Главная » Учебно-методические материалы » ЮРИСПРУДЕНЦИЯ » Шпаргалка по гражданскому процессуальному праву. Гатин А.М.

Вопросы 46-60
28.09.2014, 13:07

46. ПОНЯТИЕ И ЗНАЧЕНИЕ ЗАОЧНОГО ПРОИЗВОДСТВА

Заочное производство – порядок рассмотрения и разрешения конкретного гражданского дела в случае неявки ответчика, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного заседания, не сообщившего об уважительных причинах неявки и не просившего о рассмотрении дела в его отсутствие, если против этого не возражает истец, с вынесением решения, именуемого заочным.

При этом необходимо отметить, что к порядку рассмотрения дела в заочном производстве неприменим термин «упрощенная процедура». Рассмотрение дела в порядке заочного производства по упрощенной схеме является характерной особенностью английского и американского гражданского процесса, где не ведется исследование каких-либо доказательств, а судебное разбирательство сводится лишь к объявлению решения против неявившейся стороны.

Закон устанавливает следующие условия для заочного производства: 1)неявка в судебное заседание ответчика;

2) ответчик должен быть надлежащим образом извещен о времени и месте судебного заседания;

3) ответчик не сообщил об уважительных причинах неявки и не просил о рассмотрении дела в его отсутствие;

4) согласие истца – если явившийся в судебное заседание истец не согласен на рассмотрение дела в порядке заочного производства в отсутствие ответчика, суд откладывает рассмотрение дела и направляет ответчику извещение о времени и месте нового судебного заседания.

Порядок рассмотрения и разрешения дела в заочном производстве в целом происходит по общим правилам судебного разбирательства, но с некоторыми особенностями:

1) суд исследует доказательства, представленные не только сторонами, но и другими лицами, участвующими в деле. Так, в случае участия в деле третьих лиц, прокурора, государственных органов, органов местного самоуправления, организаций и граждан, защищающих нарушенные или оспариваемые права, свободы и охраняемые законом интересы других лиц, суд исследует также доказательства, представленные этими лицами, поскольку без этого вынесение законного и обоснованного решения невозможно;

2) если ответчик не представил письменных объяснений и доказательств, суд вправе вынести заочное решение на основе доказательств, представленных истцом и другими лицами, участвующими в деле;

3) рассмотрение дела в порядке заочного производства ограничивает пределы осуществления предоставленных истцу процессуальных прав. Истец не вправе изменить предмет или основание иска либо увеличить размер исковых требований. Значение данного института:

1) институт заочного решения направлен, с одной стороны, на расширение судебной защиты субъективных прав граждан и организаций, их свободы, а с другой – на пресечение возможности злоупотребления ответчиком субъективными процессуальными правами и установление неблагоприятных последствий за злоупотребление ими;

2) является дополнительной реализацией принципа состязательности;

3) повышает уровень ответственности сторон за свои действия (бездействие);

4) ускоряет разрешение спора;

5) сокращает число дел, рассматриваемых в общем порядке.

47. СОДЕРЖАНИЕ И ЗАКОННАЯ СИЛА ЗАОЧНОГО РЕШЕНИЯ

Заочное решение выносится по общим правилам, предусмотренным законом.

Решение суда состоит из вводной, описательной, мотивировочной и резолютивной частей.

В вводной части решения суда должны быть указаны дата и место принятия решения суда, наименование суда, принявшего решение, состав суда, секретарь судебного заседания, стороны, другие лица, участвующие в деле, их представители, предмет спора или заявленное требование.

Описательная часть решения суда должна содержать указание на требование истца, возражения ответчика и объяснения других лиц, участвующих в деле.

В мотивировочной части решения суда должны быть указаны обстоятельства дела, установленные судом; доказательства, на которых основаны выводы суда об этих обстоятельствах; доводы, по которым суд отвергает те или иные доказательства; законы, которыми руководствовался суд.

В случае признания иска ответчиком в мотивировочной части решения суда может быть указано только на признание иска и принятие его судом.

В случае отказа в иске в связи с признанием неуважительными причин пропуска срока исковой давности или срока обращения в суд в мотивировочной части решения суда указывается только на установление судом данных обстоятельств.

Резолютивная часть решения суда должна содержать выводы суда об удовлетворении иска либо об отказе в удовлетворении иска полностью или в части, указание на распределение судебных расходов, срок и порядок обжалования решения суда.

При вынесении заочного решения суд должен учитывать некоторые особенности:

1) в наименовании решения должно быть слово «заочное»;

2) в описательной части необходимо указать, что дело рассматривалось в отсутствие ответчика по правилам гл. 22 ГПК РФ с соблюдением указанных выше условий;

3) при непредставлении ответчиком письменных объяснений на исковое заявление в описательной части указываются только доводы истца;

4) в резолютивной части заочного решения наряду с общим порядком обжалования, предусмотренным для обеих сторон, суд должен указать срок и порядок подачи заявления об отмене такого решения. Это право предоставлено только ответчику. Данное положение является важной гарантией своевременной реализации сторонами права на апелляционное или кассационное обжалование, а ответчиком, кроме того, – и права на подачу заявления об отмене заочного решения.

