2.1. Понятие и сущность административно-правового статуса гражданина
Взаимосвязи государства и личности требуют четкой урегулированности и упорядоченности. Правовой статус индивида законодательно закрепляется государством в Конституции и других нормативных правовых актах.
Конституция РФ в статьях, касающихся прав, свобод, обязанностей индивида, не отождествляет правовой статус личности и гражданина. Нормы ее гл. 2 последовательно проводят различие прав и свобод человека и гражданина. Человеку как таковому отводится автономное поле деятельности, где движущей силой выступают его индивидуальные интересы. Реализация их происходит в обществе и опирается на естественные права человека. Статус гражданина основывается на правовом контакте с государством. В связи с этим формулировки статей имеют свою специфику: одни касаются любого человека, находящегося на территории России, независимо от того, является он ее гражданином или нет; другие относятся только к гражданам Российской Федерации.
Административно-правовой статус личности составляет важнейшую, органическую часть общего правового статуса. В административно-правовом статусе в обобщенном виде конкретизируются разнообразные права, обязанности, гарантии с учетом отраслевой праводееспособности. Он рассматривается в сочетании с реализацией в сфере исполнительной власти прав и свобод, а также с выполнением возложенных на граждан обязанностей.
Представляя с таких позиций административно-правовой статус гражданина, надо иметь в виду, что данный статус в конечном итоге юридически определяется нормами права. В связи с этим правовое положение личности зависит от того, насколько совершенно законодательство о правах и обязанностях в сфере государственного управления. Административно-правовой статус гражданина — это комплекс прав и обязанностей, закрепленных нормами административного права, а также гарантии реализации прав и обязанностей (охрана законом и механизм защиты органами государства и местного самоуправления). Государство, признавая гражданина субъектом административного права, при помощи норм этого права определяет его правовой статус.
Нормы административного права о статусе человека и гражданина содержатся в Конституции РФ, а также в комплексных нормативных правовых и специальных актах. К ним относятся: Основы законодательства об охране здоровья граждан; законы РФ «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации», «Об обжаловании в сфере исполнительной власти в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан»; федеральные законы «О гражданстве Российской Федерации», «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию», «О воинской обязанности и военной службе», «Об общественных объединениях», «О свободе совести и религиозных организациях», Федеральный конституционный закон «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации», Указ Президента РФ «Об основном документе, удостоверяющем личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации», а также ряд других законов, указов Президента и постановлений Правительства РФ.
Административно-правовое положение граждан определяется объемом и характером их административной правосубъектности, которая включает административную правоспособность и административную дееспособность.
Под административной правоспособностью гражданина понимается способность обладать правами и нести обязанности админи-стративно-правового характера. Она возникает с момента рождения гражданина и прекращается с его смертью, не может быть отчуждаема и передаваема. Вместе с тем правоспособность может быть временно ограничена. Например, за совершенное административное правонарушение гражданин может быть лишен на определенное время права управления транспортным средством.
Административная дееспособность — это способность своими действиями осуществлять, приобретать права и нести обязанности административно-правового характера. Момент ее возникновения законом четко не определен. В полном объеме она возникает по достижении гражданином 18 лет. Частичное появление дееспособности в административном праве возможно с более раннего возраста. Так, дети дошкольного возраста могут сами обращаться к врачу, с 16-летнего возраста, когда наступает административная деликтоспособность, гражданин может быть привлечен к административной ответственности за свои действия.
Следует отметить, что за последние годы административная правосубъектность граждан имеет тенденцию к увеличению. Это касается расширения прав граждан на подачу обращений, судебную защиту, объединение, выбор места пребывания и жительства и т. д.
В формировании и особенно в реализации административно-правового статуса гражданина значительна роль органов исполнительной власти.
● Во-первых, изданные ими правовые акты конкретизируют как конституционные права и обязанности граждан, так и те, что не являются производными от конституционного правового статуса гражданина, например утвержденные постановлением Правительства РФ в июле 1995 года Правила регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и жительства и пределах Российской Федерации, Правила оборота служебного и гражданского оружия и боеприпасов к нему в Российской Федера-ции, утвержденные постановлением Правительства РФ от 2 декабря 1993 года и др.
