1. Основные элементы механизма менеджмента
Управление – целенаправленное воздействие на систему и её элементы для сохранения структуры и состояния системы или перевода её в другое состояние в соответствии с целью функционирования и развития этой системы.
Субъект управления персоналом – группа специалистов, выполняющих функции в качестве работников кадровой службы, а также руководители всех уровней, выполняющие функцию управления по отношению к свои подчинённым.
Объект управления – отдельный работник, а также некая их совокупность, выступающая как трудовой коллектив. Объект управления – организованная деятельность людей. Это совместная деятельность людей, объединённых общими интересами или целями, симпатиями или ценностями, деятельность людей, объединённых в одну организацию, подчиняющихся правилам и нормам этой организации, выполняющих заданную им совместную работу в соответствии с экономическими, технологическими, организованными и корпоративными требованиями.
Трудовой коллектив – некая система «Кадры», состоящая из элементов, находящихся во взаимосвязи. Она имеет свою внутреннюю структуру, поскольку работники различаются по выполняемым функциям, категориям, профессиям и по другим характеристикам: демографическим (пол, возраст), экономическим (стаж, подготовка, мотивация), социально-психологическим (дисциплина, способность к взаимодействию) и другим. Для системы характерно множество связей между элементами как по горизонтали (между работниками), так по вертикали (между структурными подразделениями, органами управления и т. п.).
Механизм управления – это система органов управления, средств и методов, направленных на удовлетворение потребности предприятия в рабочей силе требуемого качества, количества и к определённому времени. Цели управления достигаются путём реализации определённых принципов и методов.
Методы управления – способы осуществления управленческих действий на персонал для достижения целей управления производством. Существуют 3 метода управления, которые отличаются различными способами воздействия на людей:
Административные, – базируются на власти, дисциплине и взысканиях.
Экономические, – основываются на правильном использовании экономических законов производства.
Социально-психологические – базируются на способах мотивации и морального воздействия на людей и известны как «метод убеждения».
2. Административные методы управления
Административные методы – это совокупность способов осуществления управленческих воздействий на персонал, базирующаяся на власти, дисциплине и взысканиях. Административные методы ориентированы на такие мотивы поведения, как осознанная необходимость дисциплины труда, чувство долга стремление человека трудиться в определённой организации и т. д. Эти методы воздействия имеют прямой характер воздействия: любой регламентирующий или административный акт подлежит обязательному исполнению.
Способы административного воздействия:
1. Организационные воздействия:
1) штатное расписание;
2) положение о подразделениях;
3) должностные инструкции;
4) организация рабочего места;
5) коллективный договор;
6) правила трудового распорядка;
7) организационная структура управления;
8) Устав предприятия.
2. Распорядительные воздействия:
1) приказы;
2) распоряжения;
3) указания;
4) инструктирование;
5) наставления;
6) целевое планирование;
7) нормирование труда;
8) координация работ;
9) контроль исполнения.
Распорядительные воздействия направлены на достижение поставленных целей управления, соблюдение внутренних нормативных документов или поддержание системы управления предприятием в заданных параметрах путём прямого административного регулирования.
3. Материальная ответственность и взыскания:
1) ответственность за задержку трудовой книжки;
2) добровольное возмещение ущерба предприятию;
3) удержания из заработной платы;
4) депремирование;
5) полная материальная ответственность;
6) коллективная материальная ответственность.
3. Экономические методы управления
Экономические методы – это совокупность способов осуществления управляющих воздействий на персонал на основе использования экономических законов и категорий.
Классификация экономических методов управления:
Плановое ведение хозяйства:
1) свободное предпринимательство;
2) план экономического развития;
3) портфель заказов;
4) критерий эффективности;
5) конечные результаты.
Плановое ведение хозяйства – главный закон функционирования любого предприятия (организации), которое имеет чётко разработанные цели и стратегию их достижения. В рыночной экономике проявление экономических методов имеет иной характер, чем в административной экономике. Так, вместо централизованного планирования утверждается, что предприятие – свободный товаропроизводитель, который выступает на рынке равным партнёром других предприятий в общественной кооперации труда. План экономического развития – основная форма обеспечения баланса между рыночным спросом на товар, необходимыми ресурсами и производством продукции и услуг. Госзаказ трансформируется в портфель заказов предприятия с учётом спроса и предложения, в котором госзаказ уже не имеет доминирующего значения.
Для достижения поставленных целей необходимо чётко определить критерии эффективности и конечные результаты производства в виде совокупности показателей, установленных в плане экономического развития. Таким образом, роль экономических методов заключается в увязке перечисленных категорий и мобилизации трудового коллектива на достижение конечных результатов.