Если дело по просьбе истца рассматривалось в его отсутствие, то копия решения суда высылается ему так же, как и ответчику в течение 3 дней со дня вынесения решения. При этом следует иметь в виду общие правила принятия судебного решения. Так, в соответствии со ст. 199 ГПК РФ резолютивная часть решения суда объявляется в том же судебном заседании, в котором закончилось разбирательство дела, а составление мотивированного решения может быть отложено на срок до 5 дней. Срок для направления сторонам копий заочного решения исчисляется со дня составления судом мотивированного решения.

48. ЗАЩИТА ПРАВ И ИНТЕРЕСОВ ОТВЕТЧИКА В ЗАОЧНОМ ПРОИЗВОДСТВЕ

В целях защиты прав и интересов ответчика законодатель установил право на заявление об отмене этого решения , а также право на апелляцию и кассацию.

Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение 7 дней со дня вручения ему копии этого решения.

Заочное решение может быть обжаловано также сторонами в кассационном порядке, заочное решение мирового судьи – в апелляционном порядке в течение 10 дней по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, – в течение 10 дней со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.

Ответчик сначала должен подать заявление об отмене решения, а потом уже имеет право обжаловать решение. Право на апелляционное (кассационное) обжалование возникает после истечения срока на подачу такого заявления.

Если ответчик не подает заявление об отмене заочного решения, а по истечении срока на его подачу обжалует решение в апелляционном (кассационном) порядке, возможность использования упрощенного порядка утрачивается.

Закон предусматривает определенные требования к содержанию заявления об отмене заочного решения суда: 1)заявление об отмене заочного решения суда должно содержать:

а) наименование суда, принявшего заочное решение;

б) наименование лица, подающего заявление;

в) обстоятельства, свидетельствующие об уважительности причин неявки ответчика в судебное заседание, о которых он не имел возможности своевременно сообщить суду, и доказательства, подтверждающие эти обстоятельства, а также обстоятельства и доказательства, которые могут повлиять на содержание решения суда;

г) просьбу лица, подающего заявление;

д) перечень прилагаемых к заявлению материалов;

2) заявление об отмене заочного решения суда – подписывается ответчиком или при наличии полномочия его представителем и представляется в суд с копиями, число которых соответствует числу лиц, участвующих в деле;

3) заявление об отмене заочного решения суда – не подлежит оплате государственной пошлиной. Тем самым закон фактически ставит ответчика и привилегированное по сравнению с истцом положение: он имеет право не только на два способа обжалования, но и льготу в оплате государственной пошлины при выборе упрощенного порядка обжалования. В случае исправления недостатков в установленный судьей срок заявление считается поданным в день первоначального представления в суд. В противном случае заявление считается неподанным и возвращается ответчику.

ГПК РФ не предусматривает оснований к возвращению заявления об отмене заочного решения. Видимо, если заявление подано с нарушением правил подсудности либо лицом, не имеющим на то права, либо по истечении установленного законом срока, если не заявлено ходатайство о его восстановлении, суд должен возвратить заявление.

Заявление, соответствующее требованиям закона, принимается судьей к рассмотрению.

49. ПОНЯТИЕ И ЗНАЧЕНИЕ ПРИКАЗНОГО ПРОИЗВОДСТВА

Приказное производство – урегулированная нормами гражданско-процессуального права деятельность суда вне рамок судебного разбирательства по упрощенному разрешению дел, не обусловленных спором о праве, круг которых четко определен законом.

Значение приказного производства: 1)повышает оперативность судебной защиты субъективных прав и эффективность исполнения;

2) обеспечивает доступность гражданам судебной защиты (здесь уплачивается более низкая государственная пошлина, чем в исковом производстве);

3) разгружает суды от тех дел, которые не нуждаются в развернутой процедуре рассмотрения;

4) прививает гражданам чувство повышенной ответственности за принятые ими на себя обязательства;

5) усиливает превентивную функцию права;

6) является быстрым способом приведения в действие государственного принуждения, потенциальная сила которого заложена в норме материального права;

7) повышает контроль за взысканиями по бесспорным делам, бесспорность которых представляется очевидной;

8) реализует цель уменьшения нагрузки на суды;

9) является гарантией конституционного права на судебную защиту.

Судебный приказ не следует смешивать с такими постановлениями суда первой инстанции, как решение и определение, выносимые в результате разрешения по существу материально-правовых требований и процессуальных вопросов.

Судебный приказ является: 1)одним из видов судебных постановлений; 2)актом, выносимым специальным государственным органом, в котором выражаются его властные суждения и волеизъявления;

3) постановлением, вынесение которого обусловлено определенными условиями, точно определенными законом;

4) актом защиты гражданских прав и охраняемых законом интересов;

5) процессуальным документом. Основаниями возбуждения приказного производства в соответствии с ГПК РФ являются следующие виды юридических актов:

1) требование, основанное на нотариально удостоверенной сделке;

2) требование, основанное на сделке, совершенной в простой письменной форме;

3) требование, основанное на совершенном нотариусом протесте векселя в неплатеже, неакцепте и недатировании акцепта;

4) заявленное требование о взыскании алиментов на несовершеннолетних детей, не связанное с установлением отцовства, оспариванием отцовства (материнства) или необходимостью привлечения другихзаинтересованных лиц;

5) заявленное требование о взыскании с граждан недоимок по налогам, сборам и другим обязательным платежам;

6) заявленное требование о взыскании начисленной, но не выплаченной работнику заработной платы;

7) заявленное органом внутренних дел, подразделением судебных приставов требование о взыскании расходов, произведенных в связи с розыском ответчика, или должника и его имущества, или ребенка, отобранного у должника по решению суда, а также расходов, связанных с хранением арестованного имущества, изъятого у должника, и хранением имущества должника, выселенного из занимаемого им жилого помещения.