● Во-вторых, они издают правовые акты, влияющие на содержание административно-правового статуса, например приказ руководителя Государственной налоговой службы (сейчас — Федеральная налоговая служба, находящаяся в ведении Минфина РФ) от 27 ноября 1998 года «Об утверждении порядка и условий присвоения, применения, а также изменения идентификационного номера налогоплательщика и форм документов, используемых при учете в налоговом органе юридических и физических лиц».
● В-третьих, органы исполнительной власти первично предоставляют определенные права, например право на управление транспортным средством, которое выдается представителем ГИБДД.
● В-четвертых, они устанавливают процедуры реализации прав и обязанностей. Так, приказом министра внутренних дел РФ от 15 мая 1999 года «Об организации и проведении государственного технического осмотра транспортных средств» утверждены Правила проведения государственного технического осмотра транспортных средств Государственной инспекцией безопасности дорожного движения МВД РФ.
● В-пятых, они содействуют гражданам в реализации их конкретных прав.
● В-шестых, они осуществляют охрану прав и свобод граждан.
Следует отметить, что не все права и обязанности человека и гражданина производны от его конституционного правового статуса. Существует достаточное количество прав, которые находятся за пределами такового, например: право на управление транспортным средством, право на донорство крови и замену ее компонентов, право на перемену фамилии, имени и отчества, право на приобретение оружия и др. Таким образом, перечисленные в Конституции РФ основные права и свободы не должны толковаться как отрицание или умаление других общепризнанных прав и свобод человека и гражданина.
Административные права граждан представляют собой закрепленные нормативными правовыми актами дозволения совершать определенные действия, вести себя в дозволенных границах, требовать от других граждан, государственных органов и их должностных лиц, чтобы они не препятствовали осуществлению этих прав, а содействовали созданию оптимальных возможностей для их реализации. Во взаимодействии с управленческими структурами реализуются такие права и свободы, как право на участие в управлении, право на объединение, право проводить собрания, митинги, демонстрации, шествия, пикетирование, право на свободу передвижения, право на обращение, право на возмещение государством вреда, право на защиту и т. д.
Право граждан на участие в управлении закреплено в ст. 32 Конституции РФ. Участие граждан в управлении может проявляться как непосредственно (выборы, референдум, участие в работе органов власти), так и через избираемых представителей. Новой нормой для российской Конституции является право граждан на равный доступ к государственной службе, что означает равенство исходных возможностей при поступлении на государственную службу. В этом также проявляется право граждан на участие в управлении.
В ст. 31 Конституции РФ закреплено право граждан собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование. Это право регулируется Федеральным законом от 19 июня 2004 года «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях». Право на проведение подобных публичных мероприятий предоставляется только гражданам Российской Федерации. Организатором мероприятия может быть гражданин (несколько граждан) Российской Федерации (организатором демонстраций, шествий и пикетирований — гражданин Российский Федерации, достигший возраста 18 лет, митингов и собраний — 16 лет), политические партии, другие общественные и религиозные объединения, их региональные отделения и иные структурные подразделения, взявшие на себя обязательство по организации и проведению публичного мероприятия. В этой сфере действует уведомительный порядок, суть которого в том, что организатор подает письменное уведомление о проведении публичного мероприятия (за исключением собрания и пикетирования, проводимого одним участником) в орган исполнительной власти субъекта РФ или в орган местного самоуправления в срок не ранее 15 и не позднее 10 дней до дня проведения публичного мероприятия. При проведении пикетирования группой лиц уведомление о проведении публичного мероприятия может подаваться в срок не позднее трех дней до дня его проведения.
В уведомлении о проведении публичного мероприятия указываются: его цель; форма публичного мероприятия; место проведения, маршруты движения участников; дата; время начала и окончания; форма и методы обеспечения общественного порядка, организации медицинской помощи; намерение использовать звукоусиливающие технические средства; фамилия, имя, отчество либо наименование организатора, сведения о его месте жительства или пребывания либо о месте нахождения и номер телефона; фамилии, имена и отчества лиц, уполномоченных организатором выполнять распорядительные функции по организации и проведению мероприятия; дата подачи уведомления. Уведомление подписывается организатором и лицами, уполномоченными выполнять распорядительные функции.
Организатор публичного мероприятия и иные граждане с момента подачи уведомления имеют право беспрепятственно проводить предварительную агитацию среди граждан, сообщая им информацию о времени, целях и прочих условиях проведения мероприятия.
