Главная » Учебно-методические материалы » МЕНЕДЖМЕНТ » Менеджмент: учебный курс (часть 1) |
18.01.2012, 18:17 | |
7.1. Понятие и содержание функций контроля и регулирования Методы менеджмента – совокупность способов и приемов осуществления управленческой деятельности, применяемых для постановки и достижения ее целей. В менеджменте различают:
Выбор методов подготовки и обоснования решений зависит от типа решаемых проблем (см. рис. 7.1). Рис. 7.1. Методы подготовки и обоснования решений К методам выбора решений относятся: единоначальное принятие решения; коллективное (групповое) принятие решения, осуществляемое полномочным органом; решение по согласованию, принимаемое на основе ограничений полномочий (рис. 7.2). Рис. 7.2. Методы выбора решений К методам реализации решений относятся: организационно- распорядительные (административные), экономические и социально-психологические (рис. 7.2). Рис. 7.3. Методы реализации решений 7.2. Моделирование в менеджменте Моделирование в менеджменте – процесс построения и исследования моделей управления организацией. Под моделью понимается идеальный или материальный объект, приближенно воспроизводящий основные элементы и наиболее существенные связи и отношения исследуемого объекта. Цель моделирования – получение новой, т. е. не зафиксированной в исходных данных информации об исследуемых объектах. Наиболее распространенные виды моделирования в менеджменте:
Экономико-математическое моделирование позволяет сформулировать экономическую проблему в виде математической задачи. Модели системного анализа (СА) используются для решения слабо структурированных проблем, характеризующихся существенной неопределенностью. В соответствии с основной идеей СА, состоящей в сочетании в моделях и методах решения проблем формальных и неформальных представлений, модели СА делят: · на формальные модели; · эвристические, использующие обобщенный опыт и интуицию специалистов (рис. 7.4). Рис. 7.4. Модели системного анализа Методы имитационного моделирования (ИМ) применяются:
Опыт применения методов ИМ в менеджменте показал, что эффект от их использования существенно возрастает при их использовании в рамках специально организованной имитационной системы (ИС) поддержки решений и моделирования, обеспечивающей взаимоувязку всего процесса принятия решения – от прогноза и обоснования целей до их достижения. Под имитационной системой поддержки решений и моделирования следует понимать информационную систему, включающую совокупность эвристических и математических моделей и методов, необходимые технические средства, программное, информационное и организационное обеспечение. Под инструментами менеджмента следует понимать совокупность моделей и методов, используемых для решения задач менеджмента и их информационного, организационного и методического обеспечения. Инструментарий менеджмента чрезвычайно разнообразен. Он включает инструменты, существенно различающиеся по сложности, назначению, условиям применения и другим признакам, – от систем нормативов до систем организационного управления различных классов. К числу широко известных инструментов менеджмента относятся:
Система управления по целям (МВО) –система управления организацией, ориентированная на конечные результаты и основанная на использовании творческого потенциала трудового коллектива, новых методов управления (см. рис. 7.5). Рис. 7.5. Процесс управления в системе управления по целям Основным понятием концепции и системы управления по целям является понятие "ключевой результат". При этом выделяют ключевые результаты трех типов:
Методика ПАТТЕРН (PATTERN – Planning Assistance Through Technical Evaluation Relevance Number) предназначена для формирования и оценки структуры целей, разработана фирмой "Хониуелл Инк" корпорации РЕНД. Основные элементы методики ПАТТЕРН, составляющие ее этапы, представлены на рис. 7.6. Рис. 7.6. Элементы методики ПАТТЕРН Экспертиза – процесс исследования, проводимый экспертами, направленный на формирование групповой оценки по неструктурированным проблемам (см. рис. 7.7). Сложность оцениваемых объектов может вызвать серьезные психологические затруднения у экспертов. Поэтому вместо исходной задачи экспертам часто предлагают другой тип задачи экспертного оценивания – в более удобной для них постановке, приводящей после обработки полученной от экспертов информации к решению исходной задачи. Рис. 7.7. Схема процесса экспертизы Различают следующие типы задач экспертного оценивания исследуемых объектов:
В процессе формирования групповой оценки используются следующие методы:
Для обработки экспертной информации и получения результирующей оценки используются:
Контрольные вопросы и задания
|