Конкурентоспособность продукции – это характеристика товара, отличающая его от товара-конкурента как по степени соответствия конкретной общественной потребности, так и по затратам на ее удовлетворение.
Конкурентоспособность товара определяется по отношению к конкретному рынку либо к конкретной группе потребителей с разным уровнем достатка.
С точки зрения анализа конкурентоспособности ее можно условно разделить на три следующие составляющие:
- назначение;
- функциональную эффективность (полезный эффект);
- экономичность потребления или эксплуатации.
Назначение товара определяет круг работ, для выполнения которых он может быть использован, а следовательно и круг его потенциальных покупателей, круг возможных изделий-конкурентов, т. е. нацеливает выпуск товара на конкретный сегмент рынка. Назначение товара является исходным направлением борьбы на рынке (за что и в каких условиях).
Функциональная эффективность и экономичность потребления, наряду с ценой, определяют позиции товара в уже заданных назначением товара условиях конкуренции. Функциональная эффективность и экономичность потребления, как и качество товара вообще, закладываются на стадии проектирования и изготовления и не могут (в отличие от цены) быть предметом оперативного воздействия в ходе сбыта. Возможности ценового воздействия на конкурентоспособность очень ограничены и определяются разницей между достигнутым уровнем продажных цен и ценами нижнего предела, обеспечивающими рентабельность производства. Достижение оптимального соотношения между качеством изделия и издержками производства также закладывается на стадиях разработки и изготовления.
Однако увязывать рыночные перспективы товара только с качеством и издержками производства представляется неверным. Причиной успеха или неудачи товара могут быть и другие (нетоварные) факторы, такие, как рекламная деятельность поставщика, его престиж, уровень технического обслуживания и др.
Таким образом, управлять конкурентоспособностью товара – значит обеспечивать оптимальное соотношение названых трех составляющих, кото-рые определяются такими базовыми производственными факторами, как технический уровень продукции, технический уровень производства, уровень организации производства и управления (см. рис. 13.1).
Для успешного продвижения товара на рынке организация должна иметь преимущества в конкурентной борьбе за счет использования своих организационных сил и опыта (конкурентной силы). Оценка конкурентной силы организации определяется на основе анализа ключевых факторов успеха (КФУ) и конкурентных критериев, которые делят участников рынка на лидеров и аутсайдеров. Исследование конкурентов и их сравнительная оценка (в баллах) являются основой для определения конкурентных преимуществ и возможностей организации и ее основных соперников.
В качестве конкурентных критериев необходимо использовать:
- преимущества во внешней среде;
- преимущества во внутренней среде;
- преимущества рыночные.
Рис. 13.1. Факторы, определяющие конкурентоспособность промышленной продукции
Количественную оценку конкурентоспособности товара можно осуществлять путем сравнения интегральных показателей качества, характеризующих способность товара удовлетворять определенные общественные потребности, и затрат на их удовлетворение у инновации и лучшего аналогичного образца-конкурента. Для этого необходимо:
- выбрать лучший образец, аналогичный по назначению и условиям эксплуатации с оцениваемой инновацией;
- определить перечень нормативных, технических и экономических параметров, подлежащих исследованию (см. табл. 13.1);
- сравнить (по каждой из групп параметров) имеющиеся параметры с соответствующими параметрами потребности, необходимыми потребителю;
- на основе единичных показателей рассчитать групповой показатель качества (полезный эффект товара).
Метод сравнения (расчет параметрического показателя) позволяет придать количественную оценку даже таким параметрам, которые не имеют естественной физической меры (наглядность, комфортность и др.).
Конкурентоспособность анализируемого товара определяется по формуле
(13.1)
где K ат – конкурентоспособность анализируемого товара на конкретном рынке в долях единицы;
Е ат – эффективность анализируемого товара на конкретном рынке, единица полезного эффекта / единица валюты;
Е кт – эффективность лучшего товара-конкурента, используемого на данном рынке;
K1,K2,...,Kn – корректирующие коэффициенты, учитывающие конкурентные преимущества.
Эффективность товара рассчитывается по формуле
(13.2)
где Q – интегральный показатель качества товара по техническим параметрам;
q i – единичный параметрический показатель по i-му параметру;
d i – вес i-го параметра;
n – число параметров, подлежащих рассмотрению;
З с – совокупные затраты за жизненный цикл единицы товара в условиях конкретного рынка, величина которых определяется по формуле
(13.3)
где Зм.ниокр – стоимость маркетинговых исследований, научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ;
З отпп – стоимость организационно-технологической подготовки производства новшества;
З изг – затраты на производство нового товара;
З вн - затраты на внедрение нового товара у потребителя (диффузия);
З эот – затраты на эксплуатацию, техническое обслуживание и ремонт (сервис) в t-году (без амортизации);
Т – нормативный срок службы товара;
З ликв – затраты на демонтаж и ликвидацию элементов основных фондов в связи с освоением и внедрением нового товара (сопутствующие затраты).
Если эти затраты меньше доходов, то со знаком "минус", если больше – то "плюс".