Часть 3 ст. 17 Конституции РФ провозглашает, что осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц. Запрещается использовать право на проведение публичных мероприятий для насильственного изменения конституционного строя, разжигания расовой, национальной, религиозной ненависти, для пропаганды насилия и войны. Публичное мероприятие не может начинаться ранее 7 часов и заканчиваться позднее 23 часов текущего дня по местному времени, а при его проведении должен соблюдаться общественный порядок. По требованию представителей органов власти публичное мероприятие может быть приостановлено или прекращено, например, в случае совершения участниками мероприятия противоправных действий. Лица, нарушившие порядок организации или проведения мероприятия, а также участия в нем, при отсутствии признаков преступления несут административную ответственность по ст. 20.2 КоАП РФ.
Статья 22 Конституции РФ закрепляет право граждан на свободу и личную неприкосновенность. Под правом на личную неприкосновенность понимается гарантированная государством личная безопасность и свобода человека, состоящая в недопущении, пресечении и наказуемости посягательств на физическую, нравственную, психическую неприкосновенность и личную безопасность. Право на личную неприкосновенность может быть ограничено в отношении тех лиц, которые совершили правонарушение. В ч. 2 ст. 22 Конституции РФ говорится: «Арест, заключение под стражу и содержание под стражей допускается только по судебному решению. До судебного решения лицо может быть подвергнуто задержанию на срок не более 48 часов». В постановлении Конституционного суда РФ от 17 февраля 1998 года № 6-П отмечено, что по смыслу данной статьи установленный ею порядок применения соответствующих мер принуждения распространяется и на административное задержание.
КоАП РФ в качестве одной из мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях предусматривает административное задержание лица, совершившего административный проступок. В соответствии со ст. 27.5 КоАП РФ срок административного задержания не должен превышать трех часов. Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, посягающем на установленный режим Государственной границы РФ и порядок пребывания на территории Российской Федерации, об административном правонарушении, совершенном во внутренних морских водах, в территориальном море, на континентальном шельфе, в исключительной экономической зоне Российской Федерации, или о нарушении таможенных правил, в случае необходимости для установления личности или для выяснения обстоятельств административного правонарушения может быть подвергнуто административному задержанию на срок не более 48 часов. Кроме того, лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, влекущем в качестве одной из мер административного наказания административный арест, может быть подвергнуто административному задержанию на срок не более 48 часов.
Право граждан на неприкосновенность жилища закреплено в ст. 25 Конституции РФ. Никто не вправе проникать в жилище против воли проживающих в нем лиц, иначе как в случаях, установленных федеральным законом, или на основании судебного решения. Законное проникновение в жилище помимо воли проживающих в нем лиц возможно в двух ситуациях:
1) при непредвиденных чрезвычайных обстоятельствах (пожар, обвал, авария, землетрясение, вероятность того, что хозяин дома умер);
2) при защите правопорядка:
— для раскрытия преступления и установления истины по делу;
— для получения сведений о преступлении и о подозреваемых в его совершении лицах при проведении оперативно-розыскной работы;
— для пресечения преступлений и иных правонарушений;
— для исполнения приговоров и иных судебных решений.
Порядок проникновения в жилище в этих случаях регулируется, в частности, Законом РФ «О милиции», федеральными законами «Об оперативно-розыскной деятельности», «О судебных приставах».
Статья 27 Конституции РФ закрепляет право на свободу передвижения и свободу выбора места жительства. Данная конституционная норма полностью соответствует статьям Международного пакта о гражданских и политических правах. Принятый 1 октября 1993 года Закон РФ «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» полностью соответствует положениям Конституции РФ. Он установил лишь основные правила регистрации граждан по месту пребывания и месту жительства. Именно этим законом была введена новая система регистрации граждан вместо ранее действующей системы прописки.
В ч. 2 ст. 27 Конституции РФ провозглашено право граждан свободно выезжать за пределы Российской Федерации и свободно возвращаться на ее территорию. Эта конституционная норма нашла свое развитие в Федеральном законе «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» (1996 год). Основными документами, удостоверяющими личность гражданина Российской Федерации, по которым граждане осуществляют выезд из России и въезд на ее территорию, являются: паспорт, дипломатический паспорт, служебный паспорт и паспорт моряка (удостоверение личности моряка). Пересечение Государственной границы РФ осуществляется в соответствии с правилами, установленными в 1993 году Законом РФ «О Государственной границе Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями).