50. ПОРЯДОК ВЫНЕСЕНИЯ СУДЕБНОГО ПРИКАЗА

Судебный приказ – судебное постановление, вынесенное судьей единолично на основании заявления о взыскании денежных сумм или об истребовании движимого имущества от должника по законным требованиям.

Приказное производство возбуждается путем подачи заявления, которое подается в суд по общим правилам подсудности и оплачивается государственной пошлиной в размере 50 % ставки, установленной для исковых заявлений.

Данное заявление должно быть определенной формы и содержания. Заявление о вынесении судебного приказа подается в письменной форме. В заявлении о вынесении судебного приказа должны быть указаны:

1) наименование суда, в который подается заявление;

2) наименование взыскателя, его место жительства или местонахождение;

3) наименование должника, его место жительства или местонахождение;

4) требование взыскателя и обстоятельства, на которых оно основано;

5) документы, подтверждающие обоснованностьтребования взыскателя;

6) перечень прилагаемых документов.

В случае истребования движимого имущества в заявлении должна быть указана стоимость этого имущества.

Заявление о вынесении судебного приказа подписывается взыскателем или имеющим соответствующие полномочия его представителем. К заявлению, поданному представителем, должен быть приложен документ, удостоверяющий его полномочия.

После подачи заявления судья осуществляет одно из двух действий:

1) отказывает в принятии заявления. Кроме того, судья отказывает в принятии заявления в установленных законом случаях, когда:

а) заявлено требование, не предусмотренное по закону;

б) место жительства или местонахождение должника находится вне пределов Российской Федерации;

в) не представлены документы, подтверждающие заявленное требование;

г) из заявления и представленных документов усматривается наличие спора о праве;

д) заявленное требование не оплачено государственной пошлиной.

Об отказе в принятии заявления о вынесении судебного приказа судья в течение 3 дней со дня поступления заявления в суд выносит определение;

2) принимает заявление, после чего выносится судебный приказ. Он должен быть вынесен в течение 5 дней со дня поступления заявления о вынесении судебного приказа в суд. Судебный приказ выносится без судебного разбирательства и вызова сторон для заслушивания их объяснений.

После вынесения приказа наступает следующий этап – извещение должника о вынесении судебного приказа, т. е. судья высылает копию судебного приказа должнику, который в течение 10 дней со дня получения приказа имеет право представить возражения относительно его исполнения. Если от должника в установленный срок поступят возражения относительно его исполнения, судья отменяет судебный приказ. В определении об отмене судебного приказа судья разъясняет взыскателю, что заявленное им требование может быть предъявлено в порядке искового производства. Копии определения суда об отмене судебного приказа направляются сторонам не позднее 3 дней после дня его вынесения.

Если возражения не поступили, то происходит выдача судебного приказа.

51. ПОРЯДОК ВЫДАЧИ И СОДЕРЖАНИЕ СУДЕБНОГО ПРИКАЗА

Должник после получения судебного приказа в течение 10 дней со дня вручения имеет право представить возражения относительно его исполнения.

Данные возражения должны быть не относительно существа заявленных материально-правовых требований, а по поводу исполнения акта судебной власти. При этом законодатель никак не оговорил момент проверки получения должником копии судебного приказа, хотя она связана с течением 10-дневного срока.

В случае, если в установленный срок от должника не поступят в суд возражения, судья выдает взыскателю второй экземпляр судебного приказа, заверенный гербовой печатью суда, для предъявления его к исполнению. По просьбе взыскателя судебный приказ может быть направлен судом для исполнения судебному приставу-исполнителю, причем для того, чтобы судебный приказ был направлен судом для исполнения судебному приставу-исполнителю, необходима лишь просьба лица, в чью пользу был вынесен приказ. Данное право кредитора обусловлено тем, что часто выявляются случаи недобросовестного поведения должника, например сокрытие имущества, вследствие чего исполнение приказа делается невозможным.

Данное право является гарантией исполнения законного требования и судебного приказа. В случае взыскания государственной пошлины с должника в доход соответствующего бюджета на основании судебного приказа выдается исполнительный лист, который заверяется гербовой печатью суда и направляется судом для исполнения в этой части судебному приставу-исполнителю.

В судебном приказе указываются:

1) номер производства и дата вынесения приказа;

2) наименование суда, фамилия и инициалы судьи, вынесшего приказ;

3) наименование, место жительства или местонахождение взыскателя;

4) наименование, место жительства или местонахождение должника;

5) закон, на основании которого удовлетворено требование;

6) размер денежных сумм, подлежащих взысканию, или обозначение движимого имущества, подлежащего истребованию, с указанием его стоимости;

7) размер неустойки, если ее взыскание предусмотрено федеральным законом или договором, а также размер пеней, если таковые причитаются;

8) сумма государственной пошлины, подлежащая взысканию с должника в пользу взыскателя или в доход соответствующего бюджета.

В судебном приказе о взыскании алиментов на несовершеннолетних детей, кроме данных сведений, указываются дата и место рождения должника, место его работы, имя и дата рождения каждого ребенка, на содержание которых присуждены алименты, размер платежей, взыскиваемых ежемесячно с должника, и срок их взыскания.