Экономические методы выступают в качестве различных способов воздействия руководителей на персонал для достижения поставленных целей. При позитивном использовании экономических методов конечный результат проявляется в хорошем качестве продукции и высокой прибыли. При неправильном использовании экономических законов, их игнорировании или пренебрежении ими можно ожидать низких или негативных результатов (убытки, затоваривание, неплатежи, забастовки, банкротство).
4. Социально-психологические методы управления
Социально-психологические методы – это совокупность способов осуществления управленческих воздействий на персонал, базирующихся на использовании закономерностей психологии и социологии. Объект воздействия этих методов, – группы людей и отдельные личности. По масштабу и способам воздействия эти методы можно разделить на 2 основные группы: социологические методы, направленные на группы людей и их взаимодействия в процессе производства (внешний мир человека); психологические, которые направленно воздействуют на личность конкретного человека (внутренний мир человека).
Социологические методы играют важную роль в управлении персоналом, они позволяют установить назначение и место сотрудников в коллективе, выявить лидеров и обеспечить их поддержку, связать мотивацию людей с конечными результатами производства, обеспечить эффективные коммуникации и разрешение конфликтов в коллективе.
Социально-психологические методы – наиболее тонкий инструмент воздействия на социальные группы людей и личность человека. Искусство управления людьми заключается в дозировании и дифференцированном применении тех или иных приёмов из перечисленных выше.
5. Общенаучные методы и подходы в управлении
Общенаучные методы и подходы составляют основу системы методов, использующихся в управлении. Специфика управления как вида деятельности оказывает существенное влияние на формы, масштабы и результативность применяемых общенаучных методов.
Системный метод – применяется как способ упорядочивания управленческих проблем, позволяющий осуществить структурирование проблем, определить цель решения, выбрать варианты, установить взаимосвязь и взаимозависимость элементов проблемы, выявить факторы и условия, оказывающие воздействия на эти решения.
Системный подход – это способ видения объекта или проблемы в целом и ее составляющих частей.
Комплексный подход – является специфической формой систематичности, рассматривает проблемы управления во взаимосвязи и во взаимозависимости с другими науками, изучающими эти же проблемы. Данный подход является важнейшим условием эффективности решения проблем в многоцелевой открытой системе, взаимодействующей с внешней средой. Комплексный подход отличает форма междисциплинарной интеграции и кооперации управленческой деятельности.
Моделирование – имеет обширную сферу применения, когда решение сложившейся проблемы в управлении, приобретает одновременно и системный и комплексный подход.
Экономико-математические методы – инструменты управления, сформированные на стыке математики и кибернетики. С их помощью решаются задачи оптимизации планов, формирования цен, распределения ресурсов, составления межотраслевого баланса.
Экспериментирование – позволяет сравнить быстро решения многих управленческих проблем, связанных с различными нововведениями, реформированием экономики и управления. Позволяет обеспечить результативность и быстроту решения проблемы.
Метод социологического исследования – широко используется в решении проблем, связанных с работающими; осуществляется путем сбора и обработки информации о потребностях и интересах персонала, о характере взаимоотношений между группами и отдельными людьми.
6. Принятие управленческого решения (методы, подходы, критерии)
Методы - это конкретные способы, с помощью которых может быть решена проблема.
Декомпозиция - представление сложной проблемы, как совокупности простых вопросов;
Диагностика - поиск в проблеме наиболее важных деталей, которые решаются в первую очередь. Используется при ограниченных ресурсах;
Экспертные оценки - формируются какие-либо идеи, рассматриваются, оцениваются, сравниваются;
Метод Делфи - экспертам, которые не знают друг друга даются вопросы, связанные с решением проблемы, мнение меньшинства экспертов доводится до мнения большинства. Большинство должно либо согласиться с этим решением, либо его опровергнуть. Если большинство несогласно, то их аргументы передаются меньшинству и там анализируются. Этот процесс повторяется до тех пор, пока все эксперты не придут к одному мнению, либо перейдут к тому, что выделятся группы, которые не меняют своего решения. Этот метод используется для достижения эффективности;
Метод неспециалиста - вопрос решается лицами, которые никогда не занимались данной проблемой, но являются специалистами в смежных областях;
Линейное программирование;
Имитационное моделирование;
Метод теории вероятности;
Метод теории игр - задачи решаются в условиях полной неопределенности;
Метод аналогий - поиск возможных решений проблем на основе заимствования из других объектов управления. |