Федеральный закон исчерпывающе определяет основания возможных ограничений права гражданина на выезд за пределы Российской Федерации:
1) если гражданин осведомлен в сведениях, составляющих государственную тайну;
2) если гражданин призван на военную службу или направлен на альтернативную службу;
3) если гражданин задержан по подозрению в совершении преступления либо привлечен в качестве обвиняемого или осужден за совершение преступления;
4) если гражданин сообщил при оформлении документов для выезда заведомо ложные сведения;
5) если он уклоняется от исполнения обязательств, наложенных на него судом.
Следует особо подчеркнуть, что в указанном законе определяются условия, когда перечисленные ограничения не должны применяться, например истечение установленного срока со дня последнего ознакомления лица со сведениями особой важности. Во всех случаях временного ограничения права на выезд из Российской Федерации орган внутренних дел выдает гражданину уведомление, в котором указываются основание и срок ограничения.
Выезд гражданина за пределы России с целью постоянного проживания или временного пребывания не влечет для гражданина и членов его семьи каких-либо ограничений политических, гражданских, трудовых, жилищных и иных прав.
В 1998 году был принят Указ Президента РФ «О мерах по обеспечению права гражданина Российской Федерации на свободный выезд из Российской Федерации». В связи с признанием Конституционным судом РФ не соответствующими Конституции РФ ч. 1 и 3 ст. 8 Федерального закона «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию», по существу препятствующих выдаче гражданину России паспорта, удостоверяющего его личность за пределами страны, при отсутствии у него регистрации по месту жительства или по месту пребывания, а также в случае, если он имеет место жительства за пределами Российской Федерации, впредь до урегулирования федеральным законом, установить, что в этих случаях оформление и выдача паспорта производится по заявлению этого гражданина органом внутренних дел по месту фактического проживания на территории Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 1 октября 1998 года утверждено положение об оформлении свидетельства на въезд (возвращение) в Российскую Федерацию. В случае, если гражданин России утратил паспорт, ему выдается свидетельство на въезд (возвращение) в страну. Выдача свидетельства производится дипломатическим представительством или консульским учреждением Российской Федерации по письменному заявлению гражданина на срок, необходимый для въезда (возвращения) на территорию России, но не свыше 15 дней.
Конституция РФ в ст. 53 провозгласила ответственность государства перед гражданином, подтвердив право каждого на возмещение
государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти и их должностных лиц.
В ГК РФ впервые личным неимущественным правам и принадлежащим гражданам нематериальным благам отведена самостоятельная глава. Гражданско-правовая защита личного неимущественного права осуществляется в порядке искового производства как разрешение спора о праве гражданском в отличие от рассмотрения судами жалоб на неправомерные действия, нарушающие права и свободы граждан (речь идет о споре административно-правового характера): так, ст. 151 ГК РФ предусматривает компенсацию морального вреда, ст. 152 решает вопросы защиты чести, достоинства и деловой репутации.
Общие положения об имущественной ответственности сформулированы в ст. 16 ГК РФ, где установлено, что убытки, причиненные гражданину в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе издания актов, не соответствующих закону или иному правовому акту государственного органа или органа местного самоуправления, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом РФ или муниципальным образованием.
Вместе с тем на сегодняшний день отсутствует федеральный закон, который регламентировал бы вопросы имущественной ответственности органов и должностных лиц. До сих пор действует Указ Президиума Верховного Совета СССР от 18 мая 1981 года «О возмещении ущерба, причиненного гражданину незаконными действиями государственных и общественных организаций, а также должностных лиц при исполнении ими служебных обязанностей», но в нем не предусмотрены меры воздействия на властные структуры, которые совершили незаконные действия, ущемили или нарушили права гражданина. В соответствии с указом возмещению подлежат: заработок и другие трудовые доходы лица, которых он лишился; имущество, конфискованное, изъятое, взысканное, обращенное в доход государства; суммы, выплаченные гражданином за оказание юридической помощи и т. д. Однако данный акт значительно устарел, например, в части определения и назначения доходов граждан.
В сфере исполнительной власти реализация гражданами своих субъективных прав предполагает совершение ими определенных действий, которые административным законодательством признаются юридическими и могут быть как правомерными, так и неправомерными. Правомерные действия связаны не только с реализацией гражданами прав, но и с выполнением возложенных на них обязанностей. Обязанности граждан в сфере государственного управления дополняют их административно-правовой статус.
