Главная » Учебно-методические материалы » МЕНЕДЖМЕНТ » Менеджмент: учебный курс (часть 1)

Тема 7. Методы и инструменты менеджмента
18.01.2012, 18:17

7.1. Понятие и содержание функций контроля и регулирования

Методы менеджмента – совокупность способов и приемов осуществления управленческой деятельности, применяемых для постановки и достижения ее целей.

В менеджменте различают:

  • методы подготовки и обоснования решений;
  • методы выбора решений;
  • методы реализации решений.

Выбор методов подготовки и обоснования решений зависит от типа решаемых проблем (см. рис. 7.1).

Рис. 7.1. Методы подготовки и обоснования решений

К методам выбора решений относятся: единоначальное принятие решения; коллективное (групповое) принятие решения, осуществляемое полномочным органом; решение по согласованию, принимаемое на основе ограничений полномочий (рис. 7.2).

Рис. 7.2. Методы выбора решений

К методам реализации решений относятся: организационно- распорядительные (административные), экономические и социально-психологические (рис. 7.2).

Рис. 7.3. Методы реализации решений

7.2. Моделирование в менеджменте

Моделирование в менеджменте – процесс построения и исследования моделей управления организацией.

Под моделью понимается идеальный или материальный объект, приближенно воспроизводящий основные элементы и наиболее существенные связи и отношения исследуемого объекта.

Цель моделирования – получение новой, т. е. не зафиксированной в исходных данных информации об исследуемых объектах.

Наиболее распространенные виды моделирования в менеджменте:

  • экономико-математическое моделирование;
  • моделирование на основе системного анализа;
  • имитационное моделирование.

Экономико-математическое моделирование позволяет сформулировать экономическую проблему в виде математической задачи.

Модели системного анализа (СА) используются для решения слабо структурированных проблем, характеризующихся существенной неопределенностью.

В соответствии с основной идеей СА, состоящей в сочетании в моделях и методах решения проблем формальных и неформальных представлений, модели СА делят:

·  на формальные модели;

·  эвристические, использующие обобщенный опыт и интуицию специалистов (рис. 7.4).

Рис. 7.4. Модели системного анализа

Методы имитационного моделирования (ИМ) применяются:

  • для выбора из множества возможных вариантов построения производственной и организационной структур системы наилучшего в смысле достижения поставленных перед ней целей на основе вариантных расчетов;
  • максимально близкого воспроизведения поведения систем и их звеньев на основе фактических данных;
  • обоснования и выбора на основе воспроизведения существенных черт системы и целей ее развития стратегии ее деятельности;
  • снижения степени неопределенности в моменты принятия решений.

Опыт применения методов ИМ в менеджменте показал, что эффект от их использования существенно возрастает при их использовании в рамках специально организованной имитационной системы (ИС) поддержки решений и моделирования, обеспечивающей взаимоувязку всего процесса принятия решения – от прогноза и обоснования целей до их достижения.

Под имитационной системой поддержки решений и моделирования следует понимать информационную систему, включающую совокупность эвристических и математических моделей и методов, необходимые технические средства, программное, информационное и организационное обеспечение.

7.3. Инструменты менеджмента

Под инструментами менеджмента следует понимать совокупность моделей и методов, используемых для решения задач менеджмента и их информационного, организационного и методического обеспечения.

Инструментарий менеджмента чрезвычайно разнообразен. Он включает инструменты, существенно различающиеся по сложности, назначению, условиям применения и другим признакам, – от систем нормативов до систем организационного управления различных классов.

К числу широко известных инструментов менеджмента относятся:

  • система управления по целям (МВО - Management By Objectives);
  • система и методики ПАТТЕРН (PATTERN) для решения задач целеполагания, планирования, регулирования и контроля;
  • система и методики ПЕРТ (PERT) для решения задач планирования целевых комплексных программ и проектов;
  • экспертизы и др.

Система управления по целям (МВО) –система управления организацией, ориентированная на конечные результаты и основанная на использовании творческого потенциала трудового коллектива, новых методов управления (см. рис. 7.5).