Показатель конкурентоспособности анализируемого товара с конкури-рующим по техническим параметрам характеризует технический уровень товара:
(13.4)
где K ту – технический уровень товара;
Q ат – интегральный показатель качества анализируемого товара;
Q кт – интегральный показатель качества конкурирующего товара по техническим параметрам.
Единичный параметрический показатель q определяется по формуле
(13.5)
где P – величина параметра реального товара;
P 100 – величина параметра гипотетического товара, удовлетворяющего потребность на 100 %.
p – вероятность достижения параметра реального товара; вводится для получения более точного результата с учетом случайности, что позволяет снизить риск осуществления проекта.
Вес i-го параметра d (значимость параметра в общей оценке качества товара) оценивается с применением экспертных методов (например, метода расстановки приоритетов).
Конкурентоспособность организации определяется с учетом весомости товаров и рынков, на которых они реализуются, по следующей формуле:
(13.6)
где K ij – конкурентоспособность i-го товара на j-ом рынке (см. формулу (13.1));
a i – удельный вес i-го товара организации в объеме продаж;
b i – показатель значимости рынка, на котором представлен товар организации.
Для рынков промышленно-развитых стран b i принимается равным единице, для остальных стран – 0.5.
Данные для расчета и анализа конкурентоспособности товара, организации (фирмы) и ее конкурентов, а также финансового состояния организации, привлекательности товара и др., позволяющие сформировать портфель новшеств и инноваций, представлены в табл. 13.1.
Таблица 13.1
Исходные данные для расчета и анализа конкурентоспособности товаров, организации и ее конкурентов (форма)
ПОКАЗАТЕЛИ |
Фактические значения показателей конкурентов
(наименование и год) |
Показатели организации |
№1 |
№2 |
№3 |
№4 |
фактически
(год) |
прогноз
(год) |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
1. Полезный эффект товара (интегральный показатель качества), наименование товаров, единица полезного эффекта |
|
|
|
|
|
|
1.1. Показатели назначения |
|
|
|
|
|
|
1.2. Показатели надежности, в т. ч.:
- нормативный срок службы (использования, хранения);
- коэффициент безотказности;
- коэффициент готовности;
- коэффициент сохраняемости.
|
|
|
|
|
|
|
1.3. Показатели экологичности |
|
|
|
|
|
|
1.4. Показатели эргономичности |
|
|
|
|
|
|
1.5. Показатели эстетичности (дизайна) |
|
|
|
|
|
|
1.6. Показатели технологичности |
|
|
|
|
|
|
1.7. Показатели стандартизации и унификации |
|
|
|
|
|
|
1.8. Показатели патентной чистоты и патентоспособности |
|
|
|
|
|
|
1.9. Показатели совместимости и взаимозаменяемости |
|
|
|
|
|
|
1.10. Номер сертификата, кем и когда выдан, срок действия |
|
|
|
|
|
|
1.11. Показатели сервиса товара |
|
|
|
|
|
|
2. Совокупные затраты за жизненный цикл единицы товара, всего, в т.ч.: |
|
|
|
|
|
|
2.1. Затраты на стратегический маркетинг (на единицу конкретного товара), р. и % от совокупных затрат |
|
|
|
|
|
|
2.2. Затраты на НИОКР (то же) |
|
|
|
|
|
|
2.3. Затраты на ОТПП (то же) |
|
|
|
|
|
|
2.4. Затраты на производство |
|
|
|
|
|
|
2.5. Затраты на сервис |
|
|
|
|
|
|
2.6. Затраты на эксплуатацию (использование) и ремонты (утилизацию) за нормативный срок службы товара |
|
|
|
|
|
|
3. Качество сервиса товара |
|
|
|
|
|
|
3.1. Имидж организации-изготовителя |
|
|
|
|
|
|
3.2. Юридическая надежность организации |
|
|
|
|
|
|
3.3. Финансовая надежность (устойчивость) организации |
|
|
|
|
|
|
3.4. Качество информации о товаре |
|
|
|
|
|
|
3.5. Качество упаковки товара |
|
|
|
|
|
|
3.6. Качество обслуживания торговой организации |
|
|
|
|
|
|
3.7. Качество доставки и установки (монтажа) товара |
|
|
|
|
|
|
3.8. Качество гарантийного обслуживания товара |
|
|
|
|
|
|
3.9. Качество ремонта товара |
|
|
|
|
|
|
4. Удельный вес данного товара в объеме продаж организации, доли единицы |
|
|
|
|
|
|
5. Показатели значимости рынков, на которых представлен товар |
|
|
|
|
|
|
6. Параметры товарных рынков |
|
|
|
|
|
|
6.1. Показатели взаимозаменяемости товара |
|
|
|
|
|
|
6.2. Объем товарного рынка |
|
|
|
|
|
|
6.3. Число субъектов и их доли на рынках |
|
|
|
|
|
|
6.4. Барьеры входа на рынки |
|
|
|
|
|
|
7. Удельная цена товара |
|
|
|
|
|
|
8. Показатели, учитывающие конкурентные преимущества организации по сравнению с основным конкурентом, у которого этот показатель равен единице |
|
|
|
|
|
|
|