Важнейшей обязанностью граждан как субъектов административного права является соблюдение ими административно-правовых норм и основанных на них законных требований органов государственной власти и местного самоуправления, их должностных лиц. Таким образом, правам корреспондируют обязанности, состоящие в том, что государство при помощи норм права устанавливает в сфере управления правила, которые гражданин должен соблюдать.
Положения Конституции РФ определяют особое место человека в системе конституционных отношений, выдвигают защиту его прав в качестве принципа, действующего в обществе, государстве. В соответствии со ст. 2 Конституции РФ «человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства». Развитие этого тезиса должно быть подкреплено наличием действенных механизмов реализации, защиты и гарантий прав личности.
Каждому человеку должна быть обеспечена возможность пользования всеми основными правами и свободами. Государство же, в свою очередь, обязано гарантировать реальное их осуществление всеми доступными ему средствами. Гарантированность прав и свобод — это своеобразный внешний механизм ограничения власти, которая всегда стремится к саморасширению и усилению своего присутствия во всех сферах человеческой жизни.
Рассматривая вопрос об административно-правовых гарантиях прав граждан, следует отметить, что основным гарантом может быть только закон, если он соответствует политической и экономической ситуации в стране, содержит в себе механизмы реализации его положений, а не является декларацией, предусматривает ответственность органов и должностных лиц за ущемление прав граждан и т. д.
Все гарантии прав личности можно разделить на экономические, политические и организационно-правовые. Наибольший интерес с точки зрения юриспруденции представляют именно последние, так как экономические и политические являются общими, а организационно-правовые — специальными гарантиями прав граждан. Они включают в себя не только правовые нормы об охране прав и интересов граждан, но и деятельность различных государственных органов по охране прав индивида.
Важная роль в реализации статуса гражданина, а также в деле защиты его прав принадлежит органам исполнительной власти. Каждый из этих органов в соответствии со своим юридическим статусом обязан не только обеспечивать, но и осуществлять защиту прав и свобод личности в соответствии с Конституцией страны, опираясь на нормы международно-правовых актов, действующее законодательство. Органы исполнительной власти в пределах предоставленной им компетенции организуют исполнение норм Конституции РФ и законов, имеющих отношение к административно-правовому положению личности.
2.2. Обращения граждан
Одной из постоянных форм обратной связи, помогающей государственной администрации выполнять правообеспечивающие и правозащитные функции, являются обращения граждан.
Конституция РФ (ст. 33) закрепила право граждан на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления. Право на обращение является важным конституционно-правовым средством реализации и защиты прав и свобод граждан, одной из организационно-правовых гарантий их охраны.
Обращения граждан представляют собой одну из форм их участия в управлении, в решении государственных и общественных дел, способ восстановления нарушенного права. Обращения являются важным источником информации, полезной при решении вопросов государственного, хозяйственного и социально-культурного развития. Они содержат сведения о процессах, происходящих в обществе.
Впервые это право было закреплено в Конституции СССР 1977 года, а также в Конституции РСФСР 1978 года, что явилось важным шагом в развитии данного института.
Современный период развития законодательства в этой сфере характеризовался тем, что на территории Российской Федерации продолжали действовать некоторые акты Союза ССР, так как регулируемые ими вопросы не нашли еще своего нормативного закрепления в российском законодательстве.
Долгое время основным нормативным правовым актом, регулирующим вопросы приема и рассмотрения обращений граждан Российской Федерации, являлся Указ Президиума Верховного Совета СССР от 12 апреля 1968 года «О порядке рассмотрения предложений, заявлений и жалоб граждан» (в редакции от 4 марта 1980 года; далее в тексте — Указ от 12 апреля 1968 года). До этого действовал акт 1935 года. Бесспорно, принятие Указа от 12 апреля 1968 года явилось важным моментом, который позитивно повлиял на развитие данного правового института. Он сыграл положительную роль в развитии законодательства в этой области. Вместе с тем с момента его издания прошло достаточно много времени, и на сегодняшний день он устарел. В нем не нашли своего нормативного закрепления многие важные аспекты, связанные с правом гражданина на подачу обращений, имеются пробелы в регулировании этой сферы общественных отношений.
Кроме того, процедура подачи и рассмотрения обращений граждан регламентируется также достаточно большим количеством других нормативных актов, что существенно затрудняет реализацию права граждан на обращение. Все эти правовые нормы нуждаются в систематизации на базе общих принципов.