Судебный приказ составляется на специальном бланке в двух экземплярах, которые подписываются судьей. Один экземпляр судебного приказа остается в производстве суда. Для должника изготавливается копия судебного приказа.

В случае утери судебного приказа лицо, в чью пользу он был вынесен, вправе обратиться к мировому судье с заявлением о выдаче дубликата.

52. АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОБЖАЛОВАНИЕ (ПРОИЗВОДСТВО ПО ПЕРЕСМОТРУ РЕШЕНИЙ И ОПРЕДЕЛЕНИЙ МИРОВЫХ СУДЕЙ)

Апелляционное производство – пересмотр районным судом не вступивших в законную силу решений и определений мирового судьи путем повторного рассмотрения дела по существу с исследованием и оценкой доказательств, установлением фактических обстоятельств дела и с вынесением решения или определения.

Решения мировых судей могут быть обжалованы в апелляционном порядке сторонами и другими лицами, участвующими в деле, в соответствующий районный суд через мирового судью или отдельно. На решение мирового судьи прокурор, участвующий в деле, может принести апелляционное представление.

Апелляционные жалоба, представление могут быть поданы в течение 10 дней со дня принятия мировым судьей решения в окончательной форме.

Районный судья после ознакомления с жалобой может:

1) оставить апелляционную жалобу, представление без движения, если она не соответствует закону, но при этом назначить лицу, подавшему жалобу, представление, срок для исправления недостатков;

2) возвратить апелляционную жалобу, представление в случае:

а) невыполнения в установленный срок указаний мирового судьи, содержащихся в определении суда об оставлении жалобы, представления без движения;

б) истечения срока обжалования, если в жалобе, представлении не содержится просьба о восстановлении срока или в его восстановлении отказано;

в) по просьбе лица, подавшего жалобу, апелляционное представление;

3) принять ее к производству.

После принятия жалобы судья районного суда рассматривает дело по общим правилам судопроизводства.

Апелляционное судопроизводство состоит из:

1) подготовительной стадии – судья извещает лиц, участвующих в деле, о времени и месте судебного заседания и осуществляет другие действия по подготовке дела к разбирательству;

2) стадии рассмотрения дела по существу – исследуются материалы дела и доказательства. Суд вправе устанавливать новые факты и исследовать новые доказательства;

3) стадии вынесения решения – постановление районного суда принимается в форме апелляционного решения и заменяет полностью или в части решение мирового судьи.

Постановление суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Суд апелляционной инстанции при рассмотрении апелляционных жалобы, представления вправе:

1) оставить решение мирового судьи без изменения, жалобу, представление без удовлетворения;

2) изменить решение мирового судьи или отменить его и принять новое решение. Это возможно, если в решении:

а) неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела;

б) не доказаны установленные мировым судьей обстоятельства, имеющие значение для дела;

в) выводы мирового судьи, изложенные в решении суда, не соответствуют обстоятельствам дела;

г) нарушены или неправильно применены нормы права;

3) отменить решение мирового судьи полностью или в части и прекратить судебное производство либо оставить заявление без рассмотрения.

53. ПРОЦЕССУАЛЬНЫЙ ПОРЯДОК РАССМОТРЕНИЯ ДЕЛ, ВОЗНИКАЮЩИХ ИЗ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВООТНОШЕНИЙ

Производство по делам, возникающим из административно-правовых отношений – вид гражданского судопроизводства по рассмотрению и разрешению дел, возникающих из административных правоотношений.

В делах, возникающих из административно-правовых отношений, спор возникает между органами власти (должностными лицами) и гражданами.

Суды при рассмотрении дел данной категории осуществляют проверку законности действий административных органов. Рассмотрение таких дел производится по общим правилам гражданского судопроизводства с учетом изъятий и дополнений, установленных законодательством.

К данному судопроизводству отнесены дела:

1) о защите избирательного права граждан;

2) об обжаловании действий должностных лиц, о применении административного взыскания;

3) об оспаривании законности нормативных правовых актов, за исключением актов, проверка конституционности которых отнесена к компетенции Конституционного Суда;

4) об обжаловании решений и действий (бездействия) органов государственной власти, общественных объединений, должностных лиц государственных органов.

Особенности рассмотрения дел, возникающих из административно-правовых отношений:

1) дела, возникающие из административно-правовых отношений, рассматриваются судьей единолично. Коллегиальное рассмотрение дел этой категории может быть предусмотрено федеральным законом;

2) дела данной категории не могут быть рассмотрены в отсутствие ответчика;

3) при рассмотрении и разрешении дел суд не связан основаниями и доводами заявленных требований;

4) при рассмотрении и разрешении дел суд может признать обязательной явку в судебное заседание представителя органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица;

5) суд приступает к рассмотрению дела на основании заявления заинтересованного лица, в котором должно быть указано, какие решения, действия (бездействие) должны быть признаны незаконными, какие права и свободы лица нарушены этими решениями, действиями (бездействием);

6) обращение заинтересованного лица в вышестоящий в порядке подчиненности орган или к должностному лицу не является обязательным условием для подачи заявления в суд;

7) обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия нормативного правового акта, его законности или законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, возлагается на орган, принявший нормативный правовой акт или, соответственно, органы и лиц, принявших оспариваемое решение или совершивших оспариваемое действие (бездействие).

Жалоба подлежит рассмотрению судом в 10-дневный срок. Заявитель и административный орган или должностное лицо надлежащим образом извещаются о времени и месте судебного разбирательства.

