования выступают в коммерческих отношениях, регулируемых гражданским законодательством, на равных началах с гражданами и юридическими лицами. Коммерческие и некоммерческие организации являются юридическими лицами.

Предприниматель – это лицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность. Факт осуществления лицом предпринимательской деятельности является основанием для признания его особым субъектом гражданского права – предпринимателем и определяет необходимость предъявления к нему и его деятельности особых требований со стороны законодателя.

Граждане вправе заниматься предпринимательской деятельностью (в том числе коммерческой) без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя.

Предпринимательская деятельность граждан без образования юридического лица – одна из самых простых форм организации предпринимательской деятельности.

Для организации предпринимательской деятельности гражданин должен быть полностью дееспособным.

Регистрация индивидуальной предпринимательской деятельности производится в соответствии с «Положением о порядке государственной регистрации субъектов предпринимательской деятельности», утвержденным Указом Президента РФ от 08. 07. 1994 г. «Об упорядочении государственной регистрации предприятий и предпринимателей на территории РФ» – по месту жительства будущего предпринимателя.

К предпринимательской деятельности, осуществляемой гражданами без образования юридического лица, в соответствии с п. 3 ст. 23 ГК РФ применяются правила ГК РФ, которые регулируют предпринимательскую деятельность юридических лиц, являющихся предпринимателями. Кроме того, закон специально регулирует также последствия незаконной деятельности, связанной с ведением предпринимательской деятельности без государственной регистрации.

В настоящее время принцип общей правоспособности распространяется на всех предпринимателей, в том числе и на индивидуальных, поэтому они вправе совершать любые сделки, за исключением тех, которые специально запрещены законом. Отдельные виды предпринимательской деятельности, кроме того, требуют еще и специального лицензирования.

Особой разновидностью индивидуального предпринимательства является ведение крестьянско-фермерского хозяйства. Легализация подобной деятельности производится без специальной государственной регистрации с момента государственной регистрации крестьянско-фермерского хозяйства.

Закон распространяет на индивидуальных предпринимателей принцип полной ответственности. Индивидуальный предприниматель отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом.

Решение о не состоятельности (банкротстве) предпринимателя принимает суд. В случаях, связанных с представительством предпринимателя, предпринимателем остается сам представляемый, т. е. лицо, от имени которого совершаются юридические действия представителем и для которого возникают правовые последствия этих действий.

Ограничения на занятие предпринимательской деятельностью установлены для служащих бирж. Так, служащим товарной биржи запрещается участвовать в биржевых сделках и создавать собственные брокерские фирмы, а также использовать служебную информацию в собственных интересах. Установленные законом ограничения на занятие предпринимательской деятельностью объясняются тем, что в силу общественного (должностного, служебного) положения определенных лиц возможно столкновение их собственных интересов с предпринимательскими интересами других лиц, которым они обязаны содействовать по занимаемой должности.

39. Конституционные гарантии предпринимательства

Важнейший источник коммерческого права – Конституция Российской Федерации, которая содержит гарантии отдельных видов коммерческой деятельности.

Конституционные гарантии предпринимательства содержатся во всех главах Конституции, хотя нередко они формулируются в нормах, определяющих полномочия органов власти. Важной составной частью права на предпринимательство является право предпринимателей иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами (п. 2 ст. 35 Конституции РФ). Изъятие имущества предпринимателей только по решению суда – важнейшая конституционная гарантия их имущественной независимости от государства. Содержащееся в п. 3 ст. 35 Конституции положение о том, что принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения, исчерпывающе определяет цели и условия изъятия имущества у предпринимателей. Праву предпринимателей на коммерческую тайну как элемент их конституционно-правового статуса коррелирует право каждого свободно получать информацию (ст. 29 Конституции РФ). Каждый член общества вправе претендовать на получение объективной информации о деятельности предпринимательских структур, с тем чтобы они с помощью недобросовестной рекламы не злоупотребляли своими правами. Осуществление предпринимательских прав подпадает под общий конституционный режим – осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц (ст. 17 Конституции). Обогащает содержание права на предпринимательство содержащееся в ст. 30 Конституции право каждого на объединение. Это право применительно к лицам, намеревающимся осуществлять предпринимательскую деятельность, означает свободу создания различных организационно-правовых форм (акционерные общества, товарищества, кооперативы и т. д.). Регистрация объединения означает не получение разрешения от государства, а юридический факт, с которым связывается возникновение правоспособности юридического лица. Общепризнанные принципы и нормы международного права также занимают очень важное место в правовой системе Российской Федерации. В соответствии со ст. 17 Конституции в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права. Таким образом, содержание конституционного права на предпринимательство обогащается и дополнительно гарантируется через подключение к внутреннему конституционному праву положений международного права. При этом иностранные предприниматели пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами России, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации. Институт предпринимательской деятельности как разрешенного и поощряемого государством занятия – новое явление в российском праве последних десятилетий. Законодатель конструирует право на предпринимательскую деятельность как частноправовую возможность лица, обеспечивающую ему известную сферу свободы и неприкосновенности. Это право гарантирует защиту предпринимателя от посягательств не только государства, но и других частных лиц. В отношении последних также при наличии к тому оснований может быть учинен соответствующий иск для защиты нарушенного права на предпринимательскую деятельность. Право на свободу предпринимательства – это элемент правоспособности частного лица, обеспечиваемой обязанностью всякого и каждого, в том числе государства.

http://lib.rus.ec/




БАНКОВСКОЕ ДЕЛО
БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ
БЮДЖЕТ И БЮДЖЕТНАЯ СИСТЕМА РФ
ВЫСШАЯ МАТЕМАТИКА, ТВ и МС, МАТ. МЕТОДЫ
ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ
ДОКУМЕНТОВЕДЕНИЕ И ДЕЛОПРОИЗВОДСТВО
ДРУГИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
ЕСТЕСТВЕННЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ
ИНВЕСТИЦИИ
ИССЛЕДОВАНИЕ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ
МАРКЕТИНГ
МЕНЕДЖМЕНТ
МЕТ. РЕКОМЕНДАЦИИ, ПРИМЕРЫ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ
МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА И МЭО
НАЛОГИ И НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ
ПЛАНИРОВАНИЕ И ПРОГНОЗИРОВАНИЕ
РАЗРАБОТКА УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ
РЫНОК ЦЕННЫХ БУМАГ
СТАТИСТИКА
ТЕХНИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ
УЧЕБНИКИ, ЛЕКЦИИ, ШПАРГАЛКИ (СКАЧАТЬ)
ФИНАНСОВЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ
ФИНАНСЫ, ДЕНЕЖНОЕ ОБРАЩЕНИЕ И КРЕДИТ
ЦЕНЫ И ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ
ЭКОНОМИКА
ЭКОНОМИКА, ОРГ-ЦИЯ И УПР-НИЕ ПРЕДПРИЯТИЕМ
ЭКОНОМИКА И СОЦИОЛОГИЯ ТРУДА
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ (МИКРО-, МАКРО)
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ
ЭКОНОМЕТРИКА
ЮРИСПРУДЕНЦИЯ