Несовершенство действующего законодательства послужило основанием для постановки вопроса о разработке и принятии нового Федерального закона «Об обращениях граждан Российской Федерации». 2 мая 2006 года Президентом РФ подписан новый Федеральный закон «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», который вступил в силу по истечении 180 дней с момента его официального опубликования. Следует отметить, что он не претерпел существенных изменений по сравнению с Указом от 12 апреля 1968 года. Он вобрал в себя основные положения, которые позитивно зарекомендовали себя на практике. Основной упор в законе сделан на порядок подачи, рассмотрения и ответов на обращения, скорректированный в соответствии с новым временем и работой госорганов.
Обращения граждан неоднородны: они не совпадают по общественной направленности, разнятся по своей юридической характеристике и, соответственно, влекут разные правовые последствия. Сам термин «обращение» носит обобщающий характер и включает в себя предложение, заявление, ходатайство и жалобу. Каждый вид имеет свою специфику и, следовательно, свой статус, который должен быть нормативно определен. В новом законе обращение определено как направленные в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу письменное предложение, заявление или жалоба, а также устное обращение гражданина в государственный орган, орган местного самоуправления.
Действующий в настоящее время закон содержит следующие определения видов обращений:
● предложение — рекомендация гражданина по совершенствованию законов и иных нормативных правовых актов, деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, развитию общественных отношений, улучшению социально-экономической и иной сфер деятельности государства и общества;
● заявление — просьба гражданина о содействии в реализации его конституционных прав и свобод или конституционных прав и свобод других лиц, либо сообщение о нарушении законов и иных нормативных правовых актов, недостатках в работе государственных органов, органов местного самоуправления и должностных лиц, либо критика деятельности указанных органов и должностных лиц;
● жалоба — просьба гражданина о восстановлении или защите его нарушенных прав, свобод или законных интересов либо прав, свобод или законных интересов других лиц по поводу нарушенного действиями (бездействием), решениями юридических или физических лиц (должностными лицами, государственными или муниципальными служащими и т. д.) права или законного интереса.
Жалоба является важным средством защиты прав, свобод и законных интересов граждан. Она имеет двуединое значение: путем ее подачи гражданин реализует предоставленное ему право и требует восстановления нарушенных прав. Жалоба всегда содержит информацию о нарушении субъективных прав обратившегося или прав конкретных лиц. Право на подачу жалобы является действенным способом устранения возможных нарушений законности, одним из средств предотвращения правонарушений. Это право является абсолютным, неограниченным и неотчуждаемым правом личности. Для реализации его не нужно чьего-либо согласия и тем более издания актов управления.
Право на обращение принадлежит гражданам Российской Федерации, а также иностранным гражданам, лицам без гражданства, то есть физическим лицам, а также лицам юридическим в целях реализации и защиты своих прав и интересов, прав и интересов членов своих коллективов. В Конституции РФ закреплено право направлять коллективные обращения. Они уместны в случаях, когда затрагиваются права и законные интересы группы лиц.
Одной из разновидностей коллективных обращений являются петиции. Они давно нашли закрепление в зарубежном законодательстве как важная форма выражения общественного мнения, постановки перед органами государственной власти, местными органами значимых экономических, политических и социальных проблем развития общества, страны в целом, отдельных ее регионов, охраны прав и свобод личности. В доктрине законодательства большинства западных стран петиции или обращения к публичным властям трактуются как форма реализации участия граждан в делах общества и государства, влияния отдельных лиц или коллективов на процесс принятия политических и правовых решений. Словарь иностранных слов определяет петицию как коллективное прошение, чаще всего подаваемое высшей власти.
Петиции отличаются от жалоб не только по степени общественной важности поднимаемых в них вопросов, но и по адресату. На сегодняшний день вопрос о петициях не нашел еще своего законодательного разрешения на уровне Российской Федерации. Вместе с тем в законодательстве некоторых субъектов федерации — например, в Челябинской области, Москве — этот вид обращений уже закреплен.
Порядок рассмотрения обращений устанавливается новым законом, а также иными актами, регулирующими процедуру рассмотрения специальных видов обращений. Например, КоАП РФ определяет особую процедуру подачи жалоб. Вместе с тем следует отметить, что закон не предусматривает разницы в порядке рассмотрения различного рода обращений, что является, на наш взгляд, существенным недостатком. Мы уже отмечали, что характер обращений бывает разный. В этой связи процедура и сроки рассмотрения предложений, естественно, должны отличаться от порядка рассмотрения жалоб, которые всегда связаны с нарушением прав граждан.