Решение суда по делу, возникшему из административно-правовых отношений, должно быть законным и обоснованным и отвечать требованиям закона.

54. ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ ОСОБОГО ПРОИЗВОДСТВА. ВИДЫ ДЕЛ ОСОБОГО ПРОИЗВОДСТВА

Особое производство – урегулированный нормами гражданского процессуального законодательства порядок рассмотрения и разрешения предусмотренных федеральными законами дел, характеризующихся отсутствием спора о праве и сторон с взаимоисключающими имущественными или личными неимущественными интересами.

Данное производство применяется, когда спор о праве отсутствует, но заявитель юридически заинтересован в судебном подтверждении факта, устранении неопределенности правового положения гражданина или имущества, восстановлении прав по утраченным документам и т. д.

В особом производстве рассматриваются следующие дела:

1) об установлении фактов, имеющих юридическое значение:

2) об усыновлении (удочерении) ребенка;

3) о признании гражданина безвестно отсутствующим или об объявлении гражданина умершим;

4) об ограничении дееспособности гражданина, о признании гражданина недееспособным, об ограничении или о лишении несовершеннолетнего в возрасте от 14 до 18 лет права самостоятельно распоряжаться своими доходами;

5) об объявлении несовершеннолетнего полностью дееспособным (эмансипации);

6) о признании движимой вещи бесхозяйной и признании права муниципальной собственности на бесхозяйную недвижимую вещь;

7) о восстановлении прав по утраченным ценным бумагам на предъявителя или ордерным ценным бумагам (вызывное производство);

8) о принудительной госпитализации гражданина в психиатрический стационар и принудительном психиатрическом освидетельствовании;

9) о внесении исправлений или изменений в записи актов гражданского состояния:

а) по заявлениям о совершенных нотариальных действиях или об отказе в их совершении;

б) по заявлениям о восстановлении утраченного судебного производства.

Данный перечень не является исчерпывающим. В основу порядка рассмотрения и разрешения дел особого производства положены общие правила искового производства, но из-за специфики дел данный вид производства имеет ряд особенностей: 1)процессуальным средством возбуждения дел особого производства является не иск, а заявление, так как у заявителя нет материально-правовых притязаний к другим лицам;

2) в особом производстве нет таких институтов, как отказ от иска, признание иска, заключение мирового соглашения, изменение предмета или основания иска, увеличение или уменьшение размера искового требования, выход за пределы заявленного требования; исключаются совершение процессуальных действий, имеющих целью обеспечение иска, предъявление встречного иска и др.;

3) к лицам, участвующим в делах особого производства, относятся заявитель и заинтересованные лица;

4) правом обращения в суд по указанным делам обладает ограниченный круг лиц;

5) возникновение спора о праве, подведомственного судам, препятствует рассмотрению дела в порядке особого производства и служит основанием для оставления заявления без рассмотрения. После оставления заявления без рассмотрения заинтересованное лицо вправе обратиться в суд за разрешением возникшего спора в порядке искового производства.

55. УСТАНОВЛЕНИЕ ФАКТОВ, ИМЕЮЩИХ ЮРИДИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ

В порядке особого производства суд устанавливает факты, от которых зависят возникновение, изменение, прекращение личных или имущественных прав граждан, организаций.

Суд рассматривает дела об установлении : 1)родственных отношений;

2) факта нахождения на иждивении;

3) факта регистрации рождения, усыновления (удочерения), брака, расторжения брака, смерти;

4) факта признания отцовства;

5) факта принадлежности правоустанавливающих документов (за исключением воинских документов, паспорта и выдаваемых органами записи актов гражданского состояния свидетельств) лицу, имя, отчество или фамилия которого, указанные в документе, не совпадают с именем, отчеством или фамилией этого лица, указанными в паспорте или свидетельстве о рождении;

6) факта владения и пользования недвижимым имуществом;

7) факта несчастного случая;

8) факта смерти в определенное время и при определенных обстоятельствах в случае отказа органов записи актов гражданского состояния в регистрации смерти;

9) факта принятия наследства и места открытия наследства;

10) других имеющих юридическое значение фактов. Законодатель установил определенные условия, которые необходимы для установления фактов, имеющих юридическое значение. Суд устанавливает факты, имеющие юридическое значение, только при невозможности получения заявителем в ином порядке надлежащих документов, удостоверяющих эти факты, или при невозможности восстановления утраченных документов.

Для того чтобы началось производство, необходима подача заявления об установлении факта, имеющего юридическое значение заинтересованным лицом. Заявление подается в суд по месту жительства заявителя, за исключением заявления об установлении факта владения и пользования недвижимым имуществом, которое подается в суд по местонахождению недвижимого имущества. В заявлении должно быть указано, для какой цели заявителю необходимо установить данный факт, а также должны быть приведены доказательства, подтверждающие невозможность получения заявителем надлежащих документов или невозможность восстановления утраченных документов.

В ходе подготовки к судебному разбирательству дела судья обязан определить круг заинтересованных в деле лиц и вызвать их в судебное заседание. Заинтересованные лица вправе представлять доказательства в подтверждение обоснованности или необоснованности рассматриваемого судом заявления об установлении фактов, участвовать в их исследовании, обжаловать вынесенное решение, а также совершать другие процессуальные действия.