Рис. 7.5. Процесс управления в системе управления по целям

Основным понятием концепции и системы управления по целям является понятие "ключевой результат". При этом выделяют ключевые результаты трех типов:

  • ключевой результат коммерческой деятельности (оборот, покрытие издержек, переменные и постоянные расходы, рентабельность и т. п.);
  • ключевые результаты функциональной деятельности (количество и качество производимой продукции, использование производственных мощностей, сырья, материалов, энергии и т. п.);
  • ключевые результаты поддержки, содействующей достижению коммерческих и функциональных результатов (мотивация персонала, атмосфера в организации, использование рабочего времени и т. п.).

Методика ПАТТЕРН (PATTERN – Planning Assistance Through Technical Evaluation Relevance Number) предназначена для формирования и оценки структуры целей, разработана фирмой "Хониуелл Инк" корпорации РЕНД.

Основные элементы методики ПАТТЕРН, составляющие ее этапы, представлены на рис. 7.6.

Рис. 7.6. Элементы методики ПАТТЕРН

Экспертиза – процесс исследования, проводимый экспертами, направленный на формирование групповой оценки по неструктурированным проблемам (см. рис. 7.7).

Сложность оцениваемых объектов может вызвать серьезные психологические затруднения у экспертов. Поэтому вместо исходной задачи экспертам часто предлагают другой тип задачи экспертного оценивания – в более удобной для них постановке, приводящей после обработки полученной от экспертов информации к решению исходной задачи.

Рис. 7.7. Схема процесса экспертизы

Различают следующие типы задач экспертного оценивания исследуемых объектов:

  • задача парных сравнений;
  • задача ранжирования;
  • задача классификации;
  • задача численной оценки.

В процессе формирования групповой оценки используются следующие методы:

  • метод "круглого стола" со свободным обменом информацией между экспертами;
  • метод "мозговой атаки" с частичной регламентацией общения экспертов;
  • метод Дельфи с использованием обратной связи;
  • методы формирования групповой оценки в условиях изолированности экспертов друг от друга.

Для обработки экспертной информации и получения результирующей оценки используются:

  • статистические методы;
  • алгебраические методы;
  • методы шкалирования.

Контрольные вопросы и задания

  1. Дайте определение понятия "метод менеджмента".
  2. Дайте характеристику методов менеджмента, применяемых в процессе управления.
  3. Какая связь существует между типом решаемых проблем и методом подготовки и обоснования решений?
  4. В каких случаях целесообразно применение моделирования в менеджменте?
  5. В чем состоит принципиальное отличие моделирования на основе системного подхода от экономико-математического моделирования?
  6. Охарактеризуйте особенности имитационного моделирования.
  7. Раскройте содержание процесса экспертизы в менеджменте.
  8. Каковы главные черты системы управления по целям?
  9. Дайте характеристику системы ПАТТЕРН.




БАНКОВСКОЕ ДЕЛО
БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ
БЮДЖЕТ И БЮДЖЕТНАЯ СИСТЕМА РФ
ВЫСШАЯ МАТЕМАТИКА, ТВ и МС, МАТ. МЕТОДЫ
ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ
ДОКУМЕНТОВЕДЕНИЕ И ДЕЛОПРОИЗВОДСТВО
ДРУГИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
ЕСТЕСТВЕННЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ
ИНВЕСТИЦИИ
ИССЛЕДОВАНИЕ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ
МАРКЕТИНГ
МЕНЕДЖМЕНТ
МЕТ. РЕКОМЕНДАЦИИ, ПРИМЕРЫ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ
МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА И МЭО
НАЛОГИ И НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ
ПЛАНИРОВАНИЕ И ПРОГНОЗИРОВАНИЕ
РАЗРАБОТКА УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ
РЫНОК ЦЕННЫХ БУМАГ
СТАТИСТИКА
ТЕХНИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ
УЧЕБНИКИ, ЛЕКЦИИ, ШПАРГАЛКИ (СКАЧАТЬ)
ФИНАНСОВЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ
ФИНАНСЫ, ДЕНЕЖНОЕ ОБРАЩЕНИЕ И КРЕДИТ
ЦЕНЫ И ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ
ЭКОНОМИКА
ЭКОНОМИКА, ОРГ-ЦИЯ И УПР-НИЕ ПРЕДПРИЯТИЕМ
ЭКОНОМИКА И СОЦИОЛОГИЯ ТРУДА
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ (МИКРО-, МАКРО)
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ
ЭКОНОМЕТРИКА
ЮРИСПРУДЕНЦИЯ