Гражданин направляет письменное обращение непосредственно в тот государственный орган, орган местного самоуправления или тому должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов. Письменное обращение должно содержать наименование государственного органа или органа местного самоуправления, в которые оно направляется; либо фамилию, имя, отчество соответствующего должностного лица; либо его должность; свои фамилию, имя, отчество, почтовый адрес, по которому должны быть направлены ответ, уведомление о переадресации обращения; суть предложения, заявления или жалобы, а также личную подпись и дату.
Анонимные обращения не рассматриваются. Это не касается тех сигналов, в которых речь идет о готовящемся противоправном деянии. Кроме того, не рассматриваются обращения, содержащие нецензурные либо оскорбительные выражения.
В случае необходимости в подтверждение своих доводов гражданин прилагает к письменному обращению документы и материалы либо их копии. Обращения могут поступать и по информационным системам. Письменное обращение подлежит обязательной регистрации в течение трех дней с момента поступления в соответствующий орган (должностному лицу). Если вопросы, поднятые в обращении, не входят в компетенцию соответствующих органов, то само обращение в течение семи дней со дня регистрации направляется в компетентную инстанцию, а гражданин уведомляется о переадресации его обращения. Если поднятые в обращении вопросы касаются нескольких органов, в них отсылаются соответствующие копии.
Закон запрещает направлять жалобы в те органы или тем лицам, чьи действия обжалуются. Однако если ситуация такова, что этот запрет невозможно соблюсти, то жалоба возвращается гражданину с разъяснением его права обжаловать решение или действие (бездействие) в установленном порядке в суд.
Прием обращений предполагает определенную организацию этого процесса, состояние которого отражает способность соответствующих властных структур своевременно и правильно реагировать на запросы и нужды граждан. Это подкреплено тем, что праву граждан на подачу обращений корреспондирует обязанность соответствующих органов, должностных лиц их принять и рассмотреть в сроки, установленные в законе. Письменное обращение рассматривается в 30-дневный срок со дня его регистрации. В исключительных случаях срок может быть продлен, но не более чем на 30 дней, с уведомлением об этом гражданина. Государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо обязаны обеспечить объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращений, в случае необходимости — с участием гражданина, направившего обращение. Кроме того, государственный орган, орган местного самоуправления, соответствующие должностные лица имеют право запрашивать необходимые для рассмотрения обращения документы и материалы в других государственных органах, органах местного самоуправления и у иных должностных лиц, за исключением судов, органов дознания и органов предварительного следствия; принимать меры, направленные на восстановление или защиту нарушенных прав, свобод и законных интересов гражданина и т. д. Законодатель устанавливает 15-дневный срок для предоставления необходимых материалов.
Вынесение решения является важнейшим моментом всего процесса рассмотрения обращения, поскольку от содержания этого документа зависит, будут требования гражданина удовлетворены полностью, частично или отклонены совсем. Решение выносится на основе всех материалов и доказательств в их совокупности. Оно должно содержать логическое и правовое обоснование. Отсутствие в законодательстве четкой правовой регламентации реквизитов решения в ряде случаев отрицательно влияет на всю процедуру рассмотрения обращений. В связи с этим упорядочение правового регулирования этого вопроса, несомненно, усилило бы гарантии законности разрешения обращений граждан.
Законодатель возлагает ответственность за разрешение обращений, в частности жалоб, персонально на должностных лиц соответствующего органа учреждения, предприятия и т. д. Независимо от того, кому была поручена проверка жалобы, решение по ней выносится властным волеизъявлением руководителя органа, который по закону наделен этим правом, либо ответственным должностным лицом, уполномоченным соответствующим приказом или распоряжением. Решение по обращению выносится в письменной форме.
Ответ на обращение не дается, если в нем отсутствуют адрес и данные обратившегося; если оно содержит нецензурные выражения, а также если текст письменного обращения не поддается прочтению. Кроме того, если в письменном обращении гражданина содержится вопрос, на который ему многократно давались письменные ответы по существу и в связи с ранее направляемыми обращениями и при этом в обращении не приводятся новые доводы и обстоятельства, то возможно принятие решения о безосновательности очередного обращения и прекращении переписки с гражданином по данному вопросу.
Обращение, в котором обжалуется судебное решение, возвращается гражданину, направившему обращение, с разъяснением порядка обжалования данного судебного решения.