Основываясь на исследованных в судебном заседании доказательствах, суд выносит решение, которым подтверждает наличие (отсутствие)устанавливаемого факта.

Решение суда по заявлению об установлении факта, имеющего юридическое значение, является документом, подтверждающим факт, имеющий юридическое значение, а в отношении факта, подлежащего регистрации, служит основанием для такой регистрации, но не заменяет собой документы, выдаваемые органами, осуществляющими регистрацию.

56. ПРИЗНАНИЕ ГРАЖДАНИНА БЕЗВЕСТНО ОТСУТСТВУЮЩИМ И ОБЪЯВЛЕНИЕ УМЕРШИМ

Признание гражданина безвестно отсутствующим и объявление гражданина умершим возможно только по решению суда.

Основание для признания безвестно отсутствующим – отсутствие в месте его жительства сведений о месте его пребывания в течение 1 года.

Основание для объявления гражданина умершим – отсутствие в месте его жительства сведений о месте его пребывания в течение 5 лет.

В случае, если гражданин пропал без вести при обстоятельствах, угрожающих смертью или дающих основание предполагать его гибель от определенного несчастного случая, он может быть объявлен умершим в течение 6 месяцев.

Военнослужащий или иной гражданин, пропавший без вести в связи с военными действиями, может быть объявлен умершим не ранее чем по истечении 2 лет со дня окончания военных действий.

Заявление о признании подают заинтересованные лица – лица, для которых признание гражданина безвестно отсутствующим или объявление гражданина умершим может повлечь правовые последствия.

Дело рассматривается по месту жительства или нахождения заинтересованного лица.

Заявления о признании гражданина безвестно отсутствующим или об объявлении гражданина умершим рассматриваются в порядке особого производства судьей единолично.

В заявлении о признании гражданина безвестно отсутствующим или об объявлении гражданина умершим должно быть указано, для какой цели необходимо заявителю признать гражданина безвестно отсутствующим или объявить его умершим, а также должны быть изложены обстоятельства, подтверждающие безвестное отсутствие гражданина, либо обстоятельства, угрожавшие пропавшему без вести смертью или дающие основание предполагать его гибель от определенного несчастного случая. В отношении военнослужащих или иных граждан, пропавших без вести в связи с военными действиями, в заявлении указывается день окончания военных действий.

Лицами, участвующими в делах о признании гражданина безвестно отсутствующим или об объявлении гражданина умершим, являются заявитель и заинтересованные лица. Эти дела рассматриваются с обязательным участием прокурора.

Исследовав все обстоятельства дела, судья выносит решение. Признание гражданина безвестно отсутствующим влечет определенные правовые последствия: у нетрудоспособных членов семьи возникает право на пенсию, расторжение брака по заявлению супруга производится в органах записи актов гражданского состояния, не требуется согласия отсутствующего на усыновление его ребенка.

Решение об объявлении гражданина умершим является основанием для оформления органами загса его смерти.

В случае явки или обнаружения места пребывания гражданина, признанного безвестно отсутствующим или объявленного умершим, суд новым решением отменяет свое ранее принятое решение. Новое решение суда является, соответственно, основанием для отмены управления имуществом гражданина и для аннулирования записи о смерти в книге государственной регистрации актов гражданского состояния.

57. ПРИЗНАНИЕ ГРАЖДАНИНА ОГРАНИЧЕННО ДЕЕСПОСОБНЫМ ИЛИ НЕДЕЕСПОСОБНЫМ

Гражданская дееспособность – способность гражданина своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их. Возникает в полном объеме с наступлением совершеннолетия, т. е. по достижении 18-летнего возраста.

Дееспособность гражданина может быть ограничена только судом.

Гражданин, который вследствие психического расстройства не может понимать значения своих действий или руководить ими, может быть признан судом недееспособным.

Дееспособность гражданина ограничивается по решению суда в случае, если он злоупотребляет спиртными напитками или наркотическими веществами и вследствие этого ставит свою семью в тяжелое материальное положение.

Последствие ограничения дееспособности выражается в лишении судом гражданина права производить без согласия попечителя какие-либо сделки, кроме мелких бытовых. Попечитель получает право непосредственно получать заработную плату, пенсию и иные виды доходов, т. е. над ограниченно дееспособным гражданином устанавливается попечительство.

Последствием признания гражданина недееспособным является установление над ним опеки и совершение всех сделок от его имени опекуном.

Закон устанавливает исчерпывающий перечень лиц и организаций, которые вправе обратиться в суд с соответствующим заявлением.

Дело об ограничении гражданина в дееспособно-ти может быть возбуждено на основании заявления членов его семьи, органа опеки и попечительства, психиатрического или психоневрологического учреждения.

Право на подачу заявления о признании гражданина недееспособным вследствие психического расстройства имеют супруг, совершеннолетние дети, родители, другие близкие родственники (братья, сестры), нетрудоспособные иждивенцы, проживающие с ним и ведущие общее хозяйство, а также компетентные государственные органы.

В заявлении об ограничении дееспособности гражданина должны быть изложен ы обстоятельства, свидетельствующие о том, что гражданин, злоупотребляющий спиртными напитками или наркотическими средствами, ставит свою семью в тяжелое материальное положение.

В заявлении о признании гражданина недееспособным должны быть изложены обстоятельства, свидетельствующие о наличии у гражданина психического расстройства, вследствие чего он не может понимать значения своих действий или руководить ими.

Судья в порядке подготовки к судебному разбирательству дела о признании гражданина недееспособным при наличии достаточных данных о психическом расстройстве гражданина назначает для определения его психического состояния судебно-психиат-рическую экспертизу.

После исследуются все материалы дела и на основании этого выносится решение.

Решение суда, которым гражданин ограничен в дееспособности, является основанием для назначения ему попечителя органом опеки и попечительства. Решение суда, которым гражданин признан недееспособным, является основанием для назначения ему опекуна органом опеки и попечительства.

58. ПРИЗНАНИЕ ИМУЩЕСТВА БЕСХОЗЯЙНЫМ

Имущество признается бесхозяйным только по решению суда. Процесс признания начинается с подачи заявления о признании движимой вещи бесхозяйной. Заявление о признании движимой вещи бесхозяйной подается в суд лицом, вступившим во владение ею, по месту жительства или местонахождению заявителя.

Бесхозяйной считается вещь, не имеющая собственника или собственник которой неизвестен, либо вещь, от права собственности на которую собственник отказался.

Речь идет о брошенной вещи, стоимостью явно превышающей 5-кратный размер МРОТ и не относящейся к отходам (лом металлов, бракованная продукция, топляк от сплава и др.).

Особые правила предусмотрены для приобретения права собственности на находку, безнадзорных животных, клад. Собственником становится лицо, вступившее в фактическое владение бесхозяйной вещью. Обращение в суд с требованием о признании указанных вещей бесхозяйными влечет отказ в принятии заявления, так как существует иной порядок приобретения их в собственность.

Во всех остальных случаях действует внесудебный порядок приобретения в собственность бесхозяйных вещей.

Подаче заявления в суд должна предшествовать постановка бесхозяйного недвижимого имущества на учет в учреждение юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество, на территории которого оно находится.

В заявлении о признании движимой вещи бесхозяйной должно быть указано, какая вещь подлежит признанию бесхозяйной, должны быть описаны ее основные признаки, а также приведены доказательства, свидетельствующие об отказе собственника от права собственности на нее, и доказательства, свидетельствующие о вступлении заявителя во владение вещью.

В качестве доказательств по таким делам могут быть использованы акты описи имущества и его предварительной оценки, справки жилищно-экс-плуатационных организаций, органов коммунального хозяйства, налоговых органов, а также регистрационных органов, письменные заявления об отказе от права собственности на вещь, сообщения адресных бюро об отсутствии собственника вещи и др.

После принятия заявления судья в порядке подготовки дела к судебному разбирательству выясняет, какие лица могут дать сведения о принадлежности имущества, а также запрашивает имеющиеся о нем сведения у соответствующих организаций.

Дело рассматривается с участием заявителя и заинтересованных лиц. Если в процессе производства по делу будет установлен собственник имущества, который заявит на него свои права, суд оставляет заявление без рассмотрения ввиду возникшего спора о праве, подлежащего рассмотрению в исковом порядке.

Установив, что имущество не имеет собственника, или его собственник неизвестен, или собственник отказался от данного имущества, суд выносит решение о признании движимой вещи бесхозяйной и передаче ее в собственность заявителя.

В случае, когда после вынесения и вступления в законную силу решения суда обнаружится собственник вещи, вопрос об ее истребовании у новых собственников должен решаться путем подачи самостоятельного искового требования.

59. ВОССТАНОВЛЕНИЕ ПРАВ ПО УТРАЧЕННЫМ ДОКУМЕНТАМ НА ПРЕДЪЯВИТЕЛЯ (ВЫЗЫВНОЕ ПРОИЗВОДСТВО)

Восстановление прав по утраченным документам на предъявителя осуществляется посредством вынесения решения судом.

Документы, права по которым может восстановить суд:

1) банковские сберегательные книжки на предъявителя;

2) сохранные свидетельства о приеме на хранение облигаций государственных займов;

3) ордерные ценные бумаги.

Утрата документа – не только полное отсутствие документа, но также утрата признаков платежности в результате ненадлежащего его хранения или по другим причинам.

При утрате документа лицо, утратившее документ на предъявителя или ордерный ценный документ, может обратиться в суд по местонахождению учреждения, выдавшего документ с заявлением о признании утраченного документа недействительным и о восстановлении прав по нему.

В заявлении о признании недействительными утраченных ценной бумаги на предъявителя или ордерной ценной бумаги и о восстановлении прав по ним должны быть указаны признаки утраченного документа, наименование лица, выдавшего его, а также изложены обстоятельства, при которых произошла утрата документа, просьба заявителя о запрещении лицу, выдавшему документ, производить по нему платежи или выдачи.

Судья, принявший заявление, выносит определение о запрещении выдавшему документ лицу производить по нему платежи или выдачи, а также о публикации в местной газете за счет заявителя. Эти действия совершаются с целью предложить держателю документа, об утрате которого заявлено, до истечения 3-месячного срока подать в суд заявление о своих правах на этот документ. Если от держателя документа поступит заявление, суд оставляет заявление, поданное лицом, утратившим документ, без рассмотрения. Кроме того, в этом случае суд устанавливает срок, в течение которого выдавшему документ лицу запрещается производить по документу выплаты и выдачи.

Заявитель имеет право предъявить к держателю документа иск об истребовании документа, а держатель документа вправе взыскать с заявителя убытки, причиненные запретительными мерами. Такие последствия наступают при условии, что держатель документа подал в суд заявление о своих правах на документ, обосновал просьбу, содержащуюся в заявлении, и представил суду документ в подлиннике.