Следует отметить, что если причины, по которым ответ по существу поставленных в обращении вопросов не мог быть дан, в последующем были устранены, гражданин вправе направить обращение в соответствующий государственный орган, орган местного самоуправления или соответствующему должностному лицу.
Очень важен личный прием граждан. При личном приеме гражданин предъявляет документ, удостоверяющий его личность. Содержание устного обращения заносится в карточку личного приема гражданина. В случае, если изложенные факты и обстоятельства являются очевидными и не требуют дополнительной проверки, ответ на обращение с согласия гражданина может быть дан устно в ходе личного приема, о чем делается запись в карточке личного приема гражданина. В остальных случаях дается письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов. Письменное обращение, принятое в ходе личного приема, подлежит регистрации и рассмотрению в установленном порядке. Большой теоретический и практический интерес представляет вопрос, можно ли ухудшить положение лица в результате вынесения решения по его жалобе, то есть может ли вышестоящая инстанция ухудшить своим решением положение гражданина по сравнению с тем, которое было создано обжалуемым административным актом. Обычно на этот вопрос дают отрицательный ответ, основываясь на том, что это противоречило бы самой идее жалобы: никто не станет обращаться, если это грозит ухудшением его положения.
Принятое решение, если оно не обжалуется дальше, должно быть исполнено, то есть его необходимо претворить в жизнь. О его выполнении следует судить главным образом по тому, устранено ли нарушение, восстановлено ли нарушенное право. Следует отметить, что действующее законодательство в сроки для разрешения жалоб включает и время фактического исполнения принятого решения. Однако на практике это часто не соблюдается. В некоторых случаях исполнение затягивается, что вызывает повторные жалобы. Ситуации в жизни бывают самые разные, и установить единый срок исполнения принятых решений, видимо, сложно. Поэтому в каждом конкретном решении необходимо указывать точные сроки его исполнения, а также должностных лиц, которые несут ответственность за соблюдение этих сроков. Это явилось бы важным фактором соблюдения законности, прав и интересов граждан.
В производстве по обращениям наиболее актуальным является формирование института ответственности соответствующих структур, которые их рассматривают, а также в ряде случаев и самого обращающегося при нарушении им законодательства, действующего в этой сфере. УК РФ содержит статьи, предусматривающие ответственность за клевету и оскорбление. Возможности борьбы с лицами, подавшими жалобу в клеветнических целях, значительно увеличились в связи с установлением в ГК РФ нормы, согласно которой защита личных прав охватывает также защиту хорошей репутации, своего имени, гражданской чести. К сожалению, в УК РФ нет специального состава, предусматривающего ответственность за умышленное грубое нарушение прав гражданина, а также требований законодательства об обращениях. Не предусмотрена также и административная ответственность. Однако следует отметить, что в соответствии с Федеральным законом «О государственной гражданской службе Российской Федерации» за неисполнение или ненадлежащее исполнение государственным служащим возложенных на него обязанностей к нему могут быть применены дисциплинарные меры воздействия. Властные структуры не только должны иметь четкие юридические установки, касающиеся их прав, но также осознавать и выполнять обязательства и нести ответственность за свои действия. Для достижения этих целей необходимо использовать весь комплекс мер ответственности.
Решение, принятое по обращению, может не удовлетворить его подателя. В этом случае он, приводя новые доводы и факты, имеет право обжаловать его в вышестоящие инстанции или обратиться в суд. Гражданин вправе выбрать канал обжалования. Несмотря на то что в органы государственного управления по-прежнему поступает значительное число жалоб, судебный способ защиты рассматривается в настоящее время как универсальный.
Задания для самоконтроля
1. С помощью кругов изобразите соотношение понятий: правовой статус человека, правовой статус гражданина, административно-правовой статус гражданина, административная правосубъектность гражданина.
2. Приведите примеры индивидуальных и групповых ограничений административно-правового статуса индивидуальных субъектов. Как они соотносятся с мерами принуждения?
3. Приведите три примера прав граждан РФ, закрепленных административно-правовыми нормами, принятыми в развитие соответствующих норм Конституции (необходимо указать конкретную норму Конституции и административно-правовую норму, принятую в ее развитие). Какова роль административно-правового обеспечения конституционных прав граждан?
4. Приведите три примера прав, получивших первичное закрепление в источниках административного права.
5. Приведите примеры конституционных и иных норм, затрагивающих вопросы административной опеки. Каковы содержание и принципы данной системы? |