Если по истечении трехмесячного срока со дня публикации от держателя документа не поступает заявление, суд удовлетворяет просьбу заявителя, утратившего документ, и выносит решение о признании утраченного документа недействительным. Данное решение является основанием для выдачи заявителю нового документа взамен признанного недействительным.

Держатель документа по каким-либо причинам может не заявить своевременно о своих правах на документ на предъявителя, в отношении которого состоялось решение суда о признании его недействительным. В таком случае после вступления решения в законную силу держатель документа может предъявить иск о неосновательном приобретении или сбережении имущества к лицу, за которым признано право на получение нового документа взамен утраченного.

60. ДЕЛА ОБ УСТАНОВЛЕНИИ УСЫНОВЛЕНИЯ (УДОЧЕРЕНИЯ) ДЕТЕЙ

Усыновление или удочерение ребенка производится судом по заявлению желающих лиц. Заявление об усыновлении или удочерении подается гражданами Российской Федерации, желающими усыновить или удочерить ребенка, в районный суд по месту жительства или местонахождению усыновляемого ребенка. Усыновить (удочерить) ребенка могут также граждане Российской Федерации, постоянно проживающие за пределами территории Российской Федерации, иностранные граждане или лица без гражданства, но данные лица подают заявление об усыновлении, соответственно, в Верховный суд республики, краевой, областной суд, суд города федерального значения, суд автономной области и суд автономного округа по месту жительства или местонахождению усыновляемого ребенка. Это требование направлено на защиту прав ребенка.

К тому же закон установил жесткие требования к содержанию заявления об усыновлении или удочерении ребенка, особенно для иностранных граждан, лиц без гражданства. Это способствует полному исследованию возможности усыновления или удочерения ребенка, а также его защите.

Если заявление отвечает требованиям закона, суд начинает подготовку дела. Судья при подготовке дела к судебному разбирательству обязывает органы опеки и попечительства по месту жительства или местонахождению усыновляемого ребенка представить в суд заключение об обоснованности и о соответствии усыновления интересам усыновляемого ребенка.

После этого заявление об усыновлении рассматривается в закрытом судебном заседании с обязательным участием усыновителей (усыновителя), представителя органа опеки и попечительства, прокурора, ребенка, достигшего возраста 14 лет, а в необходимых случаях родителей, других заинтересованных лиц и самого ребенка в возрасте от 10 до 14 лет.

Суд, рассмотрев заявление об усыновлении, принимает решение, которым удовлетворяет просьбу усыновителей (усыновителя) об усыновлении ребенка или отказывает в ее удовлетворении. При удовлетворении просьбы об усыновлении суд признает ребенка усыновленным конкретными лицами (лицом) и указывает в решении суда все данные об усыновленном и усыновителях(усыновителе), необходимые для государственной регистрации усыновления в органах записи актов гражданского состояния. Суд, удовлетворив заявление об усыновлении, может отказать в части удовлетворения просьбы усыновителей (усыновителя) о записи их в качестве родителей (родителя) ребенка в записи акта о его рождении, а также об изменении даты и места рождения ребенка.

При удовлетворении заявления об усыновлении права и обязанности усыновителей (усыновителя) и усыновленного ребенка устанавливаются со дня вступления решения суда об усыновлении ребенка в законную силу.

Копия решения суда об усыновлении ребенка направляется судом в течение 3 дней со дня вступления решения суда в законную силу в орган записи актов гражданского состояния по месту принятия решения суда для государственной регистрации усыновления ребенка.

Согласно ГПК РФ рассмотрение и разрешение дел об отмене усыновления осуществляются по правилам искового производства.





БАНКОВСКОЕ ДЕЛО
БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ
БЮДЖЕТ И БЮДЖЕТНАЯ СИСТЕМА РФ
ВЫСШАЯ МАТЕМАТИКА, ТВ и МС, МАТ. МЕТОДЫ
ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ
ДОКУМЕНТОВЕДЕНИЕ И ДЕЛОПРОИЗВОДСТВО
ДРУГИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
ЕСТЕСТВЕННЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ
ИНВЕСТИЦИИ
ИССЛЕДОВАНИЕ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ
МАРКЕТИНГ
МЕНЕДЖМЕНТ
МЕТ. РЕКОМЕНДАЦИИ, ПРИМЕРЫ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ
МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА И МЭО
НАЛОГИ И НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ
ПЛАНИРОВАНИЕ И ПРОГНОЗИРОВАНИЕ
РАЗРАБОТКА УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ
РЫНОК ЦЕННЫХ БУМАГ
СТАТИСТИКА
ТЕХНИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ
УЧЕБНИКИ, ЛЕКЦИИ, ШПАРГАЛКИ (СКАЧАТЬ)
ФИНАНСОВЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ
ФИНАНСЫ, ДЕНЕЖНОЕ ОБРАЩЕНИЕ И КРЕДИТ
ЦЕНЫ И ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ
ЭКОНОМИКА
ЭКОНОМИКА, ОРГ-ЦИЯ И УПР-НИЕ ПРЕДПРИЯТИЕМ
ЭКОНОМИКА И СОЦИОЛОГИЯ ТРУДА
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ (МИКРО-, МАКРО)
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ
ЭКОНОМЕТРИКА
ЮРИСПРУДЕНЦИЯ